Пряжевская икона в чем помогает. Пряжевская икона Божией Матери: о чем молятся и кому помогает. О чем молятся иконе

Вот уже несколько недель в нашем городе находится Чудотворная икона Божией Матери Пряжевская. По благочестивой традиции святыня, прибывшая из Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря, что располагается под Суджей, обходит храмы города Курска. А что известно об этом довольно древнем чудотворном образе? Как оказалось, его история столь же чудесна, как, собственно, и он сам…

Обретение

Сколько лет самому образу, говорить очень сложно, ведь когда Пряжевская икона была найдена живописцем Иваном Белым, она уже была очень древней. Есть предположение, что ей более трехсот лет. Любопытно еще одно - образ был написан на полотне, а не на дереве, как это обычно было принято.

"Ивану Белому было открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви, и тщательно обновил ее, оставив неприкосновенными лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца", - писал об обретении святыни игумен Нестор в 1862 году.

Дело в том, что история Пряжевской иконы неразрывно связана со Свято-Николаевским монастырем, что находится в селе Горнали Суджанского района Курской области, основанным в 1671 году. Именно там всегда и находилась святыня. А однажды случилось так, что Пряжевская икона буквально спасла обитель.

В 1785 году монастырь закрыли и по неизвестной причине превратили в приход. Но, видимо, Богу и Царице Небесной было неугодно, чтобы иноческие молитвы смолкли в стенах обители.

Суджанскому купцу Косьме Купрееву, страдавшему от тяжелого недуга, постоянно снился сон, где ему открывалось свыше, что для исцеления от болезни нужно отправиться в закрытый Белогорский монастырь и отслужить молебен перед иконой Божией Матери. Косьма решил, что если сон сбудется и он выздоровеет, то изготовит для образа богатую ризу и будет хлопотать об открытии обители.

Косьма Купреев действительно исцелился и не просто открыл монастырь, а стал его насельником вместе с двумя своими сыновьями.

Еще одно чудо, связанное с иконой Божией Матери Пряжевская, совершилось уже после закрытия обители большевиками в 1937 году. Монахи, взяв образ, приехали в Суджу, где и поместили его в Успенском соборе города, расположенном на центральной площади.

Ночью во сне братьям явилась сама Царица Небесная и сказала, что ее поместили в место запустения и разврата, повелела отнести икону туда, где ее встретит старец Симеон.

Наутро монахи стали расспрашивать жителей, нет ли в городе старца с таким редким именем. Скитаясь в поисках по городу, они остановились около Троицкой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. И тогда монахи поняли, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения.

Кстати, Успенский собор вскоре разорили и разместили в нем городской клуб. Чудотворная икона пребывала в Судже до 1946 года, затем данные о ней были потеряны.

Новая история чудотворного образа началась в 1996 году, когда при инвентаризации в Свято-Троицком Суджанском храме на иконе, числящейся в описи как Смоленская, нашли несовпадение лика и ризы, закрывающей его. В это время в храм пришла престарелая прихожанка, которая и рассказала настоятелю о потерянной чудотворной иконе.

Чуть позже возобновились и традиционные крестные ходы с Пряжевской иконой.

Царица Небесная объединяет нас

С 1867 года икону стали переносить крестным ходом в город Мирополье, причем событие свершалось всегда в Праздник Вознесения Господня. Ход был посвящен спасению царя Александра II при покушении на него в Париже. Икона находилась в Мирополье до праздника Святой Троицы. Чуть позже, в память о спасении Августейшего семейства при крушении поезда, стал совершаться второй крестный ход - в город Суджу. От Успения до Рождества Пресвятой Богородицы икону обносили по всем селам и слободам уезда.

Традицию крестного хода с иконой Божией Матери Пряжевская возродили в 2002 году. Верующие идут в город Мирополье Сумской области, минуя государственную границу, восемь километров, затем после совершения молебна и трапезы возвращаются назад в Горналь. Люди идут шестнадцать километров по бездорожью в любую погоду и славят Царицу Небесную! Кстати, подобный ход через границу - единственный в России и Украине.

