Куда попадает душа после смерти человека. Душа самоубиенного после смерти

В Библии сказано, что "прах возвратится в землю, откуда он и появился, а дух - к Творцу, Который и дал его"... Простите за каламбур, но сегодня только мертвый не пытается выяснить или узнать, что происходит с душой, когда человек умирает. Вот и я озадачилась этим вопросом.

Смерть человека - что это?

С биологической и физической точек зрения, смерть человека - это полная остановка всех процессов его жизнедеятельности. Это необратимое явление, которое никто из нас не сможет обойти стороной. В момент смерти человека происходят процессы, обратно пропорциональные его творению. Мозг необратимо разрушается, теряя свою функциональность. Стирается эмоциональный мир.

Где она - грань бытия?

В Библии сказано, что "прах возвратится в землю, откуда он и появился, а дух - к Творцу, Который и дал его". В соответствии с этим сегодня некоторые ученые вывели формулу На письме она будет иметь следующих два варианта:

  • земной прах + дыхание жизни = живая душа человека;
  • бездыханное тело + дыхание Создателя = живая личность.

Из формулы видно, что любой из нас наделен телом и мыслящим разумом. И до тех пор, пока мы дышим (в нас есть дыхание Бога), мы - живые существа. Наша душа - жива. Смерть же - это всякое прекращение жизни, это - небытие. Тело человека становится прахом, дыхание (дух жизни) возвращается обратно к Созидателю - к Богу. Когда мы уходим - наша душа медленно отмирает, впоследствии перерождаясь. В земле же остается разлагающийся труп. Об этом - далее.

Что происходит с душой, когда человек умирает?

Наша душа освобождается от тела на протяжении нескольких дней, пройдя несколько этапов очищения:


Итак, что происходит с душой, когда человек умирает? Из всего вышеизложенного можно заключить, что она обратно возвращается к Творцу, а не уходит в рай или ад. Однако позвольте! А как же Библия, говорящая о том, что наша попадает либо в рай, либо в ад? Об этом - далее.

Куда уходят души умерших людей?

Сегодня ученые пытаются доказать существование рая и ада, собирая свидетельства людей, которые вернулись "с того света". Кто не понял - я говорю о переживших Их свидетельства совпадают до мельчайших подробностей! Неверующие люди говорят, что видели ад своими глазами: их окружали змеи, бесы и ужасный смрад. Те, кто "побывал" в раю, говорят о свете, благоухании и легкости.

Где находятся души умерших людей?

Священнослужители и медики, которые общались с такими людьми, заметили интересную особенность: "побывавшие" в раю возвратились в свое физическое тело просветленными и спокойными, а те, кто "увидел" ад, очень долго пытались прийти в себя от кошмара. Специалисты суммировали все свидетельства и воспоминания "умерших" людей, после чего сделали вывод, что рай и ад действительно существуют, причем первый находится наверху, а второй - внизу. Все точно так же, как и в описании загробного мира по Библии и Корану. Как мы видим, нет единого мнения. И это совершенно справедливо. Кроме того, в Библии сказано, что "придет судный день, и мертвые восстанут из своих могил". Друзья, остается надеяться, что на наш с вами век зомби апокалипсис не выпадет!

Это важно!

Итак, друзья, мы с вами рассмотрели некоторые аспекты человека. Я постаралась наиболее точно изложить некоторые мнения современных ученых относительно этой проблемы. А теперь серьезно. Вы знаете, что происходит с душой, когда человек умирает? Вот и я не знаю! Чего таить греха, ответа на этот вопрос не знает никто: ни я, ни вы, друзья, ни ученые... Мы можем лишь предполагать, основываясь на тех или иных недоказанных фактах клинической смерти людей. Прямых же доказательств жизни после смерти или смерти после смерти нет, поэтому нам остается лишь оперировать бездоказательными аргументами, которые нам предоставляет наука. Как говорится, все усопшие уносят тайну с собой в могилу...

В христианской традиции понятие мытарства души после смерти - испытание на прочность, то, чем проверяют душу после того, как она покинет тело, и перед тем, как отправится в потусторонний мир, в Преисподнюю или на Небеса.

В статье:

Мытарства души после смерти

Как гласят различные откровения, после кончины каждый дух проходит двадцать «мытарств» , под которыми подразумеваются испытания или истязание каким-либо грехом. Через мытарства душа либо очищается, либо низвергается в геенну. Одолев одно из испытаний, дух перешагивает к другому, выше рангом, - до серьезных грехов. Пройдя испытание, душа усопшего имеет возможность продолжать идти по пути без постоянных бесовских искушений.

