Когда дети начинают ходить самое позднее. Этапы развития ребенка: начал ползать, агукать, ходить, улыбаться, говорить и т.д. Непростая наука: обучение

Во сколько месяцев?

В среднем малыши начинают самостоятельно стоять на ногах к 8-месячному возрасту. Сначала это попытки вставать рядом с опорой на колени, затем ребенок начинает приподниматься на одну ножку и наконец, держась за опору, кроха уверенно встает на обе ножки.

Когда малыш отпускает руки, то сразу же опускается на ягодицы. Он продолжает «тренироваться» - встает и опять падает – достаточно долго. Иногда он сразу начинает пытаться ходить вдоль опоры.

Первое время крохе весьма трудно удерживать свое тело в вертикальном положении. Он прилагает много усилий, чтобы держать равновесие и оставаться на двух ножках, поэтому большинство попыток заканчивается падением на ягодицы. Но присмотревшись, вы заметите, как радостно малышу осваивать новый навык и как интересно ему смотреть на все вокруг, приняв вертикальное положение.

Мнение Е. Комаровского

Известный педиатр напоминает, что зачастую детки начинают стоять, придерживаясь за опору, в 7-9 месяцев, а без поддержки – в 9-12 месяцев. Некоторые полностью здоровые детки начинают стоять позже сверстников, например, если они очень спокойные или полненькие. Если врач говорит, что ребенок здоров, поводов для волнений быть не должно.

Нередко ребенок учится вставать, а как обратно сесть - не умеет. Кроха стоит, насколько может долго, а затем падает от усталости. Если же такого ребенка посадить, убрав ручки от опоры, малыш сразу забудет, что устал, и опять начнет тянуться к опоре и вставать. Через некоторое время ребенок научится осторожно опускаться из стоячего положения. Совсем скоро кроха увидит, что у него получается делать шаги вдоль опоры. Постепенно он отпустит одну руку и будет придерживаться за опору лишь одной рукой. Так малыш учится ходить.

Научившемуся вставать и стоять ребенку родители часто задумываются купить ходунки. С этим приспособлением малыш может передвигаться, пока не научиться ходить. Главная цель использования ходунков – обеспечить малышу безопасную возможность перемещаться по квартире, освободив маму.

Комаровский не советует держать кроху в ходунках более 40 минут, так как уверен, что пребывание в них ничего полезного ребенку не дает, а идет даже во вред. Развитие ребенка должно происходить естественно. К тому же, во время ползания изучать мир для ребенка намного полезнее.

Что нужно знать, когда ребенок начал стоять?

Карапузу, который учится стоять с опорой и без нее, требуется больше внимания, чем крохе, который еще не начал пробовать вставать. Так как многие малыши учатся вставать быстрее, чем понимают, как вернуться обратно в сидячее положение, то мамина помощь в этот период им очень нужна.

Вам следует помнить, что теперь ваш ребенок будет вставать практически в любом месте, поэтому вы должны быть крайне внимательны и контролировать все действия малыша, обеспечив ему максимальную безопасность. Опасными для встающего на ножки крохи могут быть углы шкафов и столов, дверки, скатерти и прочие предметы. Вовремя прячьте опасные для малыша предметы. Дверцы тумбочек на время можно заклеить скотчем, чтобы предотвратить их открывание малышом (он может прищемить пальцы).

Если вашему малышу меньше года, он хорошо ползает и сидит, но стоять пока не научился, не нужно беспокоиться. Каждый ребенок развивается по собственному графику, а цель родителей – не мешать, но и не заставлять, а поддерживать все самостоятельные попытки ребенка осваивать новые двигательные навыки.

