Презентация на тему проблемной семьи. Заботы и проблемы современной семьи. Ориентация государства на профессиональные достижения женщин, а не на материнство, ослабила устои семьи

Студенческое научное общество ГЭК МПК НовГУ Научный руководитель: Соколова С.Н.Право и организация
социального
обеспечения (гр.4801):
Набоков Ю.А.
Страйкова Ю.А.
Подшивалов Д.В.
Дошкольное
образование (гр.5861)
Гришенина Ю.А.

Тема актуальна

СЕМЬЯ
БРАК

Цель исследования: изучение проблем современной семьи, которые привели к её кризису

Гипотеза исследования
современная
российская семья
находится в состоянии
системного кризиса,
который может быть
преодолён только при
разумной
государственной
политике в её
отношении.

СУЩНОСТЬ СЕМЬИ:

СУПРУЖЕСТВО – РОДИТЕЛЬСТВО –
РОДСТВО

Функции семьи

Специфические
Неспецифические

Типы современной семьи

Полигамия
Моногамия

Типы современной семьи

Патриархальная
Матриархальная

Типы современной семьи

Нуклеарная
Эгалитарная

Россия в декабре 1917 г.

Декреты советской власти упростили процедуру
развода и ослабили ответственность супругов
друг к другу и к детям.

Ориентация государства на профессиональные достижения женщин, а не на материнство, ослабила устои семьи.

Новые формы брака

Сокращается число
официальных браков,
рост союзов в форме
сожительства. Это
«фактический» или
«гражданский» брак.
Появились:
творческий союз,
однополый,
виртуальный,
«гостевой», пробный
и другие формы брака

Повышается
возраст вступления
в первый брак (28
лет и старше).
Увеличивается
разница в возрасте
вступающих в брак.
В России браки
ровесников
составляют 40% от
числа всех браков.

Семья и брак в современной России

Увеличилось
количество
разводов и
повторных браков.
Главные причины:
алкоголизм и
наркомания.
Женская
инициатива в
разводах – от 60 до
80%.

Семья и брак в современной России

Увеличилась доля
семей, где есть
супружество, но
нет родительства.
С 2002 – 2014 гг.
доля бездетных
супружеских пар
выросла с 27,8% до
30,2%.
Важный фактор:
материальные
проблемы.

Семья и брак в современной России

Увеличилось
количество семей, где
есть родительство, но
нет супружества.
Доля семей «мать и
дети» выросла с 26,8%
в 2002 г. до 28,4% в 2010
Доля семей «отец и
дети» – с 3,3% до 3,7%.
8 из 10
неблагополучных детей
растут в неполных
семьях.

Семья и брак в современной России

Снизилась
рождаемость.
По результатам
переписи 2002 г. в
России 90% семей
имели 1-2 детей;
В 2010 г. – 94,2%.
85% опрошенных:
материальные
трудности; 83% неуверенность в
завтрашнем дне.
Семья и брак в
современной России

Семья и брак в современной России

Увеличилось
число лиц,
отказавшихся от
брака и своей
семьи.
В России около
30% лиц брачного
возраста не
желают вступать
в брак.

Кризис семьи в современной России

Кризис
российской семьи
– не в новых
формах брака или
нежелании
вступать в
таковой, а в
массовом
распаде брака.

Проявлением
кризиса является
нарушение
функций семьи,
отсутствие
сотрудничества и
понимания между
родителями и
детьми
агрессивность и
невротизм детей.

Проявления кризиса в современной России

По официальным
данным, Россия – на
первом месте в мире
по числу детей –
сирот.
Ежедневно
нерадивые родители
лишаются 200 – 220
детей. В России от 2
до 4 млн. детей –
сирот при живых
родителях.

Проявления кризиса в современной России

Россия занимает
первое место по
количеству
подростковых
самоубийств (53
случая на 100000
населения).

Проявления кризиса в современной России

Пянство, наркотики,
криминал
Неправильная
сексуальная ориентация

Социологический опрос жителей Великого Новгорода и Новгородского района

Всего опрошено 1025
90%
80%
70%
60%
50%
мужчины
женщины
40%
30%
20%
10%
0%
Ю
М
З
С
человек:
мужчин - 195;
женщин - 830
Возрастные группы:
юношество (13 – 19
лет);
молодёжь (20 – 30 лет);
зрелый возраст (31 –
55 лет);
старшее поколение (56
лет и более)

Существует ли кризис семьи современной России?

Мужчины
Женщины
16%
90%
14%
80%
70%
12%
10%
кризис семьи
кризиса нет
8%
6%
60%
50%
кризис семьи
кризиса нет
40%
30%
20%
4%
2%
10%
0%
0%
МЮ
ММ
МЗ
МС
ЖЮ
ЖМ
ЖЗ
ЖС

Проявления кризиса семьи современной России

Мужчины
Женщины
20%
18%
16%
14%
12%
10%
8%
6%
4%
2%
0%
новые формы
брака,
нежелание
вступать в брак
большое
количество
разводов
невозможность
нового брака
80%
новые формы
брака,
нежелание
вступать в брак
большое
количество
разводов
70%
60%
50%
40%
30%
20%
невозможность
нового брака
10%
0%
МЮ
ММ
МЗ
МС
ЖЮ
ЖМ
ЖЗ
ЖС

Мужчины
Мужчины
12%
25%
10%
рождаемость
секс до брака
невротизм
сиротство
суицид
пороки
ориентация
функции семьи
8%
6%
4%
2%
0%
рождаемость
секс до брака
невротизм
сиротство
суицид
пороки
ориентация
функции семьи
20%
15%
10%
5%
0%
МЮ
ММ
МЗ
МС