Помню, когда мы подошли к границе, все присутствующие - и участники крестного хода, и пограничники - напряглись, ожидая, какова будет процедура пропуска. Только владыка Ювеналий продолжал идти, не обращая ни на кого внимания. Все пошли за ним, и нас никто не остановил, так было и все последующие ходы, - рассказал игумен Питирим, наместник Горнальского Свято-Николаевского Белогорского монастыря.

Согласно статистике пограничных служб, в крестном ходе принимает участие более шести тысяч паломников, и цифра эта с каждым годом растет!

Это невозможно описать словами, - рассказывает о своих впечатлениях от хода его постоянный участник Сергей Скатов, - когда мы подходим к границе, то видим, что все верующие на той стороне стоят на коленях - именно так они встречают Царицу Небесную. И в этот момент понимаешь, как Богородица нас объединяет. Люди могут поставить тысячи преград, кордонов, но это все равно не разделит их, если Богу не угодно.

Мужчина также рассказал о встрече паломников на украинской земле. Зная о том, что люди шли по бездорожью, в жаркую погоду, практически из каждого дома выносят воду, а некоторые даже запрягают лошадей и на повозках подвозят особенно уставших верующих.

Как-то был проливной дождь, - рассказала Людмила, еще одна участница крестного хода, - но все люди имели такой духовный подъем, что эти неудобства никем не воспринимались всерьез, несмотря на то, что дорога под ногами превратилась в грязь и было холодно. Богородица всем обильно излучала свою благодать, покрывала всех нуждающихся и дарила несказанную радость. Мы шли с Матерью Нашего Господа, чтобы чтить Ее чудотворный образ, и Она щедро награждала нас. На душе было светло и радостно, хотелось, чтобы крестный ход подольше не заканчивался.

И Достоевский видел ее!

Любопытно еще и то, что Свято-Николаевский монастырь, благодаря трудолюбию его насельников, в лучшие времена был довольно известным. При нем существовали известковый и кирпичный заводы (обитель находится буквально на меловых горах), сады, бахчи. Более того, в восемнадцатом веке в Николин день в монастыре проходила ярмарка!

Есть еще один интересный факт, связанный с монастырем. В 1878 году его посещал сам Федор Достоевский. Федор Михайлович в это время проживал в имении своей сестры, которое располагалось неподалеку. Более того, впечатления от бесед с монахами великий русский писатель увековечил в своем знаменитом романе "Братья Карамазовы".

Безусловно, Федор Достоевский не мог не приложиться к Пряжевской иконе Божией Матери!

По молитвам перед образом…

Доподлинно известно, что притекающие с верой к святыне получают исцеление от болезней ног, позвоночника, бесплодия и женских недугов.

Помогала Пряжевская икона и в дни, когда села Суджанского района охватила эпидемия холеры. Монахи привозили образ и совершали крестные ходы вокруг деревень, и болезнь отступала.

Известны случаи, когда усердные молитвы перед чудотворным образом помогали людям победить рак.

Заключая, отметим, что Пряжевская икона будет пребывать в Курске до 16 декабря, и узнать, в какой церкви она находится, можно в любом из храмов областного центра.

Одной из самых почитаемых на Курской земле считается Пряжевская икона Божией Матери. До революции ее местопребывание было в Белогорской Николаевской пустыни, а дошедшая до нас история этой чудотворной иконы уходит в далекое прошлое.

Из истории Пряжевской иконы

Кто и когда написал ее, точно неизвестно, хотя с первого взгляда ясно, что это древнее византийское письмо. Икона объявилась в конце 17 либо в начале 18 века в селении Пряжев неподалеку от Житомира, по имени села она и получила свое название. Ее явление было зафиксировано в сельских церковных книгах.

С Пряжевской иконы, как это было принято, стали делать списки, и один из них был сделан поистине чудесным образом. Случилось это так. Когда татары разорили Дивногорский монастырь в Воронежской губернии, его иеромонахи перебрались в Курскую и основали в 1672 году Белогорскую Николаевскую пустынь. Однако в 1788 году в связи с определенными обстоятельствами пустынь была закрыта, а принадлежавший ей Преображенский собор стал приходской церковью находившейся поблизости слободы Горнали.