Упражнения

Научившегося вставать малыша можно стимулировать почаще использовать этот навык и быстрее перейти к стоянию без опоры с помощью некоторых упражнений:

  • Предлагайте малышу вставать у опоры разной высоты. Когда он хорошо научится вставать, держась за опору на уровне его пояса, предложите «барьер» повыше – на уровне его груди.
  • Стоящему у опоры ребенку, который держится за нее руками, дайте интересную игрушку. Так вы вынудите кроху прислониться к опоре животом, а руками выполнять разные манипуляции с игрушкой.
  • Чтобы научить кроху садиться из положения стоя, тоже можно воспользоваться игрушкой. Положите ее на пол рядом со стоящим малышом и поддерживайте ребенка, пытающегося дотянуться до игрушки.
  • Поставьте ребенка у стеллажа, на полках которого разместите несколько игрушек на разной высоте. Малыш будет пытаться достать игрушку и начнет приподниматься вверх и отпускать одну руку.
  • Поставьте малыша у низкого стола, пусть он держится за этот стол. Вокруг крохи разложите на полу несколько игрушек и предложите ребенку поднять их все и положить на столик.
  • Положите между ногами малыша валик так, чтобы одна нога ребенка оказалась впереди, а вторая – сзади. Пусть кроха старается держать равновесие в этой позе.
  • Подвесьте рядом с опорой мяч, чтобы он был на уровне колен малыша. Ребенок будет стоять у опоры и стараться футболить этот мяч одной ногой, перенося вес тела на другу.
  • Можете также заниматься с крохой на балансировочной доске.

С момента, когда малыш появился на свет, начинается его знакомство с окружающим миром.

Первые шаги ребенка — важный этап в развитии будущего человека. Родители с волнением ждут этого момента.

В каком возрасте дети начинают ходить и, как можно научить кроху делать это правильно?

Это может являться серьезным симптомом того, что у крохи имеются какие-либо патологии.

Причиной позднего хождения может быть ослабленный иммунитет или травма, полученная при рождении.

В качестве помощи чаще всего назначаются специальные упражнения или массаж. Родители могут выполнять такие манипуляции с ребенком самостоятельно.

Нередки ситуации, во время которых малыш нормально развивался и уже начал сам делать первые шаги, но вдруг перестал ходить в определенный момент. Такое явление может появиться из-за испуга, случайного падения или недавно перенесенных болезней, следствием которых стало ослабленное здоровье ребенка.

Как оказать помощь малышу?

В навыках хождения ребенку должен помогать кто-то из взрослых членов семьи. При этом нужно обязательно соблюдать меру. Это касается использования любимых многими родителями ходунков. Такой вспомогательный инструмент не нужно применять постоянно.

Для помощи ребенку в ходьбе следует использовать следующие методы:

  • Создать пространство для малыша, которое будет для него комфортным
  • Выполнять назначенный педиатром массаж, который направлен на то, чтобы поддерживать мускулатуру малыша в тонусе
  • Проводить ежедневные занятия специальной гимнастикой, которая поможет в укреплении его мышечного скелета

Некоторые родители жалуются на то, что ребенок , а не прямо. В основном он привлекает внимание таким способом. Но если малыш делает это все время, взрослые должны обязательно показать его специалисту. Он назначит курс массажа, физпроцедур или гимнастики.

Если ребенок уже достиг полуторогодовалого возраста, но так и не начал ходить, родители должны забить тревогу.

Особенное внимание необходимо обратить на то, какое самочувствие у ребенка, активен он или нет, и какое у него настроение. В этом случае не нужно медлить, а рекомендуется обязательно показать малыша врачу, который поставит правильный диагноз и назначит верное лечение.

На видео — полезные советы для родителей:

Первые шаги – огромное событие в жизни маленького человека: теперь он может исследовать окружающий мир, везде успеть, все потрогать. Молодым родителям не терпится научить первенца правильно переставлять ножки. Во сколько месяцев дети обычно начинают ходить? Каждый случай – индивидуален. Все зависит от физического развития младенца, общего состояния здоровья и темперамента. Консультанты интернет-магазина «Дочки-сыночки» порекомендуют ходунки, способствующие развитию нижних конечностей.

В каком возрасте ребенок начинает ходить самостоятельно




Научиться шагать, не овладев базовыми движениями, очень тяжело. Полноценная ходьба возможна только после того, как малыш научился твердо стоять, натренировал ножки, прыгая на руках у матери, успел вдоволь поползать и умеет хорошо держать равновесие. Некоторые дети стремятся пропустить ползание, но им освоить науку равновесия сложнее, при этом позвоночник испытывает большие нагрузки.

