Примерное занятие по развитию речи для дошкольников. Конспект занятия по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста «Домашние животные и их детеныши. Предлагаем варианты игр с малышом, которые помогут активнее развить речь ребенка

Образовательные области: Познание, творчество, коммуникация.

Разделы: Ознакомление с окружающим миром, рисование, развитие речи.

Цель: Отвечать полным предложением.

Программное содержание: Закрепить умения детей составлять рассказ о животном с опорой на схему-алгоритм; упражнять в составлении рассказа по картинкам; уточнить знания детей о транспорте; продолжать знакомить детей с различными видами обследования предметов; учить отвечать на вопросы полным предложением; развивать творческое воображение детей путем театрализации сюжета; воспитывать заботу об окружающих.

Словарь: хвост лисий, заячий, волчий, кошачий, мышиный.

Билингвальный компонент: Коян, аю, тышкан, мысык.

Материалы и оборудование: Загадка – описание, Д/И «Чей хвост?», «Назови транспорт»; алгоритм-схема «Расскажи о животном»; набор картинок по составлению рассказа,; хвосты животных (театральный реквизит) ; дидактическое пособие — «Ящик ощущений»; баночки с лимоном, медом; муляжи овощей и фруктов.

Воспитатель: Дети, сегодня к ним придет гость. Как вы думаете, кого я пригласила к нам в гости?

Дети: Гостей, куклу, зайку, и т.д.

О. П.:

1. Воспитатель: Послушайте загадку и сразу же всем станет ясно, кого мы с вами ждём в гости. (читает загадку о медведе) Он в лесу глухом живёт, очень любит сладкий мёд. Может громко он реветь, догадались кто?

Дети: Это медведь, мишка.

2. Воспитатель: Правильно. Расскажите мне, пожалуйста, что вы знаете о медведях. А поможет нам рассказать наша волшебная подсказка.

Работают по схеме-алгоритму(по желанию выходят и рассказывают с помощью схемы-алгоритма).

3 .Слышен стук в дверь.

Воспитатель: Наверно это наш гость, давайте посмотрим.

В группу входит почтальон Печкин.

П.П.: Здравствуйте, это какой детский сад? Какая группа?

Дети: называют номер детского сада и название.

П.П.: Примите, письмо, заказное. Распишитесь. (уходит)

  1. 4 . Воспитатель: Давайте посмотрим, что тут. Да это какое то странное письмо. Оно в картинках. Поможете мне его прочесть?

Дети: Да мы вам поможем. Мы его все вместе прочтём.

(Составляют рассказ по картинкам «Мишутка заболел»)

5. Воспитатель: теперь все понятно. Ну, если Мишутка болен и не может прийти к нам в гости, давайте мы с вами оправимся к нему. Ну пешком долго будем идти. Нам нужен транспорт. На чем можно добраться в лес?

Дети: Называют транспорта, дают ему характеристику.

6 .Воспитатель: Молодцы! Ну мы с вами детском саду, а здесь можно путешествовать на сказочном «Ковре-самолете». Полетели?

Дети садятся на ковер.(Произносят звук «С» с разной силой голоса, на выдохе).

  1. Воспитатель: Ну, вот мы и прилетели в лес. Смотрите, чей-то домик. Давайте подойдем и спросим.

Дети: Кто в домике живёт, кто в невысоком живёт? (Произносят с разной интонацией)

Воспитатель-Айболит: Здравствуйте, мои друзья! Что случилось? Где беда? Я сейчас же побегу и помогу чем смогу.

Дети: Мы идём к Мишутке. Он заболел. Мишутке нужна помощь.

  1. Воспитатель-Айболит: Я знаю путь по лесной тропинке к дому Мишутки. Поспешим. (Оказываются на ленной полянке по которой разбросаны хвосты)

Воспитатель-Айболит: Вот это чудеса. Как вы, думаете, что это? Что могло с ними случиться?

Дети: Это хвосты. Их потеряли животные.

Воспитатель-Айболит: А кто знает как будет на казахском языке кошка- , заяц- , медведь- , мышь- .

Дети: Коян, аю, тышкан, мысык.

Воспитатель-Айболит: Как вы думаете чьи это хвосты?

Д./И. «Чей хвост?»

Дети: Это хвост лисий, заячий, волчий, кошачий, мышиный.

Воспитатель-Айболит: Ну вот мы и пришли.

9 .Дети: Мишутка, выходи, мы пришли! (произносят шепотом, тихо и громко)

Воспитатель-Айболит: Выходи не бойся. Мы не буде делать тебе уколы. Мы будем лечить тебя по-особенному. Смотрите, вот у меня волшебные лекарства, на них отмечено, что нужно с ними делать.

Дети рассматривают баночки, коробку- «Ящик ощущений» с пиктограммами «Язык», «Нос», «Рука», «Глаз». По желанию нюхают, пробуют на вкус, отгадывают на ощупь, то чем будут лечить Мишутку. Зарисовывают красками. (мальчики лимон, девочки мёд?)

Дети: Запах лимона. Пахнет лимоном. Пахнет медом. На вкус лимон кислый, а мед сладкий.