Предание гласит, что тогда-то и начали происходить в храме, некогда бывшим монастырским, чудеса: по окончании богослужения все свечи непременно гасили во избежание пожара, но наутро обнаруживалось, что некоторые из них вновь горят. Так происходило до того, как была вновь обретена Пряжевская икона Божией Матери.

Согласно игумену Нестору, записавшему в 1862 году эту удивительную историю, художник Иван Белый, который вел благочестивую жизнь, получил откровение свыше, что за иконостасом церкви, некогда принадлежавшей монастырю и еще уцелевшей до того времени, находится древняя икона Богородицы, писанная на полотне. Ивану было велено достать икону и провести ее обновление, не затрагивая при этом лики Божией Матери и Младенца, ибо они сохранились в неприкосновенности.

Никому до этого момента не было известно ни о самом существовании такой иконы, ни о том, где она сокрыта, однако Иван Белый, сопровождаемый священником и дьячком, обнаружил икону именно там, где было указано в откровении. Живописец страдал от болезни, но после того как был отслужен молебен в честь явления иконы, он полностью выздоровел.

И далее икона Божией Матери Пряжевская не переставала являть чудеса. Жил в городе Суджа Курской губернии купец Косьма Купреев, человек благочестивый и богобоязненный, занемогший тяжелой хворью. Он тоже получил откровение во сне — отправиться в Белогорский монастырь, к тому времени уже закрытый, и отслужить перед чудотворной иконой молебен.

Купец так и поступил и совершенно избавился от своих болезней, а после этого, поддерживаемый двумя своими сыновьями, начал добиваться восстановления обители. Наконец 24 августа 1863 года последовало высочайшее повеление на восстановление монастыря, который теперь должен был называться Белогорской Николаевской пустынью. К числу первых его монахов принадлежал Косьма Купреев со своими сыновьями.

Когда обитель была восстановлена, чудотворную Пряжевскую икону Божией матери стали почитать еще больше, а ее известность ширилась и росла. Ее носили на крестных ходах по самым значимым и торжественным поводам. Такие крестные ходы прошли в 1867 году, когда императору Александру II удалось спастись в Париже от неудавшегося покушения, и в 1888 году, после чудесного спасения императорской семьи при крушении поезда. Икону носили и во главе многочисленных крестных ходов в окрестные селения и уездные слободы.

После революции и закрытия монастыря, бандитских нападений и расстрелов оставшиеся в живых монахи перенесли ее в город Суджу. Затем след иконы теряется на долгие десятилетия, и лишь в 1996 года, когда в суджинском Свято-Троицком храме стали проводить инвентаризацию, вдруг обнаружили, что на иконе, числившейся в описи как «Смоленская», существует различие между ликом и ризами. Подняли архивы, и выяснилось, что под ризами, которые закрывали изображение, скрыта Пряжевская икона Божией Матери.

Так чудотворная икона была вновь явлена людям и возвращена в место ее первоначального пребывания – Белогорскую пустынь, которая после восстановления стала именоваться Горнальским Свято-Николаевским Белогорским мужским монастырем.

О чем молятся перед Пряжевской иконой Божией Матери

Верующие молятся данной иконе об исцелении, просят, чтобы она помогла справиться с недугом.

До нас дошло немало свидетельств о чудотворной силе этой иконы, которая помогала в исцелении болезней ног, легких, позвоночника, а также бесплодия у женщин. Вот текст молитвы:

О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая!

Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.Радуйся, Богообрадованная и Непорочная Приснодево; радуйся, нетленная и неискусобрачная Агнца и Пастыря Мати.

Чудотворная икона Божией Матери “Пряжевская” - одна из святынь Курской земли - до советского времени находилась в Белогорской Николаевской пустыни.

