Российские тяжеловозы лошади. Лошади тяжеловозных пород. История создания породы. Работа с породой

В России породы тяжеловозных лошадей относительно молодые и не могут похвастаться многовековой историей. В мировой истории тяжеловозы известны с давних времен и использовались для полевых работ, доставки грузов, расчистке леса, как транспортные животные и верховые. По сей день тяжеловозы выполняют часть работ, активно используются в сельской местности и являются национальным достоянием в некоторых странах.

Любая порода лошадей тяжеловозов отличается крупный и мускулистым телосложением, высоким ростом (до двух метров) и большой силой и выносливостью. Эти гиганты конного мира обладают глубокой грудной клеткой, коренастыми, сильными ногами с широкими копытами, мощным плечевым поясом, крепкой спиной и крупом. При своих размерах лошади обладают спокойным и добродушным нравом, живым темпераментом и любознательность. Они неприхотливы и хорошо приспосабливаются к самым разным кормам и условиям содержания.

Использование лошадей тяжеловозных пород сегодня не ограничивается только сельскохозяйственными работами.

Тяжики принимают участие во многих дисциплинах конного спорта, в том числе и детских, различных шоу, национальных монопородных выставках, соревнованиях среди тяжеловозов, парадах.

Российские породы тяжеловозов

Владимирский тяжеловоз

История породы

История владимирского тяжеловоза начинается в 1886 году, когда для Гаврило-Посадского конного завода закупили несколько десятком шотландских клейдесдалей для выведения новой упряжной тяжеловозной породы. Шотландских жеребцов скрещивали с местными сильными, коренастыми и не крупными кобылами. Перед селекционерами стояла задача закрепления силы и экстерьера, высокой адаптивности и выносливости. Первые результаты были получены в начале 20 столетия — лошадей новой породы начали приобретать для работы в местных хозяйствах. Еще через десять лет было сформировано племенное ядро конного завода. А официальное признание владимирцы получили в 1946 году.

Экстерьер

Средние промеры лошадей составляют:

  • в холке от 162 см до 171 см,
  • обхват груди до 200 см,
  • пясть — до 24 см.

Голова крупная, с немного горбоносым профилем, шея длинная, с выраженным затылком, сильная, косая лопатка. Плечи хорошо обмускулены. Спина длинная, круп слегка опущен. Постав ног правильный, копыта широкие, с прочным и твердым рогом. Масть — чаще гнедая, вороная, рыжая. Густо обросшие хвост с гривой.

Особенности породы

Владимирцы — активные и энергичные, умные и дружелюбные лошади, с уравновешенной психикой и живым темпераментом. Движения свободные, с хорошим захватом пространства. Сегодня разведением владимирских тяжеловозов занимаются Гаврилово-Посадский конный завод, Монастырское подворье и несколько частных племенных хозяйств. Поголовье насчитывает около 200 маток. Владимирские тяжеловозы обладают хорошим здоровьем, выносливы и неприхотливы к условиям содержания. Используется порода не только в национальных соревнованиях среди тяжей, но и в драйвинге, конном туризме и для дамской езды.

Тяжеловоз владимирской породы Лазурит

Русский тяжеловоз

История породы

Порода начала формироваться на рубеже 19 и 20 веков. Для выведения использовались тяжеловозы арденской породы, першероны, русские упряжные лошади. Официальную регистрацию и национальную племенную книгу они получили только в 1952 году.

Экстерьер

Русские тяжеловозы некрупные, мускулистые, коренастые лошади. Средние промеры:

  • в холке до 154 см,
  • пясть в обхвате — 21 — 23 см,
  • средний вес у кобыл — 620 кг, жеребцов — 655 кг.

Животные обладают длинными линиями туловища, глубокой мускулистой грудной клеткой, спина длинная, отчего часто кажется мягкой. Круп свислый. Шея длинная, с красивым изгибом, хорошо выраженным гребнем. Масть чаще всего рыжая всех подмастков, чалая, встречаются гнедые и вороные особи с примесью чалости или седины.

Особенности породы

Русские тяжеловозы неприхотливы к условиям содержания и могут обходиться только скудными грубыми кормами. Они отлично переносят как сильные морозы, так и жаркие летние температуры. Используются в различных конных шоу, принимают участие в выставках, драйвинге, соревнованиях среди тяжеловозов.

Русский тяжеловоз — чемпион Эталон

Кобылы отличаются высокой молочностью, что позволяет использовать их для производства кумыса. За период лактации кобыла дает до 3500 литров молока. Второе использование молока — изготовление детских смесей, поскольку по своему составу оно очень близко к грудному молоку.

Советские тяжеловозы — результат скрещивания французских брабансонов и местных крупных лошадей. К породе также приливалась кровь суффолков, арденов и першеронов для повышения выносливости и большей приспособленности к условиям российского климата и быта. Официально порода были зарегистрирована в 1952 году.

Экстерьер

Советские тяжеловозы среди российских пород — рекордсмены. Их рост может достигать 175 см при весе в 950 — 1000 кг.

У лошадей сильная, короткая спина, короткая шея с выраженным гребнем, развитая грудь и мощный плечевой пояс. Поясница широкая. Круп слегка обвислый. Ноги крепкие, сухие, средней длины с плоскими широкими копытами. Голова не большая, с хорошо выраженными ганашами, профиль чаще прямой или слегка горбоносый. Крупные размеры и большой вес иногда приводят к недостаткам экстерьера — косолапости, саблистости. Масть чаще рыжая всех подмастков.

Особенности породы

Лошади этой породы отличаются спокойным нравом и добротой. Они довольно сильные и могут перемещать грузы в несколько тонн на большие расстояния. Абсолютный рекорд принадлежит жеребцу Форсу, который протащил за собой груз в 23 тонны несколько десятков метров. Лошадей активно используют в сельском хозяйстве. Можно их встретить и в упряжных видах конного спорта, на всевозможных конных шоу и выставках, а также под седлом.

Иностранные породы

Першеронская

История породы

Среди иппологов нет единого мнения о том, где и когда была создана эта порода. По одним данным порода имеет древние корни и была выведена много веков назад, по другим — порода сформирована в середине прошлого столетия. Одно известно точно — при выведении были использованы не только тяжеловозные и густые по костяку лошади, но и арабские чистокровные.

Экстерьер

Современным французским першеронам досталась в наследство от своих восточных предков нарядная серая масть, красивая форма головы, правильные движения. Высота в холке колеблется между 155 см и 177 см. Обхват груди может достигать 205 см, а пясть — до 25 см. Средний вес около 800 кг. Красивая и изящная голова, длинная и выразительная шея с изгибом и хорошо выраженным гребнем. Грудь очень широкая, спина короткая, достаточно широкая. Ноги крепкие и сухие, широкие копыта.

Особенности породы

Першероны отличаются выносливостью, гармоничным сложением, мягким и удобным ходом и спокойным характером. Именно эти качества сделали першеронов столь распространенными — маточное поголовье насчитывает более 5000 особей. Во Франции государство помогает фермерам, использующим першеронов на своих землях финансовыми дотациями и кормами, стимулируя популяризацию породы. Несколько раз в год организовываются различные монопородные выставки и шоу, где лошади предстают в национальной упряжи и украшениях, принимают участие в различных соревнованиях.