  1. 10 . Воспитатель-Айболит: Покажите, пожалуйста, лицом кислый лимон, сладкий мед.

Упражнения для выразительности мимики лица.

Выходит Мишутка (кукла кукольного театра). Айболит дает ему чай с лимоном и медом. Мишутка выздоравливает. Дарит детям в подарок варенье.

Дети прощаются и вместе с Айболитом уходят.

Воспитатель-Айболит: Ребята, за то, что вы помогли мне вылечить мишутку, я дарю вам воздушные шары. Выбирайте по одному.

Дети выбирают шары по цвету: красные, синие, зелёные.

Ожидаемый результат: Знают и различают виды транспорта; могут составлять рассказы с опорой на схему и по картинкам; правильно пользуются интонацией; используют при ответе полное предложение.

Название: Конспект занятия по развитию речи для старших дошкольников «Мишутка заболел»

Должность: воспитатель
Место работы: КГКП ясли сад № 4 «Берёзка»
Месторасположение: Республика Казахстан Павлодарская область г.Экибастуз

Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь у детей возраста от 3 до 7 лет - явление чрезвычайно редкое. Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив к ее постижению.

Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек. Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора, за компьютером, или с игрушками), редко слышит сказки рассказанные мамой и папой, а плановые занятия для развития речи дошкольников - совсем редкость. Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребенка появляется масса проблем. Поэтому, решая задачу, развитие речи у дошкольников , рассмотрим, какие проблемы в этой области встречаются родителям и педагогам чаще всего.

Характерные проблемы развития речи дошкольников:

1. Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (еще ее называют "ситуативная" речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.

2. Скудость речи. Маленький словарный запас.

3. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора), применение нелитературных выражений и слов.

4. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.

5. Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами.

Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.

7. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д.

8. Нехорошая дикция.

А как развивать речь дошкольников?

Ставя проблему, плохое развитие речи у дошкольников большинство родителей возлагают надежды в ее разрешение на детсад. Считают, что плановые занятия придут на помощь малышу в столь нелегком труде. Достаточно часто эти надежды не оправдываются: во многих детсадах развитию речи не уделяется нужное внимание. Но если вам посчастливилось с садиком, и речи на уроках отведено достаточно времени, все же необходимо проследить: нормально ли у ребенка развивается словарный запас, дикция, умение применять интонацию, развернутые ответы, включающие доказательства, строить диалог. Если же нет - доведется подумать, как сделать разнообразной развитие речи у дошкольников.

Давайте рассмотрим, какими упражнениями можем заниматься мы сами. Для этого нужно владеть информацией об этапах развития речи дошкольника. Именно поэтому игры-упражнения мы сопроводили детальным комментарием.

Нормальное развитие речи у дошкольников происходит с помощью комплекса упражнений:

Упражнение для развития речи дошкольников: "Разговор по картинке"

Данное упражнение для развития речи дошкольников подойдет для деток от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи. Для последовательной беседы подойдет всякая желательно сюжетная, красивая картинка. Лучше всего упражнение выполнять, когда читаете книжки, собираете паззл или любой другой интересной игрой, чтобы у крохи не возникало чувства "нудного урока". Ваша задача заключается увлечь ребенка простой игрой "вопрос-ответ". Задайте разнообразные вопросы с применением полного «ассортимента» вопросительных слов: Когда? Почему? Зачем? и др. Чтобы ребенок начал говорить, употребляйте вступительные фразы ("А ты думаешь?", "А тебе встречалось такое…") либо предположения ("А вот если …", "Может здесь хотели сказать...", "А ты как бы поступил…"). Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему выстроить предложение, покажите, о чем и как рассказать.

Упражнение для развития речи дошкольников: "Маленький - большой "

Выполняя это упражнение с ребенком старше двух лет до пяти, используйте любимую книжку с картинками, а лучше его игрушки. Рассмотрите с малышом иллюстрации, и попросите назвать, что он увидел. К примеру:

Посмотри, а кто это на картинке?

Кошка и котята.

А какая кошка?

Большая.

Да, кошка больше чем ее маленькие котята. Кошка высокая, а котята ниже ее ростом.

А как ты думаешь котята когда вырастут тоже будут большие?

В наши дни есть в продаже специальные книжки и игры, которые направлены на развитие данной стороны речи. В них собранны задания и тексты, которые научат ребенка найти близкие слова по смыслу, запомнить значения слов.

Чтение потешек и пение колыбельных.

Начиная с момента рождения, читайте крохе потешки, сказки, пойте колыбельные песни каждый день. Весьма полезно читать перед сном. Читая, проследите, чтобы произношение было ясным и четким, эмоционально правильно окрашенным.

Потешки и колыбельные обогащают словарный запас детей за счет, содержания сведений об окружающим мире и предметах, они учат детей создавать однокоренные слова (к примеру, "котенька", "котя", "коток"), а благодаря позитивной эмоциональной окраске освоение более успешно.

Упражнение для развития речи дошкольников: Журналист.