Основанная в 1672 году иеромонахами разоренного татарами Дивногорского монастыря Воронежской губернии, в силу политических обстоятельств обитель закрыта в 1788 году, а Преображенский собор был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. В бывшем монастырском храме стали совершаться чудесные явления,несмотря на то, что после богослужения все свечи аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Это повторялось много раз, пока не обретена была Пряжевская икона Божией Матери.

“Некоемубогобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении”, - писал в 1862 году игумен Нестор. Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. С тех пор начали совершаться чудеса.

Господу Бога и Божией Матери угодно было со священного места древнего монастыря вновь принимать иноческие молитвы. Это произошло вследствие исцеления больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева. Ему во сне было повелено отправиться в закрытый Белогорский монастырь и отслужить перед иконой молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь. Косьма с сыновьями стали в числе первых монахов. По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали. В посвящение спасению царя Александра II при покушении в Париже с 1867 года, в Вознесение до второго праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону стали переносить в г. Мирополье; позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй Крестный ход в г. Суджу. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой Икона посещала все слободы и села уезда. В Судже существовала монастырская Александро-Невская часовня, где святыня - Пряжевская икона Божией Матери, пребывала, находясь не в ходу.

В Белогорской пустыни, чудотворный образ находился в иконостасе, в его честь устроенного правого придела Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.

После закрытия большевиками монастыря, икона Божией Матери, уцелевшими от бандитских нападений и расстрелов монахами была унесена в г. Суджу. А в 1996 году при инвентаризации в Свято-Троицком храме г. Суджы на иконе, числящейся в описи - “Смоленская” было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящееся под ризой, является иконой Божией Матери “Пряжевская”.

Серебряная риза и драгоценные привески благодарных христиан, свидетельствовавшие об исцелениях, не сохранились.

От 17 октября 1996 г. возобновлена традиция с Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери в бывшую Горнальскую обитель, на территории которой находился спецшкола-интернат. В 2001 г. по молитве верующих, Горнальский Николаевский Белогорский монастырь возвращен Православной Церкви. Сейчас обитель вновь переживает свое становление и воссоздание. С 2002 г. возрожден Крестный Ход в украинское Мирополье, это единственный Крестный Ход, совершаемый за Государственную границу России.

Молитвы перед образом Пресвятой Богородицы “Пряжевская” особо благодатны в исцелении болезней ног, позвоночника, бесплодии и женских недугов. Облегчает и житейские скорби, свидетельство тому - современные приношения на иконе.

Посетители обнаружили на этой странице, выполнив поиск:

официальный сайт горнальского монастыря, пряжевская икона, Богородица, Горналь, горнальский монастырь, Свято-Николаевский Белогорский мужской, пустынь, Мирополье, крестный ход, чудотворная икона, Питирим, Гуево, Суджа, Курск, заказать требы, мощевик Иосафа Белгородского, Курская епархия, Русская православная церковь, история горнальского монастыря, чудотворная икона, крестный ход на украину, чудотворная икона Божией Матери, образ пресвятой богородицы, gornal.prihod, паломник, требы в монастыре, белогорская пустынь

В посёлок Медвенку, с Любицкое и с.Панино Прибывает ПРЯЖЕВСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ!

ГРАФИК:

  • с. Любицкое (Покровский храм): 1 января 12:00 по 2 января 15:00 (храм будет открыт до 20:00)
  • пос. Медвенка (Успенский храм): 2 января 15:30 по 4 января 14:00 (храм будет открыт ежедневно с 7:00 до 18:00)
  • с. Панино (Митрофановский храм): 4 января 15:00 по 5 января 12:00 (храм будет открыт до 20:00)
По традиции, сложившейся в последние годы, каждый год Прибывает чудотворная икона Божией Матери "Пряжевская" из Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря (с. Горналь Суджанского района Курской области) в Курск и область.

Пряжевская икона Божией Матери является одной из главных святынь курской земли, имеет богатую историю и является ЧУДОТВОРНОЙ. Ещё недавно с ней совершался единственный в России Крестный ход за пределы Государственной границы... теперь - только по России...

МНЕ ПРЯЖЕВСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ ПОМОГЛА...

Молитвы перед образом Пресвятой Богородицы “Пряжевская” особо благодатны в исцелении болезней ног, позвоночника, бесплодии и женских недугов. Облегчает и житейские скорби, свидетельство тому - современные приношения на иконе.

Личных чудес там происходит много: кто ребёночка не мог родить: помолились за молебном Пресвятой Богородице перед её чудотворным образом "Пряжевская" и получили милость великую от Неё, кто исцеления получил...(в историческом очерке издания 1912 года- во вложении о некоторых чудесах можно прочесть...) А можно и самим, если Господу будет угодно, стать свидетелями их. Уже несколько лет подряд в день традиционного Крестного ходя с Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери (который проходит ежегодно в первую субботу после Дня Святой Троицы) не обходится без особых знаков Милости Божией и заступничества Пресвятой Богородицы по молитвам святителя Николая (ведь он покровитель монастыря вместе с Пречистой), свидетелями которых стоновятся все богомольцы... Да что говорить- приезжайте и сами всё своими глазами увидите...Как говорится: «лучше один раз увидеть»… Хотя к Горнали это не относиться, ведь те, кто побывал в Горнальском монастыре - стремятся сюда снова и снова - увидеть не один раз…

Обратите внимание на 12 страницу приложенного издания из фондов Суджанского краеведческого музея 1912 г.!!!

ОБ ИСЦЕЛЕНИИ СУДЖАНСКОГО КУПЦА

Чудесное исцеление больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева. Ему во сне было повелено отправиться в закрытый Белогорский монастырь (в Горнали Суджанского района) и отслужить перед Пряжевской чудотворной иконой Божией Матери молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь под названием Белогорская Николаевская пустынь. Косьма с сыновьями стали в числе первых монахов. По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали.

ОБРЕТЕНИЕ ПРЯЖЕВСКОЙ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Чудотворная икона Божией Матери “Пряжевская” - одна из святых Курской земли - до советского времени находилась в Белогорской Николаевской пустыни (сейчас Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь). Основанная в 1672 году иеромонахами разоренного татарами Дивногорского монастыря Воронежской губернии, в силу политических обстоятельств обитель закрыта в 1788 году, а Преображенский собор был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. В бывшем монастырском храме стали совершаться чудесные явления, несмотря на то, что после богослужения все свечи аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Это повторялось много раз, пока не обретена была Пряжевская икона Божией Матери.

“Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении”, - писал в 1862 году игумен Нестор. Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. С тех пор начали совершаться чудеса.

Расписание служб перед иконой.

пос. Медвенка (Успенский храм)

В Храме будут совершаться молебны с Акафистом перед чудотворным образом.

2 января:
15:30 - Молебен с Акафистом
17:00 - Молебен с Акафистом
3 января:
8:00 - ВОДОСВЯТНЫЙ Молебен с акафистом
12:00 - Молебен с Акафистом
15:00 - Молебен с акафистом
17:00 - Вечернее Богослужение
4 января
8:00 - Литургия (память св.вмч. Анастасии Узорешительницы)
10:00 - Водосвятный Молебен с Акафистом
13:00 - Молебен с Акафистом.

Пряжевская икона Божией Матери, чудотворный образ, месточтимая икона в Житомирской и Курской епархиях.

Празднование - 29 июня (местн.) и в десятую пятницу после Пасхи (местн.).

* * *

И кона была "11 вершков ширины и 1 1/4 аршина высоты" (Е. Поселянин, Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, 1914) , что соответствует примерно 50 см. в ширину и 90 см. в высоту.

Явилась в конце XVII или начале XVIII столетия. Сведений о месте явления чудотворного образа не сохранилось. Оригинал иконы находился в церкви села Пряжева в 6 км к югу от города Житомира, отчего икона стала именоваться "Пряжевской." О древности образа говорят записи в церковных книгах Пряжева. До овладения храма униатами существовал благочестивый обычай носить чудотворный образ в Житомирский кафедральный собор. Возможно, уже в те годы в Житомире и его окрестностях появились первые списки Пряжевской иконы.