Биг Джейк першенонской породы — самая большая лошадь в мире

Арденские тяжеловозы

История породы

Бельгийская тяжеловозная порода имеет многовековую историю и берет свое начало от сильных местный лошадей — белгов. В начале 18 века в монастырь Святого Губерта, где занимались разведением арденов, привели нескольких арабских жеребцов. Это делалось с целью облегчения типа лошади, улучшения продуктивности движений и придания внешности большей нарядности.

Ардены принимали участие в нескольких войнах не только как транспортные животные, но и в качестве верховых лошадей. Они не отличались резвостью, но выносливость позволяла покрывать большие расстояния.

Экстерьер

Ардены не крупные и в холке достигают 163 см максимум. Средняя масса тела около 700 кг. Масть чаще рыжая и серая, с чалостью. Вороные и темно-гнедые животные не считаются чистопородными. Голова арденской лошади небольшая, с прямым профилем, глаза большие и выразительные, ушки заостренные. Шея с выраженным рельефом мышц, короткая, но с красивым изгибом. Развитый плечевой пояс, короткая и широкая спина с хорошей обмускуленностью, широкий, слегка обвислый круп. Ноги относительно короткие, хорошо обросшие. Копыта широкие, с ровным и прочным рогом.

Особенности породы

Несмотря на свои небольшие размеры, ардены отличаются подвижностью, выносливостью, спокойным нравом, умом и силой. С грузом они способны проходить до 50 км за 4 часа без остановок на отдых, а за день перевозить до двух тонн груза по разбитым и труднопроходимым дорогам на расстояние до 30 км. Эта черта сделала лошадей столь популярными не только в сельском хозяйстве, но и на лесозаготовках. Они не особо требовательны к корму и могут долго обходиться скудными подножными кормами. Ардены принимали участие в создание таких пород, как русская тяжеловозная, комтойс, балтийский арден, сокольская, дю норд, торийская, булонская.

В России арденские лошади очень популярны — их разводят на нескольких конных заводах и многих частных племенных фермах.

Клейдесдаль

История породы

Сегодня клейдесдали являются национальным сокровищем Шотландии, а всего несколько десятилетий назад порода стояла на грани вымирания. Первые лошади были получены более трех столетий назад, путем скрещивания крупных тяжеловозных лошадей, вывезенных из Англии и Бельгии с местными аборигенными породами. Результатом долгой селекционной работы стали высокие, сильные лошади, своим костяком больше напоминающие верховые породы, но отличающиеся большей силой и работоспособностью. В эпоху развития сельского хозяйства лошади широко использовались на полях, однако с приходом техники порода оказалась невостребованной. С 1975 года ведется активное восстановление этих прекрасных и могучих животных и на данный момент поголовье насчитывает несколько тысяч особей.

Экстерьер

Клейдесдали являются настоящими гигантами конного мира — в холке рост часто превышает 180 см, а вес более тонны.

Животные обладают длинными сильными ногами, густыми фризами, а копыта в диаметре превышает в два раза копыто верховой лошади. Голова у тяжеловоза крупная, с горбоносым профилем, выразительными глазами,длинными ушками. Шея также чаще коротка, с выраженным шейным гребнем. Спина короткая с хорошо выраженной холкой. Сильная и мускулистая. Масть чаще всего чалая, вороная, рыжая и гнедая всех подмастков. Отличительная особенность — отметистость головы, живота и ног.

Особенности породы

Эта порода известна каждому, кто хоть раз видел рекламу компании «Будвайзер». Именно эта фирма внесла большой вклад в развитие и популяризацию тяжеловозной породы, сделав гнедых красавцев своей узнаваемой визитной карточкой. Животных разводят не только для работы в поле, шоу и выставках, которые особенно популярны в Англии, Шотландии и США. Многие частные фермы по экотуризму приобретают этих лошадей — они выносливы, обладают удобным ходом и приводят в восторг туристов. Еще одна особенность породы — всепроходимость. Лошади способны преодолевать большие расстояния по пересеченной местности, хорошо проходят водные преграды, легко ориентируются на горной местности. Они способны покрывать большие расстояния рысью — движения лошади удобные и мягкие, не утомительные для всадника.

Массивный и красивый – вот два самых распространённых эпитета, которыми все награждают породу Русский тяжеловоз. Эта порода объединила в себе самое лучшее, что было присуще русским упряжным лошадям и их сородичам из Бельгии. Поэтому получился идеальный помощник для сельского хозяйства, о котором мы и поговорим в нашей статье.

Отличные тягловые качества – визитная карточка такой . Эти крепкие животные отличаются покорным нравом и энергичностью. Если нужна лошадь, способная тянуть крупные грузы, то этот тип лошадок – то, что надо. Их устойчивость к холоду и неприхотливость поражает. Существует три разновидности таких выносливых лошадей:

  • Новоалександровский тип (отличается меньшими габаритами и массивным крупом);
  • Уральский тип (на фото видно, что ноги у такого тяжеловоза заметно длиннее, чем у собратьев, и обильно покрыты волосами);
  • Массивный тип (самый крупный).

Как жеребцы, так и кобылы успешно используются в сельском хозяйстве. Однако самки еще дают ценное жирное молоко, из которого потом делается вкусный кумыс. Это весьма распространённая порода, представителей которой можно найти на Украине, Кавказе, в Удмуртии, Белоруссии, Кирове и Перми. Мускулистая лошадка также вольготно себя чувствует на западе Сибири.

Происхождение

Появилась порода путем сложного скрещивания местных и заграничных упряжных лошадей с Арденами. В селекции поучаствовали учёные Петровской академии (сегодня это РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева). Результат был настолько удачным, что несколько лошадок даже были выставлены на Парижской выставке в 1900 году. Но, на судьбу этих лошадей повлияла Первая Мировая Война.

В 1924 году количество особей Русского тяжеловоза приравнивалось к 92. Во время Второй Мировой Войны породистых жеребцов и кобыл практически полностью вырезали. Но в 1937 году небольшое количество чистокровных лошадей удалось спрятать и сохранить. Благодаря этому, в 1952 году Русский тяжеловоз был официально зарегистрирован как отдельная порода. Сегодня, судя по внешнему виду жеребца и кобылы, в этих животных преобладают характеристики лошади Арденского тяглового типа.

Внешний вид

Это порода небольшая и быстрая. Тело у коней мускулистое, грива густая и также присутствуют густые щетки на ногах разной густоты. Голова животного имеет средний размер, а профиль отличается прямотой. Шея короткая, широкая и мясистая. Спина длинная и мягкая. Современный тяжеловозный конь может похвастаться невысоким ростом (150 см в холке) и крепким телосложением.

Масса жеребцов – 600-700 кг, а кобылы в среднем весят 550-600 кг. Лошадки очень быстро созревают (за 3 года) и имеют большую продолжительность жизни (до 25 лет). Новорожденные жеребята могут весить 250 кг. Через 18 месяцев после рождения малыша, его высота составляет 95% роста взрослой особи. Эта порода настолько быстро развивается, что вес жеребёнка, возраст которого 1,5 года, будет равен 75% от тяжести зрелой лошади.

Фотогалерея

Видео «Русский конь-тяжеловоз скачет галопом»

В видео-ролике можно увидеть красивого коня с всадником во время бега галопом.

