Смерть генерала лебедя не была несчастным случаем. Пилот Тахир Ахмеров: «Можно еще пятилетку поработать в авиации «Если виноватых нет, их назначают»

10 лет назад состоялся последний полет губернатора Красноярского края Александра Лебедя. Генерал-губернатор разбился на вертолете по пути на открытие новой горнолыжной трассы. Была ли случайной та катастрофа?

Подъем переворотом в Приднестровье

Сразу после избрания новый президент Приднестровья Евгений Шевчук пообещал установить в Бендерах памятник генералу Лебедю. Красную ленточку намечено разрезать уже в июне.

– Для нас это значимое событие, – поделилась радостью зам. главы администрации города Елена Горщенко, – особенно в год двадцатилетия трагедии в Бендерах.

Два года назад здесь даже референдум прошел – достоин ли генерал изваяния. И более 90% голосовавших ответили «да». Впрочем, бывший депутат Верховного Совета Виктор Алкснис убежден, что любовь жителей республики к Лебедю основана больше на мифах, чем на фактах:

– Роль Лебедя в урегулировании того конфликта сильно преувеличена. В первую очередь им самим. Он стал командующим лишь летом 92-го. К тому времени ситуация и без него стабилизировалась благодаря героическому сопротивлению самих приднестровцев, а Лебедь лишь закрепил чужой успех. По его приказу артиллерия нанесла удары по позициям молдавских войск, и произошло, как теперь говорят, побуждение Кишинева к миру. Определенная заслуга генерала в этом, безусловно, была, но после прекращения огня Лебедь решил поставить под контроль руководство Приднестровья, чтобы умиротворить уже Тирасполь. У него было четкое указание от Ельцина: Приднестровье должно быть в составе Молдавии, никакой независимости. Бывший президент республики Смирнов, понятно, этого не желал. И Лебедь начал готовить военный переворот – подговаривал местных шефов МВД и КГБ захватить власть. Но те публично огласили предложения Лебедя, был скандал, план провалился.

После этого Алкснис лично обвинил генерала в предательстве интересов уже России:

– Это был февраль 93-го, и я прибыл в Тирасполь с частным визитом по приглашению Смирнова. О встрече я Лебедя сам попросил. Мы общались в комнате отдыха, устроенной за его рабочим кабинетом. И я ему в открытую сказал, что его позиция – это измена стране. Он сразу вскочил, вытянулся по стойке смирно в полный рост (а он был не маленький) и отчеканил: «Я был, есть и буду офицером, верным своей присяге!» Но чувствовалась во всем этом какая-то отрепетированность, как будто он не от души говорил, а играл спектакль.

Александр Лебедь вообще любил играть на публику, делая громкие заявления и выдавая яркие афоризмы. Наиболее известной крылатой фразой Лебедя стала «упал – отжался». На самом деле фразу придумали его персонажу в программе «Куклы» на НТВ, но слова эти так понравились военному, что он порой действительно их применял. Ведь вся жизнь генерала, по сути, умещалась в два этих емких слова: всю жизнь он падал, но раз за разом снова отжимался.

Версия ГРУ: Лебедя убили

Упал: в 95-м Лебедя убрали в запас. Отжался: тут же стал депутатом. Упал: проиграл президентские выборы-96 в первом туре. Отжался: во втором туре поддержал Ельцина и в благодарность получил пост главы Совбеза страны. Упал: через три месяца, после заключения Хасавюртовского мира с чеченскими сепаратистами, снова отправлен в отставку. Отжался: победил на выборах губернатора Красноярского края.

28 апреля 2002 года Лебедь упал, но отжаться уже не сумел. Служебный вертолет с генерал-губернатором на борту рухнул в районе озера Ойское на Буйбинском перевале. Из 19 человек на борту 7 погибли. Официальная версия: вертолет шел слишком низко и из-за плохой видимости задел провода ЛЭП. Правда, выжившие пилоты уверяли, что и высота была безопасной, и видимость в норме, просто машина вдруг начала разваливаться в воздухе.

– Когда стало известно о гибели Александра Ивановича, вся страна выдохнула: «Лебедя убили», – рассказал один из соратников Лебедя Олег Захаров. – Я тогда к этой версии отнесся скептически. Но потом на Новодевичьем кладбище встретил бывших офицеров ГРУ. Они по своей инициативе выезжали на место катастрофы и пришли к однозначному выводу: это была спецоперация. К лопастям винта было прикреплено несколько граммов взрывчатки. Заряд был активирован с земли. В обычных условиях такие повреждения вертолету не страшны – он просто «провалится» в воздушную яму на 10–20 м и снова наберет высоту или мягко сядет. Но здесь произошло столкновение с ЛЭП – несмотря на мастерство летчиков, сделавших все, что было в человеческих силах, провод намотался на хвостовой винт.

Версия, может, и фантастическая, но в любом случае «русский Пиночет», как еще называли Лебедя, в 2000-х был уже лишней фигурой в новом политическом пространстве. Особенно после его слов: «Люди маленького роста – самые говнистые. Очевидно, оттого, что их голова находится ближе к жопе, чем у нормальных людей». Накануне гибели губернатора освежился компромат о его отношениях с Березовским, в регион зачастили проверки Генпрокуратуры, пошли слухи о скорой отставке. Большие люди в российской политике стали не в моде.

Досье

Александр Иванович Лебедь

Родился 20 апреля 1950 года в Новочеркасске в рабочей семье, в молодости сам работал грузчиком. Трижды проваливался при поступлении в летное училище из-за высокого роста, в результате пошел в Рязанское высшее училище ВДВ. В начале 80-х воевал в Афганистане, был контужен.

19 августа 1991 года по приказу командующего ВДВ Павла Грачева во главе батальона тульских десантников взял под охрану здание Верховного Совета. Летом 1992 года прибыл с миротворческой миссией в Приднестровье, где возглавил 14-ю общевойсковую армию. Спустя три года освобожден от занимаемой должности и досрочно уволен в запас в звании генерал-лейтенанта.

В 1998 году избран губернатором Красноярского края. Погиб 28 апреля 2002 года при катастрофе вертолета Ми-8 во время служебной поездки. У генерал-губернатора остались жена и трое детей. Похоронен на Новодевичьем кладбище. По слухам, установку там бронзового памятника спонсировал олигарх Олег Дерипаска.

Цитаты

Упал – отжался.

Мы матом не ругаемся – мы им разговариваем.

Генерал-демократ – это то же самое, что еврей-оленевод.

Умный силу демонстрирует, а дурак применяет.

Голова не может болеть – это кость.

Когда я целенаправленно иду к цели, я похож на летящий лом.

Тому, кто все знает, нужно поставить памятник, по пояс закопать, а остальное побелить.

За последнее десятилетие людям нашей страны навешали такое количество лапши на уши, что она уже больше там не помещается – соскальзывает.

Если виноватых нет, их назначают.

Потряси любого россиянина, так обязательно пять-шесть лет тюрьмы из него вытрясешь.

Задача государства не в создании рая, а в предотвращении ада.

Коней на переправе не меняют, а ослов менять можно и нужно.

Смеется последним тот, кто первым стреляет.

Есть несколько версий, почему разбился вертолет, на котором летел губернатор Александр Лебедь. Официальная - виноваты летчики и непогода. Полуофициальная - виноват сам Лебедь, в тот момент пилотировавший вертолет. Неофициальная - диверсия.

Сперва - вид на катастрофу со стороны наблюдателей:
1. Генерал Лебедь погиб как на войне
www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=320727

Вчера утром в Саянских горах разбился вертолет Ми-8, в котором на открытие горнолыжного курорта летели руководители администрации Красноярского края. Восемь из 20 пассажиров, в том числе губернатор Александр Лебедь, погибли. Причиной трагедии стала нелетная погода: метеорологи предупреждали пилотов о низкой облачности и снегопаде на перевале, но они все равно решили лететь. Генерал Лебедь погиб, словно вернувшись на афганскую войну: вертолеты того типа, в каком он разбился, использовались в той кампании, да и рельеф местности в Саянах во многом напоминает афганский.

На Буйбинском перевале должно было состояться торжественное открытие реабилитационного центра и базы отдыха "Барсово ущелье". Только что здесь закончили строительство горнолыжной трассы и подъемника, соответствующих всем международным стандартам.

"Мы очень гордимся тем, что этот международный горный курорт построили своими силами и средствами,– рассказывает первый замглавы администрации Ермаковского района Иван Лавриненко.– Поэтому пригласили на церемонию все руководство края. Планировалось, что после официальной части перед гостями выступят дети – они готовили концерт, а спортсмены из Ермаковского устроят показательный лыжный забег по льду горного озера Ольского. Губернатор пообещал, что прилетит с артистами и журналистами".

В воскресенье утром праздничное настроение ермаковцев немного испортила погода. Несмотря на то что прогноз на выходные по Красноярскому краю в целом был благоприятным: солнечно, ясно, температура воздуха +15...+18°, местные прекрасно знали, что эти данные относятся лишь к равнинной части края. На перевале, высота которого превышает полторы тысячи километров, климат особый. Зачастую он резко отличается от того, что передают красноярские синоптики: к примеру, даже при дневной температуре +20° ночью здесь всегда заморозки, а снег лежит до середины июня.

Так было и в выходные – после солнечной и погожей субботы над Саянскими горами поднялся ветер, кучевые облака поползли прямо по склонам. Из грозовых туч на землю полетели "снежные заряды" – так называют здесь массированные выбросы снега, которые начинаются внезапно и так же внезапно прекращаются минут через 10-20.

