День памяти всех святых в земле российской просиявших. День Всех Святых в православии: обряды и традиции праздника Когда будет день всех святых

В первое воскресенье после дня Подробности этого праздника Вы сможете узнать из нашей статьи!

Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость.

День всех святых – словосочетание знакомое и в то же время странное. Оно вошло в обиходную речь в одной обёртке с британским Хэллоуином (чьё название означает All Hallows Eve – Вечер Всех Святых) – кельтским началом года которое в средневековой Британии отмечалось с поминовения Всех Святых. Первое упоминание об этом празднике встречается в IV веке, а в 609 г. римский папа Бонифаций IV в день Всех Святых освятил римский Пантеон в честь Богородицы и всех мучеников, чтобы, по выражению великого английского историка Беды, «память всех святых могла в будущем совершаться в месте, где почитали не богов, а демонов».

Все святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами. Святыми не рождаются, ими становятся (как стал раскаявшийся разбойник Опта, основавший знаменитую Оптину Пустынь), «стяжая Духа Святого», по словам св. Серафима Саровского. В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.

Как писал апостол Павел, “одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (I Кор. 12. 8-11) Согласно словам Апостола, церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою . При этом надо понимать, что почти никто из святых не становился таким мгновенно, но никто не обретал «помазание Божией благодати» внезапно и без своего сильного желания быть с Богом. Но помимо помазания благодатью святые всегда оставались обычными людьми со своими привычками, сложными моментами в биографии, за которые они горько каялись, и человеческими немощами. Интересно, что в церковных канонах есть строгое предупреждение, запрещающее православному считать что святые безгрешны.

Апостол Павел называет святыми всех верующих христиан. И понятно – человек сотворен Богом по образу и подобию Божиему и смысл жизни христианина состоит в том, чтобы от образа, заложенного в каждом из нас, перейти к подобию Божию: «будьте святы, как Отец Ваш Небесный», говорится в Библии.

К святости, по учению Церкви, призван каждый. История знает немало парадоксов: нередко святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди.

Первым вошел в рай… разбойник. Тот самый, который висел на кресте справа от Христа. Распят он был за свои «заслуги» сам это признавал. Но искреннего покаяния в последнюю минуту жизни и слов, обращенных к распятому Христу «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем» оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай.

Мария Египетская– еще один парадоксальный пример: с ранней юности она предавалась разврату, утопала во грехе соблазняла всех окружающих мужчин. И вдруг она захотела войти в церковь, куда ее не пустила сила Божия. Тогда Мария и поняла весь ужас своей жизни и до конца дней каялась о своих прегрешениях.

Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.

Церковная канонизация не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

Основными условиями для канонизации являются праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворения, совершаемые по молитвам святого.

Для канонизации святого важно и то, что со дня смерти должно пройти определенное время. Иначе слишком велик риск податься сиюминутным влечениям и увидеть святость там, где ее нет, как происходит, например, с кампаниями по прославлению Ивана Грозного или Распутина – несмотря на неоднократные заявления церкви о невозможности их прославления, некоторые люди упорствуют и пытаются собирать документы в поддержку.

Обычно канонизация совершается не раньше, чем через 50 лет поле смерти святого, так, например, благоверный князь Андрей Боголюбский или Димитрий Донской были прославлены только в год тысячелетия Крещения Руси – то есть много веков спустя после смерти.

Святые почитались с самых ранних веков христианства

Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры (таковым являлся римлянин Леонид, чью память мы празднуем тоже сегодня, 18 июня). За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца). С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы) и преподобных монахов (таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский).

В наши дни, когда нам известны имена тысяч россиян, пострадавших за веру Христову в годы советской власти, святые нам близки как никогда. Они практически наши современники, они обитали на соседних улицах, слушали радио, ездили в автомобилях, ходили в магазины и жили обычной, нашей с вами жизнью. Тем самым они показывают нам, насколько близко от нас находится благодать Божия, стоит лишь захотеть и обожение, теозис, – главная цель жизни христианской – оказывается достижимой. Поэтому мы празднуем сегодня память тех обычных людей, кто стяжал Духа Святого и обрёл помазание благодати.