Происходит эта порода от мелких тяжеловозных лошадей из горной части Бельгии - арденов, которых начали завозить в Россию около полутора веков назад. Правда, глядя на «тогдашние» фотографии этих лошадей, трудно поверить, что у них есть что-то общее с современными представителями русской тяжеловозной породы. Ардены в большинстве своем имели дисгармоничное сложение и множество экстерьерных недостатков, им было далеко до идеальной тяжеловозной лошади. Но одновременно они обладали рядом ценных качеств: хорошей подвижностью, сухостью конституции, неприхотливостью к условиям кормления и содержания. Ардены стали быстро распространяться по России, и к 1904 году их уже разводили 376 хозяйств, в том числе Хреновской и Деркульский государственные конные заводы, ферма Петровской сельскохозяйственной академии и множество небольших частных конных заводов. Чтобы быстрее увеличить поголовье, арденов не только разводили в чистоте, но и скрещивали с кобылами других упряжных пород, преимущественно брабансонами.

Основной метод племенной работы с русским тяжеловозом - разведение «в чистоте» по линиям. Первоначальная генеалогическая структура породы сложилась под преобладающим влиянием двух родоначальников линий - рыжего Караула (1909 г.р.) и рыжего в седине Ларчика (1918 г.р.), причем лидирующая роль принадлежала Караулу и его потомкам. Дальнейшее совершенствование породы сопровождалось выведением новых прогрессивных линий. Так, в 70-х годах «из недр» линии Караула вышла линия Лазутчика, а в потомстве Ларчика сформировалась линия Коварного. С появлением спроса на более крупного тяжеловоза были выведены новые линии Градуса (оформлена в 1994 году) из линии Лазутчика и Свиста (оформлена в 1990 году) из линии Капитэна, которые представляют собой новый укрупненный тип русского тяжеловоза с ростом от 155 см и выше. Наиболее ценное поголовье лошадей русской тяжеловозной породы находится в России, в Куединском (Пермская область) и Вологодском конных заводах. В заводском составе Куединского конного завода числится около ста кобыл, в Вологодском - около пятидесяти. Подсчитано, что современный русский тяжеловоз по производительности не уступает небольшому трактору, а по экономичности значительно превосходит его. На таких работах, как внутрихозяйственные перевозки на небольшие расстояния, обработка мелкоконтурных участков земли, обслуживание животноводческих ферм и т.п., гораздо выгоднее и дешевле использовать конную силу. Ведь лошади не требуются дорогие горюче-смазочные материалы - «топливо» для этого «живого двигателя» буквально под ногами растет. И что важно, этот «двигатель» экологически чистый, его рациональное использование будет способствовать восстановлению плодородия почв и улучшению экологической обстановки в целом. В небольшом хозяйстве сравнительно некрупный рост русского тяжеловоза - это даже плюс. Надо меньше корма, к тому же более крупному коню было бы сложнее работать на неудобьях, где и развернуться-то особо негде. А между тем по силе, грузоподъемности и выносливости русский тяжеловоз немного уступает более крупным породам. И если добавить к этому его подвижность, производительные движения на шагу и рыси и способность развивать достаточную большую скорость с грузом, то станет ясно, что «малыш» весьма конкурентоспособен среди рабочих пород и где-то даже может обойти их. О возможностях русского тяжеловоза говорят рекорды, установленные на испытаниях рабочих качеств: дистанция 2 км с силой тяги 50 кг (вес воза примерно 1, 5 тонны) преодолена рысью за 5 мин 20, 3 с; шагом то же расстояние, но с утроенной силой тяги (150 кг или 4, 5 тонны) пройдено за 13 минут ровно; в испытаниях на тяговую выносливость с силой тяги 300 кг, что равносильно девятитонному возу, пройдено 1091, 6 метра. А максимальная сила тяги вообще поражает воображение - 869, 5 кг тягового усилия, или около 26 тонн груза! Одно из ценнейших свойств русского тяжеловоза, унаследованное от далеких предков арденов, - его удивительная неприхотливость. Русские тяжеловозы хорошо адаптируются в любых климатических условиях, в горах и на равнине. Они нетребовательны к корму и в отсутствие сена и концентратов какое-то время могут обходиться одной соломой. Они даже могут тебеневать, как лошади аборигенных пород: так русские тяжеловозы успешно переживали зиму в Торейском конном заводе в Бурятии. Кроме того, русские тяжеловозы обладают большой долговечностью и высокой плодовитостью. Выход жеребят на сто кобыл в конных заводах составляет 80-85%, а в наиболее благоприятные годы поднимается до 90%. Племенное использование многих жеребцов и кобыл продолжается до 20-25-летнего возраста. Русских тяжеловозов широко используют в регионах с развитым мясным коневодством для улучшения продуктивных качеств местных лошадей. Хорошие результаты скрещиваний были получены в степях Бурятии и Казахстана, а в республике Алтай русские тяжеловозы участвовали в выведении новоалтайской породы. Кобылы отличаются высокой молочностью, в пересчете на свой небольшой по тяжеловозным меркам вес они дают даже больше молока, чем абсолютные рекордисты по максимальным надоям - крупные тяжеловозы. Так, на кумысной ферме ВНИИ коневодства от русских тяжеловозных кобыл за полную лактацию (236 дней) в среднем получено по 2782 л молока, а максимальную продуктивность показала кобыла Лукошка - 4870 л за 305 дней лактации. Кстати, в последние годы вокруг больших российских городов создаются кумысные фермы, которые комплектуются в основном лошадьми тяжеловозных пород. А ведь кобылье молоко - это не только кумыс, но и отличный продукт для детского питания: в качестве заменителя материнского молока оно гораздо лучше коровьего. Однако и на этом сферы применения для русского тяжеловоза не исчерпываются. Некрупный, энергичный, но спокойный и добронравный, и в то же время недорогой и неприхотливый - чем не конь для туризма! На широкую спину такого добряка можно посадить и неопытного всадника, и старика, и ребенка. В последние десятилетия для тяжеловозного коннозаводства наступили трудные времена. И почти все проблемы возникли из-за сложившейся в стране экономической ситуации. Тяжеловоз всегда был недорогой лошадью. Раньше, «при социализме», высокую рентабельность разведения тяжеловозов обеспечивало планирование развития отрасли, производства и сбыта продукции конными заводами. Сегодня ситуация в корне изменилась - конные заводы, разводящие тяжеловозов, терпят убытки. В хозяйствах сильно ухудшилась материально-техническая база, что повлекло за собой сокращение численности племенного поголовья, нарушения технологии выращивания лошадей, особенно по уровню кормления из-за недостатка кормов или их невысокого качества, сильное снижение уровня воспроизводства. Если раньше лошадей русской тяжеловозной породы разводили в пяти специализированных конных заводах и 22 отделениях заводов, где содержалось более тысячи маток, то в настоящее время численность поголовья сократилась в 3, 5 раза. Из-за низкой оплаты труда очень остро стоит кадровый вопрос. Но, несмотря на все это, мы все еще обладаем ценным генофондом русской тяжеловозной породы - этого уникального достижения отечественной селекции. Конечно, конные заводы пытаются приспосабливаться к новым условиям существования, обеспечивать хотя бы необходимый минимум условий для выращивания лошадей. Однако для дальнейшего существования и развития породы необходима серьезная поддержка отрасли. И непременное условие - сохранение системы селекционных мероприятий: централизованного племенного учета, издания государственных племенных книг, централизованного планирования работы с породой. Только при совместных усилиях практиков и ученых можно рассчитывать на то, что тяжеловозное коннозаводство не только сохранится, но и займет достойное место в современном мире. Русский тяжеловоз -- единственная отечественная порода некрупных тяжеловозов. Современные ее представители -- это лошади среднего роста, с выраженным упряжным типом телосложения, длинным и массивным корпусом, на крепких и костистых ногах. Средние промеры жеребцов 153, 4-166, 8-22, 4 см, кобыл -- 150, 0-161, 6-21, 2 см, живая масса около 580-700 кг. Для русского тяжеловоза характерны сухая, легкая широколобая голова, красиво изогнутая и достаточно длинная мускулистая шея, широкая холка, длинная, иногда мягковатая спина, ровная и мускулистая поясница, широкий, раздвоенный, немного свислый круп. Грудная клетка бочкообразная, ноги недлинные, сухие и крепкие, задние нередко немного саблистые. Оброслость ног небольшая, а грива и хвост густые и длинные. Преобладающие масти рыжая и рыже-чалая, реже гнедая и бурая, иногда встречаются вороные лошади.