Этим упражнением можно заниматься с детьми старше 4 лет. Сделайте ребенку предложение взять интервью, как журналисту. Вы будете известным актером или спортсменом, а малыш подготовит статью о Вас. Список задаваемых вопросов и развернутых ответов готовьте вместе! Вы не просто весело проведете время с ребенком, но и будете развивать диалоговую речь малыша.

Упражнение для развития речи дошкольников: Загадка.

Игра подходит детям трех-семи лет. Разгадывание загадок многосторонне развивает речь. В загадках даются более яркие признаки явлений и предметов, которые имеют сжатую форму. Угадывание загадок развивает у детей способность анализировать, обобщать, делать выводы и уметь выделять типичные признаки предмета. Отдельные загадки обогатят словарь детей из-за многозначности слов. И, безусловно, учат образно мыслить.

Упражнение для развития речи дошкольников: «Что это значит?» (возраст детей старше пяти лет)

Эмоциональная окраска и интонация речи имеют важное значение, потому, что собственно по тону, мы нередко узнаем о настроении говорящего и значение того, что он нам доносит. Чтобы представить детям насколько важна данная сторона речи нужно использовать фразеологизмы русского языка и народные пословицы и поговорки. Точно и лаконично выявлены во фразеологизмах народных сказок не только мысли и идеи, но и их эмоциональная окраска (поощрение, осуждение, радость, ласка, грусть, злость и т. д.). рассказывайте ребенку ряд пословиц или фразеологизмов. Подумайте что бы они смогли значить.

К примеру, что означает "бить баклуши", "задать головомойку","повесить нос". Ознакомление с фразеологизмами улучшает фантазию и развивает мышление.

Скороговорки и поговорки.

Произносить скороговорки и поговорки - полезно для детей разного возраста, даже если дикция ребенка на первый взгляд в норме. У дошкольников еще довольно плохо работает и скоординирован речевой аппарат. Встречаются дети, которые выговаривая слова, спешат, заглатывают окончания, а иные, напротив, медленно говорят и слишком затягивают слова. Необходимо запомнить - дикция формируется при помощи особых занятий, ведь никто не владеет безупречным произношением от природы. Поэтому употребляйте добрые и старые скороговорки, и речь вашего малыша станет значительно лучше.

«МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА»

Материал: предметные картинки (швейная иголка с ниткой, ёлка или сосна, медицинский шприц с иголкой, ёжик); кукла, фишки, карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами.

Ход занятия

П , а отгадки выставляет на панно.

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну. (Иголка.)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки,

На меня они глядят

Молока они хотят. (Ёж.)

К. Чуковский

Что это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год? (Сосна, ель.)

Педагог. Как называется иголка из первой загадки? (Швейная.) У ежа какие иголки? (Ежовые.) У ели иголки… (еловые), у сосны… (сосновые). Бывают ещё медицинские иголки. Какое удивительное это слово «иголка»! Слово одно, а обозначает много разного. Такое слово называется многозначным. Многозначных слов очень много. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Перед вами стоит кукла, стол и стул. Что есть общего у всех этих предметов? (Ножки.) У кого или у чего есть ножки? За каждый правильный ответ вы получаете фишку.

После того как ответы исчерпаны, педагог объединяет фишки детей.

Педагог. Вот сколько разных ножек вы знаете. Слово одно, а значений много.

А ещё у куклы есть ручки. Какие другие ручки вы знаете? У куклы также есть шляпка. Вспомните предметы, у которых есть шляпка.

Дети получают карточки с парными изображениями предметов, обозначаемых многозначными словами. Составляют предложения, правильно употребляя значения многозначных слов.

Ручка для письма - дверная ручка;

Кисть для рисования - кисть руки;

Каток (машина) - ледяной каток;

Ключ от замка - ключ (ручей);

Морская звезда - звезда на небе.

Лук (овощ) - лук (оружие);

Земля (планета) - земля (поле);

Плита строительная - плита газовая;

Иголка швейная - иголка еловая;

Лисичка (животное) - лисичка (гриб).

Занятие № 22.

«ВЫРАЖЕНИЕ С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ»

Цель: ввести понятие выражения с переносным значением; ; упражнять в правильном использовании крылатых выражений.

Материал: рисунки-подсказки с изображением крылатых выражений.

Ход занятия

Детям предлагается объяснить значение следующих выражений: острый нож - …, острый глаз - …, острый язык - …. .

Острый нож - нож, который хорошо режет.

Острый глаз - глаза, которые хорошо, зорко видят.

Острый язык - так говорят о человеке, который употребляет неприятные, обидные слова.

Выражение «острый нож» употребляется в прямом значении, а вот выражения «острый глаз» и «острый язык» - в переносном, т.е. свойства одного предмета как бы сравниваются, переносятся на другой предмет. Это делается для того, чтобы наша речь была более красивой и интересной. Вот сравните:

Охотник пришёл с хорошей добычей, он умеет метко стрелять.

Охотник пришёл с хорошей добычей, ведь у него острый глаз.

Две подружки расстались, потому что одна из них постоянно говорила обидные слова.

Две подружки расстались, потому что у одной из них был слишком острый язычок.