«Неделя всех святых» — день памяти всех святых. В православной традиции, День всех святых празднуется в 1-е воскресенье (неделю) после дня Пятидесятницы (переходящий праздник), т.е. в 8-е воскресенье после Пасхи.

День Святой Троицы (Пятидесятницы), когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов - это День Рождения Церкви, и потому логично, что следующая за ним Неделя посвящена памяти всех святых, которые просияли и которым надлежит просиять благодатью Святого Духа во всем мире от Адама и до Второго Пришествия Христова. Это - «Неделя всех святых». Термин «Все святые» охватывает как канонизированных святых, так и тех, кто остался при жизни неизвестен, и поэтому не почитаем.

Сколько всего святых в христианстве - неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих-Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.

Церковная канонизация не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

О почитании святых

Разными путями святые угодники прославились в Боге. Как писал апостол Павел, «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор. 12:8-11). Согласно словам Апостола, Церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть.

В зависимости от подвигов святых Православная Церковь разделяет их по ликам святости : апостолы (ученики Христа) , равноапостольные (святые, подобно апостолам, потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов) , пророки, святители (патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы) , преподобные (уподобившиеся Господу - святые, прославившиеся в монашеском подвиге) , мученики (те, кто претерпел страдания и смерть за имя Христово, за православную веру) , великомученники, преподобномученники, священномученики, бессребренники (святые, отказавшиеся от богатства ради Христа, врачеватели, не бравших платы за свой труд) , юродивые ради Христа (подвижники, добровольно принявшие на себя образ безумных) , исповедники (те, кто много пострадал за Христа, но избежал мученической смерти), страстотерпцы (погибшие от рук убийц и злодеев; почитается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам), праведные (миряне и священнослужители из белого духовенства, почитаемые за праведную жизнь).

«Святые» (Фра Беато Анджелико, XV век)

Православная Церковь почитает святых не как богов, а как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествуют святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами и созиданием во имя их храмов. Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божих, Церковь, вместе с тем, призывает их в молитвах, не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом.

Апостол Иоанн засвидетельствовал, что святые возносят свои на небе молитвы пред Агнцем Божим, помня в них и о сочленах своих в церкви воинствующей (см. Откр. 5:8; Откр. 8:3-4). На основании Священного Писания, Церковь всегда учила призывать святых, с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом.

Противниками почитания святых угодников являются выделившиеся из Западной Церкви в Средние века протестанты и мистические секты. Мартин Лютер отверг почитание и призывание святых на том основании, что видел в них своего рода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалось его личной, непосредственной верой. Ему казалось, что даже и прославленные святые своим посредством будут отдалять верующих от Христа, подобно тому, как здесь на земле отдаляют их от Него члены церковной иерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание святых является унижением заслуг Иисуса Христа, как единственного ходатая между Богом и людьми. Святые, по мнению Лютера — это только замечательные исторические лица, о которых нужно вспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвой.

В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.

О святости

В этот день Церковь напоминает нам о том, что святость - это не удел отдельных личностей, а цель жизни каждого христианина. Сама способность к святости заложена Творцом при создании человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Однако, если образ Божий в нас есть и он неотъемлем (как человеческая ипостась) , хотя и значительно помрачен из-за греховного существования, то подобие Божие - в значительной мере утраченное через грехопадение прародителей свойство, бесконечно приобретаемое по мере возрастания в благодати.

Понятие «святость» - трудноопределимо, но святыми именуют людей, более других приблизившихся к Божественному миру, хотя при этом они и сохраняют естественные человеческие слабости и недостатки. Но главное в них - это энергия поиска и широта взгляда на мир, преобразование его своей деятельностью и примером. У каждого из святых был свой неповторимый путь и свое конкретное жизненное поприще, но все вместе они готовили торжество свободного, личностного мировосприятия. Так созидался мир, в котором отдельный человек имеет решающую ценность в очах Божиих.

По словам профессора МДА А.И.Осипова, «святые - это, прежде всего, иные люди, отличные от живущих по стихиям мира сего, а не по Христу (Кол. 2:8). Иные потому, что они борются и с помощью Божией побеждают "похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую" (1Ин. 2:16), - все то, что порабощает людей мира сего. Своей жизнью святые показали, к какой высоте богоподобия призван и способен человек, и что есть это богоподобие. Оно - та духовная красота, которая является отражением невыразимого Бога.

