Определяем уровень развития логического мышления школьников с помощью методики «Сложные аналогии. Методы исследования мышления — Методика «Сложные аналогии Сложные аналогии испытуемый 1 выводы результатов

Цель

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому до­ступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание

Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предла­гается решить испытуемому. Его задача - определить, какой из шести ти­пов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, за­тем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого ответить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, | которая соответствует найденному аналогу из таблицы "шифр". Время вы­полнения задания ограничено тремя минутами.

Материал

Бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция

"На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответству­ющие им буквы приведены в таблице "шифр".

Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты".

Материал

Шифр

А. Овца - стадо

Б. Малина - ягода

В. Море - океан

Г. Свет - темнота

Д. Отравление - смерть

Е. Враг - неприятель

Испуг - бегствоА Б В Г Д Е

2.Физика - наукаА Б В Г Д Е

3.Правильно - верноА Б В Г Д Е

4.Грядка - огородА Б В Г Д Е

5.Пара - дваА Б В Г Д Е

6. Слово - фразаА Б В Г Д Е

7.Бодрый - вялыйА Б В Г Д Е

8.Свобода - воляА Б В Г Д Е

9.Страна - городА Б В Г Д Е

10.Похвала - браньА Б В Г Д Е
11. Месть - поджогА Б В Г Д Е

12.Десять - числоА Б В Г Д Е

13.Плакать - реветьА Б В Г Д Е

14.Глава - романА Б В Г Д Е

15.Покой - движениеА Б В Г Д Е
16. Смелость - геройствоА Б В Г Д Е

17.Прохлада - морозА Б В Г Д Е

18.Обман - недовериеА Б В Г Д Е

19.Пение - искусствоА Б В Г Д Е

20.Тумбочка - шкафА Б В Г Д Е

Ключ

Оценка

Оценка в баллах

Количество правильных ответов

12-14

10-11

8-9

Анализ результатов

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему до­ступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при со­поставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышле­ния, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплыв­чатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережли­вость - скупость", "прохлада - мороз".

Психологическая безопасность: учебное пособие Соломин Валерий Павлович

Методика «Сложные аналогии»

Методика «Сложные аналогии»

Предназначается для обследования подростков и взрослых.

Цель: выявление того, насколько испытуемый понимает сложные логические отношения и выделяет абстрактные связи.

Описание. Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», т. е. выбрать в таблице «шифр», пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Материал: бланк методики (тестовый материал), бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция. На бланке перед вами 20 пар слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры приведены в таблице «шифр». Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в «шифре» аналогу. Время выполнения задания – 3 мин.

Шифр

А. Овца – стадо

Б. Малина – ягода

В. Море – океан

Г. Свет – темнота

Д. Отравление – смерть

Е. Враг – неприятель

Тестовый материал

Ключ

Интерпретация результатов. Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей. Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий бережливость – скупость, прохлада – мороз.

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

СЛОЖНЫЕ СООБЩЕНИЯ Существует множество способов, воспользовавшись которыми, пациент может приступить к созданию подобного опыта. В данном разделе мы описываем набор возможных ходов, имеющихся в распоряжении психотерапевта, сталкивающегося с одной из разновидностей

Из книги Водная логика автора Боно Эдвард де

БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ПОТОКОГРАММЫ

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика «Простые аналогии» Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше. Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями.Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги.Инструкция. Посмотрите, слева написаны

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Методика номер четыре: методика «плюс-минус» - Ты мне руку сломала! - В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике - контраст.

Из книги Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика автора Равенский Николай

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Более сложные планы Из сказанного выше следует, что и лонгитюдный метод, и метод поперечных срезов имеют ряд недостатков. Таблица 3.1 наглядно представляет рассмотренные ранее проблемы. Некоторые из них, по крайней мере в принципе, разрешимы - например, систематическая

Из книги Проблемы психологии народов автора Вундт Вильгельм

5. Естественноисторические аналогии к истории языка. Тем не менее в одном пункте пути прежнего и нового индивидуализма расходятся. Для индивидуализма прежних времен человеческое развитие было замкнутым в себе царством; от него далека мысль ставить историю созданий духа

Из книги Говорить как Путин? Говорить лучше Путина! автора Апанасик Валерий

Эмоции простые и сложные Эмоции бывают простыми и сложными. Простые чувства – те, что скорее сближают нас с животными, чем отличают от них: страх и гнев, ощущение силы или подчиненности. Все эти эмоции связаны с борьбой за выживание и положением в социальной иерархии.