"Ведь передавали же в Красноярск с нашей станции "Оленья речка", расположенной в трех километрах от "Барсова ущелья", что погода здесь испортилась и стала нелетной,– рассказал Ъ метеоролог из Ермаковского Евгений Томбасов.– Учитывая это обстоятельство, чиновники вполне могли долететь на вертолете до нашего райцентра, стоящего в предгорьях, или до поселка Танзибей, а оттуда проехать сотню километров на автомобилях. Но они решили по-другому – хотели, наверное, эффектно спуститься на праздник с воздуха..." Так оно и вышло.

Около 10 часов утра сотни людей – сотрудники "Барсова ущелья", спортсмены, школьники и просто жители соседних поселков, собравшиеся посмотреть на Александра Лебедя,– увидели сквозь туман мигающие красные огоньки. Это шел на посадку губернаторский кортеж, состоящий из двух вертолетов Ми-8. Машины были уже метрах в семистах от базы – стали видны их контуры и слышен сквозь порывы ветра грохот работающих лопастей. Пилотам оставалось только пролететь над идущей здесь высоковольтной линией электропередачи и зайти на посадку, но в этот момент головной Ми-8 вдруг нырнул под провода. Зацепившись, машина замерла в воздухе, наматывая на хвостовой винт 12-миллиметровый провод с напряжением 220 киловольт.

Сначала порвались провода, по которым снабжался электроэнергией от Саяно-Шушенской ГЭС город Туран (питание потом переключили на резервную линию). Затем отломился хвост вертолета, а еще через мгновение и сам Ми-8, сопровождаемый снопами искр, камнем полетел вниз с 30-метровой высоты.

Упал он в глубокий двухметровый снег, который спас 13 из 20 пассажиров вертолета. Во-первых, снег самортизировал удар, а во-вторых, затушил искры, не дав им поджечь выплеснувшийся из топливных баков керосин.

"Мы с моими пацанами стояли и смотрели на разбитую машину как зачарованные,– вспоминает директор 2-й районной школы Александр Суховский, приехавший на праздник вместе со старшеклассниками.– Я понимал, что нужно бежать помогать людям, но не мог ни слова сказать, ни ногой пошевелить. Тут кто-то, то ли наш начальник милиции, то ли прокурор, закричал: "Чего стоите? Бегите вытаскивать!" Мы все побежали.

Вертолет лежал на правом боку, сильно помятый, как машина после крутой аварии, но целый, даже двигатель еще работал – шкив винта с кусками лопастей продолжал крутиться. Вооружившись ломиками и монтировками, взятыми у водителей, мы сломали задний люк, вытащили через него несколько человек, которые сидели ближе к хвосту,– они были живы. А дальше в салон пройти не можем – все загромождено оторванными и сплющенными сиденьями. Попытались выдергивать кресла, привязывая их по одному к буксировочному тросу,– не получается. Тогда пошли со стороны кабины. Видим – летчик живой, дышит. Вытащили его на снег, а он шепчет: "Сейчас керосин е..нет... Надо двигатель заглушить... Снег, снег в воздухозаборник кидайте". "А где он, этот заборник?" – спрашиваем его. "Да там, где шкив крутится, рядом..." В общем, кидали, кидали, наконец он зачихал и действительно заглох. После этого смогли залезть наверх машины, сломать боковую дверь. Все это время кто-то из милиционеров снизу кричал: "М...ки, ломами по железу не чиркайте! Там керосин!" Но его никто не слушал – все знали, что в вертолете наш губернатор, и молотили по обшивке так, что не только искры, куски дюраля во все стороны летели.

Минут через пять вытащили и самого Александра Ивановича. Он был живой, внешне – совершенно целый, но, видимо, находился в состоянии шока. Казалось, он силится что-то сказать. Судя по выражению лица, ругается, но никаких слов не было – только хрипы. Нам удалось вытащить всех пострадавших. Еще одного, мальчика лет двенадцати, выбросило через хвостовой люк при ударе – он, к счастью, оказался живым. К трупам не подпускали – ими сразу занялись наш начальник РОВД и прокурор".

В этой катастрофе погибло восемь человек: губернатор Александр Лебедь, которого не успели довезти до больницы, его заместитель по соцвопросам Надежда Кольба, начальник краевого управления по туризму Лев Чернов, глава Ермаковского района Василий Роговой, взявшийся проводить высоких гостей, журналисты красноярской "Сегодняшней газеты" Константин Степанов и краевого телевидения Игорь Гареев, корреспондент красноярской телекомпании "7-й канал" Наталья Пивоварова (умерла в больнице) и водитель "Барсова ущелья" Лев Кандинский. Их тела отправили в краевой морг, вокруг которого тотчас установили милицейское оцепление. Причем стражи порядка не только оттеснили зевак, убрали скамейки и урны, но даже с помощью эвакуаторов оттащили от морга все машины.

Остальные 12 пострадавших были госпитализированы в райбольницы. Как говорят врачи, все они находятся в крайне тяжелом состоянии.

Расследование катастрофы будет проходить на самом высоком уровне. Главой комиссии президент Путин назначил министра Сергея Шойгу, который в воскресенье вечером вылетел в Красноярск. В комиссию также войдут сотрудники Межгосударственного авиакомитета, Госслужбы гражданской авиации (ГСГА), авиакомпании "Енисейский меридиан", которой принадлежал разбившийся вертолет. Представители краевой прокуратуры уже возбудили уголовное дело по факту нарушения правил движения и эксплуатации воздушных судов, которое привело к гибели людей. Очевидно, что отвечать за гибель губернатора и его коллег будут оставшиеся в живых летчики. Во всяком случае, техника, по словам начальника управления безопасности полетов ГСГА Владимира Рудакова, здесь явно ни при чем. "Техническое состояние машины не вызывало сомнений,– считает господин Рудаков.– Никаких отказов у нее до сих пор не было. Да и экипаж был очень хорошо подготовлен, а на борту даже находился опытный проверяющий".

Того же мнения придерживается и заместитель начальника Краснодарского краевого управления воздушного транспорта Алексей Куделин. "Ми-8 АМТ, на котором летал губернатор Лебедь,– отличная машина,– рассказал он Ъ.– Это модернизированный вариант, у которого тяговые характеристики двигателей по сравнению с обычным Ми-8 улучшены на целых 1000 кг. Модель была создана специально под войну в Афганистане, поэтому для нее маневрировать в наших относительно невысоких Саянских горах, в целом похожих на афганские,– плевое дело. Высоту такой вертолет набирает мгновенно, да и радиовысотомер, предупреждающий об опасном приближении к земле, работает у этой машины очень хорошо. Однако препятствие в виде проводов ЛЭП, которое находится не снизу, а впереди по курсу, высотомер "не видит".

Теоретически пилотам в условиях плохой видимости могли помочь с земли. Но дело в том, что, когда машина летит в горах, да к тому же на малой высоте, диспетчер ее на своем мониторе слежения, как правило, не видит. И осуществляет за ней не визуальный, а только информационный контроль. То есть положение вертолета в пространстве он знает лишь приблизительно, от самих летчиков, которые время от времени выходят с ним на радиосвязь. Так было и на этот раз. Диспетчер понятия не имел, что машина идет на посадку в районе, где проходит ЛЭП".

Пилоты видели на своей полетной карте высоковольтку, но миновать провода им помешали туман и снег. "Слушай, ты поосторожнее,– сказал один из летчиков напарнику, после того как машина вырвалась из полосы очередного снежного заряда.– Здесь, кажется, ЛЭП где-то рядом..."

Это было последнее сообщение с губернаторского Ми-8.
СЕРГЕЙ Ъ-ДЮПИН
2. Список лиц, находившихся на борту разбившегося Ми-8
www.volgainform.ru/expnews/31282
Погибшие:
Лебедь Александр Иванович -- губернатор Красноярского края
Кольба Надежда Ивановна -- замгубернатора по социальным вопросам
Чернов Лев Яковлевич -- начальник краевого управления по туризму
Роговой Василий Константинович -- глава Ермаковского района
Кондинский Андрей Георгиевич -- работник Шушенского санатория
Степанов Константин Николаевич -- корреспондент «Сегодняшней газеты»
Гареев Игорь Вакильевич -- оператор телекомпании ИКС
Пивоварова Наталья Викторовна -- корреспондент красноярской телекомпании «7-й канал»
Пострадавшие:
Ахмеров Тахир Тигизидович -- командир эскадрильи, пилот-инструктор (Травмы: открытый перелом правой голени, закрытый перелом правого бедра, закрытый перелом левой голени, перелом правой ключицы, закрытая черепно-мозговая травма, рваная рана лица, шок)
Курилович Алексей Владимирович -- второй пилот, командир-стажер (Травмы: рвано-ушибленная рана лица, открытый оскольчатый перелом костей правой и левой голени)
Евсеевский Павел Николаевич -- бортинженер (Травмы: перелом левого бедра, рвано-ушибленные раны головы и обеих голеней)
Климик Геннадий Иванович -- пресс-секретарь губернатора (Травмы: закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга тяжелой степени, компрессионный перелом 1-го поясничного позвонка, ушиб обеих почек)
Тоначев Геннадий Павлович -- председатель краевого спорткомитета (Травмы: ушиб грудной клетки, шок)
Подгорный Юрий Викторович -- директор Шушенского санатория (Травмы: сотрясение легкой степени, от госпитализации отказался)
Лопатина Елена Геннадьевна -- замредактора газеты «Красноярский рабочий» (Травмы: Открытый перелом обеих голеней, тупая травма живота)
Мамутова Эмма Идрисовна -- корреспондент краевой телекомпании "ИКС" (Травмы: закрытый и открытый переломы обеих костей правой и левой голени, сотрясение головного мозга, перелом левого предплечья)
Шлых Виталий Михайлович -- охранник (Травмы: закрытая внутричерепная травма, сделали вторую операцию, удалили селезенку, ушили разрыв печени)
Юдаев Александр Викторович -- охранник (Травмы: множественные ссадины лица и правой голени, тупая травма живота, разрыв лонного сочленения)
Смирнов Станислав Александрович -- оператор телекомпании «7-й канал» (Травмы: Рваная рана 4-го пальца правой кисти)
Кузичев Михаил Васильевич -- генеральный директор «Красэнерго» (Травм не получил)