Наша речь богата меткими и образными сравнениями или крылатыми выражениями.

Дети рассматривают рисунки-подсказки, повторяют крылатые выражения, которые употребляются в переносном значении.

Льёт как из ведра;

Растут как грибы после дождя;

Лететь как стрела;

Чувствовать себя как рыба в воде;

Комар носа не подточит;

В рубашке родился;

Первая ласточка.

Игра «Когда мы так говорим».

Дети упражняются в правильном употреблении крылатых выражений.

Если идёт сильный, проливной дождь, ливень, мы говорим… льёт как из ведра.

Если кто-то очень быстро бежит, мы говорим… летит как стрела.

Если мы чувствуем себя хорошо, свободно, непринуждённо, мы говорим… чувствую себя как рыба в воде.

Если что-нибудь появляется быстро, в большом количестве, мы говорим… как грибы после дождя.

Если работа сделана хорошо и нет замечаний к сделанному, мы говорим… комар носа не подточит.

Если человек счастлив и удачлив, мы говорим… в рубашке родился.

О первом признаке проявления чего-нибудь мы говорим… первая ласточка.

В заключение дети повторяют запомнившиеся крылатые выражения, составляют с ними предложения, опираясь на жизненные ситуации.

Занятие № 23.

«СЕМЬЯ»

Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми и самим собой, помочь осознать своё предназначение в этом мире; расширить словарный запас, ; формировать умение прогнозировать, обучать последовательному анализу рассматриваемой ситуации.

Материал: серии предметных картинок «От младенца до старушки», «От младенца до старика»; сюжетная картинка «Семья»; мяч, ребус (7Я - семья).

Ход занятия

Дети разгадывают ребус: 7Я - семья.

Выставляется сюжетная картинка «Семья».

Работа по сюжетной картине «Семья». Детям задаются следующие вопросы:

Назвать членов семьи.

Кем приходится мальчик девочке, папе, бабушке?

Кем приходится девочка братику, маме, дедушке?

Кем приходится мама дедушке?

Кем приходится папа маме?

Кто в семье самый старший, самый младший?

Кто в семье старше братика, но младше мамы?

Кто взрослый?

Игра «О ком я говорю?»

Дети отгадывают членов семьи по данным признакам: заботливая, трудолюбивая, самая красивая; сильный, строгий, большой; добрая, ласковая, старенькая; маленький, забавный, весёлый.

Игра «Кто какой?» (в кругу с мячом).

Дети подбирают слова-признаки к каждому члену семьи.

Физкультминутка.

Раз - подняться, потянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - тихо сесть.

Беседа «Будущее человека».

Сейчас вы маленькие, а потом за один день вдруг станете взрослыми, так бывает? А как бывает? Разложите последовательно жизненную «цепочку» человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый). Расскажите, что происходит с человеком, какой он, чем занимается в каждом возрасте?

Игра «Кем я буду и каким?»

Кем вы станете, когда вырастете?

Какими качествами вы хотите обладать?

Занятие № 24.

«ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ?»

Цель: обогатить социальный опыт ребёнка, его межличностное взаимодействие с другими людьми, с самим собой; учить образовывать от имени отчество; упражнять детей в назывании своей фамилии, полного имени, имени отчества.

Материал: сюжетная картинка «Семья», плюшевый медвежонок, мяч.

Ход занятия

Работа по сюжетной картине «Семья» организовывается по вопросам:

Кто в семье самый главный? Почему?

Откуда у детей появляется фамилия?

Кто даёт детям имя?

Перед детьми появляется маленький медвежонок.

Медвежонок (М.). Здравствуйте, ребята! Я медвежонок Миша, но моя мама медведица зовёт меня Мишенька. А как зовут вас? Как зовёт вас ваша мама?

Игра «Давайте познакомимся».

Дети передают медвежонка, каждый называет своё имя и его уменьшительно-ласкательную форму.

М. Приятно было узнать ваши имена. Но у меня есть ещё вопросы. Мой папа медведь зовёт меня не Миша, не Мишенька, а Михаил. Вы не знаете почему?

Педагог (П.). Потому что каждое имя имеет несколько форм. Михаил - это полная форма имени Миша.

Игра «Моё имя».

Дети называют полную форму своего имени (может потребоваться помощь педагога).

М. Когда к нам в берлогу заглядывает мой дедушка Потап Потапович, он называет меня Михаилом Ивановичем, а моего отца Иваном Потаповичем. Это что ещё за имена?

П. Кроме имени есть ещё и отчество. Оно образуется от имени твоего отца. Если твоего отца зовут Иван, то твоё отчество Иванович. Вот и получается, что ты, медвежонок, Михаил Иванович, а твой отец Иван Потапович. Понятно?

М. Теперь понятно.

Физкультминутка.

Мишка

Наш Мишутка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развёл -

Видно, мёда не нашёл.

Мишка в улей влез и вот -

Каплет с лапы сладкий мёд.

Игра «Назови своё отчество».

Каждый ребёнок называет имя своего отца и образует своё отчество (может потребоваться помощь педагога).

Игра «Что потом?»