Существует множество приспособлений, которые помогут сделать первые шаги и укрепить мышцы:

  • прыгунки – разгрузят мамины руки, доставят младенцу удовольствие, с семи месяцев маленькие спортсмены могут прыгать, тренируя ножки;
  • классические ходунки с мягким сиденьем Chicco Band Green Mave с рулем (легко складываются, регулируются по высоте, оснащены нескользящими тормозами и игровой панелью) – тренируют мышцы икр, расширяют границы пространства, доступного малышу;
  • вожжи – помогают держать равновесие, не дают упасть;
  • интерактивные игрушки, которые двигаются, – поощряют активность, стремление освоить ходьбу;
  • ходунки-каталка – развивает самостоятельность. Например, деревянный развивающий центр Kids4kids «Мои первые шаги» .

Важно!

Ваш малыш уже побежал? Теперь он проверит все шкафчики, аптечки, полки и комоды. Обеспечьте безопасное передвижение по квартире: уберите лекарства, моющие и косметические средства, спрячьте опасные вещи. Чтобы застраховать себя от случайностей, купите заглушки для розеток, фиксаторы дверей, ящиков, унитазов и надежные защелки.

Выводы

Малыши осваивают навык хождения в различное время: кто-то бегает уже в восемь, а другие к году только делают первые шаги. Это все варианты нормы, поскольку у каждого малыша своя, особенная природная программа. Помогут активизировать двигательные навыки различные современные приспособления – ходунки, прыгунки, интерактивные игрушки.

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Многие мамочки с нетерпением ждут первого шага своего малыша и очень расстраиваются, если сверстник пошел раньше.

Однако развитие детей, особенно до года, очень индивидуально, и говорить о каких-то нормах очень сложно.

Есть лишь приблизительные цифры, о которых мы расскажем в нашей статье.

Во сколько лет дети сами делают первые шаги: норма для мальчиков и девочек

Средний возраст, в каком малыш должен начать делать первые шаги, — это .

Однако это вовсе не значит, что все дети именно к году начинают ходить. Физиологической нормой врачи считают период до .

Все начинается с попыток самостоятельно встать, затем малыш будет стараться пойти, держась за опору или за взрослого, и только после этого он сможет сделать первые шаги.

Возраст, в котором дети начинают ходить, зависит от многих факторов.

Самый первый — это пол малыша. Девочки делают первые самостоятельные шаги быстрее мальчишек.

Также стоит обратить внимание на телосложение малыша. Пухленькие детки зачастую менее активные. Ещё один фактор — характер ребенка. Наблюдательные и спокойные малыши не спешат с самостоятельными шагами, в то время как слишком активные дети топают раньше срока.

Вспомните себя в детстве. Если кто-то из родителей пошел позже нормы, скорее всего, и малыш пойдет позже.

Малыш пошел раньше или позже оптимального срока — хорошо это или плохо?


Если ребенок решил начать топать раньше оптимального срока, не стоит слишком активно радоваться.

Поскольку мышцы позвоночника и ног ещё не окрепли. А в процессе ходьбы на них будут возложена колоссальная нагрузка, которую они не всегда смогут выдержать.

Если ребенок крупный, у него могут возникнуть проблемы с формированием костно-мышечной системы ног.

Особенно это опасно в тех случаях, если ребенок не сам встал на ножки, а его к этому подтолкнули родители. Голень под весом малыша деформируется, что становится причиной неправильной постановки стопы.

Непродолжительная задержка первых шагов не является поводом для беспокойства. Скорее всего, мышцы и позвоночник малыша ещё не до конца сформированы. Второй причиной поздних шагов могут стать ослабленные защитные функции организма из-за перенесенных болезней или в результате родовой травмы.

Если малыш ходит на носочках или цыпочках — что с этим делать?

Причины такого процесса делятся на четыре группы:

  • проблемы неврологического характера;
  • ортопедические недуги;
  • симптом аутизма;
  • идиопатическое хождение.

Практически все врачи сходятся во мнении, что хождение на носочках является физиологической нормой . Но в любом случае обращение к специалисту не нанесет никакого вреда.

