Административно - политическое устройство страны на этапе формирования ссср. Государственное устройство ссср

СССР Состоял из союзных республик (в разные годы от 4 до 16), по Конституции формально являвшихся суверенными государствами; за каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из Союза. Союзная республика имела право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций В состав части республик входили автономные республики, края, области, автономные области и автономные (на ранних этапах национальные) округа.


СССР Статья 2-я Конституции СССР (1977 года) провозглашала: «Вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.» На поверхности выборы народных депутатов СССР казались безальтернативными. Однако на предварительных этапах выборов участвовало значительное количество кандидатов от трудовых коллективов, от профсоюзов, от молодежных организаций (ВЛКСМ), от самодеятельных творческих организаций и от партии (КПСС), что в корне опровергает существующее мнение о безальтернативности выборов в СССР. В СССР не было единоличного главы государства, за исключением последних неполных двух лет его существования (гг.), когда существовал пост Президента СССР. Главой государства был Президиум Верховного Совета СССР (с 1936 года); представительские функции главы государства исполнял Председатель Президиума. Однако фактическая власть в СССР принадлежала руководству КПСС. В отличие от более ранних конституций, Конституция 1977 года впервые отражала фактическую роль КПСС в управлении государством: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза.» (Статья 6-я)


СССР СССР был однопартийным государством. Находившаяся у власти коммунистическая партия осуществляла свою власть, называвшуюся диктатурой пролетариата, через Центральный Комитет, Политбюро и им правительство, а также систему советов, профсоюзов и другие структуры. Власть партии, позволяя в различные моменты истории концентрировать усилия всей страны на отдельных участках (восстановлении и развитии экономики после двух тяжелейших войн, создании бесплатных систем здравоохранения и образования, обеспечении обороноспособности, масштабном жилищном строительстве и т.д.) в то же время постепенно приводила к успокоенности, ошибкам в государственной политике, постепенному отставанию страны от передовых государств.


Верховный совет Верховный Совет СССР двухпалатный Совет в СССР, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух равноправных палат Совета Союза и Совета Национальностей. Кроме Верховного Совета СССР, в Советском Союзе действовали также Верховные Советы в каждой из союзных и автономных ССР, однако все они были однопалатными.


Совет национальностей Совет национальностей одна из двух палат Верховного Совета СССР. Состоял из 750 депутатов. Совет национальностей представлял не непосредственно «национальности» в значении этого слова, принятом в СССР (этнические группы), а национальные территориальные образования всех уровней. Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каждого автономного округа. Например, представители областей и краёв РСФСР с преобладающим русским населением получали в Совете национальностей всего 32 места из 750, наравне с другими союзными республиками, но намного меньше их доли в населении СССР. Таким образом, система выборов в Совет национальностей, опирающаяся на административно-территориальное деление СССР, давала численно равное представительство национальным образованиям одного территориального статуса, в отличие от Совета Союза, в котором пропорциональное преимущество имели большие народы страны.


Совет Союза Совет Союза одна из палат Верховного Совета СССР. Состоял из 750 депутатов. Избирался по округам, в каждом из которых проживало примерно 300 тысяч избирателей. На выборах кандидаты выдвигались Коммунистической Партией или подконтрольными ей общественными организациями.


КОНСТИТУЦИЯ (Основной Закон) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. Союз Советских Социалистических Республик единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма.


Статья 76. Союзная республика суверенное советское социалистическое государство, которое объединилось с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, союзная республика самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории. Союзная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и учитывающую особенности республики.


Статья 82. Автономная республика находится в составе союзной республики. Автономная республика вне пределов прав Союза ССР и союзной республики самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению. Автономная республика имеет свою Конституцию, соответствующую Конституции СССР и Конституции союзной республики и учитывающую особенности автономной республики. Автономная область находится в составе союзной республики или края. Закон об автономной области принимается Верховным Советом союзной республики по представлению Совета народных депутатов автономной области.




Демократия - политический режим государства или политическая система, при которой власть осуществляется через прямое народовластие (прямая демократия) либо через представителей, избираемых народом или какой-то частью народа (представительная демократия). Республика это форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

Как и в первых советских Основных законах, была вновь закреплена форма государства, сложившаяся в результате революции 1917 г. - республика Советов со столицей в г. Москве. По Конституции СССР - союзное государство на основе добровольного объединения 11 равноправных Советских Социалистических республик, в состав которых входят 9 автономных областей, 5 краев, 34 области и 22 автономные советские социалистические республики. В соответствии со ст. 21 Конституции, на всей территории СССР устанавливается единое гражданство. Каждая союзная республика обладает суверенитетом, который ограничивается высшими органами власти СССР, занимающимися наиболее важными вопросами, которые указаны в ст. 14: контроль за исполнением конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик общесоюзной, изменение границ между союзными республиками, утверждение народно-хозяйственных планов, единого государственного бюджета СССР и другими. Каждая Союзная республика имеет право свободного выхода из СССР, ее территория не может подвергаться географическим изменениям без ее согласия. Законы СССР действуют и имеют одинаковую силу на всей территории государства, следовательно, главенствуют над нормативно-правовыми актами не общесоюзного характера. Но, если закон союзной республики имеет расхождения с общесоюзным, то применяется общесоюзный закон исходя из ст. 20. Подобное положение серьезно повышало авторитет и политический вес органов союзного значения. В дальнейшем это обстоятельство с одной стороны серьезно повысило эффективность плановой системы хозяйства, но с другой стало поводом для усиления произвола и отхода от демократических принципов в сторону тоталитаризма.