Тенденции изменения института семьи

Женщины
Женщины
60%
70%
50%
рождаемость
секс до брака
невротизм
сиротство
суицид
пороки
ориентация
функции семьи
40%
30%
20%
10%
0%
60%
рождаемость
секс до брака
невротизм
сиротство
суицид
пороки
ориентация
функции семьи
50%
40%
30%
20%
10%
0%
ЖЮ
ЖМ
ЖЗ
ЖС

Результат изменения института семьи

Мужчины
Женщины
30%
70%
25%
60%
утратит признаки
основного
социального
института
изменится, но не
утратит своей
значимости
20%
15%
10%
5%
утратит признаки
основного
социального
института
изменится, но не
утратит своей
значимости
50%
40%
30%
20%
10%
0%
0%
МЮ
ММ
МЗ
МС
ЖЮ
ЖМ
ЖЗ
ЖС

Меры
материального
стимулирования
должны поощрять
рождаемость детей
в благополучных
семьях.
Нужна система
социальной
политики с опорой
на науку.

Семейная политика государства

увеличить пособия по рождению ребёнка согласно
размеру прожиточного минимума, а не МРОТ;
адресно поддержать малообеспеченные семьи;
предоставить кредиты на покупку жилья молодым
семьям;
развивать семейные формы отдыха;
помочь в трудоустройстве матерям малолетних детей;
уйти от экономики двухзарплатной системы.

Политика государства

Вернуть бесплатную
систему дошкольного,
школьного
воспитания,
оздоровительный
отдых детей.
Государство обязано
внести законы,
предотвращающие
негативное влияние
СМИ на подрастающее
поколение.

1. Уточнить и закрепить знания о формах (типах) семьи. 2. Получить знания о функциях семьи. 3. Развивать мыслительные процессы: мышление, воображение, речь, память; умение проектировать цели обучения, работать в нужном темпе. 4. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в малых группах. Воспитывать культуру умственного труда; умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ.

Определение « Семья - ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство » . Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Источник: Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В. Семейная психотерапия

Источник: Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В. Семейная психотерапия Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Функция семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» . Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Репродуктивная функция (функция продолжения рода) биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.

Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения, удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. «Семья – воспитательная колыбель человека» Н. Я. Соловьев

Эмоциональная функция семьи удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Функция организации досуга (духовного общения)- восстановление и поддержание здоровья, удовлетворения духовных потребностей. Хозяйственная функция (хозяйственно-бытовая)- обеспечивает хозяйственные потребности семьи. (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Функция первичного социального контроля обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Психотерапевтическая функция семьи – это та ниша, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть принятым, несмотря на его статус, внешность, успехи (или их отсутствие).

Статусная функция – рождаясь в определенной семье, ребенок автоматически наследует от родителей или приобретает некоторые наиболее важные статусные характеристики: национальность, религиозная принадлежность, принадлежность к определенному социальному слою.

Низкий экономический уровень. Низкая культура общественной жизни. Высокий процент разводов. Обострение конфликтов между поколениями. Изменение в распределении ролей между мужчиной и женщиной. 2. Проблемы современной семьи.

В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, духовного (культурного) общения, сексуально-эротическая, воспитательная. Брак все более рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных. Нарушения функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание).

Патриархальная семья (греч. pater - отец + arche - начало, власть) первая историческая форма моногамной (парной) единобрачной семьи, во главе которой стоит мужчина. Нуклеарная семья — содержит одну брачную пару с детьми Сложная семья — состоит из брачной пары, детей и родственников – бабушек, дедушек, сестер, братьев и т. д. Такая семья может включать в себя несколько родственных брачных пар, которые объединились для упрощения ведения домашнего хозяйства. Материнская семья – мать является опекающим родителем; второй родитель – приходящий отец. Неполная семья — состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей.

Упражнение «Ассоциации» (эмоциональная разрядка) Материал: лист бумаги, ручка. Необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответа.

«Если семья — это постройка, то она. . . (шалаш, домик, многоэтажный дом, крепость)

«Если семья — это фильм, то она. . . (комедия, мелодрама, триллер, трагедия)

«Если семья — это настроение, то она. . . (радость, постоянный стресс, блаженство, тревога)

Даже если ваш дом, не совсем крепкий, помните, что всегда есть надежда на укрепление его фундамента, обживание своего гнездышка, чтобы всем в нем было уютно, чтобы семья – это была может быть крепостью, чтобы в ней всегда звучали классическая музыка или романс, чтобы не встречались на пути острые углы, это была комедия и постоянно присутствовало чувство радости и блаженство.