Ребята, медвежонок пока маленький, а вырастет и будет… (большой)?

Сейчас он медвежонок, а потом… (медведь)?

Сейчас его зовут Миша, а потом… (Михаил Иванович)?

Сейчас вас зовут…, а потом…?

Предлагаю вашему вниманию систему занятий по развитию речи , разработанную для деток раннего возраста 2 — 3 лет.

Цель предложенных занятий - углубление, систематизация и обобщение знаний крохи по любой лексической теме. Каждое комплексное занятие включает различные виды деятельности:

— развитие речи (звуковая и фонетическая сторона речи, связная речь, лексика, грамматика); сенсорных представлений;

— навыков конструирования;

— элементарных математических представлений;

— продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.д.).

Игры, способствующие развитию общей моторики, проводятся при возникновении первых признаков утомления. При использовании системы увлекательных игр и упражнений у ребенка продолжают развиваться психические процессы:

— восприятие - учится анализировать предметы по существенным признакам: цвет, форма, размер, величина;

— внимание - сосредоточиваться на предметах, явлениях, действиях;

— память - слуховая, зрительная, тактильная;

— мышление - от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.

Структура занятия

Приветствие.

Артикуляционная гимнастика.

Фонетическая ритмика.

Упражнения на формирование воздушной струи.

Пальчиковые игры.

Задание на формирование лексико-грамматического компонента языка, связной речи.

Динамическая пауза.

Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Формирование графомоторных навыков.

Вариативность структуры занятий зависит от:

— лексической темы;

— индивидуальных возможностей малыша;

— возраста;

— психомоторного и речевого развития;

— типа нервной деятельности;

— личностных черт характера.

Занятия целесообразно многократно повторять, учитывая особенности обучения детей раннего возраста. Успешное обучение ребенка происходит только на высоком эмоциональном фоне и при заинтересованности ребенка. Большое количество частей позволяет удерживать внимание детей продолжительное время, не утомляя их. В каждое занятие включены разные виды деятельности, которые могут проводиться как самостоятельные занятия.

Артикуляционная гимнастика для малышей раннего возраста (1 — 3 года)

Оборудование: игрушечные репка, лопатка, лейка, дед, бабка, внучка, собачка, кошка, мышка, лошадка.

Логопед. Посадил дед репку. Каждый день ходил ее поливать. Открыл ворота (открыть рот), зашел, закрыл ворота (закрыть рот), полил репку, пошел домой. Выросла репка большая-пребольшая. (Надуть щечки.) Взял дед лопатку (положить язычок на нижнюю губу), копал-копал, не выкопал, тянул-тянул, не вытянул. Позвал дед бабку. Бабка в доме тесто для пирогов месит. (Шлепать губами по язычку: пя пя пя.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали внучку, а внучка на лошадке скачет дедушке помочь. (Цокать язычком. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали Жучку. Жучка спешит, торопится деду помочь, дышит тяжело. (Открыть рот. высунуть язык, подышать, как собачка.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали кошку Мурку. Кошка на крылечке молочко лакает. (Показать язычок, спрятать.) Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвали мышку, а мышка спит в норке и не слышит, как ее зовут. Давайте позовем все вместе: «Мышка!» Мышка проснулась, выглянула из норки, смотрит по сторонам, кто же ее разбудил. (Открыть рот, язы чок «смотрит» влево-вправо.) Тянут-потянут, вытянули репку! Уродилась репка сладкая, крепкая и очень вкусная. (Облизать нижнюю и верхнюю губу.)

«Теремок»

Оборудование: игрушечные домик, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь. Стоял в лесу теремок, вот такой. (Сделать ладошками крышу.) Вокруг теремка был забор, вот такой. (Упражнение «Заборчик».) В домике окошки - вот такие. (Открыть рот.) Бежала по лесу мышка. Как мышка пищит? Пи-пи-пи. (Губки улыбаются.) Увидела мышка теремок, постучала: т- т-т. Никто не отозвался. Зашла она в теремок, стала коврики выбивать. (Шлепать по язычку губами: пя-пя пя.) Устала, легла отдохнуть. (Положить язычок на нижнюю губу.) Скачет лягушка: прыг-прыг. Видит теремок, стучится: т-т-т. Спрашивает: «Кто в теремочке живет?» - «Я, мышка-норушка, заходи в теремок». Зашла лягушка в теремок, и стали они с мышкой печку разжигать. (Дуть на язычок, зажатый между губами.) Мимо скачет зайка, прыг-скок. (Поднять язычок вверх, опустить вниз.) Пустили и зайчика в теремок. Бежит по лесу лисичка и хвостиком следы заметает. (Облизать нижнюю губу влево- вправо.) Стала и лиса жить в теремке. Идет по лесу волк, воет: у-у-у. (Губы вытянуть вперед.) Смотрит по сторонам, нет ли охотников. (Язычок «смотрит» влево-вправо.) Пустили и волка в теремок. Вдруг раздался треск. Идет медведь и мед слизывает. (Облизать верхнюю губу сверху вниз.) Стал мишка в теремок залезать, но не поместился, забрался на крышу. Теремок заскрипел - х-х-х - и развалился. Все звери разбежались.