Органы государственной власти

По новому Основному закону было изменено не только название Советов, но и их структура. В системе органов государственной власти произошел переход от системы съездов к системе Советов, непосредственно избираемых населением. Выборными становились органы власти любого уровня, реализовывалась бухаринская идея приближения Советов к парламентско-муниципальным учреждениям западного типа. Советы всех звеньев стали постоянными органами, которые периодически проводили свои сессии, для созыва которых не нужно было каждый раз устраивать новые выборы. Сохранилась возможность отзыва депутатов. См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 75-76 Во всех звеньях от сельсовета до Верховного Совета СССР устанавливается единая система, позволяющая избирателям быть на связи со всеми советскими органами. Советы становились более оперативными, особенно когда требовался созыв внеочередной сессии. Работа депутатов могла контролироваться избирателями, которые хотели исполнения своей воли и зашиты интересов. Кроме этого, была упрощена система органов власти и управления и устранена неразбериха с законодательными полномочиями. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИКа Союза и его Президиума закон предусматривал образование Верховного Совета Союза ССР и его Президиума. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 157 - 158 В Конституции нет четкого текстуального размежевания исполнительной и законодательной ветвей власти. См.: Чураков Д. Сталинские уроки забылись // М. Диалог. -1996. №11. С. 76 Верховный Совет СССР - высший орган государственной власти, который осуществляет исполнение большинства норм, прописанных в ст. 14. Его очередные сессии созываются 2 раза в год. Полномочия этого органа длятся 4 года, и согласно ст. 32 только он имеет исключительное право на законодательную деятельность на общесоюзном уровне. Работу высшего органа государственной власти возглавляет Президиум из членов Верховного Совета СССР. Но он не имеет собственных законодательных полномочий. Обе палаты Верховного Совета СССР - Совет Союза и Совет Национальностей - являются равноправными и обладают законодательной инициативой, их сессии начинаются и заканчиваются в одно время, каждая избирает своего председателя и двух его заместителей. Председатели руководят заседаниями соответствующих палат, руководят их внутренним распорядком, поочередно ведут их совместные заседания. Для утверждения закона необходимо его принятие простым большинством голосов обеих палат. В случае разногласия в решениях палат, создается согласительная комиссия на паритетных началах. Если ее члены не приходят к соглашению или решение не удовлетворяет одну из палат, то законопроект снова рассматривается в палатах. Если согласие не достигнуто, то Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР. Если же закон утвержден, он должен быть подписан председателем и секретарем Президиума Верховного Совета СССР.

Верховный Совет Союзной республики, избираемый ее населением на 4 года, является, исходя из ст. 59 Конституции, единственным законодательным органом на соответствующем уровне. Он принимает Конституцию республики и утверждает Конституции находящихся в ее составе автономных республик и народно хозяйственный план и бюджет республики, осуществляет ряд других полномочий, но в своей деятельности руководствуется принципами, заложенными Верховным Советом СССР. Верховный Совет Союзной республики осуществляет и ряд сопутствующих исполнительных полномочий.

Высшим органом государственной власти Автономной республики является Верховный Совет АССР, избираемый ее населением на 4 года. Он является единственным органом законодательной власти на своем уровне, осуществляет и ряд руководящих полномочий.

Таким образом, по Конституции СССР 1936 г. ни один другой орган, кроме Верховных Советов всех уровней, не имеет законодательных прав. Некоторые могут издавать указы, содержащие новые правовые нормы и даже вносить изменения в действующие законы, но без утверждения на сессии Верховного Совета они не будут иметь силу закона. В частности Президиум Верховного Совета СССР, который состоит из председателя, 11 его заместителей по числу союзных республик, секретаря и 24 членов, является скорее органом исполнительной власти, выполняющим организационные функции. Его полномочия прописаны в ст. 49. Он имеет право издавать указы, содержащие правовые нормы, но не законы. Если указ направлен на изменение закона, то он должен быть утвержден Верховным Советом. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 159 Президиум в своей деятельности подотчетен Верховному Совету СССР, но сохраняет свои полномочия даже после его роспуска, до избрания нового Верховного Совета для его созыва.

Исполнительная власть в СССР в соответствии со статьями 56 и 64 Основного закона принадлежит непосредственно Правительству СССР в лице Совета Народных Комиссаров СССР, которое образуется Верховным Советом СССР. Этот орган имеет высшие исполнительные полномочия, как, например, руководство отраслями государственного управления (ст. 72), непосредственно осуществляет исполнение Конституции на всей территории государства. Правительство возглавляет Председатель Совета Народных СССР. СНК СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен. Его важнейшие функции включают осуществление общего руководства в области сношений с иностранными государствами, объединение и направление работы общесоюзных и союзно-республиканских Народных комиссариатов СССР и др. Его постановления и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории СССР. Правительство имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров Союзных республик и отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров СССР. Общесоюзные Народные Комиссариаты могут заниматься как непосредственным управлением определенной отраслью народного хозяйства, так и передавать часть полномочий назначаемым ими органам.

Все Народные Комиссариаты СССР являются общесоюзными или союзно-республиканскими. Исходя из ст. 79 Конституции, высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союзной республики является Совет Народных Комиссаров Союзной республики во главе с председателем. Этот орган ответственен и подотчетен Верховному Совету Союзной республики. СНК республики издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР, проверяет их реализацию. Непосредственное руководство отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Союзной республики, осуществляют Народные Комиссары Союзной республики, которые издают приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и Союзной республики. Народные Комиссариаты Союзной республики являются союзно-республиканскими или республиканскими. Первая группа имеет двойное подчинение, а вторая в своей деятельности непосредственно подчинена СНК Союзной республики.

На уровне Автономной республики ее Верховный Совет образует Совет Народных Комиссаров АССР.

Органами исполнительной власти краевого, областного и более низкого уровня являются Советы депутатов трудящихся, которые избираются населением этих административно-территориальных единиц сроком на 2 года. Они руководят деятельностью подчиненных органов управления, обеспечивают охрану порядка, соблюдение законов и прав граждан, устанавливают местный бюджет и др. Непосредственно исполнительные и распорядительные функции осуществляют избираемые Советами депутатов трудящихся соответствующего уровня исполнительные комитеты во главе с председателем. В небольших поселениях исполнительными и распорядительными функциями обладают председатель и секретарь.

Таким образом, система исполнительных органов имеет разветвленную и относительно четко прописанную структуру. При отсутствии необходимости осуществлять законодательные полномочия, многие органы приобрели эффективность в своей деятельности, став более оперативными. См.: Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987. С. 158-159

Для успешной реализации своих полномочий органы государственной власти должны опираться на систему правосудия и соответствующие организации по надзору за исполнением законов и соблюдением правовых принципов.

В соответствии со ст. 104 Конституции 1936 г., высшим судебным органом является Верховный Суд СССР, который, как и специальные суды, избирается Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Он является контрольной инстанцией и осуществляет надзор за деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик.

Верховные Суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик, автономных областей и окружные суды избираются Советами соответствующего уровня на 5 лет. Народные судьи избираются гражданами соответствующего района прямым тайным голосованием на срок в 3 года.

Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме предусмотренных законом случаев, а разбирательство дел является открытым, с предоставлением обвиняемому права на защиту. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области. Правосудие гарантируется принципом независимости судей и их подчиненности только закону, что закреплено в ст. 112. Законодательством о судоустройстве и судопроизводстве ведают высшие органы власти и государственного управления СССР. Согласно ст. 52, депутат Верховного Совета СССР подлежит привлечению к суду только в особом порядке.

Прокуратура СССР осуществляет высший надзор за исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР. Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР на 7 лет. Он в свою очередь назначает республиканских, краевых, областных прокуроров и прокуроров автономных республик и автономных областей на 5 лет; утверждает в должности назначаемых прокурорами союзных республик республиканских, краевых и областных прокуроров. В осуществлении своих функций органы прокуратуры подчиняются только Прокурору СССР.

Исходя из ст. 127, гражданин СССР может быть подвергнут аресту только по постановлению суда или с санкции прокурора. Это положение укрепило принцип неприкосновенности личности и законности, давая гражданам уверенность в своей защищенности от чиновничьего произвола.

Органы власти в СССР с 1924 по 1991 годы

Добрый день, дорогие друзья!

В этом посте мы поговорим об одной из самых сложных тем в истории России — органах власти в СССР с 1924 по 1991 годы. Тема эта вызывает не просто трудности у абитуриентов, а порой ступор, так как если структура органов власти царской России хоть как-то понятна, то с СССР наступает какая-то неразбериха.

Оно и понятно, советская история сама по себе во много раз сложнее для абитуриентов, чем вся предшествующая история России вместе взятая. Однако с помощью этой статьи об органах власти в СССР вы сможете разобраться этой темой раз и навсегда!

Начнем с основ. Всего есть три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть — принимает законы, которые регулируют жизнь в государстве. Исполнительная власть — эти самые законы исполняет. Судебная власть — судит людей и следит за правовой системой в целом. Более подробно смотрите мою статью .

Так вот, мы сейчас с Вами разберем органы власти, которые были в СССР — Союзе Советских Социалистических Республик, который образовался, как Вы помните, в 1922 году. Но сначала !

Органы власти в СССР по Конституции 1924 года.

Итак, первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Согласно ей, вот такие были органы власти в СССР:

Вся законодательная власть принадлежала Съезду Советов СССР, именно этот орган власти принимал все законы, обязательные для всех союзных республик, которых первоначально было 4 — УССР, ЗССР, БССР и РСФСР. Однако Съезд собирался всего раз в год! Поэтому между съездами его функции выполнял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) . Он же объявлял созыв Съезда Советов СССР.

Однако и сессии ЦИКа прерывались (было всего 3 сессии в год!) — отдыхать-то надо же! Поэтому между сессиями ЦИКа действовал Президиум ЦИКа. Согласно Конституции 1924 года, Президиум Центрального Исполнительного Комитета является высшим законодательным исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик. Однако за свои действия он был ответственен перед ЦИКом. Президиум ЦИКа все поступающие на его рассмотрения законопроекты, направлял их двум палатам ЦИКа: Союзному Совету и Совету Национальностей.

Однако не вся испольнительная власть принадлежала исключительно Президиуму ЦИКа! Центральный испольнительный комитет утверждад СНК — Совет народных комиссаров. По-другому он фигурирует в тестах ЕГЭ как Совнарком! СНК состоял из народных комиссариатов. Ими руководили народные комиссары, коих изначально было десять:

народный комиссар по иностранным делам; народный комиссар по военным и морским делам; народный комиссар внешней торговли; народный комиссар путей сообщения; народный комиссар почт и телеграфов; народный комиссар рабоче-крестьянской инспекции; председателя Высшего Совета Народного Хозяйства; народный комиссар труда; народный комиссар продовольствия; народный комиссар финансов.

Кто конкретно занимал все эти должности — в конце статьи! Фактически СНК — это Правительство СССР, которые должно было также исполнять законы, принимаемые ЦИКом и Съездом Советов СССР. При СНК было образовано ОГПУ — Объединенное Государственное Политическое Управление, которое заменило ВЧК — Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию («чекистов»).

Судебную власть осуществлял Верховный Суд СССР, который формировал также Съезд Советов СССР.

Как видите ничего сложного. Однако стоить добавить, что у каждого этого органа власти был свой Председатель, который его курировал (возглавлял), у него были свои заместители. Более того, Союзный Совет и Совет национальностей имели свои Президиумы, которые функционировали между их сессиями. Само собой был и Председатель Президиума Союзного Совета Председатель Президиума Совета Национальностей!

Органы власти в СССР по Конституции 1936 года.

Как видно из схемы, структура органов власти в СССР стала намного проще. Однако есть одна ремарка: до 1946 года продолжал существовать СНК (Совнарком) вместе с наркоматами. Кроме этого был образован НКВД — народный комиссариат внутренних дел, в состав которого вошли ОГПУ и ГУГБ — государственное управление государственной безопасности.

Понятно, что функции органов власти были те же. Просто изменилась структура: ЦИКа уже не было, а Совет Союза и Совет национальностей вошли в состав Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР — это переименнованный Съезд Советов СССР, он созывался теперь 2 раза в год. Между съездами Верховного Совета СССР его функции исполнял Президиум.

Верховный Совет СССР утверждал Совет Министров СССР (До 1946 г. был СНК) — правительство СССР, и Верховный Суд СССР.