Эта порода - некрупных тяжеловозов. Выведена она в СССР путем сложного воспроизводительного скрещивания, отбора и подбора по типу в условиях умеренного кормления и использования лошадей в сельскохозяйственных работах.

Из пород, использованных для скрещивания, наибольшее значение имели местные лошади Украины, горные ардены и некоторые другие тяжеловозные породы (першероны, крупные бельгийские тяжеловозы и пр.), а также орловский рысак.

Ввоз в Россию арденских жеребцов горного типа начался с половины XIX века, планомерную же работу с этой породой у нас стали вести с 60-х годов прошлого столетия. В 1861 г. начали разводить арденов в Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии и в Чесменском заводе, Воронежской области, в 1868 г. - в заводах Кочубея и Чаплиц, Полтавской области, и в 1872 г. - в Деркульском государственном конном заводе на Украине. Успех разведения арденов в этих заводах, особенно в Чесменском, побудил заняться ими ряд других коннозаводчиков, и к 1904 г. в России было 376 хозяйств, в которых разводили арденов (следует учесть, что арденами в ряде случаев называли крупных бельгийских тяжеловозов).

Одновременно росло использование арденов в массовом коневодстве. Так, в 1875 г. в заводских конюшнях было 9 арденских жеребцов, а в 1915 г. - 597, что составляло 25,8% от всех тяжеловозных жеребцов в государственных заводских конюшнях.

В конце XIX века ардены были наиболее популярными лошадьми рабочего типа. Их особенно ценили за силу, хорошие движения и сравнительно малую требовательность к кормлению и содержанию.

В начале XX века государственные заводские конюшни и конные заводы уделяют больше внимания крупным тяжеловозам, причем во многих заводах арденских кобыл случают с брабансонскими жеребцами и переходят на разведение этой породы, хотя нередко сохраняют за своими лошадьми старое название - "ардены". Такое изменение в направлении племенной работы с арденами в России было вызвано, как и в других странах, усилением спроса на крупных рабочих лошадей для растущих городов и промышленных центров. Сохранила в основном прежнее направление в работе только небольшая часть заводов.

Ведущее место в арденском коннозаводстве вначале занимал Чесменский конный завод; он был основным поставщиком производителей для других конных заводов и государственных заводских конюшен. В конце XIX и в начале XX века, с переводом арденского племенного состава Чесменского конного завода в Першино и ухудшением племенной работы с этой группой лошадей, ведущее место занял Дубровский конный завод.

Чесменский конный завод работу с арденами начал в 1861 г. Он имел в своем составе 4 выводные кобылы и 2 выводных жеребца (Арлон и Арден). В 1871 г. в завод поступил выводной жеребец Бизори, а в 1875 г. - Калач. Небольшое число племенного материала вынудило с самого начала работы стать на путь применения близких, простых и комплексных инбридингов. Наиболее часто в первый период работы применялись инбридинги на Бизори и на комплекс Бизори - Калач. В качестве типичной для этого периода приводим родословную жеребца База.

В племенной состав отбирались только некрупные кобылы и жеребцы, а более крупные отбраковывались.

Чесменский завод создал довольно консолидированный тип ардена. Лучшими его представителями были Колпак 2-й и Баз. К Колпаку 2-му восходит родоначальник очень распространенной в данное время линии - Караул, внук Колпака 2-го, а Баз стал родоначальником линии, продолженной до наших дней через его сына Базика, внука Запоя и правнука Поденщика.

В Першине, куда был передан племенной состав Чесменского конного завода в начале 90-х годов XIX века, прежнее направление работы резко изменилось. Завод был пополнен довольно разнотипной группой выводных кобыл, среди которых были и мелкие - арденского типа и крупные - брабансонского типа. Затем начата была работа по укрупнению продукции путем использования крупных брабансонских жеребцов, и, наконец, было применено прилитие рысистой крови через жеребца Размаха.

С 1910 г. использование здесь в качестве производителей крупных брабансонов приняло массовый характер. Все это привело к утере однотипичности продукции, которой отличался Чесменский завод.

Деркульский государственный конный завод начал работу с арденами в 1879 г., когда в случку был пущен ардено-брабансонский жеребец Травник. В следующем году в заводе стали использовать выводного ардена Бурку. В маточном составе арденских кобыл числилось немного; большинство кобыл были помесями першеронов, датских лошадей, английских каретных, рысаков и арабских лошадей. Арденское отделение не было четко выделено в заводе, и отмечены случаи, когда першеронские кобылы "за малым ростом" переводились в арденское отделение.

В 1890 г. все тяжеловозы из Деркуля переводятся в Хреновое (Воронежской области), где, так же как в Першинском конном заводе, арденских кобыл стали случать не только с арденскими, но и с брабансонскими жеребцами, причем в последние годы перед революцией и в первые годы после нее удельный вес брабансонов в составе производителей значительно возрос. Лошади были в общем крупные, длинные, с хорошими обхвативши промерами. Но, как и в Першинском заводе, продукция была недостаточно однотипична и среди нее встречалось много лошадей мелких, коротких, с относительно меньшими обхвативши промерами.

В Дубровском конном заводе арденское отделение организовалось в конце XIX века (около 1895 г.). Наряду с деркульскими кобылами (с першеронской кровью) в маточный состав были включены отдельные арденские кобылы Чесменского завода (дочери чесменских жеребцов Каравая, Колчана и База) и одна брабано-рысистая кобыла. В качестве производителей сначала использовались только арденские жеребцы Чесменского завода (Баз, Куб, Колчан), а затем жеребцы, выращенные в своем заводе, тех же линий и комплексов - Базик и Караул (см. родословные).

Кроме этих жеребцов, в заводе было использовано несколько производителей новых линий. Наибольшее влияние из них оказали родные братья Бум и Брус от Баду и Брусники, жеребец Мутон и ардено-брабансонский жеребец Мальчик.