В пользу официальной версии:
1. Катастрофа в Саянах.
lebed.newslab.ru/review.aspx?id=13331

Совет администрации и Законодательное собрание Красноярского края с глубоким прискорбием извещают, что 28 апреля 2002 года в Ермаковском районе Красноярского края в результате крушения вертолета Ми-8 авиакомпании "Енисейский меридиан" погибли губернатор Красноярского края Лебедь Александр Иванович, заместитель губернатора Красноярского края Надежда Ивановна Кольба, начальник управления туризма и курортов администрации Красноярского края Лев Яковлевич Чернов, глава Ермаковского района Василий Константинович Роговой, корреспондент телекомпании "7 канал" Наталья Викторовна Пивоварова, оператор КГТРК Игорь Васильевич Гареев, корреспондент "Сегодняшней газеты" Константин Николаевич Степанов, работник Шушенского санатория Андрей Георгиевич Кодинский, и выражают соболезнования родным и близким покойных.
Прощание с Александром Ивановичем Лебедем состоится 29 апреля 2002 года с 16.00 до 24.00 и 30 апреля 2002 года с 8.00 до 11.30 часов в помещении Большого концертного зала. Прощание с погибшими в авиационной катастрофе, похороны которых состоятся в г. Красноярске, будет проходить 30 апреля 2002 года с 8.00 до 11.30 часов в помещении Большого концертного зала.
В Красноярске о произошедшей трагедии стало известно примерно в обед. Корреспонденты "КК" сразу отправились в Ермаковский район (вертолет упал в 110 километрах от райцентра -- село Ермаковское) и прибыли только к ночи -- от Красноярска до перевала Ойский, где разбился "Ми-8", -- 600 с лишним километров.
Летели на праздник
604-й километр от Красноярска, в предгорье Саян -- удивительно красивое место. Горная извилистая дорога, заснеженные скалы... И -- черный обугленный вертолет, наполовину зарывшийся в полутораметровый слой снега. К машине ведет хорошо протоптанная в снегу дорога, но близко никого не пускают. На трассе М-54 около костра греются несколько десятков солдат, дежурят люди в штатском. Около вертолета тоже ходят люди с мощными фонарями. Кто они -- не ясно, но из числа "местных": московская комиссия приедет на следующий день после катастрофы.
-- Сергеи Захаров, администрация Ермаковского района, -- представляется невысокий мужчина. -- Кто такие, почему остановились?
-- Журналисты. Из Красноярска. С невеселой миссией...
Сергеи Захаров сообщает о том, что произошло:
-- В нескольких метрах, немного выше, для посадки вертолета приготовили специальную площадку, можете проехать посмотреть на нее. Но вертолет не долетел. В условиях тумана, плохой видимости он зацепился за ЛЭП и рухнул в нескольких метрах от предполагаемого торжества. По рассказам очевидцев воспроизводим картину произошедшей трагедии. Праздник по случаю открытия новой горнолыжной трассы готовился масштабный и шумный, с концертной программой, большим количеством приглашенных. Внизу высоких гостей ожидали журналисты местных СМИ, спасатели, горнолыжники. На вертолете летели представители красноярской прессы, руководство краевой администрации во главе с губернатором, комитета по физической культуре и спорту. Когда вертолет приближался к трассе, его еще не видели из-за перевала, но уже слышали шум двигателя, который ни с чем не спутаешь. Вдруг все стихло, и на спецплощадку ворвался испуганный водитель "КАМАЗа", проезжающий мимо. Он сообщил, что вертолет, которого все так ждут, упал поблизости и горит. В первые секунды страшной новости не поверили. А потом побежали все разом туда, откуда уже начали подниматься клубы дыма. Вертолет с обломанными лопастями лежал, завалившись на бок, машина была объята пламенем и дымом. Люди, не думая об опасности взрыва, начали забрасывать корпус вертолета снегом, чтобы потушить. По слухам, из разбитых иллюминаторов выскочили женщина и молодой человек и бросились прочь в состоянии шока. Их пришлось догонять и усаживать в подъехавшую "скорую".
Макс
Среди тех, кто первым подоспел на помощь, находился уволившийся из МЧС спасатель-горнолыжник, известный в профессиональных кругах эмчеэсовцев и спортсменов как просто Макс. Именно он вытаскивал из искореженного вертолета Александра Ивановича Лебедя.
-- Макс рассказывал, что губернатор был в сознании, но в очень тяжелом состоянии, -- передают бывшие коллеги и друзья Макса (сам он почти сразу уехал с места трагедии). -- Когда не первый раз на таких авариях находишься, состояние пострадавших определяешь почти сразу. Макс положил руку губернатору на шею -- пульс не прощупывался. Прощупал запястье -- чувствовались слабые удары. Александру Ивановичу вкололи обезболивающее, насколько это было возможно, проделали реанимирование. Очень быстро, почти мгновенно, на месте оказались машины "скорой", и всех пострадавших, в том числе и губернатора, увезли в больницу в село Ермаковское...
Три раза "срочно" -- значит ЧП
Рассказывает директор Красноярской региональной поисково-спасательной базы гражданской авиации Валерий Симоненко:
-- Приблизительно в 11.30 мне на пейджер пришло сообщение: "Валерий Александрович, срочно, срочно, срочно приезжайте на работу. Дежурный".
У нас в организации есть такой закон: поступила информация о ЧП -- сообщают мне. Так как очень часто бывают ложные вызовы, в сообщении не объясняют, что случилось, пишут лишь три раза слово "срочно". Это значит, что случилась трагедия, нужно вылетать. Через семь минут после того как пришло сообщение, я был на рабочем месте. Из срочного сообщения следовало, что недалеко от дороги на 604-м километре трассы Красноярск-Кызыл, на перевале, упал вертолет Ми-8, на борту -- губернатор края Александр Лебедь, люди из администрации края, журналисты. Экипаж не выходит на связь.
-- Летом на сборы по регламенту нам дается 30 минут, зимой -- 45. Уже через 10 минут я и дежурный экипаж -- четыре спасателя, врач -- были готовы к отлету. Правда, пришлось какое-то время подождать: вместе с нами полетел прокурор края и несколько представителей краевой администрации. В это время с Выезжего Лога в Ермаковский район летел еще один наш вертолет, экипаж выполнял свое задание и в момент катастрофы находился недалеко от случившегося. Мы связались с командиром экипажа Владимиром Козелем и перенаправили вертолет к месту трагедии, чтобы они хотя бы выяснили, что случилось, и попробовали восстановить связь. На что Владимир Козель сообщил: "Видимость ужасная, я не могу подлететь к месту происшествия, сажусь в Танзыбее". Танзыбей -- населенный пункт в десяти километрах от перевала. Оттуда Козель вместе с сотрудниками местного ГИБДД на автомобилях выехали к месту аварии.
Ми-8 погубил снежный заряд
Козель вместе с помощниками погрузили в автомобиль Александра Лебедя в бессознательном состоянии и еще нескольких пострадавших. Все они были перевезены с места аварии и доставлены в больницы Ермаковского, Минусинска, Александра Лебедя отвезли в Абакан.
-- У авиаторов есть такое понятие, как "снеговой заряд", -- продолжает Валерий Симоненко -- Это снежная туча, она обычно появляется внезапно и также внезапно исчезает. Даже самое современное метеооборудование не позволяет точно определить возможное местонахождение и извержение "снеговых зарядов". Перед отлетом пилоты имели достоверные метеосводки, ничто не предвещало беды. Чуть позже выяснится, что вертолет МИ-8 с губернатором на борту попал в этот "заряд".
-- Мы прилетели в Ермаковское в 12.20. К этому времени пострадавшие уже были привезены в районную больницу. Нас встретил генеральный директор "Красэнерго" Михаил Кузичев. Он был среди пассажиров, сидел напротив Александра Лебедя и чудом остался жив. Из его рассказов стало ясно, что вертолет попал в "снежный заряд", даже в двух метрах ничего невозможно было рассмотреть. Пилоты пытались выровнять машину и победить снежную стихию, в результате вертолет хвостовой частью зацепился за нулевой провод (громоотвод) линии электропередач. Этот провод не под напряжением, поэтому самолет не взорвался, сначала оторвало хвост, затем машину в воздухе развернуло на 360 градусов, и железная машина рухнула на землю. Вертолет упал на левый бок, губернатор сидел справа, лицом к кабине пилота -- это одно из самых опасных и неустойчивых мест, у него не было опоры. Кузичев сидел напротив, спиной к пилотам, от удара его лишь сильнее придавило к сиденью, благодаря чему он остался жив. Семь человек, среди них корреспонденты и заместитель губернатора Надежда Кольба, находились в хвостовой части, погибли, когда вертолет еще не успел коснуться земли...
-- Через несколько часов после того, как мы прибыли в Ермаковское, нам сообщили, что Александр Иванович скончался, так и не придя в себя, по дороге в Абакан. Нас ждал его брат Алексей Иванович. После обеда мы вылетели в Абакан, Кузичев полетел с нами. На взлетной полосе в Абакане стояли несколько человек из администрации Абакана, Алексей Лебедь. Едва вертолет приземлился, из "скорой помощи" санитары вынесли носилки, накрытые белой простыней.
-- Алексей Лебедь летел с нами. Мы сидели в салоне, носилки с телом Александра Ивановича стояли в хвостовой части. Во время перелета все молчали. Страшно было смотреть на людей, переживших эту страшную трагедию. Глаза Кузичева были почти стеклянными, на лице -- пугающая бледность, он мог погибнуть, но по воле судьбы остался жив. Алексей Лебедь молчал, очень много курил и постоянно смотрел назад, туда, где находилось тело брата. В случившееся верилось с трудом. Перелет показался очень длинным, где-то к 20.00 мы сели на вертолетную площадку в "Соснах" под Красноярском. Там нас уже поджидали представители администрации, еще какие-то люди. Тело Лебедя вынесли из вертолета, мы улетели на базу, в аэропорт "Черемшанка". Чуть позже в Красноярск с телами погибших вернулся еще один наш вертолет.
В больнице оставались самые тяжелые
По состоянию на 22 часа 28 апреля, когда мы добрались до больницы, здесь располагали списком из 20 человек, с точным указанием, куда распределили каждого из поступивших пациентов (Абакан, Минусинск, Красноярск), кто, к несчастью, скончался. В больнице Ермаковского района оставались лишь двое очень тяжелых, прооперированных больных: Елена Лопатина, заместитель редактора "Красноярского рабочего", Виталий Шлык, охранник. Дежурный врач Анна Антонова уверила нас, что Александр Иванович по поступлении в ЦРБ Ермаковского района, был еще жив и в сознании:
-- Александр Иванович сам изъявил категорическое желание ехать в Абакан. Сказал: "Нет, я здесь не буду оставаться, везите меня в Абакан". По дороге он скончался...
Пострадавших людей из вертолета достали еще до приезда спасателей (первым прибыл шушенский отряд).
-- Мы скидали все, что можно поскидать из вещей, и очень быстро приехали, нам пришлось разбудить после многочасовой работы Владимира Малая, спасателя второго класса Шушенского поисково-спасательного отряда. Прибыли быстро, но всех людей уже вытащили. Единственная проблема была, есть ли пострадавшие под вертолетом, но таковых не оказалось. Вертолет лежал на боку, зарывшись в снег правым бортом. Он сильно не обгорел, но фюзеляж был смят. Кабина сильно повреждена, салон сплюснутый. Даже я, как спасатель, с трудом представляю себе, как можно выжить в такой мясорубке. Не знаю, чем люди в вертолете занимались до катастрофы, но могу предположить, чем собирались заниматься после приземления: в салоне было очень большое количество рыболовных снастей. Продуктов было много. Свежие помидоры мне запомнились почему-то. Одеты все были легко, очевидно, совершенно не готовились к тому, что здесь зима и лежит полутораметровый слой снега. На полу валялись чьи-то тапочки. Крови было очень много, все в крови. Паники в момент катастрофы, скорее всего, не было. Все произошло в считанные секунды. Внизу народ слышал подлетающий вертолет, сверху, наверняка, была видна праздничная толпа. До момента катастрофы вертолет летел со скоростью 200 километров в час. Когда он зацепил ЛЭП, начал наматывать на винт провода. Одним из тросов отрубило лопасти. Потерявшая высоту и управление машина упала между несущими линиями напряжения и основными.