Мытарства после смерти, согласно христианству, ужасны. Одолеть их можно молитвами, соблюдением постов и крепкой, незыблемой верой. Есть свидетельство того, насколько страшны бесы и испытания после смерти - сама Дева Мария умоляла сына Иисуса уберечь её от мук мытарства. Господь отозвался на мольбы и забрал чистую душу Марии, чтобы своей божественной рукой обратить Деву Марию на Небеса. Икона Успения, почитаемая православными христианами, изображает спасение Божьей Матери от многодневных мук и вознесение на Небеса.

Тесты святых отцов и агиографические тексты о мытарствах души описывают эти проверки схожим образом. Индивидуальный опыт любого человека влияет на его собственные истязания и восприятие их. Тяжесть каждого испытания идет по возрастающей, от самых распространенных грехов до серьезных. Дух человека после смерти находится под малым (частным) судом, где жизнь просматривают и подводят итог всех деяний, совершенных живым. В зависимости от того, боролся ли судимый с падшими духами или поддавался страстям, выносят приговор.

Первым мытарством идет празднословие - слова, сказанные попусту, любовь к болтовне. Вторым - ложь, распускание слухов, обман окружающих для собственной выгоды. Третьими оказываются клевета и неодобрение, наветы на чужую репутацию или осуждение поступков других со своего места. Четвертое - чревоугодие, потакание низменной страсти тела, голоду.

20 мытарств души блаженной Федоры, роспись перед спуском в пещеру в Киево-Печерской лавре.

Пятое - леность, праздность. Шестое - воровство, присваивание себе чужого имущества, не принадлежащего человеку в результате честного обмена. Седьмое - сребролюбие и скупость как символ чрезмерной привязанности к вещам материального, временного мира. Восьмое - лихоимство, то есть тяга к неправедным приобретениям, добытым нечестным путем. Девятое - обман, ложь в делах, неправый суд без справедливого суждения. Десятое - зависть, бич божий, желание располагать тем, чем обладает ближний и дальний. Одиннадцатое - гордость, чрезмерное самомнение, раздутое Эго, почитание себя.

Двенадцатое - гнев и ярость, символы несдержанности и отсутствия приличествующей христианину кротости. Тринадцатое - злопамятность, хранение в памяти чужих дурных поступков в свой адрес, желание свершить месть. Четырнадцатым мытарством идет убийство, лишение жизни другого человека. Пятнадцатым - чародейство, обаяние, призыв бесов, демонов и духов, пользование магией для собственных и чужих нужд как путь гибели души. Шестнадцатое - блуд, беспорядочное соитие с переменой множества партнеров в жизни, неверность перед ликом Господа.

Семнадцатым идет прелюбодеяние, предательство супруга. Восемнадцатый - проступок содомский, когда мужчина ложится с мужиком, а дама - с женщиной. За этот грех Богом оказались повергнуты в прах Содом и Гоморра. Девятнадцатое - ересь, впадение в сомнения, отвержение богоданной веры. Двадцатым и последним признается истязание - немилосердие и жестокость, хранение черствого сердца и отсутствие сострадания к людям.

Путь души, которая покинула физическое тело, лежит через эти испытания. Каждый грех, к которому был склонен при земной жизни человек, после смерти возвратится, а бесы, именуемые мытарниками, станут мучить грешника. Спастись от собственных грехов и ослабить муки поможет искренняя молитва, идущая от самых глубин кающейся души.

Куда попадает человек после смерти

Этот вопрос мучил разум людей с древнейших времён. Куда уходят умершие, куда попадает человек после кончины? Куда улетает душа после смерти физической оболочки.? Традиционный ответ дают все религии, говоря о другом царстве, загробном мире, куда проследует всякий умерший. Подобное название неслучайно: потусторонний - «по ту сторону» , а загробный - «за гробом» .

В христианской традиции мытарства происходят на , длящийся для каждого столь долго, насколько сильны грехи. Прошедшая душа кланяется Богу, и в последующие тридцать семь земных суток после смерти путь души проходит через чертоги Небес и бездны Ада. Дух ещё не ведает, где ему придется остаться до прихода Страшного Суда. Ад или Рай - сообщается на сороковой день, и обжаловать приговор Небесного Суда невозможно.