Достижение святости предполагает вполне определенный путь духовного развития, определенную последовательность, постепенность, предполагает наличие особых законов. На эту последовательность и постепенность указывают евангельские «Блаженства» (Мф. 5:3-12). Основываясь на долговременном опыте подвижничества, Святые Отцы указывают, что главнейшим спутником, основой духовной жизни является смирение . По Евангелию, это, прежде всего, нищета духа (Мф. 5:3) - состояние души, проистекающее из видения своей греховности и неспособности освободиться от давления страстей своими силами, без помощи Божией. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественной благодатью, предшествует всем прочим благодатным дарам. Смирение же проистекает у человека при условии понуждения себя к исполнению заповедей Евангелия и покаянию. Познание своего бессилия стать духовно и нравственно здравым, святым без помощи Божией создает твердую психологическую базу для непоколебимого принятия Бога как источника жизни и всякого блага. Смирение исключает возможность горделивого мечтания стать «как Бог» (Быт. 3:5). Такое самопознание открывает человеку Того, Кто хочет и может спасти его из состояния погибели, открывает ему Христа. Именно этим объясняется столь исключительное значение, придаваемое смирению всеми святыми.

Но если лествица духовной жизни строится на смирении, то увенчивается она той из них, которая больше всех (1Кор. 13:13) и которой именуется Сам Бог (1Ин. 4:6), - Любовью . Ею святые более всего прославились, ею побеждали мир, ею в преимущественной степени явили они величие, красоту и благо Божественных обетовании человеку. Согласно Священному Писанию, истинная христианская Любовь есть дар Духа Святого, а не результат какого-то собственного напряжения. Достижение этой Любви невозможно без предварительного приобретения других добродетелей и в первую очередь смирения, являющегося основанием всей лестницы добродетелей. У христианина, не имеющего должного познания себя и опытного смирения, любовь изменчива, непостоянна, смешана с тщеславием, эгоизмом, сластолюбием и т.д., в ней дышит мечтательность. Таким образом, любовь святых это не обычное земное чувство, не результат целенаправленных усилий по возбуждению в себе любви к Богу, но есть дар Духа Святого, и как таковой переживается и проявляется совершенно иначе, чем даже самые возвышенные земные чувства. Об этом особенно красноречиво свидетельствуют плоды Духа Божия, ниспосылаемые всем искренним христианам соответственно степени их ревности, духовной чистоты и смирения.

Священное Писание и творения Святых Отцов постоянно говорят о тех совершенно особых по своей силе и по своему характеру состояниях радости, блаженства или, выражаясь обыденным человеческим языком, счастья, не сравнимых ни с какими обычными переживаниями, которые постепенно открываются у христианина, ведущего правильную духовную жизнь. Чаще всего эти состояния передаются словами: любовь и радость, поскольку высших, нежели эти, понятий, нет в языке человеческом.

Иллюстрацией того, что переживает человек, стяжавший Духа Святого, может служить встреча и беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым, во время которой, по молитве Преподобного, его собеседник смог ощутить и пережить начатки благих даров Духа Святого и поведать о них миру. «Когда Дух Божий приходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, - говорил преп. Серафим, - тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы ни прикоснулся Он... Господь сказал: «Царство Божие внутрь вас есть», - а под Царствием Божиим разумел Он благодать Духа Святого. Вот оно-то теперь внутрь нас и находится, а благодать Духа Святого отвне осиявает и согревает нас, благоуханием многоразличным преисполняя воздух... услаждает чувства наши пренебесным наслаждением и сердца наши напояет радостью неизглаголатою...»

«Обожение» - данный термин наиболее точно выражает существо святости. Она есть именно теснейшее единение с Богом, стяжание Духа Святого, о котором говорил преп. Серафим. Она - Царство Божие, пришедшее в силе (Мк. 9; 1) в тех верующих, о которых Спаситель сказал: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16:17-18). Эти знамения являются одним из очевидных указаний на то, что святость есть единство с Духом Господним (1 Кор. 6; 17), Который есть "Бог, творящий чудеса" (Пс. 76; 15).»