Семья

  • Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью
  • Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками
  • “Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми”.
  • С.И. Ожегов
  • “Социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, причем двое из нее поддерживают социально одобренные сексуальные отношения и имеют одного или более собственных или приемных детей”. Д
  • Мердок, анг. социолог
  • “Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми”.
  • Э. Гидденс, анг. Социолог
  • “Основанная на браке или кровном родстве группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”.
  • Энциклопедический словарь
  • “Экономическая ячейка общества.
  • Ф. Энгельс
  • “Наиболее эффективное средство сохранения культуры народа и передачи социальной наследственности”.
  • Л.Н. Боголюбов, академик
Дайте определение семьям и их характеристику, используя обществоведческие термины План урока
  • 1. Семья и брак. Семейные ценности
  • 2. Государство и семья
Основные понятия
  • 1. Семья
  • 2. Брак
  • 3. Функции семьи
  • 4. Типы семей
  • 5. . Ценности семьи
  • 6. Проблема кризиса современной семьи
Основным источником информации о социально-демографических структурах населения являются переписи населения
  • Население России на 1 января 2007 года составляло 142,2 млн чел. (по данным Росстата).
  • На 1 января 2008 года население России, по данным Росстата, составило 142 008 838 чел.
  • На 27 июля-141,888 млн человек
Почему в старину, когда выходили замуж – плакали, но разводов было мало, сегодня на свадьбе радуются, а количество разводов растет? Основные направления поддержки российской семьи.
  • Демография- это “ самая острая проблема современной России” и на сегодняшний день “положение в этой сфере критическое”.
  • В.В. Путин
Демографическая ситуация, воспроизводство населения оценивается по следующим критериям
  • Уровень рождаемости и смертности в стране;
  • Уровень естественного прироста
  • Уровень брачности (разводимости)
Домашнее задание
  • Написать эссе «Модель современной идеальной семьи»
Пусть радость придёт в Ваш дом,
  • Пусть радость придёт в Ваш дом,
  • Даже если вы расстроены.
  • И убедитесь в том,
  • Что вы хорошо ко всем настроены.
  • Хоть и жизнь не сахар – не грусти!
  • Всё у вас получится!
  • Все обиды к близким отпусти,
  • Ведь все мы только учимся.
  • Наши пожелания каждой семье.
Условия счастливой совместной жизни:
  • -обоюдная любовь;
  • -взаимное уважение;
  • -признание равных прав женщины и мужчины;
  • -осознание ими высокой ответственности друг перед другом, перед будущей семьёй;
  • -наличие определённой материальной базы;
  • “Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью”.
  • 1. Малая группа / объединение, основанное на браке, кровном родстве или усыновлении, связанное общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью/.
  • 2. Социальный институт/ объединение, которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, детьми и родителями, другими родственниками/.
эволюция семьи
  • : 1- архаичные большие семьи с коллективной или группой собственностью; 2- большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью; 3- малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.
Экспресс - опрос
  • Вопросы:
  • 1. Хотел бы ты в будущем иметь семью?
  • 2. Какое количество детей хотел бы ты иметь в своей семье?
  • 3. Кто должен быть главным в семье?
  • 4. Как ты относишься к гражданскому (незарегистрированному браку)?
  • Количество опрошенных – 51 чел.
  • 8 класс – 11 чел.
  • 9 класс – 11 чел.
  • 10 класс – 12 чел.
  • 11 класс – 17 чел.
  • Иметь семью хотели бы 51 чел.
  • Одного ребенка – 19
  • Два ребенка - 14
  • Более – 7
  • Главным в семье должен быть:
  • Муж - 32
  • Жена – 9
  • Затрудняюсь ответить -10
  • Отношение к гражданскому браку:
  • Положительно – 6 чел.
  • Отрицательно - 39
  • Не знают - 6
Типы современных семей:
  • малая / нуклеарная/ семья, где живут вместе супруги, состоящие в браке и их дети и расширенная семья, где проживают совместно более двух поколений родственников;
  • семья бездетная и семья с детьми;
  • семья полная /наличие обоих родителей/ и неполная /наличие одного из родителей/;
  • семья патриархальная и партнерская
Тенденции развития семейных отношений на современном этапе
  • рост числа разводов и неполных семей;
  • рост повторных браков;
  • увеличение возраста молодых людей, вступающих в брак;
  • увеличение семей с одним ребенком;
  • рост бездетных семей;
  • рост числа незарегистрированных фактических супружеских союзов и внебрачных рождений;
  • переход в экономически развитых странах от патриархальной к партнерской семье;
  • совмещение семейных и профессиональных ролей не только мужем, но и женой;
  • разделение институтов брака и семьи;
  • снижение выполнения семьей ее основных функций, а отсюда дефицит полноценных семейных отношений, сложность социализации детей, проблемы демографии.
  • В чем причины указанных изменений в семейных отношениях?
  • Являются ли эти изменения выражением упадка семьи как социального института или отражают сложные поиски нового типа семьи, лучше адаптированного к реалиям современного общества?
Основные направления поддержки российской семьи.
  • демография- это “ самая острая проблема современной России” и на сегодняшний день “положение в этой сфере критическое”. В.В. Путин
Концепцию демографического развития РФ на период до 2015 года
  • увеличение размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет.
  • введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;
  • разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
  • увеличение стоимости родовых сертификатов.
  • учреждение материнского капитала в размере 250 тыс. рублей с 1 января 2007 года.
  • регулярное повышение МРОТ и пенсий.
Домашнее задание
  • сочинение- эссе

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ. Э. Дюркгейм – « общество - индивидуальная духовная
реальность, основанная на коллективных представлениях».
По М. Веберу, общество - это взаимодействие людей,
являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных
на других людей действий.
Крупный американский социолог Т. Парсонс – «общество
система отношений между людьми, связующим началом которой
являются нормы и ценности».
К. Маркс – «общество - это исторически развивающаяся
совокупность отношений между людьми, складывающихся в
процессе их совместной деятельности».

а) брачные или кровно родственные связи
между всеми ее членами;
б) совместное проживание в одном
помещении;
в) общий семейный бюджет.