В результате умелого использования этих жеребцов на кобылах закрепленного типа Дубровский завод создал свой тип тяжеловоза, более мелкого, чем чесменский, но с лучшим развитием широтных промеров. Следует при этом учесть, что в Дубровском конном заводе так же как и в Чесменском проводился строгий отбор по типу, с исключением из племенного состава более крупных особей. В этом заводе были выведены основные продолжатели старых линий - Караул и ряд его детей, Запой с сыном Поденщиком, а также создана новая линия - Ларчика (см. родословную).

Из других заводов, имевших влияние на формирование современной породы, следует указать на Мариупольскую народную ферму, при которой в 1912 г. был организован завод с рысистым и арденским отделениями. Маточный состав этого завода имел частично те же корни, что и первоначальный состав Дубровского конного завода, частично же восходил к двум кобылам - одной, имеющей среди предков рысаков, а другой - верховых лошадей. Производителями здесь были использованы арден Начальник и брабансон Ладный (полубрат дубровского Мальчика). Племенная работа завода строилась на соединении этих двух линий с частичным инбридингом на Начальника, в результате чего была получена довольно однородная группа лошадей, более крупных, чем дубровские ардены, но с относительно узким корпусом.

Завод Кочубея, в конце XIX века в основном перешедший на поглощение арденов брабансонами, оставил в современном составе породы заметный след через жеребца Рубикона и частично через жеребца Размаха, имеющего рысаков в числе своих предков.

К концу XIX века тип русского ардена имел несколько вариантов: наиболее выровненный и более мелкий чесменско-дубровский , несколько более крупный и менее выровненный першинский , еще более крупный и тоже недостаточно выровненный хреновской . Эти различия в типе вполне объяснимы, если учесть методы работы с породой в отдельных заводах.

Долголетняя работа по консолидации желательных типов путем соответствующего отбора и подбора увенчалась успехом: к началу XX века была выведена новая "русская тяжеловозная " порода, не имеющая идентичных представителей в других странах. На Парижской выставке 1900 г. она обратила на себя всеобщее внимание.

Одним из важных условий, определивших успех работы, помимо отбора и подбора, были условия кормления и содержания. В большинстве хозяйств, где разводились русские тяжеловозы, они использовались как рабочие лошади, что имело очень большое значение для выработки у них доброезжести, хороших движений и выносливости.

Кормление тяжеловозов в большинстве заводов не было обильным. Так, например, в некоторых заводах среднесуточная дача на лошадь составляла 5-6 кг сена, 1,6 кг соломы и 5,25 кг овса. Летом подсосные кобылы во время работы получали 5-8 кг овса. Молодняк в первую зиму, кроме грубых кормов, получал 3 кг овса; годовики летом подкормки не получали, а на вторую зиму полуторникам давали 1,5-2 кг овса. К 1920 г. сохранились, да и то не полностью, лишь лошади Дубровского, Першинского и Хреновского конных заводов и Мариупольской народной фермы. В 1924 г. в заводских конюшнях было только 92 арденских жеребца.

В 1923 г. тяжеловозные лошади Дубровского конного завода были переведены в Ново-Александровский конный завод, Ворошиловградской области, куда в 1929 г. был передан также состав Мариупольской народной фермы. Тяжеловозное отделение Хреновского конного завода в 1925 г. было передано в Першино, откуда всех русских тяжеловозов в 1927 г. перевели в Уральский, а в дальнейшем в Куединский конный завод, Молотовской области.

Первоначально в этих заводах работа велась с тем же производящим составом, который был получен из прежних заводов, и теми же методами, которые в них применялись.

В период 1927-1937 гг. основные конные заводы (Ново-Александровский и Уральский, а в дальнейшем и Куединский) продолжали работу по консолидации породы и улучшению внутрипородных типов.

Выделение русских тяжеловозов в самостоятельную породу было произведено в 1937 г. В основу этой работы было положено как происхождение, так и тип лошади. Тогда же было указано на необходимость, во избежание смешивания наших тяжеловозов с французскими и шведскими (а в данное время и с прибалтийскими), называть их "русскими арденами". Сейчас эта порода названа "русский тяжеловоз".

В настоящее время эта порода довольно широко распространена. Основные районы ее распространения - Украинская ССР, с характерным для ее степей сухим климатом, и Молотовская область, с пересеченным рельефом и влажным климатом. Кроме того, русские тяжеловозы разводятся в Белорусской ССР, Удмуртской АССР, Кировской, Свердловской, Вологодской и Архангельской областях. Такой значительный по разнообразию район распространения указывает на широкие приспособительные способности русских тяжеловозов.

В массе русские тяжеловозы мелкого роста, но массивны, имеют длинное, глубокое и широкое туловище, короткие, правильно поставленные, достаточно костистые, с хорошо развитыми суставами конечности. В них отлично сочетаются массивность, сухость сложения и подвижность.

Голова у них средняя, широкая во лбу, с прямым профилем, шея короткая, широкая, мускулистая. У жеребцов и некоторых кобыл сильно развит гребень шеи. Пристанов шеи у лошадей ново-александровского типа низкий, у уральского - высокий. Холка низкая, широкая и мускулистая. Спина длинная, широкая, нередко мягкая. Поясница выпуклая. Круп длинный, свислый, раздвоенный. У уральских лошадей круп менее раздвоен, чем у ново-александровских. Грудь глубокая, широкая, ребро крутое; пах не длинный. Лопатка преимущественно крутая; иногда встречаются лошади с отлогой лопаткой. Передние ноги короткие, широко поставленные, бабки короткие, крутые. В постановке и строении передних ног встречаются отклонения от нормы и недостатки: подставленная нога, запавшее запястье и недостаточная обмускуленность подплечья. Мускулатура крупа и голени хорошо развита. Задние ноги у большинства поставлены правильно; к недостаткам в постановке следует отнести саблистость у ново-александровских лошадей и прямую заднюю ногу - у уральских, особенно распространенную в потомстве жеребца Лимана. Суставы конечностей объемисты и сухи. Сухожилия хорошо развиты и у многих лошадей рельефно очерчены; щетки малые или даже отсутствуют. Копыта небольшие, правильной формы, рог прочный.

Движения у русских тяжеловозов свободные, они обладают хорошими шагом и рысью. Темперамент у них энергичный, характер добронравный.

Преобладающей мастью является рыжая различных оттенков (у 50,4% лошадей); встречаются также масти гнедая (12%), бурая (11,3%), чалая (17,3%), вороная, серая (от 3 до 6%).

Записанные в I том Госплемкниги русские тяжеловозы имели следующие средние промеры и индексы (табл. 23):

Современный состав конных заводов характеризуется более крупным ростом. По данным бонитировки в 1948-1949 гг., полновозрастные кобылы имели промеры:


В породе можно выделить три основных типа.

Наиболее распространен (до 50% всех лошадей) ново-александровский тип , выведенный в одноименном заводе на Украине. Этот тип имеет значительный удельный вес и в уральских конных заводах (через ново-александровских жеребцов). Кобылы ново-александровского типа характеризуются следующими средними промерами и индексами:


В процентах к высоте в холке:


Лошади этого типа при мелком росте глубоки, массивны, длинны и сухи. Им свойственна некоторая перестроенность в крупе, растянутость спины и (часто) свислость крупа. Они породны, сухи, гармоничны и энергичны, обладают хорошим шагом, свободной рысью, высокой грузоподъемностью. Все рекорды по грузоподъемности, скорости движения шагом и рысью установлены лошадьми из линий ново-александровского типа. Большинство лошадей линий Караула, Ларчика, Поденщика относится к этому типу.