Близким людям и родственникам усопшего стоит в течение последующих сорока дней после смерти дорогого человека просить помощи его душе. Молитвы - та посильная помощь, которую христианин оказывает другому на долгом посмертном пути. Это облегчает участь грешника и помогает праведнику, оказывается тем духовным золотом, что не тяготит дух и позволяет искупить грехи. Там, куда девается душа после смерти, молитва дороже злата, искренняя, чистая, честная, которая слышна Богу.

Преподобный Макарий Александрийский

Преодолев мытарства и окончив земные дела, отбросив их, душа знакомится с истинным миром по ту сторону бытия, одна из частей которого станет ее вечным домом. Если слушать откровение преподобного Макария Александрийского, молитвы по усопшим, поминовение, принятое свершать (троекратно по три, священное божественное число, схоже с девятью ангельскими чинами), связано с тем, что после этого дня душа покидает Рай, ей показываются все бездны и кошмары Преисподней. Продолжается это до сорокового дня.

Сорок дней - общее число, примерная модель, на которую ориентируются в земном мире. Каждый случай индивидуален, примеры посмертного путешествия будут бесконечно варьироваться.

На всякое правило существует исключение: некоторые усопшие завершают пути раньше или позже сорокового дня. Сама традиция важной даты пошла от описания посмертного путешествия святой Феодоры, в котором её путь в глубинах Ада был завершен через сорок земных суток.

Где живут души людей после смерти

Христианские книги обещают, что физическая вселенная, подверженная тлену и умиранию, исчезнет и взойдёт на трон Царство Божье, вечное и неизбывное. В этом царствие души праведников и тех, чьи грехи были искуплены, воссоединятся с прежними телами, бессмертными и нетленными, чтобы навеки воссиять во славе Христовой и вести жизнь обновленную, святую. До того они пребывают в Раю, где знают радость и славу, но частичную, а не ту, которая придёт в конце времён, когда свершится новое творение. Мир появится обновленным и умытым, точно пышущий здоровьем юноша после дряхлого старика.

Там, где обитают души умерших людей, которые вели праведную жизнь, нет нужды, горя и зависти. Ни холода, ни опаляющего зноя, а счастье быть подле Него. Это то предназначение, которое Бог дал для людей, создав их на шестой день творения. Немногие могут ему последовать, но каждый имеет шанс на искупление грехов и спасение души, ибо Иисус милостив, и всякий человек дорог и близок к нему, даже заблудший грешник.

Тот, кто не принял божественного благословения, не спасся, вечно станет пребывать в Аду. Ад - Геенна Огненная, Тартар, Преисподняя , место где души подвергаются великим страданиям. До начала Апокалипсиса и наступления Страшного Суда грешники мучаются в духовном виде, а после свершения станут мучиться, воссоединившись со своими земными телами.

А куда уходит душа после смерти, пока не произошел Страшный Суд? Сначала проходит мытарства, после, вплоть до девятины, путешествует по Раю, где вкушает плоды его. На девятый день и до сорокового ее проводят по Аду, показывая муки грешников.

Куда уходят души умерших людей после этого? В Рай, Ад или Чистилище. Чистилище - место обитания не грешивших полноценно, но и праведности не соблюдавших. Это атеисты, сомневающиеся, представители иных религий, переметнувшиеся туда из христианской веры. В Чистилище, где находится душа после смерти, нет ни блаженства, ни мук. Дух пребывает между Небом и Землёй, ожидая шанс



Из письма:

«…Меня мучает вопрос, куда попадают люди, которых убили насильственной смертью, ведь человек, которого убили, не успел перед смертью исповедоваться, и правда ли, что им отпускаются все грехи? Дело в том, что почти два года назад убили моего мужа (мы не были с ним венчаны), и я все время думаю о том, нашла ли его душа покой? Хотела еще Вас спросить, когда будет второе пришествие Христа, так уже мне все надоело. Мне очень без него тоскливо и плохо, нет никакой поддержки.»

О Вашем вопросе: «Правда ли, что убитому человеку прощаются все грехи?» Думаю, что ответ на этот вопрос может знать только Господь Бог. Ему Одному решать, кого миловать, а кого казнить. Посудите сами, к примеру, тот человек, который сам убивал людей и был убит в перестрелке или в драке, как тут скажешь, простятся ли его грехи, если он, пусть даже не по своей воле, не успел перед смертью исповедоваться и причаститься. С другой стороны, бытует мнение, что те люди, которые умерли на Пасху, за все грехи прощены. Каждый из людей хочет верить, что его грехам есть оправдание, наверное, это так, но, тем не менее, только Богу решать, прощать грех или не прощать. Вы же можете только облегчить участь своего усопшего мужа. Делайте в его память добрые дела и поступки. Читайте по его душе псалмы и молитвы. Просите у Богородицы защиты для его души, оправдания и милости у Ее Сына Иисуса Христа, и Ваши труды не останутся без Божьей награды.