Обороты двигателя были предельными
-- За 10 лет службы Шушенского отряда спасателей это четвертый упавший вертолет, -- говорит Юрий Моргунов, спасатель первого класса. -- Ми-8 -- достаточно устаревшая модель и не очень надежная. Точнее, сами вертолеты неплохие, но сыплются потому, что старые.
...Снег в этом месте достаточно мягкий, благодаря чему остались живы те, кто был впереди, возле кабины (в том числе и вертолетчики). Мне показались особенно интересными показания приборов. Времени на маневр у летчиков не было, хотя, судя по показаниям, они до последнего пытались что-то предпринять, в частности, увеличить мощность двигателя до предела. Но с обломанными винтами что можно было сделать? Это были нулевые решения, ничего бы их не спасло. Примечательно то, что был выключен высотомер. Это говорит о том, что они ориентировались визуально и не предполагали, что прямо по курсу линия электропередач. В момент падения машины продолжали работать турбины -- вертолет полностью функционировал. Интересны показания оборотов двигателя, они были максимальными, предельными. Вообще, в этой трагедии далеко не все ясно... Кстати, погибший в катастрофе Василии Роговой, глава администрации Ермаковского района, как выяснилось, имел свой вертолет. Как уверяют местные жители, пилот главы администрации знал в прилегающей местности все опасные места. Но этого пилота на борту потерпевшего катастрофу Ми-8 не было.
P.S. В течение нескольких дней спасатели будут распиливать вертолет на части и убирать с места трагедии. По факту катастрофы возбуждено уголовное дело.
Безбородова Евгения, Мишкина Мария
"Красноярский комсомолец" № 17, 30 апреля 2002
.
2. Командир вертолета Ми-8 Тахир Ахмеров: "Мы с Лебедем разбились при изумительной погоде"
-- Тахир, давайте начнем с самого начала...
-- Итак, 26 апреля я получил задание -- везти губернатора и его команду в Ермаковский район.
-- Вы раньше возили Лебедя?
-- Конечно. Я почти год с ним летал. На следующий день, 27-го, мы с бортинженером и вторым пилотом подготовили машину, документацию, уточнили количество пассажиров, проанализировали погоду.
-- У вас были метеосводки?
-- Это правильнее назвать анализом. Циклон, согласно прогнозам, 28-го должен был пройти. Поэтому мы решили: приедем утром, посмотрим на прогнозы и доложим губернатору.
-- Наступило утро...
-- Утром 28-го я пошел в гараж, взял машину и поехал собирать ребят, потому что некому нас в аэропорт возить. Вылет был назначен на 7.30, но где-то в шесть мы все были на месте. Машину расчехлили, загрузили на борт питание для пассажиров, водичку и прочее. Еще раз проанализировали погодные условия. Над Красноярском стояла изумительная ясная погода.
Посмотрели Абакан. Там всегда давали прогноз 1800 метров высоты облачности. Но в тот день, как специально, выдали 1600.
-- Что это значит?
-- Это значит, что от земли до облаков -- 1600 метров. По документам, в равнинной местности, а Ермаковский район относится именно к такой, достаточная высота облачности -- 150 метров. А было 1600! Это летный прогноз? Более чем!
-- Тогда зачем вы об этом рассказываете?
-- Повторяю: Абакан всегда давал высоту 1800, а в этот раз дал 1600. Получается, что 200 метров мне якобы не хватало! Приезжает комиссия и решает, что я летел с нарушением требований. Хотя, когда мы пролетели Ермаковское, все знали, что высоты облачности нам хватало за глаза.
-- Для вас имеет значение, где летать: в горах или над равниной?
-- Не имеет. Я имею допуск ко всем видам полетов.
-- Вам был известен маршрут?
-- Не совсем. Мы сели в Соснах, взяли губернатора и журналистов. Лебедь подошел, поздоровался и сказал: "Летим в Ермаковское, там сядут представители местной администрации, и они покажут, куда дальше лететь". Больше он в кабину не заходил.
-- Вас обвиняют в "отклонении от заданного курса"...
-- План полета давался примерно так: Сосны -- Ермаковское -- Ермаковский район. Предполагалось, что мы будем летать в радиусе 100-150 километров. Это нормально! Здесь нет никакого нарушения. Вертолет -- воздушное такси: куда скажут, туда и везем. И прежде, когда летали с губернатором, всегда так делали.
-- Кто управлял вертолетом?
-- За штурвалом был Алексей (Курилович. -- "КП".). Он на основном рабочем сиденье, а я в качестве второго пилота. Погодные условия позволяли это сделать! Если бы они были плохими, то основное управление я бы взял на себя. Я ведь по должности командир-инструктор.
-- Итак, вы сели в Ермаковском, что было дальше?
-- Там уже ждала машина. В ней был глава района Роговой, директор Шушенского санатория Подгорный и еще один человек. Роговой сказал: "Путь будет показывать Подгорный". Сели, я подозвал Подгорного, спросил, куда лететь. Он сказал, что пойдем по дороге в сторону Кызыла. Где-то 60-80 километров. Там приготовлена площадка. Прикинули -- это входит в равнинную местность. Не в горную, а в равнинную! Взлетели, доложили в Абакан и визуально по дороге пошли в сторону Кызыла.
-- А погода?
-- Погода была изумительной! Когда дошли до Танзибея, то увидели, что дорога обходит гору с двух сторон. Я сказал: "Давайте пойдем по правой", но Подгорный не согласился: "Нет, нам надо по левой". Я: "Видите линию ЛЭП? Это опасно". Но он настоял. Налево, как я предполагаю, им надо было потому, что там дорогу закрывали щитами от камнепада, возможно, они хотели это показать Александру Ивановичу. Шли вдоль дороги где-то на высоте 100 метров, что вполне допустимо. Затем дорога пошла вверх, на высоте 900 метров было уже много снега, к тому же солнце поднималось и белизна была ослепительная. Но линия ЛЭП, столбы, машины прекрасно просматривались. Высота облачности была под 2000 метров, видимость -- километров пять.
Мы выполняли требования заказчика. Вертолет ведь не летает по прямой на высоте 6 километров. Мы можем снижаться и до высоты 5 метров, можем зависнуть -- да все что угодно, здесь нет ограничений.
-- На картах была обозначена ЛЭП?!
-- Она, конечно, должна обозначаться, но у нас были карты 1956 года. Заявку на новые мы дали буквально накануне. Но это не главное. Мы ведь летели визуально и ЛЭП прекрасно видели и не упускали из вида. Она в горах петляет по обе стороны дороги, мы ее несколько раз пролетали. Я ребятам сказал: "Очень внимательно, не упускайте из вида линию ЛЭП, это самое главное!"
-- А кто в это время был за штурвалом?
-- Я был. С того момента, как вошли на возвышенную местность, управление взял на себя. Ребята следили за ЛЭП. И вот, когда остался всего километр до места посадки, представитель администрации Подгорный сказал: "Все, сейчас линия ЛЭП уходит влево, немного пройдем, и будет площадка для посадки". Вроде как успокоил, не надо, мол, напрягаться.
В этом месте дорога делает крутой изгиб. До этого шли на ста метрах, а тут пошли в гору, высота, естественно, стала снижаться. А сама линия -- высотой 30 метров. Мы вышли из-за изгиба, и вот она -- ЛЭП!
Видимо, он, Подгорный, не совсем хорошо знал местность или что-то напутал. Я не ищу виновника. Я командир и несу полную ответственность.
-- Момент крушения помните?
-- Помню, как сейчас. Среагировать я все-таки успел, хотя все произошло в доли секунды. Рванул штурвал на себя, и мы почти сумели проскочить провода поверху. Не хватило мощности процента два-три, иначе перелетели бы... Самый верхний провод мы даже не зацепили, просто машина встала прямо на него. Секунд пять стояли, я чувствую -- машине не хватает мощности выскочить. Машина начала снижаться, и я, естественно, стал оттягивать ее назад, от проводов подальше, чтобы не сгореть и не взорваться. Сколько мог, тянул, но лопастями порвали верхний провод (громоотвод, он не под напряжением. -- Авт.). Впрочем, если бы порвали основные провода, было бы хуже. Знаете, какое там напряжение?
Задевали мы провода лопастями по касательной, потому и удалось удара током избежать. Хотя все равно сильно искрило. Провод громоотвода намотался на втулку, после чего лопасти начали хаотично прыгать и отрубили хвостовую балку. А у нас педали управления с ней соединены тросами, которые в таких случаях рвутся, и получается сильнейший удар -- несколько тонн. Почему у нас с Лешей (Куриловичем. -- Авт.) ноги одинаково и переломаны.
...Очнулся уже на земле. Рукой пытаюсь пошевелить -- не получается, ногами -- тоже, только хруст стоит. Другой рукой пытаюсь выключить работающий двигатель -- не выходит, видимо, что-то оборвалось. Тут меня из машины вытащили, отволокли метров на двадцать, я говорю: "Хватит, тушите пламя из выхлопов, иначе топливо взорвется". Его снегом кое-как успели забросать.
Потом меня погрузили в машину и увезли.
"Комсомольская правда" № 102, 11 июня 2002 года
3. Заключение суда: причиной крушения Ми-8 стало "преступное легкомыслие" пилотов
www.regnum.ru/news/200988.html
Сегодня в Краевом суде закончились слушания по делу крушении вертолета Ми-8 в апреле 2002 г. Суд приговорил Тахира Ахмерова к 4 годам лишения свободы в колонии поселения, Алексея Куриловича - к 3 годам лишения свободы условно.
В ходе оглашения приговора судья заявил, что часть пунктов обвинения была признана не состоятельной. В частности с Ахмерова сняли обвинение в том, что он не законно включил себя в состав экипажа в качестве проверяющего, а также то, что он непосредственно занимался его формированием. Летчикам не было вменено в вину то, что количество пассажиров превышало количество штатных мест в салоне.
Кроме того, было установлено то, что в момент столкновения с ЛЭП скорость вертолета не превышала 80 км/ч. Следовательно, пилоты формально не нарушили пункт НПП (правил эксплуатации вертолета), запрещающий брать управление на себя при высоких скоростях, поскольку это приводит к соударению лопастей и хвостовой балки. Тем не менее, это произошло. Исследуя причины катастрофы, судья согласился с доводами экспертов, которые заявили, что к соударению лопастей и хвостовой балки привело то, что Ахмеров оттянул ручку управления на себя, а также резко увеличил мощность двигателя, что и привело к крушению.
Согласно конечной версии, озвученной в приговоре, само крушение выглядело следующим образом: пилоты вели вертолет на недопустимо низкой высоте из-за плохих погодных условий. Вертолет рухнул не из-за того, что зацепился за провода, причиной того, что винт отрубил хвостовую балку стали непродуманные действия пилота Ахмерова, лишь после того, как винт разбалансировался и отрубил хвост, он порвал один провод и намотал его на втулку, после чего вертолет рухнул. Судья заявил, что показания пилотов что погодные условия были нормальными не соответствуют показаниям большинства свидетелей. В целом, согласно приговору, основная тяжесть вины лежит на пилотах, а катастрофа произошла из-за "преступного легкомыслия" пилотов. Причем основная тяжесть вины ложится на Тахира Ахмерова, так как именно он был старшим по званию на борту Ми-8, и он же управлял вертолетом в момент катастрофы.