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Из книги Анатомия человеческой деструктивности автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Болезнь культуры (сборник) [фрагмент] автора Фрейд Зигмунд

Из книги Избранные работы автора Наторп Пауль

Из книги Психология интеллекта автора Пиаже Жан

Аналогии между перцептивной деятельностью и интеллектом Как же в таком случае объяснить неоспоримое родство между этими двумя видами структур, каждая из которых основана на конструктивной деятельности субъекта и образует целостные системы отношений, частично

Из книги Бигуди для извилин. Возьми от мозга все! автора Латыпов Нурали Нурисламович

Аналогии В «Очерках организационной науки» создатель тектологии Александр Богданов рассуждал так:«Природа организует сопротивление многих живых организмов действию холода, покрывая их пушистым мехом, перьями или иными мало проводящими тепло оболочками. Человек тем

Из книги 20 сложных ситуаций с детьми от 2 до 7 лет. Проверенные алгоритмы для родителей: как вести себя, чтобы не навредить, а помочь автора Сосорева Елена Петровна

Из книги Олимпийское спокойствие. Как его достичь? автора Ковпак Дмитрий

Сложные иллюзии Ты имеешь дело не с реальностью, а с жетонами, которые твой мозг выдает себе по ее поводу, причем часто ошибочно. Эти жетоны похожи на фишки в казино – по одним отпускается эйфория, по другим – страдание. Каждый твой взгляд на мир – это сеанс игры на зеленом

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание теста

Методика состоит из 20 пар слов-логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр » – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр » пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами .

Инструкция к тесту

«На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр ».

Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания- 3 минуты».

Тестовый материал

Шифр

A . Овца – стадо

Б . Малина – ягода

B . Море – океан

Г . Свет – темнота

Д . Отравление – смерть

Е . Враг – неприятель

Пары слов

  1. Испуг – бегство
  2. Физика – наука
  3. Правильно – верно
  4. Грядка – огород
  5. Пара – два
  6. Слово – фраза
  7. Бодрый – вялый
  8. Свобода – воля
  9. Город – страна
  10. Похвала – брань
  11. Месть – поджог
  12. Десять – число
  13. Плакать – реветь
  14. Глава – роман
  15. Покой – движение
  16. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Ключ к тесту

    Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

    Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

    Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «бережливость – скупость», «прохлада – мороз».

    Источники
  • Сложные аналогии / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.131-133.

Описание Методика, предложенная Э. А. Коробковой, направлена на выявление того, в какой мере испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение А, Б, В, Г, Д, Е. Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы "шифр".

Инструкция «Давайте рассмотрим, какая связь между этими парами слов (вверху)» . Далее подростку характеризуют принцип связи каждой пары. Так, например, «свет - темнота» противоположные понятия, «отравление - смерть» имеют причинно-следственную связь, «море - океан» имеют количественное отличие. «Перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице "шифр". Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты. »

«Шифр» -таблица А. Овца – стадо Б. Малина – ягода В. Море – океан Г. Свет – темнота Д. Отравление – смерть Е. Враг – неприятель

1 Испуг – бегство АБВГДЕ 2 Химия – наука А Б В Г Д Е 3 Правильно – верно А Б В Г Д Е 4 Грядка – огород А Б В Г Д Е 5 Пара – два А Б В Г Д Е 6 Буква – слово А Б В Г Д Е 7 Бодрый – вялый А Б В Г Д Е 8 Воля – свобода А Б В Г Д Е 9 Страна – город А Б В Г Д Е 10 Похвала – брань А Б В Г Д Е 11 Месть – поджог А Б В Г Д Е 12 Девять – число А Б В Г Д Е 13 Плакать – реветь А Б В Г Д Е 14 Глава – роман А Б В Г Д Е 15 Покой – движение А Б В Г Д Е 16 Смелость – геройство А Б В Г Д Е 17 Прохлада – мороз А Б В Г Д Е 18 Обман – недоверие А Б В Г Д Е 19 Пение – искусство А Б В Г Д Е 20 Тумбочка - шкаф А Б В Г Д Е

Обработка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Д Б Е А Г Е В Г Е А Г Е В Д Б

Интерпретация Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей. Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей. Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".

Рекомендации по развитию мышления в подростковом возрасте Для правильного развития мышления учитель использует каждую возможность - учить подростков давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, ясно, правильно и четко выражать свою мысль, воспитывает умение рассуждать, умозаключать, делать выводы и обобщения. С этой целью следует чаще ставить подростков перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и различное, чаще ставить вопросы «Что здесь имеется общего? » , «Чем отличаются? » Oт простого сравнения следует переходить к его более сложным формам с выделением существенных и несущественных признаков. Подобные задания, вопервых, являются хорошими мыслительными упражнениями, а вовторых, способствуют лучшему усвоению учебного материала. При этом надо добиваться, чтобы учащиеся не просто «понимали» различие или сходство, но и учились ясно и точно формулировать свои мысли.