Основные нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия:

взаимная любовь между супругами;
признание равенства;
забота и чуткость в отношениях;
любовь к детям, воспитание и
подготовка их к трудовой жизни;
взаимопомощь во всех видах
деятельности, в том числе и бытовом
труде.

Признаки семьи в современных социально – экономических условиях:

социально-классовый признак - семья
рабочего, работника сельскохозяйственного
производства, представителя
интеллектуального труда и т.п.;
по типу населения; городская, сельская;
по национальному признаку,
однонациональная, межнациональная;
по времени существования (семья
молодоженов, молодая семья, семья, ждущая
ребенка, семья среднего супружеского
возраста, семья старшего супружеского
возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.);
по количеству членов семьи (бездетные семьи,
многодетные семьи и т.п.).

воспроизводство населения;
воспитательная функция - социализация молодого поколения,
поддержание культурного воспроизводства общества;
хозяйственно-бытовая функция - поддержание физического
здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми
членами семьи;
экономическая - получение материальных средств одних
членов семьи для других,
сфера первичного социального контроля - моральная
регламентация поведения членов семьи в различных сферах
жизнедеятельности
- духовного общения - развитие личности членов семьи,
духовное взаимообогащение;
- социально – статусная сфера - предоставление определенного
статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая - организация рационального досуга,
взаимообогащение интересов;
- эмоциональная - получение психологической защиты,
эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация
индивидов и их психологическая терапия.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА СЕМЬИ

Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, другие
федеральные законы, а также законы субъектов
Российской Федерации.
1.
2.
3.
Статья 38 Конституции Р Ф:
Материнство и детство, семья находятся под
защитой государства.
Забота о детях, их воспитание – равное право и
обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны
заботиться о нетрудоспособных родителях.

Значение семьи в современном обществе.

Семья – высшая ценность.
Меры укрепления семьи:
различного рода пособия, финансовые льготы,
отпуска для родителей в связи с уходом за
маленькими или больными детьми, создание
дошкольных детских учреждений,
приспособление режимов рабочего дня к
нуждам семей.
В связи с рождением ребёнка выплачиваются
денежные пособия, суммы которых
возрастают с каждым последующим ребенком.

Формирование нравственности. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

В настоящее время в России насчитывается 40 млн., семей.
Примерно 69 % состоят из супругов с детьми.
Ежегодно без отца остается примерно 300 тысяч детей.
Бездетных семей – 48%.

Современная семья находится в кризисе. Причинами являются:

общие глобальные социальные изменения,
рост мобильности населения,
урбанизация,
секуляризация сознания
сокращение числа заключаемых браков.
снижение уровня рождаемости, рост малодетных и
неполных семей, рост внебрачных рождений,
возросло число детей, рождающихся больными.
большое количество разводов

Причины разводов:

злоупотребление спиртными напитками,
бытовая неустроенность супругов,
супружеская неверность,
проблема распределений домашних
обязанностей,
психологическая несовместимость.

Причины ослабления роли родителей в воспитании детей:

трудовая занятость,
перегруженность бытовыми
проблемами,
потеря нравственных ориентиров,
переоценка ценностей,
нередко неумение и нежелание
заниматься с детьми.

Дети – объекты страданий!

За последнее десятилетие еще больше обострились
проблемы социального сиротства,
увеличилось количество детей, брошенных родителями или
отобранных у них по закону.
Растет число детей, убегающих из семей вследствие
жестокого обращения с ними или отсутствия
взаимопонимания.
Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, растет
подростковая и детская преступность.

Мы выяснили, что важнейшими условиями нашего
счастья, и счастья наших близких, является
саморазвитие и самовоспитание личности. Быть
неравнодушным ко всему, что происходит с нами,
вокруг нас и с нашим участием, - это и значит
заражаться могучей энергией любви к людям, значит
учиться любить по – человечески!
Счастья, любви и удачи!

,
Проблемы современной светской семьи:
межпоколенный кризис.
С середины XX века чётко обозначилась тенденция, которую словами
американского этнографа Маргарет Мид можно определить как смену
типа культурно-исторического наследования. Сущность этого вызова
времени состоит в том, что с течением времени неуклонно сокращается
влияние исторического и обычного опыта предшествующих поколений
и возрастает роль опыта современников. Исследовательница пишет о
том, что «…во всех частях мира, где все народы объединены
электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла
общность опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И
наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых
людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен,
сменяющих друг друга. Этот разрыв между поколениями совершенно
нов, он глобален и всеобщ».
Сегодня впервые за многие тысячелетия культурной жизни
человечества складывается уникальная ситуация, при которой дети не
только начинают крайне избирательно относиться к опыту
предшествующих поколений, но нередко предпочитают учиться у более
продвинутых сверстников. Они даже выступают в роли учителей по
отношению к взрослым в том, что касается овладения новыми
информационно-коммуникативными технологиями.
Эти новшества во многом обусловлены тем обстоятельством, что у
старшего поколения отсутствует опыт жизни в глобальном
информационном сообществе. В силу этого и культурная граница
между поколениями, т.е. старшими и младшими, обучающими и
обучаемыми, становится очень подвижной. Взрослые вместе с детьми
вынуждены в позиции обучающихся овладевать основами нового,
неизвестного ранее опыта. Более того, дети в силу отсутствия
стереотипов восприятия, свойственных взрослым, нередко легче
овладевают навыками и умениями, причём без помощи взрослых.
Последнее обстоятельство заметно снижает авторитет старших,
учителей, родителей, переносится на другие сферы жизни, что мы
наблюдаем ежедневно в реальной жизни.
Сегодня подрастающее поколение проявляет гораздо меньший
интерес ко всему, что было до начала становления информационного
общества. Это, можно сказать, рубеж актуального и неактуального для
школьника.
Учитывая прагматизм и избирательный подход
современных детей,
что из опыта
предшествующих поколений ими будет востребовано далеко не всё, а
только то, что имеет отношение к приоритетам, целям и ценностям
жизни в современном, быстро меняющемся мире.
можно предположить,
Сегодня этот вызов эпохи слабо учитывается в педагогической
теории и в законодательстве по государственной молодёжной