Уральский тип сложился в конных заводах Урала на основе племенного материала першинско-хреновского происхождения. Он формировался в условиях более влажного климата, более обильного кормления, недостаточного движения в стойловый период и короткого пастбищного периода. Качество кормов, особенно основных - пастбищного и сена, также было иным, чем в Ново-Александровском конном заводе, располагавшем целинными степями.

Лошади уральского типа крупнее ново-александровских; корпус у них относительно короче, линия верха лучше (реже встречается перестроенность в крупе и мягкая спина), круп менее раздвоен; конституция менее сухая, кожа толще, чаще встречаются лошади с большими щетками: голова большая, более удлиненная в лицевой части, ганаш массивный. Ноги более длинные и костистые.

Средние промеры и индексы кобыл уральского типа:


В процентах к высоте в холке:


К этому типу относятся: большинство лошадей из линии Рубикона, часть потомства Куля (из линии Караула), Газона и др.

Утяжеленный тип сложился в результате использования в уральских конных заводах Сорванца и Сумрака - сыновей Капитана. К данному типу относятся также наиболее крупные потомки Рубикона и Куля. Лошади этого типа самые крупные в породе. Они грубоваты, сыры, недостаточно глубоки и длинны и менее энергичны в работе. Линия верха у них хорошая.

Средние промеры и индексы кобыл утяжеленного типа:


В процентах к высоте в холке:


Кроме этих основных типов, в породе имеются группы лошадей, которых нельзя отнести к какому-либо из описанных типов. Наиболее многочисленна группа лошадей облегченного типа . Эти лошади характеризуются следующими промерами и индексами:


В процентах к высоте в холке:


В связи с выраженной породностью лошадей, входящих в группу облегченного типа, правильным сложением, а также ценностью их по происхождению эта группа в дальнейшем путем соответствующего подбора лошадей и направленного выращивания молодняка будет осваиваться основными желательными типами породы.

Необходимо также упомянуть группу лошадей, имеющих рысистых предков . Эти лошади, выращенные в уральских конных заводах, интересны благодаря свободным аллюрам. По промерам и индексам они не уступают лошадям остальных типов. Их промеры и индексы:


Следует отметить, что у лошадей данной группы улучшение качества аллюров сопровождалось зачастую ухудшением строения передних ног - появлением перехвата под запястьем, торцовости коротких бабок, уменьшением объема и рельефности путовых суставов. Лошади этой группы в массе менее типичны. Это должно предостеречь от попыток "улучшения" арденов рысаками.

В породе имеется ряд линий.

Линия Караула , рыж., рожд. 1909 г., в Дубровском конном заводе, от Колчана и Будки, промеры 143-155-187-20 является наиболее распространенной в породе. В линии уже выделились ответвления, из которых наиболее отличаются друг от друга жеребцы Кальян со своим потомством и Куль.

В целом лошади линии Караула типичные ново-александровские: массивные, длинные, сухие, породные. Особенно породны, однотипичны, правильно сложены и отличаются выдающейся глубиной груди и работоспособностью лошади из потомства Кальяна (внука Караула), бур., рожд. 1929 г. Но они несколько мельче ростом и менее костисты.

Кальян уже дал ряд производителей заводского значения: Лазутчик, бур., рожд. 1936 г., промеры 150-164-218-22,5, от Лазийки; Лист, бур., рожд. 1937 г., промеры 148-163-194-21, от Ластивки; Лесник, бур., рожд. 1937 г., промеры 149-158-199-21, от Лестки, и др.

Второе ответвление линии Караула через Каравая, т.-рыж., рожд. 1926 г., представлено заводским производителем Бурным, рыж., рожд. 1935 г., промеры 151-165-205-21,5, от Баронессы-Злой, и рядом кобыл. Это мощные лошади с низко приставленной толстой шеей.

Несколько особняком в этой линии стоит жеребец Куль, бур., рожд. 1926 г., промеры 145-164-195-22, от Караула и Старой-Барышни. Он грубоват и, будучи использован на матках уральского типа, дал потомство, уклоняющееся к утяжеленному типу. Его дети очень костисты, массивны, иногда грубоваты и сыроваты.

Линия Ларчика . Родоначальник этой линии рыжий в седине Ларчик, рожд. 1918 г., от Мальчика и Табакерки, был очень мелкого роста, но глубок, длинен и обладал большим живым весом. Его промеры - 139-154-193-20 и живой вес - 586 кг. Он широко использовался в Ново-Александровском заводе и оставил довольно большое потомство (около 30% кобыл завода относится к его линии).

Вследствие того, что эта линия развивалась в сочетании с линией Караула, ее представители имеют много общих с последней черт, объединяющих их в один внутрипородный тип. Лошади линии Ларчика простоваты, у них чаще встречается мягкая спина, ноги же поставлены лучше, чем у лошадей линии Караула. По работоспособности и плодовитости линия Ларчика уступает линии Караула, хотя отдельные ее представители и отличались высокой грузоподъемностью (например, жеребец Коварный, рыж., рожд. 1936 г., от Леха и Коварной, вывезший 7 265 кг груза). Так же как и линия Караула, эта линия развивается в двух отличающихся друг от друга ответвлениях через сыновей Ларчика: Леха в Ново-Александровском заводе и Лимана в Уральском.

В Ново-Александровском конном заводе потомки Ларчика (через Леха) несколько грубоваты, как, например, Пролог, гн.-чал., рожд. 1938 г., промеры 148-159-198-22, от Пластины, или довольно крупны, как, например, Коварный, промеры 153-168-205-20,5. В уральских же заводах от простоватого, с низким выходом шеи мелкого Лимана, рыж., рожд. 1928 г. (Ларчик - Туника), имевшего промеры 142-161-188-21, получены породные, с легкой сухой головой, гармоничные лошади, среди них заводские производители: Веселый, рыж., рожд. 1936 г., промеры 148-157-199-22,5, от Веселки; Солидный, рыж., рожд. 1945 г., от Строки, имевший в трехлетнем возрасте промеры 146-157-200-22; Калинник, рыж., рожд. 1944 г., промеры 146-155-190-21, от Калины, и ряд других. Наряду с ними от Лимана и Стрекозы получен и такой жеребец, как Стиль, рыж.-чал., рожд. 1941г., промеры 155-166-214-22,5 и вес 710 кг. При большой массе жеребец Стиль сух, энергичен и подвижен. Он используется в качестве заводского производителя в Куединском конном заводе.

Линия Поденщика , бур., рожд. 1918 г., от Запоя и Колоды, промеры 142-145-205-22, живой вес 577 кг, относится к ново-александровскому типу. Поденщик был некрупным, но массивным и костистым жеребцом, имел мягкую спину и свислый круп. Линия Поденщика представлена слабо, ее удельный вес в маточном составе равен 5%. Лошади этой линии мелкорослы, достаточно массивны, сухи по сложению и породны. Они имеют зачастую прямую спину и укороченный круп. Из недостатков конечностей встречается запавшее запястье и саблистость.

Одним из ценных качеств представителей линии является неприхотливость к корму и способность отлично держать тело. На обычных заводских рационах жеребцы без усиленной работы быстро жиреют.