Доктор пропишет малышу процедуры, которые можно делать в домашних условиях,а можно обратиться к массажисту или мануальному терапевту. Среди таких процедур чаще всего назначают:

  • упражнения на растяжку — они направлены на увеличение диапазона лодыжки, что позволит повысить её устойчивость (комплекс упражнений подскажет педиатр);
  • массаж — можно проконсультироваться с массажистом, который покажет подходящий для вас комплекс;
  • обувь — выбирайте только на плоской подошве; хорошим вариантом является обувь с пищалками или мигалками — малыш сам
  • захочет стать на пяточку, чтобы увидеть эти эффекты.

Справка! Если по достижению двухлетнего возраста и после всех названых манипуляций, ребенок не перестал ходить на носочках, это может говорить о более серьезных заболеваниях. Лечение этих недугов может носить хирургический характер. Чаще всего проводятся операции на удлинение пяточного сухожилия.

Как правильно научить карапуза передвигаться самостоятельно и уверенно без поддержки


Всё зависит от того, насколько активный ребенок на протяжении всех предыдущих месяцев.

Поэтому ещё с первых месяцев нужно развивать двигательную активность малыша. Сделать это можно несколькими способами:

  • выкладывать на животик — как только карапуз , его нужно как можно чаще класть на животик, чтобы мышцы спины и шеи становились крепче;
  • перевороты — уже в двухмесячном возрасте малыш старается перевернуться, мамам не стоит ограничивать эти начинания, поскольку они способствуют развитию мускулатуры;
  • положение сидя — где-то в 4-6 месяцев малыш пытается сесть, а уже в 8 месяцев он должен уметь делать это полноценно; как только ребенок сядет, давайте ему игрушки на расстоянии, чтобы он старался до них дотянуться;
  • поощряйте ползание — не держите карапуза все время в манеже, лучше расстелите на полу побольше одеял и разложите игрушки, к которым малыш будет ползти.

В 9 месяцев

  • Занятия с . В этом возрасте высаживайте карапуза спиной к себе и покачивайте его легонько. Такое упражнение поможет развить вестибулярный аппарат и сделать движения более скоординированными.
  • Можно ставить малыша на твердую поверхность, придерживая его в области грудной клетки. Сделайте имитацию прыжков, при этом следите, чтобы малыш все время «приземлялся» ножками на что-то твердое.
  • Стимуляция самостоятельного подъема. Когда карапуз сидит или ползет, покажите ему его любимую игрушку. Нужно добиться того, чтобы ребенок встал с коленок.
  • Учите ребенка стоять без опоры. Для этого в то время, как он держится за что-то, предложите ему взять любимую игрушку.

В 10 месяцев

  • Используйте игрушки-толокары или детские коляски. Малыш держится за эти игрушки и начинают идти вперед. Обязательно придерживайте ребенка со спины.
  • Можно применить пластмассовую палочку. Карапуз должен ухватиться за неё (при этом родители страхуют, чтобы он не отпустил руки), а взрослые будет вести малыша за эту палку. Со временем можно усложнять задачу, чтобы за опору держалась одна рука.

В 11 месяцев

  • В этом возрасте дети уже могут начать ходить самостоятельно, но их может пугать огромное пространство вокруг. Поэтому наденьте на карапуза обруч побольше и двигайте его, тем самым подталкивая ребенка к шагам.

В 12 месяцев

  • На данном этапе можно учить малыша переступать препятствия. Для этого взрослые должны вести ребенка за обе руки, а впереди натянуть веревочку и поставить небольшое возвышение. Необходимо простимулировать годовалого карапуза к тому, чтобы он прошел эти препятствия.

Как помочь малышу в хождении?

Упражнения, чтобы быстро научить

Комплекс упражнений, который мы сейчас опишем, предназначен для того, чтобы помочь малышу уверено стоять на ногах.

  1. Поставить карапуза спиной к себе, при этом нужно придерживать кроху за живот. Согнуть голень и подержать в таком положении на протяжении 5-7 секунд. Сделать по 2-3 повторения на каждую ногу.
  2. Поставить малыша в предыдущее положение. Согнуть ножку и проимитировать перешагивание препятствия. Повторить 5-6 раз на каждую ногу.
  3. Снова исходное положение. Поставить перед крохой небольшую, но твердую книгу. Согнуть одну ножку и поставить её на книгу.
  4. Подтянуть малыша таким образом, чтобы он выровнял согнутую ногу и подтянул к ней вторую. Затем верните малыша в исходное положение (но это сам ребенок должен поставить две ноги снова вниз). Повторений должно быть 3-4.
  5. Поставить кроху спиной к себе, взяв его под мышки. Ноги малыша поставить на свои и немного пошагать по комнате. Это поможет ребенку понять принцип ходьбы.
  6. Положить перед ребенком мяч. Согнуть его ногу и ударить ею о мяч. Повторить это упражнение 4-5 раз на каждую ногу.