«Сказка про мальчика Петю»

Оборудование: игрушечные Петя (кукла бибабо), дом, лошадка, дудочка, кораблик.

На поляне дом стоит. (Показать крышу ладошками.) Ну а к дому путь закрыт. (Ладошки вместе - ворота.) Мы ворота открываем (развернуть ладошки), быстро к дому подбегаем. (Стучать ладошками по коленкам.) В дверь стучимся: тук-тук-тук. (Стучать кулачком по ладошке.) Кто- то к нам идет на стук… Из домика выглядывает Петя. Петя улыбается, целует мамочку. (Улыбочка - «трубочка».) Открыл Петя окошко (открыть рот), выглянул на улицу, посмотрел налево, направо, вверх, вниз. (Язычком выполнять движения влево-вправо, вверх-вниз.) Увидел Петя, что на улице хорошая погода, и решил погулять. Открыл Петя дверь, она заскрипела: н-н-н, и вышел на улицу. Мальчик сел на лошадку и поскакал. (Цокать язычком.) Скакал-скакал и увидел качели. Захотел Петя покачаться. (Язычок вверх-вниз.) Дальше поехал Петя и приехал в гости к бабушке. Бабушка ему пирожки печет. (Шлепать по языку губами пя-пя-пя.) Пирожки вкусные, сладкие, Петя облизывается. (Облизать язычком губы.) Стал Петя бабушке на дудочке играть: у-у-у. А потом он сел на корабль и поплыл домой, корабль загудел: ы-ы-ы.

Логопедические занятия и упражнения для детей 2 — 3 лет

«Игрушки»

Цель: закрепление знаний о знакомых игрушках - мяче, мишке, неваляшке.

  • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • формирование воздушной струи;
  • уточнение произношения гласных звуков;
  • развитие слухового восприятия;
  • пробуждение желания подражать слову взрослого;
  • развитие умения слушать стихотворение, договаривать недостающие слова;
  • формирование импрессивной речи.

Оборудование: кукла Петя, разноцветные перья; мяч, мячики маленького размера с различными наполнителями и без; коробка с неваляшками для каждого ребенка; коробка с отверстием сверху, игрушечные дом, мишка, волчки для каждого ребенка, пособие «Половинки», кубики; паста для лепки, формочки; картинки с изображением игрушек.

  1. Приветствие. Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Вместе с логопедом поют песенку: «… (имя), привет, привет!»
  2. Формирование воздушной струи: дуем на разноцветные перышки.
  3. Фонетическая ритмика: показываем, как Петя поет - а-а-а, играет на дудочке - у-у-у, кушает - ам, охает - о-о-о.
  4. Пальчиковые игры: «Обезьянки», «Замок».
  5. Логопед. Ребята, Петя нам коробку принес. Что там лежит? Неваляшки. Как они поют? Дин-дон.

Логопед демонстрирует действия с неваляшкой, сопровождая их звукоподражанием дин-дон. Затем выполняет эти же действия вместе с детьми, добиваясь повторения звукоподражания дин-дон.

  1. Логопед (показывает детям мяч). Посмотрите, какой мяч. Он круглый и большой! Что это?

Дети среди картинок ищут те, на которых изображен мяч.

  1. Динамическая пауза: «Мячик развлекается, по полу катается». Дети под музыку перекатывают друг другу мяч.
  2. Развитие слухового восприятия: логопед высыпает из коробки мячики с наполнителем и без. Дети проверяют, гремит мяч или нет, затем складывают их все в коробку с отверстием вверху.
  3. Логопед. Ребята, я слышу, что кто-то плачет! (Достает мишку.) Как мишка плачет? «Э-э-э».

Читает стихотворение «Уронили мишку на пол…». После этого логопед рассказывает стихотворение повторно, дети подсказывают слово.

Ребята, давайте пожалеем мишку.

  1. Динамическая пауза: танец с мишкой.
  2. «Мишке пора в лес». Дети строят дорожку из кубиков, мишка уходит: «топ- топ».

Варианты заданий Лепка из пасты. Игра с волчками. Собирание разрезных картинок («Половинки»).

Цель: расширять представления об окружающем, формируя знания об осени. Задачи:

  • развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;
  • формирование воздушной струи;
  • уточнение произношения звука [б];
  • формирование импрессивной речи: развитие понимания пространственного значения предлогов на. под; развитие фразовой речи;
  • развитие активного словаря;
  • формирование графомоторных навыков.

Оборудование: игрушечный

дом; кукла Петя; бубен; металлофон, перышки; картинки с изображением осенних пейзажей, туча из картона; краски, бумага и кисточки для рисования для каждого ребенка; бумажные листочки желтого и красного цвета; цветная бумага; белка; ежики, гриб; дерево из плотного картона с отверстиями; прищепки; деревянные шарики с отверстием и шнурки для каждого ребенка.

Приветствие.

Артикуляционная гимнастика (см. «Сказка про мальчика Петю»).

Формирование звукопроизношения: «Петя нам сегодня бубен принес. Петя поиграет на бубне: б-бб».