Продолжают эту линию жеребцы: Ломтик, бур., рожд. 1937 г., от Пасынка и Лютни, промеры 146-158-212-21,5 и вес 643 кг. Его сын Клад, рыж., рожд. 1945 г. (от Куклы), промеры в трехлетнем возрасте 152-157-190-21, и Табор, т.-гнед., рожд. 1937 г., от Поденщика и Турочки, промеры 146-157-203-20.

Линия Рубикона создана в уральских конных заводах, представлена сравнительно крупными лошадьми, имеющими более высокий выход шеи, менее свислый и раздвоенный круп и меньшую перестроенность в крупе. Линия верха у них в массе также лучше. Лошади обладают хорошо развитым костяком, объемистыми суставами, большой, с массивными ганашами головой, иногда несколько грубоватой. Некоторым представителям свойственна сырость конституции.

Лошади линии Рубикона плодовиты, долговечны, конституционально крепки. Эта линия хорошо сочетается со всеми ново-александровскими линиями.

Наиболее выдающимися сыновьями Рубикона оказались: Бравый (от Булки), рыж.-чал., рожд. 1929 г., промеры 148-160-215-23,5; Глазомер (от Гардины), гн.-чал., рожд. 1926 г., промеры 144-185-22,5; Гарун (от Гардины), рожд. 1936 г., промеры 149-163-209-23 см.

Бравый и Гарун используются в уральских конных заводах. Потомство Бравого довольно крупного роста, однотипично, в основном уральского и частично утяжеленного типа. Среди него много грубоватых костистых лошадей с хорошими верхом и плечом и нередко со свислым крупом; отдельные лошади сыроваты.

Потомство Глазомера, использованного в Ново-Александровском конном заводе, отличается от остальных лошадей этого завода более крупным ростом, грубоватостью и некоторой сыростью. Черты уральского типа выражены в нем менее ярко вследствие влияния маточной основы и условии выращивания в степной полосе с сухим климатом.

Оказали влияние на породу также сыновья Рубикона-Сановник рыж., рожд. 1927 г., и Могучий, гн., рожд. 1929 г.

Утяжеленный тип представлен в основном потомством Капитэна через его двух сыновей - Сумрака и Сорванца, происходивших от известной арденской кобылы Сохи.

Линия Капитэна . Лошади этой линии отличаются от остальных арденов некоторой сыростью конституции (особенно потомство Сорванца) грубостью и относительно меньшей длиной туловища. Приплод Сорванца более однотипичен, чем приплод Сумрака, но среди последнего реже встречаются сырые лошади.

В племенной работе лошади из линии Капитэна используются в сочетании с сухими и породными представителями других линий в тех случаях, когда требуется увеличить калибр и костистость. В основном же с линией ведется работа по улучшению экстерьера путем разнородного подбора.

Русские тяжеловозы долговечны: случаи использования жеребцов и маток в возрасте старше 20 лет нередки (например, Сановник, Бравый, Кальян, Лиман, Куль, Калина, Рогожка и др.). Они отличаются высокой плодовитостью; так, Уральский конный завод получает ежегодно более 90 деловых жеребят на 100 маток; зажеребляемость маток от Бравого за ряд лет составляет 95%, от Караула 88,5%, от Рубикона - 86%, Ларчика - 85%, и т. д.

По абсолютным показателям силы тяги они уступают более крупным тяжеловозам, хотя относительно своего живого веса способны проявлять большую силу. При испытаниях на быстроту движения шагом и рысью они часто первенствуют.

На различных видах испытаний были получены следующие лучшие результаты:

Русские тяжеловозы используются как улучшатели мелких местных лошадей. По материалам Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства (В. И. Калинин, М. Б. Игнатьева, В. Кобысский и др.), от русских тяжеловозных жеребцов и мелких местных кобыл в различных районах Украинской и Белорусской ССР получены помеси, значительно превосходящие своих матерей: по росту - на 7-10 см, по обхвату груди - на 11-12 см, по обхвату пясти - на 1,2-2,2 см. При этом помеси обладают более выраженными упряжными формами и лучшим сложением.

Для получения необходимой современному крупному механизированному сельскому хозяйству лошади с живым весом не менее 500 кг нужно иметь крупных улучшателей. Русская тяжеловозная порода, обладающая целым рядом ценных качеств, все же недостаточно крупна. Основной задачей племенной работы должно быть гармоничное укрупнение русских тяжеловозов, с сохранением типа сложения, сухости конституции, энергичности темперамента и подвижности. Эта задача может быть достигнута строгим; отбором племенного состава, подбором маток к жеребцам и направленным выращиванием молодняка. Немаловажную роль при разведении русских тяжеловозов, а тем более при совершенствовании породы, играют кормление и содержание племенного состава. Передовые конные заводы уделяют особое внимание полноценному кормлению племенных лошадей, их моциону, рациональному использованию на работах и тренингу молодняка.

В случной сезон жеребцы-производители получают в сутки по 7-8 кг концентратов (в том числе 6 кг овса) и до 12 кг сена (в том числе 6 кг бобового), а летом по 35 кг свежескошенной травы. В неслучной период дача концентратов снижается до 5 кг. Осенью и зимой в рацион вводится до 3 кг моркови. Жеребцы используются в хозяйственных работах: на сеноуборке, хлебоуборке, подвозке кормов и стройматериалов, вывозке навоза на поля. Каждый жеребец работает по полдня. В свободные от работы дни их проезжают с силой тяги 50-70 кг на расстояние в 6-8 км. Кроме того, их выпускают ежедневно в варки или левады на 2-3 часа зимой и 4-5 часов летом. Старые жеребцы пользуются моционом в варках и прогулкой за повозкой на расстояние до 5 км в день.

Племенные кобылы в стойловый период получают по 3-5 кг концентратов, 12-18 кг сена, 2-6 кг яровой соломы, 2 кг моркови. В случае необходимости вместо моркови взрослым лошадям дают по 500-600 г проращенного зерна. В пастбищный период кобылам дают по 2-3 кг овса в день.

Жеребых кобыл используют на уборочных работах; в остальное время их ежедневно выпускают в варки на 5 часов и табуном прогоняют в поле на 6-8 км. Прогулки в поле прекращаются с выпаданием глубокого снега, после чего кобылы пользуются только варками. В две последние перед выжеребкой недели моцион в варках заменяется двукратной проводкой по 5-20 минут. В бураны и метели кобыл не выпускают из конюшен. Холостых кобыл регулярно используют на работах.

Подкормку молодняка начинают с того времени, как жеребенок научится есть овес. К отъему жеребята получают до 4 кг овса, к году - до 5 кг (в сутки на голову). Кроме того, отъемыши получают до 8 кг сена и свежескошенную траву, а зимой - до 9-10 кг сена и 2-3 кг моркови. На пастбище они получают овса до 2-3 кг.

Заездку молодняка начинают зимой. Тренинг проводится согласно "Наставлению по заездке, тренировке и испытаниям лошадей тяжеловозных пород", разработанному Всесоюзным научно-исследовательским институтом коневодства в 1950 г. Суточный рацион тренируемого молодняка состоит примерно зимой из 5 кг овса и 10-12 кг сена, весной - из 6 кг овса и 12 кг сена. Летом молодняк проходит внутризаводские или межзаводские испытания. Воспитывая таким методом молодняк, лучшие конные заводы выращивают маточный состав, характеризующийся следующими средними промерами: высота в холке - 148 см, косая длина - 157 см, обхват груди - 192 см, обхват пясти - 21 см.