И у Вас может возникнуть закономерный вопрос: «А кто же был главой государства СССР?». Формально СССР управлялся коллективно - Верховным Советом СССР и его Президиумом. На деле же в этот период тот кто занимал пост Председателя СНК и был главой партии ВКП (б) и являлся главой СССР. К слову, таких человека было всего три: В.И. Ленин, И.В. Сталин и Н.С. Хрущев. Во все остальные времена, пост главы партии и главы правительства (Председателя Совета Министров СССР) были разделены. Более подробную информацию о Председателях СНК (а с 1946 года — Совета Министров), вы сможете найти в конце этой статьи 🙂

Органы власти в СССР с 1957 года.

В 1957 году, действовала Конституция 1936 года. Однако Никита Сергеевич Хрущев провел реформу государственного управления, в ходе которой отраслевые Министерства были ликвидированы и заменены на территориальные Совнархозы в целях децентрализации управления промышленностью:

Кстати более подробную информацию о деятельности Хрущева можно посмотреть .

Органы власти в СССР с 1988 по 1991 годы.

Думаю, ничего сложного нет с тем, чтобы разобраться в этой схемке. В связи с реформой государственного управления при М.С, Горбачеве, Президиум Верховного Совета СССР был ликвидирован, а вместо него был создан избираемый народом Совет народных депутатов !

Вот так изменялась структура органов власти в СССР с 1922 по 1991 годы. Надеюсь, Вы понимаете, что СССР был федративным государством и все рассмотренные орагны власти дублировались на республиканском уровне. Если, что, задавайте вопросы в комментариях! Чтобы не пропустить новые материалы, !

Людям, купившим мой видеокурс «История России. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов» , 28 апреля 2014 года вышлю 3 дополнительных видеоурока по этой теме, плюс таблицу всех должностей в СССР и героев Великой Отечественной войны, командующих фронтами и прочие полезности.

Ну и как обещал — таблица всех глав председателей СНК:

Глава правительства В должности Партия
Председатели Совета Народных Комиссаров СССР
1 Владимир Ильич Ленин 6 июля 1923 21 января 1924 РКП(б)
2 Алексей Иванович Рыков 2 февраля 1924 19 декабря 1930 РКП(б) / ВКП(б)
3 Вячеслав Михайлович Молотов 19 декабря 1930 6 мая 1941 ВКП(б)
4 Иосиф Виссарионович Сталин 6 мая 1941 15 марта 1946 ВКП(б)
Председатели Совета Министров СССР
4 Иосиф Виссарионович Сталин 15 марта 1946 5 марта 1953 ВКП(б) /
КПСС
5 Георгий Максимилианович Маленков 5 марта 1953 8 февраля 1955 КПСС
6 Николай Александрович Булганин 8 февраля 1955 27 марта 1958 КПСС
7 Никита Сергеевич Хрущёв 27 марта 1958 14 октября 1964 КПСС
8 Алексей Николаевич Косыгин 15 октября 1964 23 октября 1980 КПСС
9 Николай Александрович Тихонов 23 октября 1980 27 сентября 1985 КПСС
10 Николай Иванович Рыжков 27 сентября 1985 19 января 1991 КПСС
Премьер-министры СССР (руководители Кабинета Министров СССР)
11 Валентин Сергеевич Павлов 19 января 1991 22 августа 1991 КПСС
Руководители Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР
12 Иван Степанович Силаев 6 сентября 1991 20 сентября 1991 КПСС
Председатели Межреспубликанского экономического комитета СССР
12 Иван Степанович Силаев 20 сентября 1991 14 ноября 1991 КПСС
Председатели Межгосударственного экономического комитета СССР - Премьер-министры Экономического сообщества
12 Иван Степанович Силаев 14 ноября 1991 26 декабря 1991 без партии

С уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков

СССР. ГРАНИЦЫ. ОРГАНЫ ВЛАСТИ. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО

Каждый год 30 декабря, перед самым Новым годом, советские люди отмечали ещё один праздник - День образования СССР. Это «первое в истории социалистическое общенародное государство» в период своего расцвета, в 60-80-х гг. XX в., было крупнейшим по территории на земном шаре, омывалось 12 морями трёх океанов и занимало почти 1/6 часть обитаемой суши. Советский Союз граничил на западе с Норвегией, Финляндией, Польской Народной Республикой, Чехословацкой Советской Социалистической Республикой, Венгерской Народной Республикой и Социалистической Республикой Румынии, на юге - с Турцией, Ираном, Афганистаном, Китайской Народной Республикой, Монгольской Народной Республикой и Корейской Народной Демократической Республикой. В него входило 15 союзных республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР и Эстонская ССР. В их составе было 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных округов, 128 краёв и областей. Население - около 250 млн человек - составляли более 100 наций и народностей. Пятимиллионные Вооружённые Силы этой сверхдержавы имели самое современное и мощное по тем временам оружие.
В чём же была историческая необходимость рождения этого колосса и его скорой (по историческим меркам) гибели?

Идея создания советского государства

Союз Советских Социалистических Республик возник на развалинах бывшей Российской империи. В 1917 г. идея российского государства вместе с русской монархией, а вслед за тем и русская армия, прекратили своё существование. Вот что пишет по этому поводу А. И. Деникин в «Очерках русской смуты»: «Неизбежный исторический процесс, завершившийся Февральской революцией, привел к крушению русской государственности. Но, если философы, историки, социологи, изучая течение русской жизни, могли предвидеть грядущие потрясения, никто не ожидал, что народная стихия с такой легкостью и быстротой сметет все те устои, на которых покоилась жизнь: верховную власть и правящие классы - без всякой борьбы ушедшие в сторону; интеллигенцию - одаренную, но слабую, беспочвенную, безвольную, вначале среди беспощадной борьбы сопротивлявшуюся одними словами, потом покорно подставившую шею под нож победителей; наконец, сильную, с огромным историческим прошлым десятимиллионную армию, развалившуюся в течение трех-четырех месяцев».
Новорожденная российская демократия в тех условиях была обречена - возникла необходимость военной диктатуры на основе новой государственной идеи. Таких идей оказалось сразу две: «единая и неделимая Россия» и «диктатура пролетариата». Но победить могла только одна.
Большевики ставили во главу угла не территорию, а власть, основанную на идеологии и военной силе. Там, где нельзя было применить силу, они (скрепя сердце) жертвовали территорией, чтобы сохранить власть. В начале 1918 г. Советы вынуждены по Брест-Литовскому договору с Германией и её союзниками смириться с оккупацией Финляндии, Украины, Крыма, Прибалтийского края (Эстония, Лифляндия и Курляндия), Литвы, Белоруссии и большей части Псковской губернии, Польши, Грузии. (Турция должна была занять города Батум, Карс и Ардаган, что вызвало отделение Армении и Азербайджана.) При этом потеряны выходы к Балтийскому и Чёрному морю. Румыния (уже без всякого договора) оккупировала Бессарабию... Но уже во время ведения переговоров специальными декретами были созданы ВЧК (20 декабря 1917 г.), Красный Флот (11 февраля), начала своё победоносное существование Красная Армия - 15 января 1918 г. Именно её штыки с этого дня перекраивали политическую карту и вписывали новые страницы в историю Европы и Азии.
Деникин, со своей точки зрения, видел «основной порочный недуг советской власти» в том, что «эта власть не была национальной ». Однако в этом как раз заключалось её большое преимущество: она призывала под свои знамёна всех трудящихся - независимо от национальности и религии. Россия была многонациональной страной, и создать национальное государство - по примеру Польши, Финляндии, Эстонии, Латвии и Литвы - на всей её территории не было никакой возможности. Тем более Россия не могла быть «единой» в прежних границах, поскольку сами эти страны, ставшие под опекой Германии «независимыми», уже не захотели бы войти в состав новой империи. Поэтому белая идея (и белая армия) победить не могла. Очень точно и ёмко сказал по этому поводу руководитель «Союза защиты Родины и Свободы» небезызвестный Борис Савинков: «Армии Колчака и Деникина не дали результатов потому, что “доблестные” генералы не уразумели того, что идею нельзя победить штыками, что идее нужно противопоставить тоже идею, и идею, не вычитанную из книг и не взращенную на традициях Карамзина, а живую, жизненную, понятную каждому безграмотному солдату и близкую его сердцу».

Образование СССР

Идея «диктатуры пролетариата» была неразрывно связана с идеей «мировой революции» и «мировой советской социалистической республики». В то время это казалось вполне реальным. Тем более что сама реальность выглядела достаточно фантастично. Так, Октябрьская революция произошла в Петрограде в ночь с 7 на 8 ноября 1917 г. В тот же день (ночь) возникла Российская Советская Социалистическая Федеративная Республика - РСФСР - со столицей в Москве . Вскоре (с помощью Красной Армии) образовались самостоятельные советские республики на Украине, в Эстонии, Латвии, Белоруссии, Литве, Армении, Грузии, Азербайджане, а также в Бухаре, Хорезме и Туве. Ленин и большевики не только фантазировали, они глубоко верили в свои идеи. Лидер III Интернационала Зиновьев позже отмечал (политический отчёт ЦК XIII съезду партии, 1924 г.): «Было время, когда в момент Брестского мира даже Владимир Ильич считал, что вопрос о победе пролетарской революции в целом ряде передовых стран Европы есть вопрос двух-трех месяцев. Было время, когда у нас в ЦК все часами считали развитие событий в Германии и Австрии... Мы считали тогда - раз мы возьмем власть, этим самым завтра развяжем руки революциям в других странах».
Во время Гражданской войны границы РСФСР менялись чуть ли не каждый день - граница шла по линии фронта. Но идея поистине не имела границ: «Даёшь Варшаву! Даёшь Берлин!» Большевики делали всё, чтобы, говоря словами Маяковского, «в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитьем»... Когда на подступах к Варшаве маршал Пилсудский разбил Красную Армию, 18 марта 1921 г. был заключён Рижский мирный договор, по которому Западная Украина и Западная Белоруссия отошли к Польше. На остальной части Украины и Белоруссии в декабре 1922 г. съезды Советов приняли решение о союзе с РСФСР. К ним присоединилась и Закавказская СФСР, которая в марте того же года по инициативе центра объединила измотанные внутренними конфликтами, войной и интервенцией Грузию, Армению и Азербайджан. (Процессу объединения способствовал тот факт, что ещё в 1919 г. VIII съезд партии проголосовал за прямую связь национальных коммунистических организаций с ЦК большевиков. Кроме того, будущие союзные республики были связаны с РСФСР сложной системой двусторонних договоров.)
30 декабря в Большом театре в Москве открылся съезд Советов всех четырёх республик - I съезд Советов СССР. Съезд принял союзный Договор и избрал высший орган власти - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, работавший между съездами (с 1936 г. - Верховный Совет СССР). Значительную часть своих полномочий республики передали союзным органам. Международное представительство, пересмотр границ, оборона, внутренняя безопасность, внешняя торговля, транспорт, связь, планирование, бюджет, деньги, кредиты отныне находились в ведении Союза. По договору каждая союзная республика (в отличие от автономной) имела право свободного выхода из Союза. Однако, как говорил Ленин, «признание права на развод не исключает агитации в том или ином случае против развода».

«От тайги до британских морей...»