Логопед (показывает картинки с изображением осенних пейзажей). Наступила осень. Осенью часто идет дождь. Дует ветер. Листочки опадают. Птички улетают.

Далее возможны варианты заданий в зависимости от уровня речевого развития детей. Логоиед может попросить показать картинку по заданию. Например: «Покажи, где идет дождь?» Можно предложить детям подсказывать слово в соотвествии с изображением на картинке. Например: «Осенью часто идет…».

Логопед (показывает детям тучу)

Осень в гости к нам пришла,

Тучу к деткам привела.

Играя на металлофоне, показывает, как капает дождик: медленно - «кап… кап… кал…» или быстро - «кап-кап-кап». Дети должны угадать, как капает дождик.

Динамическая пауза: игра «Дождик».

Дети рисуют красками на бумаге дождик способом приманивания.

Игра с листочками. Логопед раздает листочки каждому ребенку, дети раскладывают их на гриб, под дерево, на стульчик, на пол и т.д.

Игра в прятки.

Посмотри, лес какой:

Он и светлый и грибной.

Детки одни в лесу

Потерялись - ау

Дети (прячутся за листочками). Ау (ку-ку).

Логопед спрашивает: «Чей листочек?» Ребенок отвечает: «Мой».

Логопед показывает детям белочку, дети рассматривают, показывают, по возмож ности называя части тела. Педагог объясняет, что осенью белочка запасает орехи, и предлагает ей помочь. Дети нанизывают «орешки» на шну рочки, а потом отдают белочке: «На, белка». В гости приходит ежик, дети делают ежику колючки из прищепок. После этого помогают «надевать» грибочки на иголки.

Дети рвут цветную бумагу и подбрасывают.

Ранний возраст (от 0 до 3 лет) - очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.

Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до 3 лет. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботится о Нем.

В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?

  • У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.
  • К 1,5 - 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
  • Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
  • Ребенок не использует в общении мимику и жесты.
  • Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
  • У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
  • В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
  • Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.

В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжелые роды, асфиксия, родовспоможение, тяжелое протекание беременности.

Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.

  • Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
  • Вести «параллельный разговор» - «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет. Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
  • Использовать прием дополнения детского высказывания.
  • Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.
  • Использовать прием «лесов»: взрослый начинает - ребенок продолжает.
  • Петь песенки.
  • Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.
  • Нужно ли «сюсюкать»? Всему свое время. В раннем возрасте такой язык просто необходим ребенку, обучает его формам слов, которые ему доступны.
  • Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.

Речевая азбука для родителей

Артикуляционная гимнастика - гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите ребенка перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать язык вверх, делать его широким и узким, удерживать в правильном положении.

Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, правильно, используя как «детские», так и «взрослые» слова («Это машина - би-би. А вот собака - авав»). Не позволяйте ребенку говорить быстро.

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то ребенка со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на нем пчела. От вас зависит, будет ли развитым ваш ребенок.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь.

Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать способность правильно регулировать при выдохе силу воздушной струи, необходимой для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).

Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи свидетельствует о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года - о грубых нарушениях общего развития. Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его речь без слов. Сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Побуждайте его выражать просьбу словами. Чем дольше будете понимать жестовую речь ребенка, тем дольше он будет молчать.

«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи).

То мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников. Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно посмотрите специальный раздел сайта "Сюжетные картинки для развития речи" . Здесь вы сможете скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки, связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями. Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Развитие слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится следующая группа упражнений.

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1.

"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2.

"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).

Задание №3.

"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.

Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.

Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru :

Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).

Задание №1. "Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".

Задание №2. "Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".

Задание №3. "Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.".

Задание №4. "Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".

Упражнение №4. "Путаница".

"Послушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую "раз-два"
И приказываю вам
Всех расставить по местам".

Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"

Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.

Упражнение №5. "Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Упражнение №6. "Кружок".

Оно пригодится вам, если ребенок не умеет писать.

Задание: "Сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько кружков ты и нарисуешь. Произнеси слово "мак". Сколько кружков надо нарисовать? Три".

Образец: МАК - 000

Внимание: подбирая слова для упражнения, старайтесь, чтобы количество звуков в них совпадало с количеством букв. Так, в слове "конь" букв 4, а звука три - [к - о - н"]. Подобные слова могут вызвать у ребенка затруднения.

Слова для диктанта: трава, бумага, ручка, булка, палка, ромашка, звезда, сосна, телефон, таблетка.

Упражнение №7. "Длиннее-короче".

Задание: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".

Слова для сравнения: стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

Упражнение №8. "Игра в слова".

Задание №1. "Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

Задание №2.

"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".

Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.

Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"

Упражнение №9. "Признак".

Задание №1.

"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло -

Задание №2.

"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).

Задание №3.

по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко;
по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу;
по прочности - веревку и нитку, камень и глину;
по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей;
по высоте - куст и дерево, гору и холм".

Упражнение №10. "Угадайка".

Задание: "Отгадай загадку:

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит.
(Комар)

Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста.
(Арбуз)

Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".

Упражнение №11. "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).