Не только Вы, но и многие мои читатели спрашивают меня о судьбе душ умерших людей. Всего знать не может никто, но я скажу то, что мне объясняла моя бабушка, то, что говорили святые старцы, к примеру, святой Иоанн Лиственник: «Когда человек исповедуется, то покаянием содеянные грехи уничтожаются и уже нигде не упоминаются, ни на мытарствах (в три дня после смерти), ни на суде Божьем. Сразу же, как только человек умирает, приходят к нему светлые и темные ангелы, дабы определить, за кем из них должен пойти человек (его душа). Ангелы светлые заявляют о его добрых делах в земной жизни, а темные уличают душу в совершении грехов.

Существуют двадцать мытарств души по смерти человека. Вот как повествует об этих мучительных ступенях преподобная Феодора: «После расставания с телом, на пути ко Господу, душа встречает свое первое мытарство , где ей предъявляются грехи: многословие, пустословие, празднословие, сквернословие, насмешки, кощунство, пение непристойных песен, страстных гимнов, бесчинные восклицания, дерзкий хохот и т. п.

Затем второе мытарство : клятвопреступление, неисполнение обетов, данных Богу, упоминания всуе имени Божьего и т. д.

Третье мытарство : вознесение клеветы и навета на ближнего своего, а также унижение, обесславление, насмешки и издевательства над другими людьми и т. д.

Четвертое мытарство : нарушение постов, пьянство и жадность к пресыщению, обжорство, сластолюбие, вкушение еды без молитвы и т. д.

Пятое мытарство : оставление молитвы (не моления Богу), нерадение в служении Богу, тунеядство, лень и т. д.

Шестое мытарство : воровство тайное и скрытое, хищение и отпирание от своего воровства и т. д.

Седьмое мытарство : скупость, стяжательство, сребролюбие и т. д.

Восьмое мытарство : лихоимцы, скупщики краденого, ростовщики, мздоимцы, присвоители чужого добра и т. д.

Девятое мытарство: неправедные суды, любители обсуждать чужие грехи, сеющие несправедливость, разжигающие ссоры и т. д.

Десятое мытарство: завистники, ненавидящие тех, кто живет лучше, вредящие от своего зла и т. д.

Одиннадцатое мытарство: тщеславие, гордыня, самовеличие, не воздаяние должной чести своим родителям, не почитание духовных и гражданских властей, самомнение (те, кто не считается с другим мнением), ослушание и неповиновение старшим.

Двенадцатое мытарство: чванливость, мстительность, неумение прощать ближнего, ярость, хула, злоба и т. д.

Тринадцатое мытарство: тайное и открытое мщение ближнему своему, злопамятство, угрозы и т. д.

Четырнадцатое мытарство: убийства, аборты, доведение человека до самоубийства и т. д.

Пятнадцатое мытарство: прельщение, соблазнение, введение во грех и т. д.

Шестнадцатое мытарство: сладострастные воззрения, блуд от супругов в браке, блуд лиц, не связанных таинством брака, блуд в помыслах мыслями, желаниями и делами, осквернение прикосновениями и т. д.

Семнадцатое мытарство: блудные падения лиц, посвятивших себя Богу, падение в своей вере в Бога и т. д.

Восемнадцатое мытарство: противоестественные, блудные грехи, содомское (развратное) поведение, кровосмешение (брак между связанными кровными родствами людьми), соблазнение на кровосмешение и т. д.

Девятнадцатое мытарство : богохульство, отступничество от православной веры, усомнение в вере и призывание против веры, распространение неверия в Бога и т. д.

Двадцатое мытарство : беспощадность к слабому, издевательство над бедными и немощными, немилосердие и жестокость, использование своей власти против слабых, сирых и беззащитных и т. д.».

Все источники о мытарствах душ происходят от апостолов, и нам становится известно, что все прохождения мытарств бывают в третий день после смерти. Вот почему родственники усопшего спешат в церковь, чтобы она приносила молебны за душу, проходящую мытарства, пытаясь молитвами облегчить ее прохождение, вымаливая у нее прощение у Господа. После всех мытарств душа получает от Бога разрешение посетить обители всех святых и познать красоту рая. Хождение души по святейшим и чистейшим местам продолжается ровно шесть дней. Праведная и безгрешная душа, созерцая рай и обители святых, умиленно радуется и прославляет Создателя. При этом душа забывает ту скорбь, которую она могла знать, будучи в теле. Та же душа, что была грешна и не успела или не хотела раскаяться, при виде наслаждения и радости чистых душ и святых начинает тяжко скорбеть и укорять себя за прожитую во грехе, а в не служении Богу жизнь. На девятый день душа после своего путешествия по раю вновь вместе со своим Ангелом возносится на второе поклонение Богу. В этот же, девятый, день родственники и близкие усопшего человека собираются на помин его души. Молятся о нем сами и просят церковь молиться о причислении преставившейся души к девяти ангельским ликам. Именно после второго поклонения Небесный Царь наш и Владыка повелевает ангелам своим показать душе ад и все адовы муки. Душа видит и слышит скрежет зубов, плач и стоны грешников, и так проходят тридцать дней. Все это время, обойдя все круги ада, душа трепещет в страхе оказаться в этом аду. И когда наступает сороковой день расставания души с телом, ей надлежит в третий раз предстать пред Небесным Судьей. Сороковой день является решающим днем определения участи этой души, где, в каком месте ей уготовлено обетование до всеобщего Страшного суда. В сороковой день на земле свершается поминовение. Заказываются поминальные службы, молитвы за грешную душу, собираются за столом родственники и близкие люди, которые обязательно должны послужить молитвою для души того, кто почил. Имея у себя молитвы этих ходатаев, Господь наш Милосердный может смилостивиться над грешной душой.

Вот я и ответила на Ваши вопросы, касающиеся новопреставленной души, не успевшей покаяться перед смертью. Очень ярким примером заботы о душе усопшей является Ксения Петербуржская, которая, дабы получить полное прощение для души своего мужа, умершего без покаяния, превратила всю свою жизнь в служение этой святой цели. Я думаю, что все знают о ее славном подвиге.


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).

Человек, уходящий из жизни противоестественным путём, не вправе рассчитывать на покой в мире ином. Статистика свидетельствует: в России на каждые 100 000 человек ежегодно приходится 25 самоубийств. Психологи считают, что основной мотив суицида - стремление разорвать раз и навсегда проклятый узел проблем и мучений, обрести покой в небытии...

Но есть ли оно, это небытие? И есть ли в нём долгожданный покой? Увы, все надеющиеся обрести его путём самоубийства вместо покоя попадают в западню ещё больших нравственных мучений.

Мир иной - это не полная и вечная потеря сознания, не забвение всего и вся, как представляется многим. После смерти физического тела сознание не только продолжает разумное бытие, но и пожинает карму земной жизни, то есть вступает в мир посмертных следствий земных мыслей и поступков. Человек, отягощённый трудными жизненными обстоятельствами, в посмертном бытии будет так же мучиться проблемами, которые он не смог решить на Земле. Перешедший в мир иной с ещё большей остротой ощутит там свои земные проблемы. Но, в отличие от физического плана, в ином мире у него практически не будет возможности что-либо исправить - останется лишь эмоциональная реакция на сцены, проходящие перед его глазами. Именно это выражено в непонятных словах Евангелий: "Что развяжете на Земле, то будет развязано и на небе".

Развязать узлы тяжёлых кармических обстоятельств можно только на физическом плане!

Если же вместо развязки человек уходит из этого плана в мир иной по своей воле - это значит, что неразвязанные узлы будут мучить его в посмертии ещё больше, терзая душу воспоминаниями-галлюцинациями, которые воспринимаются и переживаются так же остро, как и реальные события земной жизни.

Ужас самоубийства состоит не только в том, что проблемы, приведшие к такому концу, остаются столь же острыми и ещё мучительнее терзают сознание. Самоубийство, кроме того, связано с нарушением важнейших кармических законов - жизненного предназначения человека и срока его жизни на Земле.

Пленники астрального ада.

Каждый человек рождается на Земле с определённой миссией, касающейся его личного духовного развития, а если этот дух талантлив и велик - миссия может охватывать не только его самого, но и многих других людей. Душа человека ещё до его воплощения на Земле знает, в чём состоит это высшее духовное назначение. Но, когда она облекается телом, физическая материя затемняет знания души и жизненное назначение забывается.

Для выполнения своего предназначения человеку самой кармой даётся определенный срок жизни на Земле и соответствующее количество жизненной энергии. Если же кто-либо покидает физический мир раньше отмеренного ему срока, он соответственно не выполняет своё предназначение. Потенциал данной ему энергии также остаётся нереализованным.

А значит, неизжитая жизненная энергия будет притягивать душу самоубийцы к физическому плану столько лет, сколько ему суждено было прожить на Земле.

Душа (или, говоря современным научным языком, энергетический комплекс) человека, умершего естественной смертью, легко и безболезненно отрывается от физического плана и поднимается в астрал, полный чарующей музыки и ярких красок. Свидетельство тому - переживания людей, испытавших состояние клинической смерти.

Но при неестественно прерванной жизни энергетический комплекс человека, в силу неизрасходованного энергетического потенциала, оказывается привязанным к низшим слоям астрального мира, близким к физическому миру и - увы! - наполненным тяжёлой, негативной энергетикой.

Именно в низших, тёмных слоях астрала обитают, согласно эзотерическим учениям, души грешников. В религиях эти слои параллельного мира именуются адом. Даже если самоубийца был неплохим человеком, избежать притяжения низших, адских слоев ему не удастся. И потому если человеку суждено было прожить, скажем, 70 лет, а он покончил с собой в двадцать, то оставшиеся полвека он будет пленником астрального ада, окажется обречен на мучительное, тягостное скитание между этим и другим миром.

Ещё в древности было отмечено, что посмертные привидения, призраки и другие феномены, как правило, являются следствиями именно самоубийств. Известно и то, что астральные тела самоубийц вместе с их насильно прикованными к Земле душами, не имея возможности уйти в более высокие слои астрального плана, часто появляются в виде призраков в тех уголках Земли, где ими было принято роковое решение.

Ещё одним доказательством недопустимости самоубийства как попытки разрешения тяжёлой жизненной ситуации являются свидетельства ясновидящих. Многие ясновидящие могут определить, жив человек или нет по его фотографии. Но в случае самоубийства ясновидящие утверждают, что "не видят" человека ни среди живых, ни среди мёртвых.

Насколько мучительно такое состояние, свидетельствуют люди, испытавшие клиническую смерть в результате неудачной попытки самоубийства и возвращённые к жизни. Оказывается, даже столь кратковременная возможность заглянуть в мир иной, которая предоставляется сознанию человека во время клинической смерти, уже может дать много знаний о потустороннем бытии. И об этом убедительно свидетельствуют современные исследования смерти и посмертного бытия сознания, проведённые доктором Р.Моуди из США.

Один из пациентов Моуди, оказавшийся в коматозном состоянии в результате попытки самоубийства, рассказывал: "Когда я был там, то почувствовал, что две вещи совершенно запретны для меня: убить себя или убить другого человека. Если совершу самоубийство, я брошу Богу в лицо его дар. Убив кого-нибудь, нарушу заповедь Бога". А вот слова женщины, которую вернули к жизни после приёма смертельной дозы снотворного: "У меня было явное ощущение, что я сделала нечто дурное. Не по нормам общества, а по высшим заповедям. Я была настолько уверена в этом, что отчаянно хотела вернуться в тело и жить".

Как отмечают британские исследователи А.Ландсберг и Ч.Файе, доктор Моуди установил: посмертные ощущения пациентов показывают, что естественная смерть отличается ощущением успокоенности и чувством: "Все верно, это завершение моей судьбы". В то время как самоубийство характеризуется смешанными чувствами, беспокойством и определённым ощущением, что "это неверно, мне следует вернуться и дождаться своей смерти".

И в страхе мечется душа.

Выводы доктора Моуди подтверждаются и исследованиями российского учёного из Санкт-Петербурга К.Короткова, изучающего феномен смерти с помощью эффекта Кирлиан, позволяющего наблюдать энергетическое состояние организма человека в первые часы и дни после его смерти. По наблюдениям Короткова, посмертные состояния людей, умерших естественной смертью от старости и неестественной - в результате самоубийства, - имеют разную энергетическую природу. Учёный, к примеру, выделил три типа свечения пальцев умерших от разных причин людей.

Это свечение было зафиксировано с помощью высокочастотного фотографирования.

Первый тип свечения , характерный для естественной смерти, имеет небольшую амплитуду колебаний энергетики. После подъёма энергетики в первые часы после смерти наступает плавный и спокойный её спад.

Второй тип свечения , характерный для "резкой" смерти в результате несчастных случаев, также имеет небольшую амплитуду колебаний энергетики при наличии одного ярко выраженного пика.

Третий тип свечения характерен для смерти, наступившей в результате стечения обстоятельств, которых можно было бы избежать при более благоприятных условиях.