К святости, по учению Церкви, призван каждый. История знает немало парадоксов: нередко святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди. Первым вошел в рай… разбойник. Тот самый, который висел на кресте справа от Христа. Распят он был за свои «заслуги» сам это признавал. Но искреннего покаяния в последнюю мину жизни и слов, обращенных к распятому Христу «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем» оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай. Мария Египетская- еще один парадоксальный пример: с ранней юности она предавалась разврату, утопала во грехе соблазняла всех окружающих мужчин. И вдруг она захотела войти в церковь, куда ее не пустила сила Божия. Тогда Мария и поняла весь ужас своей жизни и до конца дней каялась о своих прегрешениях.

Богослужение

Неделя всех святых имеет особое значение в годовом круге богослужения: с этого дня заканчивается период пения Триоди и начинается период пения Октоиха; Неделя всех святых открывает собой цикл чтения 11 воскресных утренних Евангелий.

В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна). В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.

Тропарь всех святых, глас 4
Иже во всем мире мученик Твоих,/ яко багряницею и виссом,/ кровьми Церковь Твоя украсившися,/ теми вопиет Ти, Христе Боже:/ людем Твоим щедроты Твоя низпосли,/ мир жительству Твоему даруй// и душам нашим велию милость.

Кондак всех святых, глас 8
Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Проповедь митрополита Антония (Сурожского) в День всех святых

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы празднуем сегодня день всех святых. Каждый из нас при крещении наречен именем одного из святых, в которых слава Божия, Его блеск, Его красота воссияла, каждый из нас посвящен его памяти, каждый из нас отдан под его личное, любовное, строгое покровительство.

Строгое — потому что путь Господень не широк и не легок, путь Господень узок и строг. И каждый из святых, прошедший этим путем, нас зовет за собой, идти этой тропой, этим путем. И перед каждым из нас задача: последовать за Христом по примеру того святого или той святой, имя которого нам дано. Это не значит стараться прожить той именно жизнью, какой он прожил, но это значит научиться от него, как живут те, которые хотят следовать за Христом, каждый по-своему, каждый — неповторимым, единственным образом, потому что каждый из нас неповторим.

Путь Господень — это путь отречения от себя ради чего-то, что больше нас, но не такое отречение от себя, которое значило бы, что мы перестаем быть собой. Это признание, что наша природа, наше призвание выше нас самих, и что мы должны себя перерасти, из мелких, малых стать великими. Мы призваны вырасти в полную меру того, что Господь задумал о каждом из нас, как выросли в свою меру те святые, которые глубоко приняли в сердце Евангелие Господне и прожили согласно ему.

Вот призыв, который обращен к нам всеми святыми устами святого Иоанна Златоустого: "Не хвалите нас, не воспевайте нас, а уподобьтесь нам". Святой Иоанн говорит здесь о том, что мы напрасно воспеваем хвалу, напрасно поем славу святых, если мы не стараемся подобно им быть христианами всей жизнью, и умом, и сердцем, и волей, и плотью — всем своим существом.

Если мы хотим дать славу святым, прославить своего святого, оправдать, что нам доверено это имя — мы должны научиться жить так, как жил он, как жил Христос, как призваны мы жить. Иначе каждая похвала, которую мы произносим святому, нам будет когда-нибудь упреком: знал — и не творил...

Избежим же этого! Вдохновимся той неизреченной красотой Евангелия, той дивной красотой образа Христа Спасителя, той отраженной Божественной красотой, которую мы видим во святых, и перерастем себя. Станем и мы достойными своего звания человека, христианина, достойными того имени, которое нам дано, которое нам доверено. Аминь.

Праздник всей Святой Руси

Празднование Собора всех святых в земле Российской просиявших установлено в 50-е годы XVI века, но забытое в Синодальную эпоху, было в 1918 году восстановлено, а с 1946 года стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице. В текущем 2015 году этот день - 14 июня . В этот день Церковь напоминает нам о том, что святость - это не удел отдельных личностей, а цель жизни каждого христианина.