Задание №1.

"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"

Задание №2.

"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"

Задание №3.

"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"

Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный

Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.

Упражнение №12. "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).

Задание: "Скажи наоборот:

холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.

Упражнение №13. "Один и много" (изменение слов по числам).

Задание №1.

"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".

книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
имя, весна, друг.

Задание №2.

"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".

когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.

Упражнение №14. "Уменьшение".

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".

трава, рука, плечо, солнце, банка; стул, книга, флаг, чашка, шапка.

Упражнение №15. "Закончи слово".

Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)

Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.

Упражнение №16. "Объясни слово".

Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"

нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел;
мех, алмаз, соединить, лопата;
меч, неприятность, храбрый, герой;
стихотворение, азартная игра.

Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.

Развитие грамматических навыков

Следующий блок упражнений направлен на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте.

Упражнение №17. "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).

Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что?

Например: Кошка лакает молоко"".

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)
Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)

Упражнение №18. "Закончи предложение".

Задание: "Попробуй угадать конец фразы".

Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и... . Зимой бывает хо... .

Упражнение №19. "Добавь слова" (распространение предложений).

Задание: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"

Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.

Упражнение №20. "Составь фразу" (образование предложений из слов).

Задание №1.

"Придумай предложения, используя следующие слова:

забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня, колючий куст, лесное озеро".

Задание №2.

"Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"

1. Дымок, идет, трубы, из.
2. Любит, медвежонок, мед.
3. Стоят, вазе, цветы, в.
4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

Упражнение №21. "Пропавшие слова".

Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".

1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .

2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .

3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .

Упражнение №22. "Найди ошибку".

Задание №1.

"Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".

Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов будут дожди.
Весной луга затопили реку.
Снег засыпало пышным лесом.

Задание №2.

"Как нужно исправить предложение?"

Упражнение №23. "Объясни".

Задание: "Послушай фразу:

Собака идет на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.

Объясни, почему кошка недовольна.

Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу.

Что сделал Петя раньше: читал книгу или пошел в кино? Объясни.

Ваня рисовал Сашу. Саша рисовал дом.

Кто что рисовал? Объясни".

Упражнение №24. "Что имеется в виду?" (тренировка на понимание переносного смысла).

"Скажи, как ты понимаешь эти выражения:

железный топор - железный человек
золотая стрела - золотые руки
ядовитый укус - ядовитый взгляд
острый нож - острое слово
низкий стол - низкий поступок
черствый хлеб - черствый человек".

Упражнение №25. "Правильно или нет?".

Задание: "Как ты думаешь, можно ли так сказать?"

Мама ставит вазу с цветами в стол.
Когда хотят что-то купить, теряют деньги.
Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.
В полу лежит красивый ковер.

Спросите ребенка: "Почему предложения неточные?"

Упражнение №26. "Где начало рассказа?"

Ребенку требуется установить последовательность событий по серии картинок. Покажите ребенку серию картинок

Задание: "Посмотри, все эти картинки связаны между собой. Но они перепутаны. Найди, где начало, где конец истории, и расскажи мне, о чем она".

Упражнение №27. "Рассказ по картинке".

Дайте ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку и попросите рассказать изображенную на ней историю. Это упражнение следует повторять как можно чаще, используя любые рисунки, которые интересны ребенку.

Вот некоторые правила, которые важно соблюдать, составляя рассказ.

Важно научить ребенка видеть и выделять главное в содержании, особенности истории. Помогайте ребенку, задавая вопросы.

О чем эта картинка?
- Кто главный герой?
- Что происходит?
- Какие герои нарисованы на картинке?
- Какой у них характер?
- Как можно назвать этот рассказ?

С тем же успехом к этому упражнению можно добавить тренировку на пересказывание текста. Вы читаете ребенку маленький (до 20 предложений) рассказик, затем просите его пересказать услышанное. При этом следите, как ребенок понял основной смысл рассказа, может ли его словесно выразить, легко ли находит нужные слова, допускает ли в своей речи неправильные грамматические формы, употребляет ли сложные предложения.

Упражнение №28. "Подбери рифму".

Для начала проверьте, знает ли ребенок, что такое рифма. Объясните, что два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково, например, вол - гол.

Предложите ребенку самостоятельно подобрать рифму к словам:

каша, вой, подушка, сок;
снег, кошка, кружок, миска;
речка, тучка, бочка.

Ребенку нужно подобрать не меньше трех рифм для каждого слова.

Упражнение №29. "Составь предложение".

Задание: "Сейчас мы будем соединять вместе несколько предложений. Например, я произношу предложение: "В лесу идет дождь. Гремит гром". Эти предложения можно соединить при помощи маленького слова-мостика "и", тогда из двух получится одно. "В лесу идет дождь, и гремит гром". Теперь попробуй сам".

Ярко светит солнце. Поют птицы.

Есть и еще возможный вариант этого упражнения: попросите ребенка закончить фразу.

Дети вышли гулять и...

По этой же схеме можно потренировать ребенка на составление предложений с союзами "а", "но", "хотя", "зато", "если, ... то".

Другие публикации по теме данной статьи: