В южной корее едят собак. Корейцы и собаки: сколько шагов от любви до еды? Какой там хоккей

Какие породы собак едят в Корее? Данным вопросом задаются многие европейские жители. В принципе, негативное отношение к употреблению собачьего мяса вполне объяснимо. Ведь для русского человека собака больше, чем друг. У нас эти животные являются главными героями любимых кинолент, служат поводырями и спасателями, охраняют дом от незваных гостей. Кстати, защитники прав животных всего мира также считают действия корейцев неправомерными.

Однако, если разобраться, все люди (кроме вегетарианцев) употребляют в пищу мясные блюда. Свинина, говядина, крольчатина, куриное мясо - все это также когда-то радовалось жизни, грелось на солнышке, заботилось о потомстве. Так почему же актуален вопрос только о том, какие породы собак едят, а не например, каких кур или гусей? В связи с этим, напрашивается вывод, что осуждать действия корейцев могут лишь вегетарианцы, которые совершенно не употребляют мяса. Остальным же лучше понять, что культуру и традиции других народов также стоит уважать, независимо от того, насколько для нас это приемлемо.

Какую породу собак едят корейцы

Не следует думать, что в Корее едят всех собак без разбора, и каждая дворняжка может стать ужином или обедом голодного гомо сапиенса. Совсем нет, своих домашних питомцев корейцы очень любят и ни за что не станут употреблять в пищу. Для этого существуют специальные пищевые собаки. Помимо этого, следует знать, что официально продажа собак в Корее под запретом. Это мясо считается деликатесом и лекарством, поэтому просто так его не продадут, а уж тем более не подадут в ресторане вместо курицы или телятины. Сами азиаты и то не могут позволить себе употреблять его ежедневно, хоть и считают очень вкусным.

На вопрос о том, какие породы собак едят в Корее, многие отвечают: чау-чау. Это не совсем верно, хотя эту породу также используют для еды, но намного реже. Еще в древние времена большой популярностью пользовались собаки без шерсти - шолоитцкуинтли. Сейчас собак для еды выращивают на фермах, так же как свиней или коров. Забивают их, как правило, в возрасте от 6 месяцев до года. Считается, что мясо животного именно в этот период обладает наибольшей ценностью.

Каких собак едят в Китае? В принципе, тех же, что и в Корее. Наиболее мясной породой являются нуреонги. Они слегка похожи на чау-чау. Следует отметить, что корейцы не рекомендуют использовать в пищу мясо неправильно питавшейся собаки или приготовленное не по технологии. Они уверяют, что такой продукт не только не обладает пищевой ценностью, но и может быть вреден для здоровья. Поэтому очень важно понимать, именно каких собак едят. Вдруг и в России когда-либо изменятся гастрономические предпочтения.

Полезные свойства собачьего мяса

Разобравшись в том, какие породы собак едят, требуется понять, что же особенного в собачатине, что она так высоко ценится азиатами. Это мясо считается продуктом, способным сбалансировать наладить пищеварение, насытить организм витаминами А и В. Блюда из собачьего мяса называют пищей долголетия. используется для лечения простуды, болезней легких, а также при болях в мышцах.

Свадебное блюдо из мяса собаки

Для приготовления оригинального для русского человека деликатеса понадобится:

  • мясо пищевой собаки - 3 кг;
  • уксус - 300 мл;
  • чеснок - 0,5 кг;
  • лук - 3 гол.;
  • томатный соус - 500 мл;
  • зеленый стручковый перец - 300 г;
  • печеночный паштет - 500 г;
  • ананас - 1 шт.;
  • вода - 1,5 л;
  • черный перец;
  • острая перечная приправа;
  • соль.