Неофициальная версия:
1. Соратники Лебедя до сих пор считают, что его убили
www.rambler.ru/news/events/lebed/7430357.html

Один из соратников Александра Лебедя, депутат Законодательного собрания края Олег Захаров до сих пор считает, что губернатор стал жертвой диверсии.
- Помните, когда стало известно о гибели Александра Ивановича, вся страна выдохнула: "Лебедя убили". Я тогда к этой версии отнесся скептически. Но потом на Новодевичьем кладбище встретил бывших офицеров ГРУ. Они по своей инициативе выезжали на место катастрофы и пришли к однозначному выводу - это была спецоперация. К лопастям винта было прикреплено несколько граммов взрывчатки. Заряд был активирован с земли. В обычных условиях такие повреждения вертолету не страшны - он просто "провалится" в воздушную яму на 10-20 м и снова наберет высоту или мягко сядет. Но здесь произошло столкновение с ЛЭП - несмотря на мастерство летчиков, сделавших все, что было в человеческих силах, провод намотался на хвостовой винт.
2. И до кучи к этой версии видео с "Битвы экстрасенсов".

И обо всех трех версиях сразу в одной статейке: lenta.ru/articles/2002/04/29/lebed/
Что сгубило Александра Лебедя: туман, самонадеянность или козни "серого полковника"

Выдвигаются самые фантастические версии катастрофы
28 апреля в авиакатастрофе погиб губернатор Красноярского края Александр Лебедь. Вертолет Ми-8, в котором Лебедь, его заместитель по социальным вопросам Надежда Кольба, ряд других чиновников, а также журналисты местных СМИ - в общей сложности (вместе с экипажем) 20 человек, разбился в 6:15 по московскому времени на пути в Ермаковский район края, где была намечена презентация новой горнолыжной трассы на Буйбинском перевале.
На обломки вертолета случайно наткнулись сотрудники ГИБДД. Они вызвали подмогу и стали оказывать Лебедю и другим пострадавшим первую медицинскую помощь. Затем губернатора доставили в ближайшую больницу в поселке Танзыбей, а затем переправили в областную больницу Абакана. Там врачи четыре часа боролись за его жизнь, однако спасти губернатора не удалось.
Сразу же после катастрофы скончались еще шесть человек: заместитель Лебедя Надежда Кольба, глава администрации Ермаковского района Василий Роговой, начальник управления по туризму Лев Чернов, оператор телекомпании "ИКС" Игорь Гареев, корреспондент "Сегодняшней Газеты" Константин Степанов и сотрудник Шушенского санатория Лев Конзинский. В ночь на понедельник в Ермаковской районной больнице умерла корреспондент телекомпании "7 канал" Наталья Пивоварова, а в понедельник утром - в абаканской больнице сотрудник охраны Виталий Шлык. Кроме того, некоторые СМИ поспешили сообщил о кончине оператора "7 канала" Станислава Смирнова. Но позже выяснилось, что это неправда - Смирнов отделался лишь переломом руки и сейчас лежит у себя дома в Красноярске. Остальные пострадавшие в авиакатастрофе находятся в больницах в состоянии различной степени тяжести.

Лебедя похоронят на Новодевичьем
Александра Лебедя похоронят на Новодевичьем кладбище в Москве - так решила его семья (рассматривался еще вариант похорон на родину Лебедя в Новочеркасске). 29 апреля с ним прощается Красноярский край, а вечером тело губернатора повезут в столицу. 30 апреля церемония прощания с Лебедем повторится в Центре культуры и творчества Вооруженных сил России на Суворовской площади. Красноярского губернатора и экс-секретаря Совета безопасности России похоронят в соответствии с порядком, установленным для высших военачальников.
Соболезнования родным и близким Лебедя и семьям других погибших уже выразил президент России Владимир Путин. "Примите мои глубокие соболезнования в связи с трагической гибелью мужа и отца, - говорится в телеграмме президента родным Лебедя. - Александр Иванович навсегда останется в нашей памяти ярким, сильным и мужественным человеком. Настоящим Солдатом, посвятившим свою жизнь служению Отечеству. Сил вам и выдержки в этот тяжелый час". Соболезнования выразили также премьер Михаил Касьянов, председатель Совета Федерации Сергей Миронов, спикер Госдумы Геннадий Селезнев, лидеры думских фракций, другие депутаты. Все они называли его "ярким, неординарным политиком", "настоящим боевым генералом", "значительной личностью".
Брат Александра Лебедя Алексей, который возглавляет соседнюю с Красноярским краем Хакасию, считает, что "произошла нелепая случайность, потому что там был сильный туман". "Эта горнолыжная трасса находится на перевале, там туман, и вот при приземлении, очевидно, как-то неправильно сработали летчики. Или произошла какая-то поломка.", - отметил Алексей Лебедь. Он также отметил, что, возможно, нужно было бы объявить общенациональный траур, поскольку "из жизни ушел неординарный человек, видный государственник страны, который все свои силы отдавал для того, чтобы поднимать нашу экономику, нашу социальную сферу".