Церковь прославляет сонм праведников и мучеников,

как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу

Как только христианская вера пришла в Россию, так жизнь народа сразу переродилась. Вера, Православная Церковь объединила разрозненные племена в один народ, и самым существенным свойством русских людей стала вера в Царство Божие, искание его, искание правды.


И вот в среде этого православного русского народа воспиталось и прославилось множество угодников Божиих: преподобных, мучеников, святителей, святых жен, Христа ради юродивых, имена которых известны или не дошли до нас, угодившие Богу словами, делами и самой жизнью.

От их имен и Русь получила тезоименитство, стала называться «Святой»

Эти люди отложили житейскую суету, преодолели притяжение к страстным увеселениям, взяли на себя Крест и последовали за Христом. Они не щадили души своей в мире сем, чтобы сохранить ее в жизнь вечную (см. Ин.12:25) . И в момент испытания веры от гонителей они предпочли умереть, чтобы пребывать там, где Небесный Отец и Сын Его Иисус Христос. Земля Русская пропитана их кровью, хранит в себе их тела, но души угодников Божиих обитают сейчас на небесах.

Cвятость - это то, что исходит от Бога. Бог свят (Откр.4:8) , Он в святости пребывает. Свят Его закон и заповеди, они праведны и добры, как писал апостол Павел (см. Рим. 7:12) . Свят Иисус Христос, Сын Божий (Лк.1:35) , а от Его Тела - и вся Церковь.


В Церкви Дух Святой сообщает святость людям и предметам, которые, проходя по земле, освящают её своим присутствием. Там, где жили святые люди, получили названия «святых» даже горы, пещеры, острова и озера.


Первейшие русские мученики Борис и Глеб уже в начале ХI века показали образец русской святости: лучше отдать жизнь в руки брату, чем вступать в братоубийственную войну. Их родители и прародители, святой Владимир и княгиня Ольга , после познания истиной веры, направили все силы и богатство государства на просвещение народа, ради общественного блага. А святые Печерские затворники , начиная с Антония и Феодосия , неприхотливостью своего жития и мудростью разума притягивали не только киевлян, но жителей окрестных городов и русских княжеств.


Православная вера воспитала таких великих русских святых, как преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский . Имена этих угодников Божиих дороги не только для православных русских людей, но с любовью они почитаются и далеко за пределами русских земель.


Святой князь Александр Невский во время татарского ига много раз путешествовал в Орду и своею кротостью и смирением умилостивлял, смягчал татарского хана и испрашивал милости для своего народа. Благодаря его ходатайству татары не вмешивались в дела православной веры, не заставляли русский народ поклоняться идолам.


Москва имеет своих покровителей и молитвенников в лице первосвятителей - с вятых Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена .


В православном церковном почитании Отечество земное как бы теряет свои территориальные границы. Посему, в сонм русских святых мы прибавляем святого Григория, просветителя Армении, Нину, просветительницу Грузии, апостола Симона Зилота и Иоанна Златоуста окончивших жизнь в Абхазии, священномучеников Климента и Мартина, пап Римских . Не говоря уже о том, что Кирилл и Мефодий, учители Словенские , и апостол Андрей Первозванный чтутся в списке святых исконно «русских» святых.


А сколько русских святых вышло за пределы родной земли: праведный Иоанн Русский , просиял в Греции, преподобный Герман трудился на Аляскинских островах, святитель Иннокентий был апостолом Америки, а святой Николай стал основателем церкви Японской. Нам до сих пор неизвестно точно сколько русских подвижников в ХХ веке окончили свято жизнь во Франции, Америке, и, даже, Австралии.

Вообще невозможно перечислить всех заслуг святых русских людей перед своим Отечеством и народом, проявившим подлинную любовь к своим братьям своею молитвою, словом и делом.

Святость

По слову святителя Иоанна Шанхайского, - «самое драгоценное, самое великое — это святость». «Святость» - это нечто таинственное, иноприродное миру, требующее соблюдения благоговейной дистанции. Все, что посвящено Богу, люди или предметы, в Библии именуется «святым» (см. Лев 27:9).

Святость - одно из основных свойств Божьих, сообщаемых Богом избранному Им человеку.