Забивают собаку среднего размера, опаливают шерсть и снимают шкуру, пока она еще горячая. Срезают с тушки мясо и измельчают его кусочками примерно по 2 см. Далее делают маринад. Для этого смешивают уксус, давленый чеснок, черный молотый перец и острую перечную приправу. Готовым маринадом заливают мясо и дают постоять 2-3 часа. По истечении времени мясо достают из маринада, слегка отжимают и обжаривают в большом количестве масла на большом открытом огне. Когда мясо начнет подрумяниваться, добавляют нарезанный крупными кольцами лук и ананас. Продолжают жарить еще несколько минут до мягкости продуктов. После этого добавляют горячую воду, и лавровый лист. Накрывают крышкой. Зарывают котел в горячие угли и оставляют до тех пор, пока мясо не будет мягким. В конце добавляют паштет и тушат еще 5-7 минут. Собачье мясо в этом блюде иногда меняют на баранину, однако это значительно меняет вкус блюда, причем не в лучшую сторону.

Однажды репортер одного телевидения услышал, что некоторые швейцарцы питаются собачьим мясом в Альпах и посетил одну альпийскую деревню. Когда съемочная группа прибыла в деревню, они увидели маленького черного песика, который резвился перед домом. На следующий день они посетили тот же дом, но, к сожалению, собачки больше не было. Зато на кухне репортер нашел куски мяса. Швейцарцы отказались сказать где песик и что это за мясо. Надо ли сказать, что собаку больше никто не увидел?

Как-то в одной из западных газет была небольшая заметка об американце, который посетил ресторан в Маньчжурии. Посетитель спросил есть ли в меню хот-доги. Китаец-шеф повар не был силен в английском, однако, некоторые слова показались ему знакомыми, как, например, хот (hot анг. – горячий) и дог (dog анг. – собака). Через некоторое время американцу принесли тарелку горячего мясного супа. «Что это?» – удивленно спросил американец. «То, что вы заказывали – hot dog!» – с добродушной улыбкой ответил китаец.

В Корее есть необычное блюдо 보신탕 (бощинтан) – укрепляющий здоровье суп. Некоторые его также называют диетическим. И… да, он готовится из собачьего мяса. Многие иностранцы, посещающие Корею, спрашивают: «А правда ли, что корейцы едят собак?».

Давным-давно, когда в Корее проходили Олимпийские игры, несколько западных массмедиа выставили корейцев дикарями, пожирающих собачье мясо. Из-за чего, когда корейцев спрашивают этот вопрос, они не могут дать логичный ответ или вовсе смущаются. Но должно ли действительно корейцам быть стыдно за эту часть своей культуры?

В Северном Китае (Маньчжурия) и Корее очень холодно в зимний период. Поэтому в древние времена было тяжело разводить скот и почти невозможно питаться мясом, потому как корова использовалась как главное орудие в сельском хозяйстве. Разумеется, что говядина была редкостью. Это и стало причиной того, что крестьяне начали разводить собак для еды. Желтые собаки, так называются собаки для пищи, хорошо росли даже в холодное время года без специального корма и ухода. На самом деле, такие собаки были бродячими и никогда не были домашними питомцами. В Корее раньше не было принято испытывать какие-либо нежные чувства к бродячим собакам, которые питались мусором и навозом.

Согласно научным исследованиям, мясо собаки легко усваивается человеческим организмом и придает сил. С древних времен в Корее сушеное собачье мясо использовалось в медицине наряду с лечебными травами. Многие корейцы полагают, что поедание собачины улучшает качество половой жизни, однако, этот факт не был научно доказан.

Корейцы до сих пор не могут простить защитницу животных и известную французскую актрису Бриджит Бордо, которая в свое время официально попросила их перестать есть собачье мясо, при этом сказав, что нация, употребляющая в пищу собак – это нация дикарей. Также она пообещала объявить бойкот корейским товарам, если в Корее не прекратится потребление собачатины. Корейцы искренне удивились и не поняли почему в таком случае актриса не откажется покупать товары французского производства, ведь они сделаны руками французов, которые едят лягушек, улиток и фуа-гра.

Стоит отметить, что в современной Корее, суп из собачьего мяса не входит в ежедневный рацион, а является деликатесом.