Шойгу: Виноват туман
Расследованием причин и обстоятельств катастрофы Ми-8 занялась специально созданная государственная комиссия во главе с министром МЧС России Сергеем Шойгу. Сейчас она работает в Красноярске. Шойгу выезжал на место падения вертолета, а также навещал пострадавших в больнице. После этого он пообщался с журналистами.
По словам Шойгу, основной пока является версия о том, что катастрофа произошла из-за плохой видимости. По предварительным данным, вертолет при посадке (или после незапланированной посадки) зацепил провода линии электропередач и рухнул с небольшой высоты. При падении машина не загорелась.
Источник в совете безопасности при администрации Красноярского края развил в интервью РИА "Новости" эту мысль. По его словам, причиной трагедии мог стать плотный туман, обычно возникающий в горах после морозной ночи. Кроме того, провода линии электропередач, на которые налетел Ми-8, были покрыты инеем, и из-за этого пилоты не смогли рассмотреть их на фоне снега. Источник другого СМИ - "Страны.Ru" - в той же администрации края привел еще одну версию: вертолет мог столкнуться с громоотводом, установленным на опоре линии электропередач. По его словам, возможно, что при столкновении, двигатель Ми-8, который у этого типа вертолетов расположен на крыше, свалился в салон. После этого и произошло крушение. Но генеральная причина та же - плохая видимость из-за тумана.
Вместе с тем оба источника оговорились, что установить причину катастрофы с максимальной точностью можно будет только после расшифровки двух "черных ящиков", которые уже найдены на месте катастрофы. Один из них сильно поврежден - его отвезут в Москву, состояние другого позволяет расшифровать содержащиеся в нем записи в Абакане.
Версию о технической неисправности вертолета, что могло привести к крушению, Шойгу отверг - он заявил, что Ми-8 был в порядке и перед вылетом прошел необходимый осмотр.

Красноярское ТВ: Виноват Лебедь
Между тем красноярская государственная телекомпания предложила свою версию развития событий, которой фактически возложила всю ответственность за ЧП на покойного губернатора Лебедя. В понедельник компания сообщила, что, по ее сведениям, командир вертолета Тахир Ахмеров не хотел подниматься в воздух, но Александр Лебедь настоял на вылете вертолета.
Ахмеров, имеющий почти 30-летний стаж полетов, отказывался вылетать из-за ухудшения погодных условий на маршруте. Однако, как утверждает корреспондент красноярской телекомпании, на аудиопленке в одном из "черных ящиков" четко слышен голос Лебедя, который потребовал вылетать немедленно. "Всю ответственность за полет я беру на себя", - якобы заявил Лебедь.

Березовский: Виноват Кремль
А предприниматель Борис Березовский утверждает, что гибель Александра Лебедя не была случайной. "В споре между серым президентом-полковником и ярким генералом-губернатором в России, конечно же, должна победить серость, - заявил Березовский в интервью Граням.Ru. - Именно из-за победы серости над всем, что от нее отличается, Россия терпит одно поражение за другим. Александр Иванович, безусловно, олицетворяет ярчайшие страницы новейшей русской истории. И он не мог смиренно погружаться в то болото, в какое постепенно погружается все российское общество".
Березовский напомнил о конфликте красноярского губернатора с федеральным центром, который проявился во время недавней поездки Путина в Красноярск. "Есть официальная версия, что президент был недоволен работой генерала Лебедя на посту губернатора Красноярского края. Но не имеет значения, что является конкретной причиной спора между ярким и серым человеком. В основе - всегдашняя животная боязнь: серый человек боится человека яркого. Своими действиями в течение последних двух лет, когда власть и лично президент попирали закон, будь то разгром НТВ и ТВ-6, геноцид в Чечне, замалчивание истории со взрывами домов в Москве и Волгодонске, Кремль породил ситуацию, когда ему не верят. И не поверят в том числе и в случайность аварии вертолета, на котором летел Александр Иванович", - указал Березовский.


После пятилетнего молчания Тахир Ахмеров дал эксклюзивное интервью. Командир разбившегося Ми-8, в котором погибли генерал-губернатор Александр Лебедь и еще семь человек, рассказал о произошедшем в апреле 2002 года и как член экипажа, и как очевидец. Пилот заявил, что планирует написать книгу о самой авиакатастрофе и вообще о жизни летчика. Кроме этого, Ахмеров и группа его единомышленников по-прежнему настаивают, что вертолет начал разрушаться до столкновения с ЛЭП. Они собираются доказать, что ошибки экипажа в этом случае не было. - Тахир Шагизадович, спустя пять лет после трагического происшествия вы находите в себе силы не отказаться от профессиональной деятельности? - Да, прошло пять лет с того момента, как произошли с нами трагические события. За это время многое пережили, и не только я, но и участники тех событий. Все, кто пережил это, остро ощущают на себе всю тяжесть того момента, когда с ними все это произошло. Трудно, конечно, было, первые полтора-два года, и экипаж, и люди пострадавшие проходили курсы реабилитации, восстанавливались после трагедии не только физически, но и морально. Если говорить конкретно об экипаже, он также перенес много на себе страданий. Хотя только по истечению этой пятилетки я сам смог почувствовать, как это - ступать ногами на нашу землю, потому что все отдавалось с низу до верху. То есть организм сильно пострадал и разрушился, в принципе это знают только специалисты-врачи, и люди, которые это перенесли, понимают, что очень тяжело восстановить свое здоровье. Некоторые думают, что я сегодня так просто встал и полетел в небо. Для этого необходимо пройти комиссию по первой категории наравне с молодыми ребятами. Конечно, есть снисхождение пилотам более пожилого возраста, но после катастрофы это влиять не будет. Пройти эту комиссию я смогу только года через три-четыре, а может, и пять, если конечно, позволит здоровье. Хотелось бы еще раз подняться в небо, как в старые времена люди мечтали, так и мы, проработавшие годы в авиации, несмотря ни на что мечтаем о Пятом океане. Пытаемся вернуться к своим ребятам, которые продолжают работу в авиации. Хочется быть в их кругу, и чувствуем себя комфортнее. Для меня найти какую-то другую работу уже неприемлемо, а сидеть дома тоже скучно. Если все будет хорошо, то можно было еще пятилетку поработать в авиации. Через полтора года у меня закончится судимость, и еще три года я не имею права выполнять полеты. Затем можно попробовать здесь пройти летную комиссию, если не получится, то в Москве ее пройти. Хотя дорого обойдется комиссия в столице – 150-200 тысяч с дорогой и прочим. А какой-нибудь специалист там скажет: «Извините, вы по параметрам не подходите». По крайней мере, хотелось быть рядом с ребятами, которые выполняют полеты. Если позволит время, то буду всячески помогать. - Насколько мне известно, вы когда-то работали шахтером? - Да, путь у меня был довольно богатый и большой, начиная с завода, потом прошел шахту, потом поднялся в небо. Но вот 2002 год вывел меня из этого равновесия, да так, что до сих пор не можем оправиться. Не знаю, сколько еще смогу протянуть на этом белом свете, но пытаемся себя и окружающих настраивать, что жизнь продолжается и она прекрасна, как бы ни было тяжело. - Как очевидец и командир экипажа Ми-8 расскажите, что же произошло на борту? - Об этом уже говорилось неоднократно, и хотелось бы повториться, чтобы средства массовой информации и другие участники трагедии не вводили никого в заблуждение. Дело в том, что спустя пять лет некоторые из пострадавших находились на месте падения и также давали интервью, вводя людей в заблуждение. Хочу обратить внимание, что комиссия и МАКовская инспекция не сделали окончательные выводы о том, что там могло произойти. ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО – сказано в заключении. Повторю еще раз – воздушное судно начало рассыпаться ДО столкновения с верхним проводом громоотвода, то есть оно начало разрушаться и потом только, при падении, оно зацепило один из проводов. Это истина, которая на сегодняшний день есть и будет, а не то, что экипаж не видел препятствия, влетел в провода, запутался в них и упал. - То есть пять лет они не могут выяснить, что же послужило причиной падения? - Да, есть только предположительная версия, которая заключается в том, что экипаж при встрече с препятствием взял резко ручку на себя, что могло служить причиной обрубания хвостовой балки и, естественно, воздушное судно начало падать. Хотя, по материалам расшифровок нарушений руководства эксплуатации воздушного судна не зафиксировано, то есть пилоты не нарушили ничего ни по взятию, ни по углу, ни скоростной режим. Руководство судна написано людьми, и им пользуется летный состав. Так что однозначно сказать, что взял и обрубил – это неправильно. Мы обратились в академию гражданской авиации в Санкт-Петербурге, чтобы аэродинамически рассмотреть этот момент – почему воздушное судно начало разрушаться. Если академия пойдет нам навстречу, то я и мои единомышленники и те, кто меня поддерживал, обязательно донесем до СМИ, что же явилось реальной причиной катастрофы. То, что летели на малой высоте – экипаж был допущен ко всем видам работ, то, что записи произведено не было – это роли не играет. После событий 2002 года упал уже не один десяток воздушных судов: и сахалинский случай с губернатором. Ребята тоже опытнейшие были за штурвалом. Но в их случае скоростной режим позволял дернуть ручку и винтом обрубить хвостовую часть, а в нашем диапазоне скоростей такое вряд ли могло быть. - То есть, возможно, какие-то проблемы были в самом судне? - Да. Мы подавали в Верховный суд - и подавали апелляции, и предоставляли материалы, - что с правой стороны произошло разрушение подредукторной рамы. Но комиссия решила, что подредукторная рама могла лопнуть при падении вертолета. Хотя такого сдвига не могло быть, потому что судно упало на правый борт, а с правой стороны две эти рамы были срезаны, то есть лопнули. Либо от перегрузки, либо от еще каких-либо факторов. Один из специалистов присылал документы тоже и в Верховный суд, и в наш краевой, в которых говорится, что очень много случаев бывало с этой рамой, когда она внезапно лопается и пилот не может практически ничего сделать, машина становится неуправляемой, вплоть до развала. В большинстве таких случаев обвиняется летный состав, обычно потому, что они попросту гибнут. Хотя, возможно, в самой машине есть какой-то недостаток. Конечно, можно оправдываться, но нужно понимать, что это техника. Может быть, и я на месте комиссии рассудил точно так же: выполняли полет на малой высоте, были препятствия, плохие метеорологические условия, это все в совокупности выглядит, как будто летный состав нарушает правила. - Многие говорили и писали, что генерал Лебедь давил на экипаж, отдавал команды. Так ли это было? - Я уже делал заявление, что со стороны губернатора никаких давлений, вмешательств в работу экипажа не было и не может быть. Здравые люди не будут заниматься этим. Команда всегда дается с земли – в процессе работы поступает корректировка. Раньше были такие замашки, мне приходилось и в Эвенкии работать, и там были руководители тоже высокого ранга, которые давили: «Ну, давайте летите, что вы за летчики?». - Можете вспомнить сам момент падения? Что было до, во время, после крушения? - Во-первых, эта была рабочая обстановка, экипаж никакого эмоционального всплеска не ощущал. Обычно, когда обстановка сложная, экипаж нервничает, допускает какие-то ошибки. В тот момент полет проходил как рядовой, особых сложностей я не наблюдал, ничего не предвещало беды. Мы наблюдали препятствие по курсу, предприняли все действия, дозволенные инструкцией, чтобы его миновать. Я прекрасно помню, что Курилович, находясь на месте командира воздушного судна, мне четко сказал: «Командир, проходим верхний громоотводный провод примерно на высоте два-три метра». То есть машина была выше препятствия. На этом обрывается все, начинается разрушение. А уже, когда очнулись на земле, было ощущение, что это во сне. Я обратил внимание, что нет уже ни механика, ни второго пилота, то есть всех эвакуировали, а мне помогли вылезти из вертолета последним, как по документам – командир покидает судно в последнюю очередь. Когда занесли меня в автобус, я посмотрел - пассажиры, которые с нами летели, находились в автобусе: кто раненый, кто – на полу. Я только спросил: «Есть погибшие?». Сказали «Да». Вот это меня расстроило больше всего. Я спросил: «Губернатор жив?». «Жив». «Хорошо, - сказал я, - будем разбираться». Нас увезли. Как выяснилось, губернатор погиб в пути следования на Абакан. Вот это было, конечно, хуже. На тот момент мне было тяжелее оценить все, что потом будет, все последствия. Падение вертолета произошло с высоты в сорок с лишним метров. Если перевести – на уровне 70-80 километров в час удар происходит. Не все вынесли эти перегрузки. В автобусе у нас, пока ехали, двое или трое скончались. - Какие люди поддерживали и поддерживают вас больше всего, помимо семьи? - Да в общем-то… (вздыхает) все. Даже включая и губернатора, и мэра Красноярска. Они мне и открытки прислали, пожелания поправиться, вернуться в строй. Их поддержка для меня тоже была значима, как и многих других людей, которые, при встрече или проходя мимо на улице, узнают и поддерживают, переживают. В первое время, когда мы находились в краевой больнице, с работы отозвались многие, где у меня супруга работает. Мы практически две недели находились в реанимации, где нам постоянно переливали все, что можно. Можно сказать, что красноярцы выходили, вытащили нас, чтобы мы пожили еще на этом свете. В основном, конечно, семья, родные, близкие – все поддерживают. Люди должны быть просто добрее, с пониманием относиться друг другу. Тогда будет легче жить. - Как состояние ваших коллег, которые вместе с вами попали в катастрофу? - Те переломы, которые связаны с ногами, они бесследно не прошли, Хоть и передвигаемся без коляски – где с тросточкой, где так, однако когда ходишь четыре часа, то потом 12-20 часов отлёживаешься. Пока еще восстанавливаемся, духом не падаем, ходим в реабилитационные центры. - Книгу не собираетесь написать по поводу произошедшего в 2002 году? - Собираюсь. Точнее о жизни советского пилота, то есть вся история, начиная с покорения Севера и заканчивая падением в Ермаковском районе. О самом Лебеде и так написали много, зачем повествовать только о катастрофе. Здесь так сложилось, что он попал в такую катавасию, или мы попали в такую катавасию… Это еще предстоит выяснить.