Важно приучать подростка к самостоятельной работе с учебником, настенными таблицами, словарями, учебными текстами, различными справочными пособиями. Исключительно полезен для активизации самостоятельного мышления подростков так называемый эвристический характер усвоения нового материала, направляющий школьников на самостоятельные обобщения и выводы. Для стимулирования самостоятeльнoго творческого мышления подростков полезно так организовать их обучение школьным предметам, чтобы перед ними постоянно возникали проблемы, и побуждать их к творческим поискам путей решения этих проблем. На основе осознанной учениками проблемы возникает познавательная задача, которая и становится мотивом мыслительной деятельности.

Можно выделить несколько последовательных уровней и ступеней проблемно-эвристического метода. На 1 -м уровне проблемно-эвристического обучения учитель указывает на проблему и формулировку ее, ученики же приучаются самостоятельно находить пути ее решения. На 2 -м уровне учитель только ставит проблему, побуждая учеников самостоятельно и формулировать, и решать ее. На 3 -м уровне учитель не указывает проблему, а учит учеников самостоятельно видеть проблемы, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения, выводы, полученные эвристическим методом, прочно запоминаются школьниками. Учитывая, что мышление подростка (особенно младшего подростка) еще в значительной степени конкретно, необходимо так строить обучение, чтобы имела место по возможности опора мышления на наглядные представления. Учитель должен подумать, какими путями может пойти мысль учащихся в процессе формирования понятий, и принять меры против возможного замещения отвлеченных признаков наглядными.

Необходимо учитывать сложившиеся у подростка житейские понятия и их возможное отрицательное влияние на процесс усвоения научных понятий. Учитель должен сопоставить те и другие понятия, обратить внимание на своеобразие научного понятия. Развитию мышления, правильному усвоению понятий способствуют упражнения на практическое применение усваиваемых понятий. Необходимо повседневно и систематически учить подростка приемам правильного, логического мышления, не оставлять без внимания ни одной логической ошибки. В этом отношении важна повседневная и согласованная работа всего учительского коллектива.

Литература Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие / Сост. Е. Е. Миронова – Мн. : Женский институт ЭНВИЛА, 2006. – 146 с. (С. 4142) Сложные аналогии / Альманах психологических тестов. М. , 1995, (С. 131 -133) Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: учебное пособие / А. М. Матюшкин; под ред. канд. психол. наук А. А. Матюшкиной. - М. : КДУ, 2009.

Цель: методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых. ,

Описание: методика состоит из 20 пар слов - логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет "шифр" - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти "аналог", то есть выбрать в таблице "шифр" пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы "шифр". Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Материал: бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция: "На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице "шифр".

Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты.


Материал:

А. Овца - стадо. Б. Малина - ягода. В. Море - океан.

Г. Свет - темнота. Д. Отравление - смерть. Е. Враг – неприятель.

1. Испуг – бегство А, Б, В, Г, Д, Е

2. Физика - наука А, Б, В, Г, Д, Е

3. Правильно - верно А, Б, В, Г, Д, Е

4. Грядка - огород А, Б, В, Г, Д, Е

5. Пара- два А, Б, В, Г, Д, Е

6. Слово - фраза А, Б, В, Г, Д, Е

7. Бодрый – вялый А, Б, В, Г, Д, Е

8. Свобода - воля А, Б, В, Г, Д, Е

9. Страна - город А, Б, В, Г, Д, Е

10. Похвала - брань А, Б, В, Г, Д, Е

11. Месть - поджог А, Б, В, Г, Д, Е

12. Десять - число А, Б, В, Г, Д, Е

13. Плакать - реветь А, Б, В, Г, Д, Е

14. Глава-роман А, Б, В, Г, Д, Е

15. Покой - движение А, Б, В, Г, Д, Е

16. Смелость - геройство А, Б, В, Г, Д, Е

17. Прохлада - мороз А, Б, В, Г, Д, Е

18. Обман - недоверие А, Б, В, Г, Д, Е

19. Пение - искусство А, Б, В, Г, Д, Е

20. Тумбочка - шкаф А, Б, В, Г, Д, Е


Ключ:

Анализ результатов.

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий "бережливость - скупость", "прохлада - мороз".