Массаж

Важно! Ни в коем случае не давите на ребенка, делайте все упражнения плавными и мягкими.

Мы предлагаем вам простую методику, которая будет под силу каждой мамочке:

  • положите малыш на спинку, согните ему ножки в коленках, постарайтесь подогнуть голову ближе к коленям, выполнить таких повторений 4-5 раз ;
  • слегка раскачивайте ребенка, обычно малыша это очень нравится, но следите за тем, чтобы малыш не закружился — качайте не дольше 10 секунд за один раз ;
  • поднимите кроху, держа под мышками, раскачивайте его словно маятник;
  • снова положите малыша, удерживайте его бедра и слегка покачивайте;
  • потрясите запястья карапуза, плавно переходя к плечам;
  • проделайте упражнение «велосипедик» в течение 30 секунд ;
  • во время массирования стопы уделяйте внимание подушечкам, при этом подбирайте оптимальную силу нажима;
  • держа малыша на руках, предложите ему потопать по мягкой поверхности.

Справка! Общее время массажа должно составлять примерно 30 минут. При этом всегда улыбайтесь малышу и разговаривайте с ним. Он не должен испугаться этой процедуры.

Почему поздно?

Причин такого процесса может быть несколько:

  • генетическая предрасположенность — если кто-то из родителей пошел позже оптимального срока, скорее всего, малыш тоже пойдет позже;
  • крупные детки чаще всего начинают топать позже, чем их более худые сверстники;
  • темперамент малыша также определяет дату первых шагов — если карапуз очень активный, то он обычно начинает ходить раньше, в то время как более спокойные детки не спешат топать самостоятельно;
  • физиологические отклонения — стоит задуматься и показать ребенка врачу, если он не начал ходить до 19-20 месяцев, поскольку такое положение дел говорит о неправильном развитии крохи.

Узнаем мнение доктора Комаровского

Первая обувь

Чтобы подобрать правильную обувь малышу, нужно обращать внимание на следующие моменты:

  • стопа должна быть четко зафиксирована в обуви;
  • ношение обуви должно способствовать правильному развитию ножки;
  • следите за тем, чтобы пятка была четко зафиксирована;
  • пальчики должны быть закрыты, защищены от ударов;
  • обувь не должна быть низкой, приобретайте ту, которая будет выше голеностопа;
  • обувь направлена на формирование точек опоры.

Меры предосторожности

Перед тем, как ребенок сделает первые шаги, позаботьтесь о его безопасности.

  1. Опасная территория. Говорите малышу о том, что такое горячо, остро или тяжело. Лучше всего ограничьте территорию, в которой будет гулять ребенок.
  2. Полы, устеленные плиткой, застелите ковровым покрытием. Побеспокойтесь о том, чтобы острые углы были закрыты, поставьте защиту на двери.
  3. Бытовую химию и лекарственные препараты хранить как можно выше.
  4. Не подпускайте малыша близко к плите.
  5. В том случае, когда в доме есть домашнее животное, уберите подальше их миски.
  6. Перекройте вход на кухню перегородкой не менее 70 см, то же самое проделайте с лестницей.
  7. Розетки, которыми не используются, обязательно должны быть прикрыты заглушками.
  8. Сыпучие продукты питания храните в плотно закрытых небьющихся емкостях.
  9. Следите за тем, чтобы комнатные цветы были в недоступности для малыша.

Во сколько месяцев делают первые шаги недоношенные дети?

Обычно в период от 10 до 13 месяцев должен сделать попытки к самостоятельному хождению. Эти шаги будут очень неуверенными, крохе понадобится помощь и поддержка взрослых.

При этом уже к 15-17 месяцам такие детки вполне могут самостоятельно ходить. Иногда этот процесс может задержаться на 1 месяц.

Полезное видео