13 лет назад, 28 апреля 2002 года, в авиакатастрофе погиб губернатор Красноярского края, который мог стать президентом России

По официальной версии вертолет Ми-8 задел линию электропередачи и рухнул на землю неподалеку от озера Ойское. На его борту находились губернатор Красноярского края генерал Лебедь и сотрудники его администрации, которые летели на открытие горнолыжной трассы. Из 20 человек —- пассажиров и членов экипажа — погибли семеро. Существуют и другие версии крушения Ми-8. Журналист газеты «Совершено секретно» Владимир Воронов в апреле 2012 года побеседовал с авиаспециалистами.

«Мы еще только приступали к изучению дела Лебедя, а везде в эфире уже звучало: во всем виноват Лебедь, который якобы приказал пилотам лететь, и на пленке „черного ящика“ четко зафиксирован его голо с, — рассказывал председатель научно-технической комиссии МАКа Виктор Трусов , принимавший участие в расследовании. — Бред, нет у нас никакого голоса Лебедя, да и быть не могло. Тот, кто выдал эту чепуху, не имеет элементарного понятия, как работает вертолетный самописец. А в нем даже пленки нет, запись ведется на проволоку».

В записи голоса Лебедя, действительно, нет, да и вообще не было ни малейшего упоминания о нем — губернатор в кабине не появлялся, с пилотами после взлета не общался. Треск, эфирные помехи, спокойные голоса экипажа — обычные переговоры с диспетчерами, короткие реплики, долгие полосы полного молчания. Специалисты пояснили специфику вертолетного голосового регистратора: в отличие от самолетного, он одноканальный и не пишет абсолютно все, что говорится в кабине. С небольшим запозданием он включается только во время переговоров экипажа между собой или с землей. Так что голоса Лебедя в том «черном ящике» в принципе быть не могло. Конец записи прокрутили несколько раз: «Вверх! ЛЭП! Вниз! Нет! Нет!!! Е!!!» Последняя реплика, на удивление, звучит как-то совершенно вяло и замедленно-обреченно. Дальше слышен вой движка, отчетливый треск удара и тишина — конец записи. Выживший в катастрофе пилот вертолета Тахир Ахмеров свидетельствовал: «Высота опоры ЛЭП (линии электропередачи. — Ред. ) метров 37, мы начали падать где-то с 45-ти метров. На этой высоте началось разрушение, и машина пошла вниз».

«Мое мнение изменила встреча с бывшими офицерами ГРУ , — вспоминал депутат Законодательного собрания Красноярского края Игорь Захаров . — Они провели независимое расследование на месте катастрофы и пришли к выводу, что это была спецоперация. По их словам, к лопастям винта вертолета было прикреплено несколько граммов взрывчатки. Заряд активировали с земли в момент, когда машина пролетала над ЛЭП. Если бы не провода, вертолет провалился бы в небольшую воздушную яму и тут же набрал высоту. Но произошло столкновение с ЛЭП, электропровод намотался на хвостовой винт и трагедии уже было не избежать».

Двадцать первого февраля 2012 года во время встречи с представителями незарегистрированных партий Дмитрий Медведев вдруг обмолвился: «вряд ли у кого есть сомнения, кто победил на выборах президента в 1996 году. Это был не Борис Николаевич Ельцин». Но спор, обошел ли тогда Ельцина Зюганов, малоинтересен: главным событием стал поистине блистательный успех генерала Александра Лебедя, с ходу взявшего третий «приз»: за него отдали свои голоса 14,5% избирателей — почти 11 миллионов человек. Перед вторым туром президентских выборов Ельцин назначил «бронзового призера» секретарем Совета безопасности России. Генералу пророчили великое будущее.


В большую политику генерал Лебедь влетел стремительно. Похожим образом на политическую арену России выносило немало военных. Но никто из них так и не сумел зацепиться за вершины власти. Последним ушел Лебедь, а с ним завершилась и эра политизированных генералов советской выучки, уступивших дорогу и кресла генералам и полковникам лубянским.

Военная карьера Александра Лебедя была достаточно обычна: десантное училище, ВДВ (воздушно-десантные войска. — Ред. ) комбат в Афганистане. Не перескакивая ни одной положенной ступеньки, он прошел путь от лейтенанта-взводного до генерала-комдива. Четыре ордена, два из них боевые — Красного Знамени и Красной Звезды. Еще два — «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» II и III степени. Выходец из ВДВ не имел ни малейшего шанса на продвижение. Лебедь, дослужившийся до командира гвардейской Тульской воздушно-десантной дивизии, мог рассчитывать только на должность одного из замов командующего ВДВ. Но к 1991 году ситуация в стране стала иной. С 1988 года десантников все активнее стали привлекать к решению задач карательных. Как написал сам Лебедь, «понуждение армии к выполнению не свойственных ей функций в Закавказье, Средней Азии…»

9—10 апреля 1989 года десантники Лебедя участвовали в разгоне митинга в Тбилиси, итогом стала гибель 18 человек. Как написал впоследствии Лебедь в своей книге «За державу обидно…», блокировавший подступы к тбилисскому Дому правительства 345-й парашютно-десантный полк едва ли не только что (15 февраля 1989 года) вывели из Афганистана, а тут тебе такая миленькая полицейско-жандармская задача.