В XVIII веке храм оказался в руках униатов и был возвращен православным 18 октября 1794 года. Вероятно, период униатского хозяйства в церкви объясняет отсутствие документов об обретении и раннем почитании образа. Накануне возвращения храма православным некий римо-католический ксендз прибыл в Пряжев и хотел забрать почитаемую икону. Но когда он отъехал несколько верст от села, лошади стали, и их не удалось принудить идти дальше. Ксендз посмотрел на лик Пречистой и увидел на нем капли влаги, подобные слезам. Поняв, что Божия Матерь не благословляет увозить образ из Пряжева, ксендз возвратил святыню.

В последующие годы Пряжевская церковь, где находилась икона, была бедна, отчего на иконе Богоматери была медная риза. Узнав об этом, императрица Мария Александровна в 1864 году прислала для образа серебряную ризу с драгоценными камнями. 24 мая 1874 года чудотворная икона была перенесена с горнего места, где она находилась прежде, и помещена в иконостасе, над царскими вратами, а на горнем же месте поставили икону Иисуса Христа, молящегося в Гефсиманском саду.

Для восстановления древнего обычая износить икону в Житомирский собор последовал указ Святейшего Синода от 27 июля 1893 года, которым было разрешено ежегодно совершать крестный ход с чудотворной иконой в Житомир, где образ пребывал в кафедральном соборе с июня по август, а затем возвращался в Пряжев.

В годы богоборчества Пряжевская церковь и чудотворная икона были уничтожены. Списки образа сохранились в Преображенском кафедральном соборе Житомира и в Тригорском Спасо-Преображенском монастыре. Особое почитание снискал список иконы обретенный в Горнальском Свято-Николаевском Белогорском мужском монастыре.

Горнальский список

С писок примечателен тем что написан на полотне, а не на дереве. Заметно, что икона написана в разные времена разными руками: лик и руки были созданы более искусно, чем одежды, написанные в конце XVIII века Иваном Белым.

Есть предположение, что икона датируется XVII веком. Её большие размеры позволяют считать, что монахи, переселяясь из разоренного в 1672 году Острогожского Дивногорского монастыря в Горнальскую обитель, вынули икону из иконостаса оставляемого ими монастыря. При закрытии обители в 1780-х годах, Преображенский храм монастыря был обращен в приходскую церковь ближайшей слободы Горнали. Вскоре стало известно о чудесных явлениях в бывшем монастырском храме: несмотря на то, что после богослужения все свечи и лампады аккуратно гасились, на утро некоторые из них находили горящими. Вначале это списывалось на недосмотр, но явления повторялись много раз, до тех пор пока не была обретена чудотворная икона. Открытие и обновление иконы произошло в 1792 году, о чем свидетельствует надпись на обороте: "Сия икона Пресвятой Богородицы Пряжевская обновыся в 1792 году."

Пряжевская икона без ризы


В 1862 году игумен Нестор так описал обретение иконы: "Некоему богобоязненному живописцу Ивану Белому открыто свыше, чтобы он достал древнюю икону Божией Матери, писанную на полотне и скрытую за иконостасом уцелевшей еще монастырской церкви и тщательно обновил ее, оставив только неприкосновенно совершенно сохранившиеся лики Приснодевы и Предвечнаго Младенца. О происхождении и существовании этого образа никто дотоле не знал, но он действительно обретен там, где указано и обновлен так, как повелено было в откровении."

Иван Белый был болен, но, когда он вместе со священником и дьячком нашел за иконостасом икону и отслужил молебен, то получил исцеление. Весть об исцелении разлетелась далеко в окружности. Многие приходили помолиться пред святым образом и получали просимое. Когда местные села охватывали эпидемии холеры, монахи совершали крестные ходы вокруг сел и эпидемии отступали.