,
политике. Продолжают конструироваться модели образования,
основанные, как и ранее, на парадигме непосредственной передачи и
овладения опытом предшествующих поколений, на формировании
духовно-нравственных идеалов,
на значимости культурно-
исторического наследия для формирования ценностных ориентаций и
самосознания школьников.
Здесь поднимается проблема
«сопротивления материала» в эпоху межпоколенного кризиса. А
именно: как сделать ценности взрослых интересными для детей,
живущих приоритетами совсем иного типа культурно-исторического
наследования, не предполагающего безусловной ценности опыта
старших поколений. Как управлять этим процессом, если старшее
поколение очень много может дать, но младшее поколение далеко не
всё хочет взять? Эта проблема находится в начальной стадии своего
разрешения.
Новый статус детства позволяет сегодня говорить о т.н.
«тинэйджерской революции». Её смысл сводится к следующим
положениям.
 Дополнение, а в значительной степени – замещение
межпоколенной вертикали внутрепоколенной горизонталью как
доминирующее направление социализации детей и подростков.
Ослабление авторитета старших и их воспитательного
потенциала по отношению к младшим, ослабление способности
управлять многими процессами в детско-юношеской среде.
 Изменение отношения к детям, подросткам и молодёжи в
обществе.
Детско-юношеский период жизни человека
воспринимается членами общества в его самоценности и
самозначимости.
 Развитие тинейджерского
самосознания:
осознание
тинейджерами самих себя как субъектов права, нарастание
стремления детей и подростков к свободе и независимости.
Усиление роли ювенальной юстиции, которая весьма
неоднозначно воспринимается в российском обществе.
ТИНЕЙДЖЕР
[англ. teenager - подросток] - юноша или девушка в возрасте 13-
19 лет.
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006.
тинейджер
(нэ), а, м., одуш. (англ. teenager < -teen суффикс числительных
от 13 до 19 + age возраст).
Подросток (юноша или девушка) в возрасте от 13 до 19 лет.
Ювенальная юстиция
- система правосудия в отношении несовершеннолетних
граждан до 18 лет, гл. звеном которой является суд по делам
несовершеннолетних. Осн. принципы Ю.ю.: ценность личности
несовершеннолетнего, представшего перед судом; активное
использование в судебном процессе по делам

,
несовершеннолетних данных о несовершеннолетних,
полученных судом от специализированных вспомогательных
юридических учреждений (служб, органов); усиление
охранительной функции суда по отношению к
несовершеннолетнему (повышенная судебная защита
несовершеннолетнего в качестве потерпевшего, свидетеля,
подсудимого, осуждённого и т.п. посредством закрытия
судебного заседания по всем делам о преступлениях
несовершеннолетних или о преступных посягательствах на них,
уменьшение размера наказания по факту несовершеннолетия в
соответствии с Уголовным кодексом РФ; предпочтение
принудительным мерам средств воспитательного воздействия
и др.); специальная подготовка судей по делам
несовершеннолетних; особый упрощённый (неформальный)
порядок судопроизводства в отношении несовершеннолетних;
наличие системы специализированных вспомогательных служб.
 Приоритет досуговых форм в жизни подрастающего поколения.
Досуг не просто становится приоритетной формой в жизни
подростков, вытесняя по значению учебную сферу, но он также
начинает проникать во время, предназначенное собственно
учебному процессу. Дети и подростки воспринимают свой досуг
как зону ограниченного вмешательства взрослых, более того,
как зону, свободную от влияния взрослых. В силу этого
пробуксовывают многие детско-юношеские программы,
ориентированные на обязательное присутствие взрослых в
детско-юношеской среде. Форма социализации тинейджеров –
молодёжная тусовка, а также «внутренняя эмиграция» -
интернет.
 Преобладание среди детей носителей элементов экранно-
клипового мышления существенно усиливает разрыв между
поколениями, приводя к непониманию смыслов, системы
ценностей, поведенческих реакций у представителей разных
поколений.
 Усиление дезинтеграции и дезадаптации подрастающего
поколения в социуме, противопоставление его интересов
интересам других слоёв общества, которая сказывается на
взаимоотношениях родителей и детей.
Дезинтеграция - Дезинтеграция (от лат. de. . . приставка,
означающая отсутствие, отмену, устранение чего либо, и
integer целый) распад, расчленение целого на составные
части. Дезадаптация - и,
f.
Неприспособленность.