Этот репортаж дался мне очень непросто. В одной стране, народе и обществе существуют два абсолютно разных вгляда на собачий вопрос . Как если бы у нас одновременно уживались каннибалы и те, кто человечину не ест. И вот вы знаете, что ваш сосед по лестничной клетке съел своего дедушку, но продолжаете с ним здороваться в лифте и отмечать вместе новый год во дворе. Не знаю, с чем это ещё можно сравнить.
В

Сеуле можно найти как милое кафе с домашними питомцами, с которыми можно поиграть за чашкой чая, так и рынок, где торгуют собачьим мясом, и приглянувшейся вам псинке разможжат голову камнем, а потом разделают, как барашка в мусульманских странах.

Предупреждение! Данная публикация НЕ содержит сцен насилия над животными. Однако, если у вас сильное воображение или слабая психика - пожалуйста, воздержитесь от чтения этого поста.

1 На обычном продуктовом рынке вы собачатину не встретите. Или не отличите от другого мяса, выложенного на прилавках. Только корейцы и знают, это их маленький секрет, давно ставший известный всему миру. И мир это воспринимает, чаще всего, враждебно и негативно. В Сеуле есть одно место, которое специализируется на продаже собак для еды - рынок Моран на одноимённой станции метро. Увидев человека с фотокамерой, продавцы начинают заслонять витрины, махать руками и кричать. И иностранцев здесь очень не любят, и есть за что: многие сердобольные туристы начинали требовать отпустить животных немедленно, или же, возвращаясь домой, выкладывали в сеть фотографии запечённых собак и натравливали международные организации по защите животных.

2 Мне тоже было очень их жалко. У одного пса видны кровоподтёки, его сильно били. Всех их держат в клетках и обращаются как с любой другой скотиной, приготовленной на убой.

3 Самое популярное блюдо из собачатины - “суп здоровья”. Корейцы, употребляющие это мясо, верят, что оно продлевает жизнь и лечит многие болезни, в первую очередь, интимного характера. В некоторых сеульских (да и российских, что уж там, на Дальнем Востоке это в порядке вещей) кафе можно такой суп попробовать и иностранцу.

4 Последние секунды жизни этой собаки:(Когда я поравнялся с ними, из загончика раздался короткий визг, как всхлип, и сразу замолк.

5 В той же стране, в том же городе, в десятке километров от страшного рынка - собачье кафе. Совсем в противоположном смысле.

6 Гостей встречает банда разношёрстных улыбающихся зверей. Каждому новому посетителю они рады, как маме родной! Остаться равнодушным невозможно!

7 Еды в здесь нет, только напитки вроде чая, кофе и смузи, а ещё корм для собак, которым можно попотчивать понравившегося пёсика. Впервые пришедшим дают свод правил, основное из которых - посещение кафе совершенно бесплатно, но нужно купить как минимум один напиток. Стакан горячего зелёного чая здесь стоит подороже, чем в обычных сеульских кафешках, шесть долларов. Но по московским меркам даже недорого.

8 Это не меню, как можно сперва подумать, а карточка с информацией о собаках, которые живут в кафе. Порода, кличка, возраст, любимая еда…

9 Кафе не приют и не питомник, забрать понравившуюся собаку нельзя, о них здесь и так хорошо заботятся. Сам проект исключительно благотворительный, и он находит отклик в обществе. В мегаполисе Сеуле живут миллионы людей, которые любят собак, но по многим причинам не могут их завести. Корейские квартиры очень маленькие, а животному нужен простор.

10 За комфортом собак следят специальные люди, их выгуливают несколько раз в день, за ними убирают, кормят, вычёсывают шерсть.

13 Такие кафе с животными распространены во многих странах мира, ничего необычного. Кроме того, что всего в нескольких километрах от него - рынок Моран, где открыто торгуют собачьим мясом.

14 Такой вот контраст. Говорят, что молодые корейцы, стремясь быть похожими на европейцев, впитывая ценности и культуру западного мира, не принимают собакоедение ни в каком виде, и уже через поколение такие рынки могут исчезнуть.

15 Я прошу прощения, что объединил две эти темы в одну. Но было очень важно показать обе точки зрения на одно и то же в одном, нераздельном, обществе.

Одним из неспортивных лейтмотивов Олимпийских игр в Пхенчхане стала борьба зоозащитников и всех сочувствующих животным со старой корейской традицией – поеданием собачьего мяса.

Началось все с того, что бронзовый призер командной гонки голландский конькобежец Ян Блокхейсен на пресс-конференции то ли от досады, что ему пришлось довольствоваться третьим местом, то ли от реальной озабоченности, обвинил корейцев в том, что они плохо относятся к собакам. «Пожалуйста, относитесь в этой стране лучше к собакам», – посоветовал Блокхейсен. Корейцам камень, который время от времени и так бросают в их огород, не очень понравился выпад спортсмена, поэтому в соцсетях они устроили флешмоб, в котором обвинили европейцев во вмешательстве во внутренние дела страны. В результате глава спортивной делегации Нидерландов принес свои извинения: «Я вынужден затронуть тему инцидента, который произошел на пресс-конференции. От имени всей нашей делегации я приношу официальные извинения за высказывания спортсмена».

Вскоре в СМИ появились слухи, что собачатину продают в Корее на каждом углу и даже в Олимпийской деревне, а в общепите то и дело норовят заменить мясо курицы или говядины (курам и коровам на Играх сочувствуют не столь активно) на мясо собак. Зоозощитники, которые и раньше не жаловали жестокие азиатские традиции, быстро подключились к конфликту и вышли на улицы с лозунгами «Собака тебе друг или еда», фото- и видеоматериалами с кадрами убийств собак на корейских фермах. Ранее они уже подписали петицию с призывом бойкотировать Олимпиаду в стране, где едят домашних животных.

«Южная Корея является 14-й экономикой в мире, но в этой стране ежегодно отправляют на забой 2,5 миллиона собак и тысячи кошек. Это называется «здоровое питание». Животные вынуждены терпеть лишения и невообразимые муки с самого рождения и до того дня, когда их убивают. А южнокорейцы искренне верят, что чем больше собака страдает, тем больше она обогатит качество мяса и повысит пользу для здоровья потребителя. Если Южная Корея хочет, чтобы ее уважали как нацию совести, тогда южнокрейцы должны укрепить свои законы о защите животных и навсегда запретить потребления мяса собак и кошек», – сказано в петиции.

Некоторые олимпийцы присоединились к движению зоозащитников и решили самостоятельно спасать собак, которые корейцы пускают на «суп долголетия». Например, обладательница золотой медали канадская фигуристка Меган Дюамель увезет с собой домой собаку, которую выкупила на собачей мясной ферме. Девушка назвала щенка Му-тай и написала в соцсетях, что он очень любит сидеть на руках. Теперь Дюамель призывает всех спортсменом последовать ее примеру. Тренер Дюамель удивился, где спортсменка нашла собаку, потому что вблизи Олимпийской деревни подобных ферм нет, да и собак не было замечено.

ПОЧЕМУ В КОРЕЕ ЕДЯТ СОБАК

Поедание собачьего мяса в странах Азии – традиция старая, только в Китае мясо собаки использовали в пищу с 500 г. до н.э. Ели собачатину в древние времена не только в Азии, но, например, и в Мексике. Что касается Кореи, то изначально собак там не воспринимали, как «друзей человека», а выращивали в качестве домашнего скота. Сегодня в этом плане ничего не изменилось, собаки, как и кошки, не являются домашними животными. По словам корейцев, отличие между домашним скотом и домашним питомцем – дело субъективное.

В традиции поедания собак напрочь отсутствует религиозно-мифологическое объяснение, рассказал корреспонденту «МИР 24» кандидат исторических наук, заведующий сектором Кореи Института востоковедения РАН Александр Воронцов . По его словам, корейцы, как и другие азиаты, употребляют мясо собак в пищу, потому что считают, что это полезно для здоровья.

«Это национальная традиция. Почему одни едят свинину, а другие ее не едят. В глазах мусульман мы все тоже можем кощунственно выглядеть. Почему нужно идти со своим уставом в чужой монастырь? Это древняя традиция, которая родилась еще задолго до появления Европы, а в Китае уже в это время была высокоразвитая цивилизация и целый класс высокообразованных людей. Это полезно для здоровья, считают они. Многие употребляют различных животных, чтобы поддерживать здоровье организма. Никакого религиозно-мифического объяснения нет. Корейцы предпочитают есть собак специально выведенных на фермах пород, но это не значит, что дворняжка не может попасть в кастрюлю. Многие говорят о жестоком способе убийства собак, но почему не делают смертельную инъекцию коровам, свиньям и курицам? Наверное, голландцы тоже бы возмутились, если бы им сказали, что их национальные мельницы уже надоели», – рассказал историк.