Святость - не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении ко греху.

«Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы,

ибо Я (Господь, Бог ваш) свят...» (Лев.11:44)

По примеру призвавшего вас Святаго

и сами будьте святы во всех поступках (1 Пт.1:15)

В древности все члены Церкви назывались «святыми» (Пс 88:20; Рим 15:26) , поскольку все стремились к непричастности ко злу и всякой нечистоте.

Святость - это ключевое понятие православной духовности. Святость не тождественна нравственному совершенству, хотя и обозначает высшее нравственное состояние человека (ср. Лев 19:2; Мф 5:48; Лк 6:36) . Если следовать Ветхому и Новому Завету, тот человек называется благочестивым, морально чистым и совершенным, кто Богом освящен и Богу принадлежит.

Святость нечеловеческого происхождения. Это дар Божий человеку за его труд, за его отвержение зла, за его выбор. Если человек выбирает Бога в своей жизни, то Господь его Сам очищает, и Сам спасает, и наполняет его Божественной жизнью.

Понятие святость тем отличается от моральности, что она не автономна. Это выражение отношения двоих: Бога и человека.

Человек, называющийся святым, уже как правило является нравственным, но отличается духовным совершенством и близостью к Богу.

Молитва Всем святым, в земле Российской просиявших

О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божий, подвиги своими Землю Русскую освятивший и телеса своя, яко семя веры, в ней оставльшии, душами же своими Престолу Божию предстоящий и непрестанно о ней молящийся!

Се, ныне в день общего вашего торжества мы, грешнии меньшии братия ваши, дерзаем приносити вам хвалебное пение. Величаем ваша великия подвиги, духовнии воины Христовы, терпением и мужеством до конца врага низложивший и нас от прелести и козни его избавляющий. Ублажаем ваше святое житие, светальницы божественнии, светом веры и добродетелей светящиеся и наши умы и сердца богомудренно озаряющий. Прославляем ваши великие чудеса, цвети райстии, в стране нашей северней прекрасно процветший и ароматы дарований и чудес повсюду благоухающий. Восхваляем вашу богоподражательную любовь, предстателие наши и покровителие, и, уповающе на помощь вашу, припадаем к вам и вопиим: равноапостольнии просветителие наши! Споспешествуйте людем Русския Земли преданную вами веру Православную твердо содержати, да спасительное семя, вами всеянное, не иссушено будет зноем неверия, но дождем Божия поспешения напоенное, плод изобильный да принесет.

Святителие Христовы! Молитвами вашими утвердите Церковь Русскую, ереси, расколы и нестроения в ней потребите, расточенныя овцы воедино соберите и от всяких волков, во одежде овчей в стадо Христово входящих, оградите.

Преподобнии отцы! Сохраните нас от прелестей мира сего лукаваго, да отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми, носяще тяготы друг друга.

Благовернии князие! Воззрите милостивно на земное отечество ваше и вся нечестия и соблазны, в нем ныне сущия, оружием молитв ваших потребите, да, якоже древле, тако и ныне, и в грядущее время прославляется на Святей Руси имя Господне.

Страстотерпцы Российстии преславнии! Укрепите нас в молитвенном стоянии даже до крове за веру Православную и обычаи отечества, да ни скорбь, ни теснота, ни гонения, ни глад, ни нагота, ни беда, ни меч не возмогут нас разлучит от любве Божия, яже о Христе Иисусе.

Блаженнии, Христа ради юродивии и праведнии! Посрамите мудрость века сего, возносящуюся на Разум Божий. Нам же помозите, спасительным буйством Креста Христова утвердившиеся, соблазны мудрости мирския незыблемым быти, горнее присно, а не земное помышляти.

Богомудрые жены, в немощнем естестве подвиги велия явившия! Молитеся, да дух вашея любви ко Господу и ревность о угождении и о своем и ближняго спасении не оскудевают в нас.