В СССР создавалась «новая историческая общность людей» - советский народ. Национальная («белая») идея повсеместно подавлялась - по древнему принципу: «разделяй и властвуй». С 1923 по 1929 гг. вместо губерний были введены края и области, а вместо волостей и уездов - районы. Области постепенно дробились - так легче было управлять. Дробились и республики, созданные на национальной или религиозной основе. Так из Туркестанской АССР возникли Узбекская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР, Кара-Киргизская АССР и Каракалпакский автономный округ. В 1923 г. в состав СССР вошли Хорезмская Народная Советская Республика и Бухарская НСР, образовавшиеся в феврале 1920 г. на территории Хивинского ханства и Бухарского эмирата. Но не прошло и года, как Хорезмская ССР была разделена на три области (в Узбекской ССР, Туркменской ССР и Каракалпакском АО), а Бухарская ССР вошла в состав Узбекской. ЗСФСР существовала сравнительно недолго и также была разделена - в 1936 г. образовались Азербайджанская ССР, Армянская ССР и Грузинская ССР. В том же году автономные Казахская и Киргизская республики получили статус союзных.
Советский Союз возник и развивался в эпоху войн и революций как воплощение идеи. Её нужно было передать всем народам и будущим поколениям. Вот что сказано о значении образования СССР в «Детской энциклопедии», изданной в начале 60-х гг.: «Основанный В. И. Лениным равноправный союз равноправных народов указывает самый справедливый путь разрешения национального вопроса, уничтожения неравноправия наций и народов, путь объединения народов в единую братскую семью для построения коммунизма». (Это типичный пример советской пропаганды, которая действительно представляла собой огромную силу.) Рядом помещена документальная фотография многотысячной демонстрации: «Трудящиеся Риги требуют присоединить Латвию к Советскому Союзу (1940)».
В сентябре 1939 г., с началом Второй мировой войны, Красная Армия вошла в Западную Украину и Западную Белоруссию - они были присоединены к Украинской и Белорусской ССР. В результате советско-финской войны в марте 1940 г. образована Карело-Финская ССР, включившая Карельскую АССР и часть территорий Финляндии. В июне были заняты Бессарабия, Северная Буковина и Прибалтика - Литва, Латвия, Эстония вошли в состав СССР в качестве союзных республик; образована Молдавская ССР - из Молдавской АССР (в составе УССР) и Бессарабии, а Украине возвращена Черновицкая область (Северная Буковина). В 1945 г. по решению Съезда народных депутатов Закарпатья в состав Украинской ССР была включена Закарпатская Украина, ещё в XI в. отторгнутая Венгрией от Киевской Руси. В апреле 1945 г. войска 3-го Белорусского фронта взяли город-крепость Кёнигсберг в Восточной Пруссии и при активном участии Балтийского флота заняли порт Пиллау (Балтийск) - опорный пункт Германии на Земландском полуострове. Решением Потсдамской конференции глав союзных держав эти земли отошли к СССР. Так в РСФСР была образована Калининградская область.
В то же время Советский Союз расширил свои владения не только в Европе, но и в Азии. На правах автономного округа в 1944 г. в Красноярский край РСФСР вошла Тувинская народная республика (с 1961 г. - АССР). После капитуляции Японии СССР были возвращены остров Сахалин и Курильские острова, потерянные в ходе русско-японской войны в 1905 г.

Политический строй СССР

Органы государственной власти Страны Советов имели довольно сложную структуру. Вся власть должна была принадлежать народу - это право должно было осуществляться через Советы. Высшим органом был Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. От этой вершины вниз расходилась пирамида республиканских, окружных, краевых, областных, районных Советов - вплоть до посёлков и районов города. Верховный Совет избирал Президиум, работавший между сессиями, а также избирал Верховный суд и создавал правительство - Совет Министров. В то же время «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» - по идее - должна была быть коммунистическая партия. Многомиллионный советский народ действительно в это верил. А те, кто не верил, либо молчали, либо имели дело с другими «органами». Недаром самыми «популярными» органами советской власти были ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ. Но и они были только исполнителями. Кому же принадлежала реальная власть?
Вот как это было вначале. Профессор Питирим Сорокин, свидетель революции и Гражданской войны, изгнанный из России и ставший впоследствии президентом Американской социологической ассоциации, писал в 1922 г. по поводу «диктатуры пролетариата»: «В стране, где пролетариат составлял не больше 3-4% населения, такая диктатура, если бы она и была осуществлена, могла бы быть только тиранией пролетарского меньшинства над большинством. Фактически и этого не было. В 1917-1918 гг. мы имели власть, составленную из лиц никогда не работавших на заводе или в поле, вышедших из среды буржуазных классов (Ленин, Троцкий, Зиновьев, Красин, Чичерин, Луначарский, Менжинский и т. д.), но опиравшихся на стихийное движение значительной части армии, крестьян и рабочих. Став во главе движения, мастерски используя усталость от войны, недовольство от ухудшения материальных условий, желание отобрать помещичьи земли, - они были вынесены наверх этими массами... К началу 1919 г. уже произошел отлив масс от власти, начались рабочие и крестьянские восстания. Диктаторы, вместо удовлетворения массовых желаний, перешли к необузданному усмирению... Начался террор. Наивны те люди, которые думают, что он был направлен только против буржуазных классов. С полной готовностью нести ответственность за свои слова, я утверждаю, что он не в меньшей, если не в большей степени пал на рабочих и крестьян. Так как большинство Советов, избранных в 1918 г. трудящимися, оказалось антибольшевистским (в отличие от 1917 г.), то эти Советы были разогнаны, избранные депутаты арестованы. Рабочие собрания и митинги, проникнутые оппозиционными настроениями к правительству, закрывались, не допускались, а наиболее видные члены их арестовывались. То же произошло и с крестьянскими съездами.
Вслед за арестами пришла и полоса расстрелов, индивидуальных и массовых. Последние приняли форму настоящей войны с деревней. Села и поселки громились, сжигались артиллерией, а вслед за “завоеванием” их наступала массовая экзекуция - расстрел “зачинщиков” в форме убийства одного из каждого десятка лиц. Я утверждаю: огромное большинство из тех сотен тысяч, которые были расстреляны властью, состояло из рабочих и крестьян. Позже все это вылилось в форму грандиозной гражданской войны, множества фронтов, составленных восставшими массами, и необъятного количества рабочих, крестьянских и матросских восстаний, говорящих весьма ярко о характере этой мнимой “диктатуры пролетариата”. С 1919 г. власть фактически перестала быть властью трудящихся масс и стала простой тиранией, состоящей из беспринципных интеллигентов, деклассированных рабочих, уголовных преступников и разнородных авантюристов».
Питирим Сорокин видел в политическом строе Страны Советов явные черты сходства с государством ордена иезуитов в Южной Америке. И сходство это не случайно: основные принципы ордена - строгая централизация, повиновение младших старшим, абсолютный авторитет главы ордена и взаимный шпионаж внутри организации. Именно от иезуитов берут начало выражения: «кто не с нами - тот против нас» и «цель оправдывает средства». Подобную характеристику советского строя дал и директор боннского Института по изучению советской современности М. С. Восленский, до эмиграции много лет сотрудничавший с аппаратом ЦК КПСС. В своей книге «Номенклатура» он подробно анализирует процесс зарождения и развития в СССР нового правящего класса, а также исторический смысл этого процесса: «Первым этапом было создание в недрах старого русского общества деклассированной организации профессиональных революционеров - зародыша “нового класса” . Вторым этапом был приход этой организации к власти в результате Октябрьской революции и возникновение двух правящих слоев: высшего - ленинского, состоявшего из профессиональных революционеров, и находившейся под ним сталинской номенклатуры. Третьим этапом была ликвидация ленинской гвардии сталинской номенклатурой». Таким образом коммунисты по убеждению сменились коммунистами по названию .
Далее Восленский пишет: «Было бы неверно считать различие незначительным. Именно по этой грани, не по возрасту или партийному стажу, пролег в конечном счете рубеж между уничтожавшими и уничтожаемыми... С неизбежностью отбрасывались с пути и в жестокой борьбе погибали те, кто еще верил в правоту марксизма и в построение коммунистического общества. Такая вера была роковой слабостью в схватке за места в новом классе. Это понятно: успешно строить классовое господство, думая, что строишь бесклассовое общество, так же невозможно, как успешно заниматься планированием семьи, думая, что детей приносит аист.
Трехчленная схема рождения господствующего класса характерна не только для СССР. Всюду, где был установлен реальный социализм, развитие шло этим путем: аппарат подпольной (или находившейся в явной изоляции) коммунистической партии выступал в качестве зародыша нового господствующего класса, превращался после прихода к власти в организацию профессиональных правителей, быстро развивавшуюся в “новый класс”, и в результате чистки подпольщики сменялись примкнувшими к победившей партии карьеристами. Повсеместное повторение этих стадий свидетельствует о том, что мы имеем здесь дело с исторически закономерным процессом...»
Слово «номенклатура», собственно, означает - список. Такие списки, по выражению замечательного русского писателя Фазиля Искандера, «допущенных к столу» действительно составлялись и хранились в секретных сейфах на всех ступенях лестницы власти, очень напоминавшей феодальную. Самую верхнюю ступень занимал генеральный секретарь ЦК КПСС, самые нижние - секретари райкомов. Таким образом, при однопартийной системе существовало как бы две партии - внутренняя и внешняя. Люди номенклатуры пользовались (в соответствии со своим рангом) различными льготами: например, имели особняки, огромные по советским меркам квартиры, государственные дачи. (В конце 70-х на строительстве особняка председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина на Воробьёвском шоссе долго висел транспарант: «Береги народное добро!») Для них существовали специальные столовые и магазины (где цены были символические), санатории, дома отдыха, а также персональные пенсии - союзного, республиканского и местного значения. Отдать такого человека под суд ни за какие преступления было невозможно, самое большее ему грозила перемена места работы... или пенсия.
Все представители номенклатуры беспрекословно подчинялись приказам сверху. Советские органы существовали лишь как ширма существующего строя, выборы проходили так, что их состав был заранее предопределён.

Во времена «развитого социализма» идея диктатуры пролетариата и построения коммунистического общества постепенно сошла на нет - в среде номенклатуры её давно заменила идея карьеры и личного обогащения. Но в условиях «гонки вооружений» и «мирного противостояния двух систем» менять официальную идеологию было пока рано. Как только стало ясно, что третьей мировой войны не будет (поскольку на Земле никто не останется в живых), правящий класс стал готовить пути изменения своего юридического и экономического положения. (Следовало ввести - страшно подумать! - частную собственность. Но в СССР частной собственности не было и быть не могло.) То есть назрела революция «сверху», в ходе которой последний Генеральный секретарь ЦК КПСС станет первым (и последним) Президентом СССР.
Прежде всего нужно похоронить отжившие идеи и найти новые, которые придут им на смену. Новые идеи, разумеется, должна поддержать «прогрессивная общественность». В годы «перестройки» последовательно проводится ряд идеологических кампаний - сначала против алкоголизма, потом против сталинизма и наконец против ленинизма, марксизма и КПСС. При этом вместе с вывесками райкомов разбиты и прошлые грехи, и прошлые (о будущем) обещания. По остроумному замечанию писателя Владимира Дашкевича, «перестройка - это борьба народа с внешней партией под руководством внутренней». Организуется чёртова дюжина новых партий - чем их больше, тем они слабее. Под флагом «гласности» и «демократии» начинается новый раздел собственности, названный «приватизацией». Здесь все преимущества имеет номенклатура, поскольку у неё в руках и средства, и реальная власть. Население нещадно обирается - его постоянно «стригут» - всеми известными и ранее не известными способами. Почти весь золотой запас страны (более 1200 т золота) вывезен за границу.
Необходимо также сбросить балласт: сворачивается огромный военно-промышленный комплекс, прекращаются отчисления в пользу «братских» коммунистических партий и союзных республик. Проводится всенародный референдум - быть или не быть Советскому Союзу. Народ голосует: «Быть!» - сказывается инерция мышления. Тогда устраиваются кровавые инциденты в «горячих точках» - Вильнюсе, Риге, Тбилиси... Процесс пошёл. И наконец разработан и поставлен блестящий сценарий - ГКЧП - с помощью тяжёлой бронетехники на улицах Москвы.
В августе 1991 г. Советский Союз фактически перестал существовать. Как пишет Н. Верт в своей «Истории Советского государства», «менее чем за четыре месяца на месте прежнего СССР возникло новое и весьма неустойчивое геополитическое образование: Содружество Независимых Государств (СНГ)».