,
Среди самых одиозных отрицательных тенденций в детско-
подростковой и молодёжной среде, характеризующих «тинейджерскую
революцию», необходимо назвать:
 Рост девиантного и деликвентного поведения, правонарушений
и преступности, пьянства, наркомании, употребления ПАВ,
проституции в детско-молодёжной среде,
усиливается
интолерантность среди подростков и молодёжи;



Психоактивные вещества (ПАВ) - химические вещества (или смеси), способные влиять
на функционирование центральной нервной системы.
Девиантное поведение - Девиантное поведение это поведение, отклоняющееся от
общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в
определенных сообществах в определенный период их развития.
Деликвентное поведение - преступное поведение.
 Деформация ценностных ориентаций, морально-нравственных
ориентиров,
кризис
нравственных ценностей, девальвация важнейших, базовых
ценностей человека – семьи, родины, истории и святынь своего
народа;
нарастание социальной апатии,
 Рост потребительских настроений и ценностей успеха без
адекватных физических и интеллектуальных усилий, падение
престижа честного труда, отсутствие духовной составляющей в
качестве мотивов трудовой деятельности и жизненного выбора;
 Рост иждивенческих настроений и инфантильности
подрастающего поколения, которое в большинстве случаев не
имеет собственных жизненных целей,
усиливаются
манипуляции им со стороны различных социальных,
политических и шовинистических групп;
 Замедлен процесс гражданского становления личности,
формирования ответственного гражданского поведения,
участия в общественно-политической деятельности и
самоуправлении;
 Усиливаются безнадзорность, беспризорность и социальное
сиротство среди детей и подростков, растёт заболеваемость
ИППП, нарастают суицидальные настроения.
ИППП-заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем
Категории «дети»,
Эти же процессы характерны и для мегаполисов, но они имеют свою
специфику.
«молодёжь» в
современных социально-экономических и социокультурных условиях не
могут восприниматься как нечто целостное.
Представители
подрастающего поколения одного возраста находятся в неравном
положении друг к другу не только в социально-экономической сфере,
«подростки»,

,
но и в общественно-политической и культурной жизни, а также в
пространственно-географическом отношении.
Они имеют не
одинаковые стартовые и жизненные возможности и перспективы, что
нередко воспринимается ими как проявление социальной
несправедливости.
Условия жизни в селе, малом городе, в крупном административном
центре и в мегаполисе существенно различаются. Так, например,
уровень доходов в мегаполисе выше в 13 раз, а расходов – в 48 раз по
сравнению с сельской местностью. Эти обстоятельства являются
непреодолимыми в долговременной перспективе, а потому требуют
корректировки в деле понимания проблем современной светской семьи,
в деле воспитания и социализации детей и подростков.
Положение подрастающего поколения в современных светских
семьях в условиях мегаполиса, в частности, в г. Москве и г. Санкт-
Петербурге, имеет свои отличительные особенности, которые
напрямую зависят от конкретных социокультурных реалий и
характеристик детей и подростков.
 Уровень межпоколенных разрывов в мегаполисах очень
существенен. Помимо межпоколенной вертикали тинейджеры
выстаивают собственную внутрипоколенную горизонталь,
которая существует на собственных принципах и морально-
этических устоях. Участие взрослых в подобных горизонталях
минимально или чисто номинально, что приводит к ситуации,
которая характеризуется формулой: чем больше хороших
молодёжных программ, тем хуже ситуация в среде детей и
молодёжи.
 Достаточно высок уровень криминогенности, асоциального и
противоправного поведения в среде подростков и молодёжи,
часть представителей подрастающего поколения является
 В мегаполисах, как правило, хорошо разработана нормативная
правовая база в отношении прав детей в образовательной и
досуговой сферах, но государство, присутствия в сфере
образования, устраняется из досуговой, т.е. приоритетной для
ребёнка, сферы.
 В мегаполисах существует очень высокая степень социальной
дифференциации детей и подростков, позволяющая говорить
об особых «мирах», которые между собой в принципе могут не
пересекаться. Хотя существует общее законодательство о
защите прав ребёнка, системы образования, воспитания и
социализации закрепляет существующее положение.
 В мегаполисах относительно слабы традиционные институты
социализации и воспитания детей и подростков (семья, школа,
церковь и др.), гораздо более важными в этом отношении
оказываются категории более продвинутых сверстников и их
объединений, общение с которыми происходит через систему
массовых коммуникаций и молодёжные тусовки.

,
составной частью столичного криминального мира и
криминогенных тусовок. Остро стоит проблема борьбы с
наркоманией, табакокурением, алкоголизмом, сутенёрством,
проституцией среди несовершеннолетних.
 Уровень коммерциализации и диверсификации досуговой и
развлекательной деятельности очень высок,
уровень
материальной обеспеченности семей позволяет самостоятельно
оплачивать досугово-развлекательные услуги,
имеется
возможность широкого выбора. Эта ситуация практически
исключает полномасштабное участие государства в важнейшей
сфере жизни подростков и детей. (Диверсификаация - мера
разнообразия в совокупности)
 Досуговая деятельность в значительной степени
хотя может
отождествляется с развлекательной,
ассоциироваться с путём к достижению карьеры установлению
полезных связей, к выработке значимых образцов поведения.
 Менталитет молодёжи мегаполисов ориентирован на
достижение жизненного успеха по типу европейского, она
очень практична и прагматична, испытывает комплекс
сверхполноценности как основы самоидентификации.
Экономические ожидания у подростков существенно завышены.
 Существует переизбыток возможных вакансий и рабочих мест
для тех подростков и молодых людей, которые стремятся к
трудовой занятости на основе временного трудоустройства. У
столичных молодых людей в почёте офисный труд, карьерные
устремления ассоциируются больше со связями, возможностями
родителей, окончанием престижного вуза, чем с собственными
усилиями.