Все святии сродницы наши, от лет древних просиявшие и в последния дни подвизавшиеся, явленнии и неявленнии, ведомии и неведомии! Помяните нашу немощь и уничижения и молитвами вашими испросите у Христа Бога нашего, да и мы, безбедно преплывшия житейскую пучину и невредимо соблюдше сокровище веры, в пристанище вечнаго спасения достигнем и в блаженных обителях горнего Отечества вкупе с вами и со всеми угодившими ему от века святыми водворимся, благодатию и человеколюбием Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, Емуже со Превечным Отцем и Пресвятым Духом подобает непрестанное славословие и поклонение от всех тварей во веки веков. Аминь.

В день всех святых
Зажгите в храме свечи,
Теплей пусть будет
Святым на небесах,
Душе пусть вашей
Тоже станет легче,
Уйдет тяжесть грехов,
Лежащих на плечах.
В день всех святых
Желаю благодати,
Пусть ангелы
Коснуться вас крылом,
Пусть свечи воском
Где-то в храме плачут,
И счастье незаметно
Входит в дом.

С Днём всех святых вас поздравляем,
Любви и мира вам желаем,
Пусть в небо ангелы летят,
И все святые вас хранят.
Пусть радость этот день несёт,
И вам всегда во всём везёт.
В душе покоя и тепла
И будьте счастливы всегда!

Поздравляю с Днём всех святых. Желаю, чтобы жизнь была светлой, благополучной, счастливой, успешной. Желаю отрады для души, отзывчивости сердца, доброты и мира, блага и милости, крепкого здоровья и надежды на лучшее.

С Днем всех святых хочу поздравить,
Пускай надежно в Вашу жизнь
Они свой светлый взор направят,
Храня от завистей чужих,
От бед, невзгод и разногласий
В семейном, тихом очаге.
Добро пусть будет в жизни Вашей -
Размеренной, большой реке.

Поздравим вас с Днем Всех Святых!
Он и детей, и пожилых
Заставит вспомнить Божий свет
Да на вопросы даст ответ,
Рекой направит к вам любовь,
А главное, покажет вновь
Всю силу веры и добра.
Очень давно всем знать пора,
Как важно свет в душе иметь
... и этим светом мир согреть.
Радости вам, любви родных!
У нас сейчас День Всех Святых!

Поздравляю с Днем святых
Всех знакомых и родных,
Ангелы пусть охраняют
От любой беды спасают.

Жизни всей великий план
Богом нам для счастья дан.
Грусть идет пусть стороной,
Будь всегда самим собой.

Светлый праздник всех святых
Наполняет сердце счастьем.
После снов тяжелых, злых
Навсегда ушло ненастье.

Вспомним тех, кто для людей
Совершал дела благие,
Радость ярче и полней
Делают для нас святые.

С Днем всех святых! И пусть хранят от горя
Твой теплый дом и уголки души.
Осенний ветер за окошком воет,
Но ты грустить не очень-то спеши,

Храм посети, зажги свечу, и может
Вдруг наконец-то чудо посетит,
И круг святых нечаянно поможет
Счастливей, лучше, радостней зажить!

В день всех святых,
В день памяти усопших
Пусть добротой наполнятся сердца,
И до небес всей святости возросшей
Не будет ни предела, ни конца.

В день всех святых я пожелаю
Душевного вам всем тепла.
Пускай уютной жизнь лишь будет,
Удача будет пусть добра.

Пусть окружают вас друзья,
Родные и любимые.
Пускай надежда будет в сердце
Навсегда хранимая.

Маски сняты, смыт и грим.
Спит в кладовке Пилигрим.
Музыканты группы «Кисс»
Накануне напились.

Доктор Зло храпит под стулом,
Кашляет во сне, продуло,
Франкенштейн, сняв маску спит,
Как по-детски он сопит.

Злая ведьма и вампиры
Дружат утром с белым миром,
Через час они проснутся,
Потянувшись, рассмеются.

Маски сняв с лиц молодых,
Встретим мы День всех святых,
Пусть Хэллоуин прошел,
Будет через год еще.

Пригодятся нам и маски,
И смываемые краски,
Театральный этот грим,
Книжка сказок братьев Гримм.

Поздравляю вас, вампиры,
Пилигримы и сатиры,
Нимфы, ведьмы и колдуньи,
Эльфы и гадалки-лгуньи.

Утро, свет, день всех святых,
Просыпайся все, кто дрых,
Все за стол, опохмеляться,
Но сначала - умываться!