Азиаты верят, что мясо собак повышает потенцию и лечит туберкулез, им страдают, например, многие сборщики риса, которые проводят большую часть времени, работая в воде. Подобные объяснения позволяют корейцам содержать собачьи рынки, от которых приходят в ужас туристы и все те, кому эта часть азиатской культуры не близка. Собак там держат, и правда, как скот. В тесных клетках по 20-30 животных, сидящих друг на друге. Забивают их прямо на глазах у покупателей. На сегодняшний день в Южной Корее более 17 тысяч промышленных собачьих ферм и жегодно забивается 2-2,5 миллиона собак.

Но даже такие условия жизни и смерти собак – результат борьбы зоозащитников, включая звезд первой мировой величины. Буквально 10 лет назад забой собак происходил прямо на улицах, а не в специально отведенном месте.

То, что корейцы, как и другие азиаты, откажутся в ближайшее время от мяса собак – маловероятно, считают корееведы. На сегодняшний день мясо собаки – еда праздничная, не входящая в ежедневный рацион, рассказал кандидат исторических наук Института стран Азии и Африки МГУ имени Ломоносова Конастантин Асмолов.

«Корейцы давно реагируют на эти обвинения так: « . Ничего с этим сделать нельзя». Если во время Олимпиады 1988 года, когда корейцы больше зависели от внешнего мнения, они переименовали собачий суп в «суп долголетия» и убрали подобные рестораны с улиц, разместив их внутри переулков, а не на больших улицах, то сейчас корейская позиция сводится к следующему: «Мы никого не загоняем, ничего не делаем с особой жестокостью, не включаем эту еду в обязательную. Кто хочет оскорбляться – пусть оскорбляется, но оглядываться ни на кого мы не собираемся».

По ряду причин традиция поедания собак связана именно с Кореей. Все знают, что корейцы едят собак. Но собака – это еда для праздничных случаев. Всякого рода разговоры, что корейцы подсунут вам собачатину под видом свинины все равно, что предполагать, что они приготовят вам осетрину и выдадут ее за минтай. Собачье мясо не является едой повседневного рациона – это элитная еда для торжественных случаев. Но стоит это мясо не очень дорого», – сказал Асмолов.

При этом эксперт отмечает, что на сегодняшний день собак в Корее едят меньше, а сама тема часто становится лакмусовой бумажкой для СМИ и общественности. Корейское общество относится к обсуждению этой проблемы не агрессивно. Привыкли.

«Все эти вещи связаны с тем, что, по-первых, появилось более европеизированное поколение, для которых собака не еда, а предмет для «уси-пуси», а во-вторых, ушло поколение, которое помнит, то такое жить в деревне и там самим забивать домашний скот. Молодежь же привыкла, что колбаса чудесным образом производится в их холодильнике. Кроме того, поскольку корейское общественное мнение в эту сторону не очень агрессивно, то это хороший способ набирать очки на теме, которую ты можешь поднимать без существенного риска. Именно поэтому этот скандал не очень скандал. С одной стороны, зоозащитникам есть о чем беспокоиться, а с другой – много вы видели демонстраций за права французских лягушек? Обратите внимание, что по отношению к Китаю или Корее зоозащитники истекают пеной, а о других странах, где собак тоже едят, почему-то забывают», – отметил Асмолов.

Запрет на убийство собак был введен на Филиппинах, Сингапуре и Гонконге, однако, как эксперты утверждают, практического применения этот запрет не носит. Собак как убивали, так и убивают. Зато появился простор для общественно-политического маневра и работы черных рынков, которых не мало, а деятельность их регламентировать уже нельзя. Во Вьетнаме убивают собак даже больше, чем в Корее – порядка пяти миллионов в год, при этом там частенько пускают на мясо даже украденных собак. Уровень потребления собак сохранился и в Камбодже.