Этот тип свечения характеризуется большой амплитудой колебаний энергетики, происходящих в течение длительного времени. Именно такое состояние энергетики как раз и характерно для смерти, наступившей в результате самоубийства.

По мнению петербургского исследователя, резкие подъёмы и спады энергетики в теле покончившего с собой человека обусловлены состоянием его энергетического двойника - астрального (или тонкого) тела, преждевременно лишившегося физической оболочки, насильственно "вытолкнутого" таким образом с физического плана в мир иной и не имеющего возможности начать естественное существование в последнем. Иными словами, тонкое тело самоубийцы буквально мечется между сброшенной физической оболочкой и астральным планом, не находя выхода.

Есть в явлении самоубийства и ещё одна страшная тайна, имеющая отношение к миру иному. Многие люди из числа пытавшихся покончить с собой, но спасённые врачами, уверяли, что решение свести счёты с жизнью им подсказывали некие "голоса" из мира иного, в которых они часто узнавали голоса своих умерших родственников.

Подобное явление служит косвенной, а в некоторых случаях - и прямой причиной самоубийства гораздо чаще, чем некоторые полагают. Голоса иного мира, обрабатывающие сознание или подсознание будущих самоубийц, конечно, никакого отношения к умершим родственникам и к светлым силам астрального плана не имеют. Они принадлежат к очень опасному, вредоносному классу существ, которых великий врач средневековья Парацельс назвал элементалами, или первичными духами.

Среди них есть положительные, а есть и вредоносные существа. Последние охотятся за жизненной энергией людей, предпочитая не добывать энергию самостоятельно, а воровать её. Ибо в момент смерти человека в пространство выделяется огромное количество психической энергии, которая и может стать вожделенной пищей для иноматериальных вампиров. Именно с целью заполучить её элементалы нередко присасываются к ауре находящихся в стрессовом или депрессивном состоянии людей и начинают свою психическую обработку, провоцируя жертву на самоубийство.

Экстрасенсы нередко могут определить в ауре человека подобные каналы связи с астральными вампирами, называя эти каналы "привязками", "подключками", "подселенцами". Иногда обработка потенциальных самоубийц ведётся более тонко, на подсознательном уровне. В таких случаях к самоубийству подстрекают не голоса, а навязчивые мысли с той же программой самоуничтожения. И, как правило, эти внушённые извне мысли люди принимают за своё собственное желание.

Спор о том, имеет ли человек право самовольно распоряжаться своей жизнью, имеет достаточно древнее происхождение.

Горячие, пылкие римляне, например, считали себя вправе распоряжаться божественным даром - жизнью. Но это было правом незнания - не более того. Конечно, свободная воля человека может решать: "Быть или не быть". Но в мире ином никто не освободит решившего покончить со своей жизнью от закономерных следствий неверного решения.

Римские аристократы считали акт самоубийства признаком сильной воли - и глубоко заблуждались в этом.

Подлинный аристократизм духа заключается не в стремлении избежать душевных страданий, а в умении мужественно принять и перенести их, чтобы выступить на арене суровой жизненной борьбы воином, а не жертвой. Кроме того, древняя мудрость гласит: каждому человеку выпадает в жизни ровно столько страданий, сколько он может перенести - не более того.

Нет таких обстоятельств, которые не смогли бы преодолеть воля и разум человека.

Но для этого надо осознать силу, скрытую в духе человека.

Ибо его воля и разум - это поистине божественный дар.

Распорядиться им справедливо - задача каждого из нас и особенно - тех, кто оказался перед трудным сплетением жизненных проблем.

Наталия Ковалева, кандидат философских наук.

http://ufo.kulichki.com/anomaly_dn_039.htm


Эта тема прозвучала как ответ на фразу моей подруги из Донецка: "Остались мы с дочкой и малышкой 10 месяцев. Как теперь жить? Жить не хочется..." Это она написала после смерти близкого в их семье.

По запросам многих ребят вновь поговорим о душах тех, кто сам решил закончить свой путь насильственным образом.

Люди, которые обращаются за помощью, зачастую или прокручивают мысль покончить с собой в голове или уже имели попытки это сделать.

В основе своей это молодые девушки и женщины.

Я не имею статистических данных, но обращаются ко мне именно они. Процессы одинаковые, но вот само послесмертие далеко не то, что при обычной смерти..

Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Итак возьмём пример. Молодая девушка, 22 года. Несчастная любовь. Молодой человек бросил её с ребёнком. Ребёнку четыре годика. Живут с родителями. В семье ещё один маленький ребёнок примерно такого же возраста. Её братик. Дети очень дружны между собой. Но вот происходит трагедия. Мир рухнул. Ушёл парень. Он тоже совсем молодой и ещё не был готов к взрослой жизни. Девочка взбирается на 12 этаж и становится на край.

Но в последнюю секунду, когда она уже почти физически ощутила полёт и почувствовала, как её тело бьётся об асфальт и лопаются внутренние органы и ломаются кости, она отступила.

Девушка пришла ко мне. И мы стали с ней разбираться, что же произойдёт с ней после того, как она покинет тело. Ведь как она размышляла. Сейчас бац об землю. Разобьюсь и все проблемы вмиг исчезнут.

Но дело в том, что они в этот момент только начнутся. Человек даже не представляет через что ему придётся пройти.

Я ей показал, что лишившись тела, в котором ещё сможно всё исправить, будешь духовой сущьностью с этими же проблемами.

Но представь себе, каково тебе будет видеть и ежесекундно ощущать те страдания, которые ты причинишь свои близким и детям.

Твой сын будет кричать МАМА, а ты будешь стоять рядом, не в состоянии донести до него, что ты рядом.

Вот где начнутся истинные страдания.

В духовном мире нет физического тела. Там слезами напряжение не снимешь. Всё оголяется. Человек сам становится болью.

В состоянии самоубийцы человеку путь лежит как правило в низшие слои духовного мира. Но перед тем, как спуститься туда, человек будет скитаться неприкаянной душой рядом со своими близкими.

До тех пор, пока человека помнят, а значит и питают. Для того, чтобы находиться рядом, нашей душе в этом состоянии нужна энергия. И хочет она этого или нет, будет брать эту энергию от своих близких.

Самое страшное то, что человек думает раз и всё. Но всё останется так же. Будешь мыслить, ощущать, чувствовать, только без плотного тела. А без него уже ничего не изменишь.Когда человек умирает, он переходит в иное состояние,без плотного тела.

При этом всё, что он чувствовал, ощущал, любил, ненавидел, то есть его сущность, остаётся точно такой же, как и при жизни.

Разве это не ад?.

Бродить неприкаянной душой и смотреть, как тебя оплакивают твои близкие и родные. Кричать им, что живой, что не умер.

Но никто не слышит.

Душа человека в страдании и боли ходит по местам привязки. Посещая те места, которые ей были дороги при жизни. Таких неприкаяных душ огромное количество.

Именно с такими душами связываются все спириты, белый шум и т.д. При нормальном развитии событий, то есть смерти от старости, человека встречают. И очень часто человек за несколько дней до смерти уже видит частично духовный мир. Он видит умерших друзей, родственников. И удивляется, как их не видят другие. Это очень распространено. Я сталкивался с этим множество раз.

Многие неприкаяные души НЕ ХОТЯТ УХОДИТЬ потому что знают, что придётся проходить через так называемое чистилище.

Чистилище, это уровень, на который попадает та или иная душа сообразно своим подсознательным программам. Это мир наших страхов, мыслей, поступков.

Простой пример.

Убийца маньяк. Что у него в голове? Понятно что: кровь. А ещё плач и страх. Страх перед своими жертвами. И вот он умирает и попадает в тонкий мир. Где каждая мысль сразу же материализуется.

Вот и представьте себе что это значит для него.

Ваше сознание формирует, если можно так выразиться, то место, куда вы попадаете в момент смерти. Хотя все эти места лишь субъективная реальность каждого индивидума в связке его программ.

Недаром все религии учат думать о Боге и иметь чистые помыслы, и раскаяние перед смертью имеет значение..

Если человек наложил на себя руки, это в любом случае означает, что у него были серьёзные проблемы, которые он не смог переработать. Эти проблемы после его ухода никуда не денутся.

Они буду материализоваться. И он будет находится в мире своих страхов.

Когда девушка поняла, что только что чуть не натворила то, что пришлось бы очень долго исправлять, была истерика. Но она была освобождающая. Сейчас всё очень быстро идёт в сторону улучшения.

Познания и информация идёт от тех, кто ЗНАЕТ. От духовных наставников или ангелов хранителей.

http://ok.ru/profile/519684838733/statuses/65069538956621

Я взяла материал с разных сайтов. Знаю, что тема может вызвать бурную реакцию, но мне кажется что, время пришло напомнить о том, что ждёт самоубийцу в том ином мире.