Ведущими хозяйствами по разведению русских тяжеловозов в настоящее время являются Куединский, Ново-Александровский и Уральский конные заводы.

В настоящее время насчитывается огромное количество различных пород лошадей (около 200). Каждая из них имеет свои отличительные особенности: внешний вид, характер, предназначение и т.д. Сегодня вы узнаете много интересного о такой замечательной разновидности непарнокопытных, как Русский тяжеловоз, и поймете, почему эту породу называют сказочной.

Не секрет, что люди задумывались о приручении диких животных еще несколько веков назад. Важной задачей лошадей была помощь в сельском хозяйстве (вспашка полей, перевоз продукции на большие расстояния и т.д.). Исходя из поставленной цели, было решено селекционным путем вывести породу скакунов, подготовленную к нагрузкам. Основой неспроста была выбрана бельгийская порода - ардены. Почему? Да потому, что эти лошади были неприхотливы в еде и условиях содержания, уже использовались как мелкие тяжеловозы в Бельгии и быстро двигались по любой местности (ведь их ареал обитания - горы).

В начале прошлого столетия Россию заполонил этот тип скакунов. Их стали разводить и, чтобы улучшить количество поголовья, скрещивать с другими упряжными разновидностями (как правило для этого отбирались Барбансоны). Но порода лошадей Русский тяжеловоз не могла появиться просто так. И это верно, ведь процесс создания нового вида длится довольно долго (несколько десятков лет отбирались наиболее сильные, красивые лошади, прошедшие естественный отбор).

Плюс, несомненный вклад в становление нового представителя непарнокопытных вынесли Бельгийцы, стремящиеся получить некрупную особь, способную к долгожительству и не требующую колоссальных затрат на собственное существование. Результатом племенной работы с видоизменными арденами стало обособление такой новой породы, как Русский тяжеловоз (это название было предложено Министерством сельского хозяйства СССР в 1952 г.).

Стоит отметить, что работа по улучшению этой разновидности лошади не прекращается до сих пор.

Внешний вид и параметры представителей

Лошадей породы Русский тяжеловоз легко отличить от других представителей по следующим признакам:

  • средние размеры (высота в холке - до 150 см, пясть - около 21 см);
  • широкий лоб;
  • мускулистая шея;
  • мощные грива и хвост (густая шевелюра);
  • длинные волоски на коротких, мускулистых конечностях (ниже скакательного сустава);
  • длинная спина с ровной поясницей;
  • широкая холка.

Если говорить о небольших размерах особей, то неприлично будет не ответить на вопрос: «Сколько весит лошадь?». Кони со следующими параметрами: рост - 153 см, длина - 166-205 см - и обхватом пясти в 24 см могут достигать 600-700 кг, а вот зрелые кобылы значительно меньше по размеру (150 см - рост, до 198 см - длина и около 21 см - обхват пясти) и весят порядка 580-650 кг.

Молодые лошади достигают вышеуказанных размеров примерно к 3-м годам, однако уже в год их параметры отличаются от стандартов взрослых коней и кобыл всего на 5%.

В настоящее время известно несколько разновидностей представителей породы Русский тяжеловоз:

  • Советский (Уральский) тип. Эти кони и кобылы имеют более длинные конечности с густющим и длиннющим волосяным покровом.
  • Массивные тип (более мощные кони).
  • Ново-алексеевский тип. Кобыла этой категории - нечто среднее между двумя рассмотренными ранее вариантами (чуть мощнее Советских, но меньше Массивных).

Фото таких лошадей, как Русский тяжеловоз можно найти не только в интернете, но и в любимых детьми Русских народных сказках.

Нрав русских тяжеловозов

Не стоит скрывать, что визитной карточкой породы являются доброта и покорность владельцу.

Исходя из этого, можно смело заявить, что подобные кони будут не только отличными трудягами, но и послушными извозчиками.

Что касается отношений с владельцем, то лошади легко приспосабливаются к манере работы конюха. Однако не стоит пренебрегать правилами безопасности при нахождении в непосредственной близости от животного, ведь лошадка может и взбрыкнуть в ответ на грубость, проявив инстинкт самосохранения.

Как уже было сказано неоднократно: «лошадь породы Русский тяжеловоз отлично приспосабливается к самым разнообразным условиям обитания (исключением в таких случаях могут стать лишь районы Крайнего Севера и болотистые местности), следовательно, их содержание не доставит хлопот фермеру».

Важно знать, что при достаточном питании кобыла способна давать потомство на протяжении почти четверти столетия (а это отличный показатель, благодаря которому порода получила отличие в области продуктивности). Все дело в том, что новорожденный жеребенок не отличается малыми размерами, а наоборот, крупноват (весит примерно 250 кг) и растет как на дрожжах. Чтобы прокормить дитя, кобыле необходимо вырабатывать большое количество молока, а для этого - получать самой полноценное питание и обильное питье.

Что касается питания, то здесь каких-либо указаний не будет, но будет дано несколько советов:

  • В период холодов рацион желательно обогащать злаками, бобовыми.
  • Летом нужны сочные, а главное - луговые травы.

Если фермер готов тратить на содержание коня приличные суммы, то он может приобретать специальный витаминизированный корм, в противном случае достаточно сена, свежескошенной травы, злаков, овощей (такая лошадка очень любит морковь и свеклу). Получается, что прокормить тяжеловоза под силу даже крестьянину.

Использование коней породы Русский тяжеловоз

Исходя из рассмотренных ранее признаков, можно указать следующие ключевые области, в которых может быть использована порода:

  1. Коневодство. Высокая молочная производительность (около 3 т молока в год) позволяет фермерам заниматься изготовлением кумыса и очень дорогого, редкого сырного продукта и даже детских смесей. Для осуществления этой задумки придется приобрести достаточное количество кобыл зрелого возраста. К сожалению, молочная продуктивность - не единственная причина разведения непарнокопытных. Второй считается реализация мяса.
  2. Туризм и досуг. Так как порода довольно вынослива, ей под силу преодоление больших расстояний по местности с самым разнообразным рельефом. Доброта и ласка подрастающего поколения позволяют использовать животных в качестве извозчиков не только для взрослых, но и для детей. Плюс, от фото с красавцем мало кто откажется, а это значит, что при своевременном уходе за гривой скакуна вы можете стать владельцем объекта восхищения. Важно: кони очень любят сахар, поэтому, предложив ему хрустящий кусочек, можно легко втереться в доверие. Но использовать сладости можно только как угощение, в противном случае велика вероятность развития смертельных заболеваний.
  3. Сельское хозяйство. Естественно, ведь именно это и было основанной целью создания породы. Не нужно торопиться подключать к работе молодняк (жеребенок должен окрепнуть, наиграться, а главное - научиться азам у взрослого поколения).

Русский тяжеловоз - необыкновенная порода лошадей, славящаяся выносливостью, податливым характером и неприхотливостью к еде и условиям обитания. В настоящее время подобных питомцев чаще можно встретить на различных соревнования, нежели в фермерских угодьях.