КАК В КИТАЕ ПРАЗДНУЮТ СМЕРТЬ СОБАК

Когда эксперты говорят об отсутствии обрядности в поедании мяса собак, они все же упускают одно важное мероприятие, которое проходит в Китае. Ежегодно в городе Юйлинь с 21 по 30 июня празднуют день летнего солнцестояния, самой главной традицией которого стало поедание мяса собаки. За 10 дней жители города забивают около 10-15 тысяч собак, веря, что отгоняют тепло летних месяцев.

В июне 2015 года в Великобритании подготовили петицию с требованием запретить фестиваль, инициатива собрала три миллиона подписей. Китайское правительство даже пошло навстречу общественности и запретило кровавый праздник. Однако это привело к тому, что граждане обвинили государство в пособничестве европейскому влиянию на страну. Правительство от запрета быстро отказалось, утверждая, что фестиваль в Юйлинь – слишком старая национальная традиция, а собак убивают в эти дни гуманно. Однако кадры, которые время от времени появляются в сети с фестиваля в Юйлинь, говорят об обратном. Радостные китайцы сидят за столиками и наблюдают, как убивают собак.

Практически каждый западный человек знает, что в Корее едят собак. Это вообще один из главных стереотипов, связанных с корейцами. Меньшее число людей слышали, что корейцы боятся кошек. Однако этим знания о том, какую роль в корейской культуре играют привычные нам четвероногие питомцы, как правило, и ограничиваются. Между тем в реальности все несколько сложнее: далеко не всякой корейской собаке на роду написано закончить жизнь суповым набором, а кошки постепенно из героев устрашающих легенд и фильмов ужасов превращаются в статусный атрибут успешного и продвинутого человека.

Не только еда, но и друг

В корейской национальной кухне действительно встречаются блюда из собачатины. Самое известное из них - посинтхан. Название это можно условно перевести как «суп долголетия». Употребляют его в основном в летнюю жару, и считается, что такой суп лечит от артрита, потливости, импотенции и других недугов. Однако собачатина - отнюдь не повседневная еда, и досужие разговоры о том, что корейцы торгуют собачатиной под видом свинины, выглядят почти как «продавали осетрину, выдавая за минтай». Ведь собака - это хищник, и ее надо кормить мясом, которого на ее откармливание уйдет больше, чем из нее на выходе получится «полезного» мяса. Так что это во многом сезонная еда, частично используемая для привлечения любителей экзотики.

В Корее есть несколько местных пород собак, и не все они пищевые. Самая известная - чиндоккэ - внешне напоминает короткошерстную лайку или японских ину и отличается особенным умом и сообразительностью. Пищевые же собаки еще в 1990-е активно продавались в Корее на сезонных рынках, и это было похоже на то, как у нас на базарах торгуют курами или поросятами, которых могут зарезать прямо в присутствии покупателя.

Конечно, традиция собакоедения вызывает у европейцев культурный шок, хотя в иных пищевых традициях не меньшее отвращение вызывает поедание лягушек или употребление молочных продуктов. Кроме того, зоозащитники выступают против «варварской традиции убоя», и когда в 1988 году в Сеуле должны были проводить Олимпиаду, поборники прав животных вынудили правительство убрать все харчевни, где подавали собачатину, в глубь кварталов, чтобы их вывески не попадались на глаза иностранцам. Впрочем, когда в 2002-м во время Чемпионата мира по футболу борцы с посинтханом снова начали кампанию, корейское правительство ответило иначе: «Это наша национальная традиция, мы ее никому не навязываем и не рекламируем, но это - наше право. Поэтому никаких действий по ограничению посинтхана мы предпринимать не будем».

В нынешнее время на отношение к собакам (а на самом деле - к домашним животным вообще) влияет не только глобализация, но и урбанизация. В большом городе животное теряет свою традиционную сельскохозяйственную роль, превращаясь в домашнего любимца. Отчасти четвероногие питомцы служат суррогатом детей, отчасти - символом статуса: поскольку метраж средней корейской квартиры не позволяет содержать питомцев, владеть домашними животными может либо состоятельный человек, либо отчаянный модник.