В средине XIX века, вследствие исцеления больного благочестивого суджанского купца Косьмы Купреева, Белогорский монастырь был возрожден. Косьме во сне было повелено отправиться в закрытый монастырь и отслужить перед иконой молебен. По исцелении Косьма вместе с сыновьями Федором и Владимиром стали хлопотать об открытии обители. Высочайшим повелением 24 августа 1863 года было разрешено восстановить монастырь как пустынь и Косьма с сыновьями стал одним из первых насельников восстановленной обители.

По восстановлении обители, известность и почитание чудотворной иконы все возрастали. В воспоминание спасения царя Александра II при покушении в Париже, с 1867 года в Вознесение до второго праздника Пресвятой Троицы крестным ходом икону стали переносить в город Мирополье. Позже в память спасения Августейшего семейства при крушении поезда происходил второй крестный ход в Суджу, где местопребыванием иконы служила монастырская Александро-Невская часовня. От Успения Пресвятой Богородицы до Рождества Пречистой икона посещала все слободы и сёла уезда. В Белогорской пустыни чудотворный образ находился в иконостасе в его честь устроенного правого придела Преображенского собора, а на зиму переносился в теплую Покровскую церковь.

Белогорский Николаевский монастырь был закрыт богоборческими властями в 1922 году, но монахи продолжали там жить, прячась в меловых пещерах и сохраняя чудотворную икону. В 1937 году, после того как обитель закрыли окончательно, монахи, взяв образ, приехали в Суджу, где и поместили его в Успенском соборе города, расположенном на центральной площади. Ночью во сне братьям явилась сама Царица Небесная и сказала, что ее поместили в место запустения и разврата, повелела отнести икону туда, где ее встретит старец Симеон. Наутро монахи стали расспрашивать жителей, нет ли в городе старца с таким редким именем. Скитаясь в поисках по городу, они остановились около Троицкой церкви. Со стороны алтаря, на апсиде, они увидели икону Сретения Господня, на которой старец Симеон Богоприимец берет из рук Девы Марии Богомладенца Христа. Тогда монахи поняли, что Богородица повелела им поместить икону именно в этом храме, где был престол в честь праздника Сретения. А Суджанский Успенский собор вскоре разорили и разместили в нем городской клуб.

В 1943 году в Суджанском Троицком храме произошел пожар, но настоятель храма отец Иоанн Переверзев спас святыню. Чудотворная икона пребывала в Судже до 1946 года, затем данные о ней были потеряны.

Второе обретение образа произошло в 1996 году, когда при инвентаризации в Суджанском Свято-Троицком храме на иконе, числящейся в описи как Смоленская было замечено несовпадение лика и ризы, закрывающей изображение. В это время к настоятелю подходила некоторая пожилая женщина, прихожанка храма, жительница города, и говорила, что в храме находится "потерянная" чудотворная икона. При обращении к архивным данным подтвердилось, что образ, находящийся под ризой, был чтимым списком Пряжевской иконы Божией Матери. Серебряная риза и драгоценные украшения, которые жертвовали христиане в знак благодарности за полученные исцеления, не сохранились.


С 17 октября 1996 года была возобновлена традиция крестных ходов с Пряжевской чудотворной иконой в бывшую Горнальскую обитель, на территории которой находился спецшкола-интернат. В 2001 году Горнальский монастырь возвращен Православной Церкви. С 2002 года был возрожден также крестный ход в Мирополье. По новоустановленному обычаю после богослужения в Никольском храме архиерейского подворья в Мирополье, священники, прихожане и многочисленные паломники с украинской стороны направлялись к границе с Россией - встречать чудотворную икону. Крестный ход длиной в 16 километров был посвящен единению братских славянских народов и стал единственным крестным ходом через российско-украинскую границу.

Чтимый список остался в Свято-Троицком храме города Суджа. Огромное количество украшений на иконе свидетельствовало об исцелениях, которые получили люди по молитвам Пресвятой Богородицы перед этим образом. Перед Рождеством Христовым 2005 года икона просветилась. Образ стал чтиться как вторая по значению святыня Курской епархии после Курской-Коренной иконы Божией Матери "Знамение".


Пряжевская икона с ризой в киоте