Далее, как шутили сами десантники, везде работала формула: ВДВ + ВТА (военно-транспортная авиация) = советская власть в Закавказье. Элиту армии буквально втащили в большую политическую игру без правил, что у самих десантников никакого восторга не вызывало:«Болтаться во всеоружии по столицам союзных государств с полицейскими функциями — удовольствие, прямо скажу, сомнительное» , — говорил позже Лебедь. Из этой «кухни» генерал вынес убеждение, что политики не умеют ни решений принимать правильных, ни принимать их вовремя, да и вообще подставляют армию, пытаясь переложить на военных ответственность за собственные просчеты, кровь и жертвы.

Звезда генерала вспыхнула с новой силой в дни августовского путча 1991 года, когда Лебедь получил задачу: двинуть на Москву части 106-й Тульской дивизии. Тогда же родилась легенда, что генерал перешел на сторону осажденного в Белом доме Ельцина. Но Лебедь утверждал: «Никуда не переходил! Был приказ — стоял, пришел бы другой приказ — взял бы Белый дом штурмом». И взял бы!

В «Президентском марафоне» Борис Ельцин писал: «Я до сих пор помню его мощный голос в августе 91-го, когда он говорил мне в кабинете Белого дома: один залп из БТРов — и вся начинка здания заполыхает, все ваши герои попрыгают из окон» . Но прямого приказа на штурм он так и не получил, а на смутные намеки демонстративно не реагировал: знаем мы эти ваши фокусы, были уже в шкуре козла отпущения, хватит! Схожую хитрую игру вел тогда и его прямой начальник, командующий ВДВ генерал Павел Грачев. Впрочем, так же играли большинство высоких чинов Минобороны.

Генерала Лебедя заметили. Причем знакомство с Ельциным и тогдашним вице-президентом Руцким особого значения не имело, главное, что про него заговорила пресса, взахлеб расписывая мифические подвиги крутого вояки. Но, собственно, к армейскому двору он пришелся не очень, оказавшись лишним в кабинетно-подковерной дележке постов, портфелей и денег. Пропуском стала слава о его решительности, помноженная на звероподобный облик и афористичную речь. Генерала послали в Приднестровье, когда пожар военного конфликта там достиг пика. 23 июня 1992 года «нареченный полковником Гусевым, имея при себе для солидности батальон спецназа ВДВ, я взлетел на Тирасполь». Лебедь был командирован в качестве командующего уже несуществующей развалившейся и растаскиваемой налево-направо 14-й армией. Командирован не для того, чтобы гасить пожар или вразумлять, а тем паче разводить воюющих, а исключительно для того, чтобы с наименьшими потерями вывести остатки армии и, главное, ее вооружение, огромнейшие склады боеприпасов. Задача заведомо невыполнимая.

И тут генерал проявил, что называется, здоровую инициативу. Войдя в курс дела и уяснив позицию Москвы — ничего не делать, понял, что может идти ва-банк. Проиграет — накажут, а победителя, как известно, не судят. И после соответствующей подготовки отдал приказ: открыть огонь! До того российские части ни на чьей стороне открыто не выступали, а военный перевес молдаван был столь очевиден, что исход войны казался предрешенным. Но артиллерия Лебедя буквально смела с лица земли позиции молдавской армии и ее переправы через Днестр.

Год 1993-й, 1994-й — имя генерала все время на слуху. Брутальный вояка, не боящийся начальства и режущий правду-матку в глаза, импонировал многим. И не только «патриоты» заговорили тогда, что хотели бы видеть его президентом. «Говорящие головы» медиаконцерна Гусинского вдруг дружно оборотились к Лебедю, начав кампанию «даешь нашего, родного Пиночета!» Лихие литые фразы легко запоминались, афоризмы становились крылатыми: «упал — отжался», «Я бью два раза: первый — в лоб, второй — по крышке гроба», «Какое может быть сотрясение мозга у Грачева — там же кость», «Как мир — так сукины сыны, а как война — так братцы». В глазах пиарщиков Лебедь медленно, но верно начинал теснить всевозможных «патриотов», отнимая ядерный электорат даже у Жириновского.

«Россия давно ждала всадника на белом коне, который навел бы в стране порядок, — писал в своей книге про Березовского публицист Пол Хлебников, убитый в Москве в 2004 году. — Для многих этим человеком был Лебедь». Тогда же началась и раскрутка нового образа Лебедя: не как банального генерала в мундире, а как мудрого радетеля о насущных нуждах государства, человека сильной воли. Раз электорат жаждет сильной руки (идею каковой тогда также активно пиарили везде) — вот вам она! Можно сказать, что именно на Лебеде впервые отработали технологии, которые впоследствии и дали нам Путина.

«Весь январь, февраль и первую половину марта 1996 года наш кандидат одиноко сидел в соседнем кабинете, — язвительно вспоминает Дмитрий Рогозин. — Нервно курил, смотрел на молчавший телефон и приговаривал: «Ничего. Позвонят. Никуда они не денутся». И правда, не делись: позвонили от Бориса Березовского, пригласив на встречу. Березовский образца 1996 года — человек из круга «семьи» Ельцина. Так что предложение поступило прямиком из Кремля. Его суть — оттянуть голоса у Геннадия Зюганова и Жириновского в обмен на крутую должность. В качестве же главной наживки — обещание, что скоро больной Ельцин уступит свой трон именно ему, Лебедю. Решающую роль в «приручении» генерала сыграл, как утверждают, глава Службы безопасности президента Александр Коржаков.

В самом начале мая 1996 года состоялась тайная встреча двух претендентов. 8 мая за закрытыми дверями прошла встреча Лебедя с Березовским и другими членами так называемой «группы тринадцати», куда входили руководители крупнейших российских компаний и банков. Ударили по рукам, и избирательная кампания Лебедя закрутилась на всю катушку: она оказалась поставлена едва ли не лучше, чем у остальных. Телеэкраны заполонил клип «Есть такой человек, и ты его знаешь».

После триумфа наступили будни, показавшие, что взявшие Лебедя в аренду товарищи вовсе не собираются делиться с ним властью. Мавр сделал свое дело, но списывать в архив его пока было рановато. Он всегда оставался профессиональным военным, имел за спиной кровавый опыт реальных войн, прекрасно понимал бесперспективность тогдашней чеченской кампании. Такие войны не выигрывают и славы в них не обретают.

*Губернатор Красноярского края Александр Лебедь похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве

В июле-августе 1996-го Кремль был просто парализован. В прямом смысле — в канун второго тура президентских выборов Ельцина свалил инфаркт — и он был недееспособен во всех смыслах. Получается, что руки были развязаны у всех? Расчет кремлевцев, уклонившихся от дачи Лебедю внятных инструкций и четких полномочий, был прост: пусть попробует, получится — хорошо, не получится — он же и виноват будет.

Для Лебедя состояние Ельцина не было секретом. При заключении предвыборного альянса Лебедю дали авансы совершенно недвусмысленные: преемником Бориса Николаевича будет именно Лебедь, только он и никто другой, причем ждать следующих выборов не придется. Проще говоря, генерала купили обещанием, что очень скоро «Дед» покинет Кремль, сдав его Лебедю…

Естественным финалом стала отставка Лебедя с поста секретаря Совета безопасности. Борис Ельцин признавал, что «равноудалить» генерала оказалось не так просто: «Авторитет Лебедя в вооруженных силах и в других силовых структурах был огромен. Рейтинг доверия среди населения приближался к тридцати процентам. Самый высокий рейтинг среди политиков. Но главное — Лебедь имел почти карманное Министерство обороны во главе с его ставленником Игорем Родионовым…»

Десантники Лебедя вообще боготворили. Говорили, что он до сих пор может выполнить все десантные нормативы — пробежать, подтянуться, прыгнуть с парашютом, выстрелить по мишени короткими очередями и попасть. А тут еще предстояло шунтирование сердца, и Ельцину ужас как не хотелось, чтобы Лебедь в момент операции находился в Кремле. Этот человек не должен получить даже мизерный шанс управлять страной. Боялись реально. Потому, отправляя Лебедя в отставку, на всякий случай держали верные части в полной боевой готовности.

Дальнейшим взлетом до красноярских высот Лебедь обязан как своей харизме, так и деньгам Березовского. Но это выяснилось позже. Последний, вкладывая средства, как всегда, рассчитывал убить нескольких зайцев: если не прибрать к своим рукам богатейший край целиком, то уж потеснить там своих конкурентов по бизнесу. Самым лакомым куском был, конечно же, Красноярский алюминиевый гигант, на который, помимо Березовского, раскатывали губу и братья Черные, и братва «авторитетного предпринимателя» Анатолия Быкова. Последний, кстати, сначала тоже сделал ставку на Лебедя. И началась война десантного генерала против криминального. В итоге Быков бежал в Венгрию, но был там задержан и выдан России. Впрочем, на нарах он долго не задержался. Разумеется, еще одной сверхзадачей «красноярского сидения» стала попытка создать генералу плацдарм, с которого он, при удобном стечении обстоятельств вновь мог бы начать поход на Кремль.

По материалам российской прессы подготовила Любовь ГРАНКИНА, «ФАКТЫ»