этноконфессиональных,
 Плотность социальных контактов между представителями
неформальных,
различных
субкультурных, маргинальных групп подростков и молодёжи,
наличие значительного контингента приезжих создаёт в
мегаполисе ситуацию мультикультуризма со всеми её
характеристиками. Очень остро стоит проблема мигрантов и
интеграции детей из мигрантской среды.
 Положение детей и подростков в семьях в условиях мегаполиса
непосредственно влияет на ценностные ориентиры детей и
подростков в других социокультурных средах, так как
становится широко известным через средства массовой
информации, кинопродукцию, Интернет. Столичная молодёжь
нередко становится референтной группой для провинциальных
тинейджеров.
В силу сказанного выше, проблемы современной урбанизированной
семьи необходимо рассматривать сквозь призму межпоколенного

,
кризиса и специфики современного подхода к решению детско-
юношеских проблем.
В зеркале статистики. Рашид Нургалиев, министр внутренних
дел – о «третьей волне» беспризорности, безнадзорности,
неграмотности и преступности подростков (данные на 1.06.2005
года)
привлекаются

 Ежегодно в органы внутренних дел за различные
правонарушения доставляется более одного миллиона
несовершеннолетних. К началу 2005 года на учёте в
подразделениях по делам несовершеннолетних МВД России
состояло свыше 655 тысяч детей и подростков.
 В 2004 году несовершеннолетними было совершено тысяча
двести убийств, более трёх тысяч разбойных нападений, 18
тысяч
Ежегодно свыше 150 тысяч
грабежей.
несовершеннолетних
уголовной

ответственности. К этим данным необходимо добавить 60-70
тысяч преступлений, совершённых детьми, не достигшими
возраста привлечения к уголовной ответственности.
 Зарегистрированы случаи,
когда несовершеннолетние
занимаются видами преступной деятельности, которые ранее
были прерогативой взрослых:
содержание притонов,
сутенёрство, мошеннические действия с валютой и ценными
бумагами.
 На учёте состоит почти 100 тысяч несовершеннолетних
алкоголиков и наркоманов. В РФ 4 млн. детей-наркоманов от 11
лет и старше, в том числе наркозависимых – около 1 млн. чел.
Средний возраст начала употребления наркотиков снизился с
17 до 11 лет. Уровень заболеваемости наркоманией среди
молодёжи в 2,5 раза выше, чем у взрослых. Число случаев
смертности от употребления наркотиков в сравнении с
восьмидесятыми годами увеличилось в 12 раз, а среди
несовершеннолетних – в 42 раза.
 На учёте департамента по борьбе с организованной
преступностью и терроризмом МВД России состоит около 150
экстремистских группировок общей численностью до 5000
человек,
значительную часть которых составляют
несовершеннолетние.
 В РФ 700 тысяч сирот, 2 млн. детей неграмотны.
 Ежегодно в стране пропадает более 30 тысяч детей.
 Более 6 млн. несовершеннолетних граждан России находятся в
социально неблагоприятных условиях. В конце 2004 года в РФ
насчитывалось более 422 тысяч неблагополучных семей, в
которых по данным органов соцзащиты проживает около 770
тысяч детей.

,
 Наряду с беспризорностью остро стоит и проблема
безнадзорности подростков, оказавшихся без должного
родительского внимания, причём на каждого беспризорника
приходится по 2-3 безнадзорных ребёнка. Оказавшись в
трудной жизненной ситуации и чувствуя безразличие к своей
судьбе, несовершеннолетние пытаются сами решить свои
проблемы, зачастую криминальными и жестокими способами.
Более половины несовершеннолетних, находящихся в местном
или федеральном розыске, составляют дети, которые
вынуждены были сбежать из дома. По данным Министерства
образования РФ, в 1998 году число отчисленных из школ и не
возобновивших обучение детей составило 367 тысяч. Около 2
млн. детей в РФ нигде не работают и не учатся.
 Ежедневно в Российской Федерации регистрируются более 1,5
тыс. разводов. В результате без одного родителя остаются
почти 1,2 тыс. детей, в среднем в дома ребёнка передаются 30
чел., отбираются у нерадивых родителей 32 чел., убегают из
дома 237 мальчиков и девочек. Ежегодно из-за разводов около
470 тыс. детей остаются без одного из родителей.
Увеличивается количество детей, рождённых вне брака (около
23% от общего числа рождённых детей).
Основы религиозных культур и светской этики,
ОРКСЭ (ранее - Основы духовно-нравственной культуры народов
России, также есть предмет
основы мировых религиозных
культур) - учебный предмет, включённый Министерством образования
и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве
федерального компонента. Предмет включает шесть модулей, из
которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных
представителей) выбирают для изучения один.
Программа нового курса имеет структуру построения, основанную на
принципе модульности.
Происхождение понятия модульная программа весьма очевидна.
Слово модульный происходит от модуль (от лат. Modulus – мера), то
есть – важная величина, условная единица.
Модульные программы – программы, состоящие из отдельных,
относительно самостоятельных фрагментов. В чём преимущества
такого рода программ? При самостоятельности и законченности
каждого модуля – слушатель вправе выбрать для себя те модули,
которые ему особенно нужны для образования и в той
последовательности, которая диктуется его потребностями.
В нашей программе представлено шесть модулей: «Основы светской
этики»,
«Основы
православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы
иудейской культуры», «Основы буддийской культуры». Все модули
«Основы мировых религиозных культур»,