Этими соображениями определяется и выбор животных, которых заводят корейцы. С одной стороны, уход за питомцем не должен отнимать много времени, с другой - общение с ним должно быть активным. Большие собаки требуют слишком много времени и места, а птицы и рыбы не обеспечивают должный уровень коммуникации. Остаются или декоративные собачки, или котики, о жизни которых в Корее пойдет более подробный разговор.

Страшные и ужасные

Кошки появились в Корее в XI-XII веках, и начиная с XVII века их можно увидеть на традиционных картинах, где они нежатся среди цветов или наблюдают за птицами. Однако как минимум с конца XIX века вплоть до начала нынешнего столетия кошка вызывала у корейцев смесь отвращения и суеверного ужаса. Есть курьезная история о том, как корейский принц посетил американскую миссию, где для борьбы с мышами держали кошек. Когда ему, считавшемуся реформатором и вообще человеком прогрессивным, прыгнул на колени котенок, принц так сильно испугался, что упал в обморок.

Корейские страхи

В традиционной корейской культуре боязнь кошек - одно из самых распространенных суеверий. Соперничать с ним может только страх перед числом «четыре» (в китайском языке слово «четыре» созвучно слову «умирать»; из Китая суеверный ужас перед «четверкой» распространился на Корею и Японию) и вера в то, что не выключенный на ночь вентилятор потихоньку высасывает из человека жизнь.

С кошками до сих пор связано множество суеверий. Например, корейцы верят, что в последнюю ночь старого года ужасный демонический кот ищет возле домов оставленные за порогом туфли. А если находит их, то делает с обувью вовсе не то, о чем вы подумали, - инфернальное животное примеряет туфли, меняя тем самым к худшему всю дальнейшую судьбу их владельца. За хвост кота, который входит в дом, может держаться дух умершего, но бывает и так, что в саму кошку может вселиться дух убитой женщины. Последнее суеверие, правда, появилось под влиянием японских фильмов про кошек-оборотней, которые в Корее вплоть до 1990-х не показывали в рамках борьбы с японской культурной экспансией, зато исправно переделывали их сюжеты на корейский лад. Кстати, некоторые корейские националисты даже объясняли автору этих строк свою нелюбовь к кошкам следующим образом: «Самая известная кошка - это манэки-нэко. Манэки-нэко - это символ Японии. А что хорошего может быть от колонизаторов?»

Фото: Zuma / Panoramic / Global Look

Страдают от такого отношения в основном бродячие кошки, которых в Сеуле насчитывается от 30 до 200 тысяч (в зависимости от того, кто считал). Вид у них обычно зашуганный и ободранный. К тому же некоторые врачи традиционной медицины считают кошачье мясо лекарством от болей в суставах, так что на отдельных сезонных рынках торгуют и кошками, которым уготована судьба стать пищей. Зачастую от этой участи их спасают сердобольные европейцы. Впрочем, по сравнению с посинтханом «кошачья настойка» встречается значительно реже, а защитники животных активно разоблачают миф о ее полезности.

Ветер перемен

Жизнь кошек в Корее стала меняться к лучшему только в последние 10-15 лет. Сказывается и любовь к котикам, захватившая интернет, и популярность анимэшных «кавайных нэко», и определенное повышение уровня жизни, при котором снижается потребность выплескивать агрессию на бродячих животных. Правда, любимым домашним животным все равно считается собака, и кошку держит лишь примерно один из 5000 корейцев. При этом, как правило, это дорогостоящая породистая кошка, знак статуса, цена которой может раза в два превосходить европейскую.

Меняется и отношение к бродячим кошкам. Они появляются не только у буддийских храмов, как раньше, но и около некоторых харчевен, где их подкармливают иностранцы. Взять бродячего кота домой считается моветоном, дескать, это его карма - жить на улице. Но есть и те, кто регулярно подкармливает таких котов. Отношение к этим людям в обществе не очень хорошее: считается, что занимаются этим лишь те, у кого нет друзей и не сложилась карьера. Поэтому подкармливают уличных кошек сердобольные корейцы в темное время суток.