1 Ф орма правления (монархия или республика)

Форма правления - республика. Закрепляя по форме федеративное устройство, в Конституции была отражена линия на сверхцентрализацию во всех областях, концентрируя функции государственного руководства на уровне СССР. Если в последующем сначала зарубежные исследователи, а затем и отечественные ученые называли СССР "унитарной федерацией", то именно Конституция 1936 г. дает немало оснований для такого вывода.

Достаточно сказать, что в Конституции СССР были перечислены не только автономные республики и автономные области, входившие в состав союзных республик (это можно считать положительным фактором), но также и административно-территориальные единицы - края и области. К ведению Союза относилось утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик (ст. 14 п. "е"). Перевод на союзный уровень вопросов не только национально-государственного устройства, но и административно-территориальной организации республик, безусловно, усиливал начала бюрократической централизации и ограничивал самостоятельность союзных республик.

2. Какой класс (часть класса, социальная или политическая группа, сословие) находятся у власти

У власти находилась партийная элита со времени образования в 1922 г. Советского Союза, а фактически и раньше, в стране осталась одна партия - правящая ВКП(б). Причем власть партийного аппарата не сводилась к государственной власти, а наряду с нею охватывала в не меньшей мере влияние на уклад жизни в обществе, отношения между людьми, направление "своих" или подбор "угодных" людей для руководства общественными формированиями, предприятиями, учреждениями, их трудовыми коллективами, для организации творческих процессов в театре, кино, искусстве и даже для взятия под свой контроль отправления религиозных культов.

3. Политическое устройство государства. Глава государства, его полномочия

Возникшее противостояние между Хрущевым и Берия привело к аресту последнего 26 июня 1953 г. Организацию ареста возглавил Жуков. Вместе с Берия арестовали шесть руководителей МВД--МГБ. 23 декабря их всех расстреляли.

Убрав Берия, Хрущев приобрел руководящее положение в партийной верхушке. Для укрепления своих позиций он добился ликвидации Бюро Президиума ЦК, где преобладали сторонники сталинского режима. Остался сам Президиум, в котором у Хрущева было больше сторонников. Кроме того, он предложил учредить пост Первого секретаря ЦК КПСС, и 13 сентября 1953 г. Пленум ЦК избрал Первым секретарем ЦК Хрущева.

4. Законодательные органы (структура, способ сформирования, полномочия)

Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР.

Верховный Совет СССР осуществлял все права, присвоенные Союзу Советских Социалистических Республик согласно статье 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов СССР; Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и Министерств СССР. (в

Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР.

Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.

Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 32 депутата от каждой Союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа.

Верховный Совет СССР избирался сроком на четыре года.

Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей равноправны.

Совету Союза и Совету Национальностей в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива.

5. Исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность)

Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР.

Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Совет Министров СССР:

  • а) объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских Министерств СССР, Государственных комитетов Совета Министров СССР и других подведомственных ему учреждений;
  • б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы;
  • в) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;
  • г) осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами;
  • д) определяет ежегодные контингента граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу, руководит общим строительством вооруженных сил страны;
  • е) образует Государственные комитеты СССР, а также, в случае необходимости, - специальные Комитеты и Главные Управления при Совете Министров СССР по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства.
  • 6. Судебные органы

Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом.

7. Соотношение прав и законов исполнительной и судебной властей

Несомненно, на протяжении всего периода исполнительная власть имела преимущество над судебной сластью. Исполнительная власть имела право на издание различного рода подзаконных нормативных правовых актов обязательных для судебной власти и зачастую они применялись подменяя собой законы. Не о какой объективности суда не может идти речь если в судебные дела осуществляется постоянное вмешательство со стороны исполнительной власти.

  • 8. Права граждан (подданных)
  • а) Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов)

Формально было установлено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменила ограничения по участию в выборах отдельных категорий лиц по классовому или социальному признакам, отказалась от непрямых выборов в Советы и заменила их прямыми. Вместо открытых выборов на собраниях по производственно-территориальному принципу вводилось тайное голосование по территориальному принципу.

б) Политические права и свободы

Были предусмотрены ряд политических прав и свобод - слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в общественные организации (правда, оговорив, что они используются в соответствии с интересами трудящихся, в целях укрепления социалистического строя, развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс).

в) Личные права и свободы

В Конституции провозглашались такие права граждан, как право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, право на образование.

Конституция закрепляла социальное и политическое равноправие граждан, а также равноправие женщины и мужчины.

9. Основные политические партии и движения (краткая

характеристика программ, методов их реализации, влияния на раз личные социальные группы, слои)

В Конституции 1936 г. был сделан первый шаг к оформлению однопартийной системы в стране. В ст. 126, говорившей о праве на объединение в общественные организации, предусматривалось: "наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных". Таким образом, и отражалось фактическое положение, и провозглашалось официальное, теперь уже конституционное право ВКП(б) направлять - в качестве "руководящего ядра" - деятельность государственных органов и общественных объединений.

10. Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития

Итак, в период с 1956 -1964, общественно-политическая система СССР сделала значительные шаги на пути превращения из тоталитарной в авторитарную. Ушли в прошлое массовые политические репрессии, сопровождавшиеся ранее физическим устранением действительных и мнимых противников режима. Несколько отрегулировались правовые основы деятельности властных структур. Был смягчи партий но-государственный контроль над всеми сторонами жизни и деятельности граждан укреплены и расширены права граждан на труд и отдых, жилье, образование, медицинское обслуживание. Появилась возможность в завуалированной форме -- через осуждение преступлений времен "культа личности" -- критиковать наиболее одиозные проявления всевластия Системы.

Произошел сдвиг в общественном сознании на всех его уровнях -- социально-психологическом, нравственном и идеологическом. Правда, сдвиг этот больше всего наблюдался среди интеллигенции, в первую очередь творческой. Именно в ней прежде всего появились люди, которые преисполнились надежды сделать общество более демократическим и либеральным, подлинно правовым. Эту наиболее инициативную и способную к интеллектуальному и деятельному прорыву сквозь частокол догматизма часть поколения того времени стали называть "детьми XX съезда" или "шестидесятниками". Они пронесли понимание необходимости реформировать общество через все последующие годы.