,
методически идеологически согласованы друг с другом и составляют
собой единую основу комплексного курса «Основы религиозных
культур и светской этики». В то же время – каждый модуль оснащён
полноценной образовательной программой.
Пример: тематическое планирование модулей. (Приложение).
При разработке поурочного планирования основным источником
является пособие для учащихся, поскольку именно в нём отражена
содержательная часть курса.
К основным методическим источникам относятся: «Основы
религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. – Москва;
«Основы религиозных культур и светской этики». Брошюра для
родителей. – Москва.
К учебным пособиям относятся пособия для учащихся.
Вместе с тем следует учитывать, что в планировании зачастую
содержится избыточный материал, что позволит учителю творчески
подходить к решению педагогических и методических задач. Так, в
качестве дополнительного материала можно рассматривать
рекомендованный разработчиками уроков иллюстрированный
материал, не нашедший отражения ни в пособии для учащихся, ни в
книге для учителя.
В современном мире особое значение приобретает духовно-
нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств,
как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и
способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение
знаниями об особенностях национальных культур, культурологических
основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное
воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением
нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую
мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных
жизненных ситуациях.
Как вы знаете, в больших городах открываются рестораны с
национальной кухней: итальянской, японской, китайской и т.д. В
Москве открывался ресторан китайской кухни. Шеф-поваром был
приглашён специалист из Китая. Приехала молодая семья и через
какое-то время женщина рожает ребёнка. И вот, чтобы выйти на
работу, она приглашает из Китая свою маму. Через какой-то
промежуток времени женщине становится плохо и её забирает скорая
помощь. Проведя все анализы, врачи обнаруживают у неё опухоль.
Довольно-таки молодой доктор, перед встречай с пациенткой очень
долго мучается, как ей об этом сообщить? И вот, когда на приёме,
волнуясь, врач сообщает ей, что проведённые анализы показали у неё
опухоль, как вы думаете, какая была реакция женщины?... Одна из этих
реакций, безусловно, была бы нашей. Но каково же было удивление
доктора, когда в ответ он услышал извинения: Простите меня, доктор,
что заставила вас волноваться. В уходе за ребёнком, я совсем забыла о
своём здоровье. Оказывается, в Китае, прежде чем выйти из дома,

,
утром китайцы выполняют дыхательную гимнастику, заставляя
жизненную энергию циркулировать во всём теле. Через месяц
женщина вновь пришла в больницу, чтобы повторно сдать все анализы.
И ещё большее удивление было у всех врачей, когда у женщины не
было обнаружено, ни какой опухали. Этот пример говорит о том, что
скольких волнительных, стрессовых ситуаций можно было бы
избежать, если бы мы больше знали о культуре и традициях живущих
рядом с нами людей.
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем
школьном возрасте происходит социализация ребёнка, расширяется
круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции,
определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует
взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Работа с
родителями предусматривает установление контакта с семьёй,
выработки согласованных действий и единых требований.
В качестве основного методологического принципа реализации курса
выбран культурологический подход, способствующий формированию у
младших школьников первоначальных представлений о религиозной и
светской культуре. В контексте внедряемого учебного курса культура
понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное
и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-
нравственного воспитания младшего школьника рассматривается как
формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу,
природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре,
духовным традициям.
В связи с этим, целесообразно считать, что курс «Основы
религиозных культур и светской этики» является, прежде всего,
средством формирования у школьников поликультурной
компетентности, которая понимается как интегративное качество
личности ребёнка, включающее систему поликультурных знаний,
интересов, потребностей, мотивов, ценностей, качеств, опыта,
социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной
жизни и деятельности в современном обществе, реализующееся в
способности выстраивать позитивное взаимодействие
с
представителями разных культур, национальностей, верований,
социальных групп. Содержание поликультурной компетентности
включает принятие человеком культурного и религиозного
разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и
её носителям. Это значит, что в результате освоения данного курса
школьниками должны быть усвоены следующие смыслы: каждая
духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна
культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимым
для развития человечества ценностным содержанием.

,
Основными задачами учебного курса «Основы религиозных культур
и светской этики» являются следующие:

знакомство учащихся с содержанием одного из учебных
модулей;
 развитие представлений младшего подростка о значении норм
морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
 обобщение знаний, представлений о духовной культуре и
морали, полученных в начальной школе;
 формирование у младших школьников ценностно-смысловых
мировоззренческих основ,
обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении
гуманитарных предметов на ступени основной школы;
 развитие способностей младших школьников к общению в
полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной
среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Основными условиями воспитания духовно-нравственной личности
младшего школьника при изучении «Основ религиозных культур и
светской этики» выступают:
o организация работы со средствами духовно-нравственного
воспитания в рамках изучения курса, как на уроке, так и во
внеурочной деятельности;
o практическая деятельность, направленная на формирование
любви,
способности к сопереживанию,
бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу
духовности;
состраданию,
o обеспечение поддержки семьи, привлечение родных и близких
учащихся к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса.
Основными средствами духовно-нравственного воспитания младших
школьников в рамках курса в учебной и во внеучебной деятельности
выступают: учебные пособия по курсу, адресованные младшим
школьникам, слово учителя и родителей, стиль взаимоотношений
учителя с учеником, средства наглядности, иллюстративный материал.
Основные особенности:




Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги;
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели –
воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и
мировоззренческим ценностям;
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1)
Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет
осуществляться воспитание детей в рамках нового курса;

,



Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического
изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других
модулей;
Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут
работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и
коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля;
Изучение курса завершается большим общим школьно­семейным праздником,
посвященным Дню народного единства, который отмечается 4 ноября. Единство и согласие
через диалог культур и есть ощутимый результат учебно­воспитательного процесса в рамках
нового курса.