Зимние птицы южного урала. Зимующие птицы урала

Елена Дегтярева
Проект «Перелетные птицы Урала»

Управление образования Администрации г. Екатеринбурга

Отдел образования администрации Орджоникидзевского района

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 134

Тема проекта : «Перелетные птицы Урала »

г. Екатеринбург, 2013

Проект «Перелетные птицы Урала »

Актуальность проекта : В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края . Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц . Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах . Мы решили реализовать проект «Перелетные птицы Урала » ! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края . В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребенка Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. По плану перспективного планирования в старшей группе -тематическая неделя по теме «Перелётные птицы » .

Вид проекта : исследовательско -, познавательный.

Участники : дети, воспитатели, родители воспитанников старшей группы

Возраст детей :-5- 6лет.

Сроки реализации : с «21. 10.2013 по 25.10.2013г. - краткосрочный проект .

Основополагающий вопрос :Кто такие перелетные птицы ?

Проблема : Недостаточно сформировано понятие о перелетных птицах . Некомпетентные знания родителей по вопросу формирования у детей экологически-целостной личности, т. е. личности сопряженной с окружающим миром живой природы.

Цель : Собрать и предоставить в доступной форме информацию о перелетных птицах Урала . Оформить собранный материал, заполняя альбом на печатной основе «Перелетные птицы Урала .

1. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе- климатических природных изменениях, состоянии неживой природы, последовательности изменений в среде обитания и жизни растений и птиц

2. Продолжить расширять и углублять представления о птицах , как о живых существах (внешнем виде, различии и сходстве в структуре и внешнем виде привычках, подводить к пониманию зависимости их питания, привычек в поведении от изменения сезонных проявлений. Уточнять и дифференцировать представления о некоторых структурных особенностях (различии в строении клюва, лапок, цвете оперения , покрытости перьями, на ярких и близких детям примерах (жаворонок, горихвостка, пеночка, трясогуска,иволга, соловей, кукушка,утка,зяблик)

3. Развивать познавательный интерес к изменениям в окружающем мире (сезонным изменениям) . Подвести детей к пониманию взаимосвязи природных объектов и явлений.

4. Вызвать интерес к птицам , создавать эмоционально- эстетический образ птиц посредством приобщения к произведениям литературы, музыки, изобразительного искусства. Познакомить с произведениями народного фольклора, авторскими и народными сказками, поэзией, раскрывающими тему.

5. Способствовать развитию эмоциональных и эстетических способностей и индивидуальных проявлений.

6. Развивать практические умения продуктивных и творческих видах деятельности, обеспечивающих выражение освоенного (в рисунках, рассказах, играх) ; стимулировать создавать выразительные образы (пейзажи и предметные рисунки по теме, лепные работы, конструирование, проявлять собственное отношение.

7. Развивать связную речь (составлять описательные и повествовательные рассказы, обогащать словарь за счет слов, отражающих сезонные изменения.

8. Развивать познавательную деятельность : осваивать средства и способы получения и преобразования информации (кодирование символами, проведения интервью, обращение к различным источникам информации).развивать целеполагание, познавательные интересы (умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, устанавливать связи, экспериментирование.

Необходимые условия реализации проекта :

Интерес детей и родителей;

Материальное обеспечение проекта ;

Методические разработки;

Интеграция со специалистами детского сада.

Инновационность : заключается в использовании информационных компьютерных технологий (в виде игр и презентаций) . Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные технологии для нового поколения, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно расширять знания о перелетных птицах .

Взаимодействие детей и воспитателя на каждом этапе проектной деятельности .

Воспитатель Дети

Погружение в проект

Формирует проблему проекта , цель и задачи. Вводит детей в проблему, активизируя интерес к ней, «заражая» стремлением решить ее. Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне,вживаются в ситуацию, принимают. Уточняют и конкретизируют цели и задачи предстоящей деятельности.

Организация деятельности.

Создает условия для самостоятельной деятельности детей.

Предлагает и организует группы (помогает) группы детей, распределение ролей,

ответственности; планирование детской деятельности по решению задач проекта ;

предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы. Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, ответственность. Планируют свою работу и работу всех участников проекта . Выбирают формы и способы презентации полученных результатов.

Осуществление деятельности.

При косвенном участии :

При необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует;

Обогащает знания детей, повышает их эрудицию,

Репетирует с детьми презентацию,

Обсуждает. Помогает. Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя :

Выполняют свою работу в рамках выбранной роли и ответственности;

Консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и положительного подкрепления;

Добывают необходимые и недостающие знания;

Фантазируют;

Готовят презентацию.

Презентация результатов.

Обобщает полученные результаты проекта и подводит итоги . Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого ребенка, подобрав ему свою номинацию. Демонстрируют :

Понимание проблемы, цели и задачи;

Умение планировать и осуществлять работу;

Найденные способы и решение проблемы;

Взаимную оценку в деятельности;

Проблемно- деятельный этап

Образовательные области. Организация образовательной деятельности, осуществляемая в различных видах детской деятельности. Организация деятельности в режимных моментах. Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды) .

Социализация Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в лес» , «Зоопарк» .

Словесные игры : «Улетели птицы » , «Уточка» , «Кто, как поет» (ИКТ, «Какая птичка» .(ИКТ)

Игры драматизации по программным произведениям.

Экологические игры : «Где чей домик?» , «Чей нос лучше?» (ИКТ)

Дидактические игры :

«Зимующие и перелётные птицы »

«Летает, плавает, бежит»

«Откуда птица прилетела

Настольно-печатные игры :

Лото «Птицы »

Разрезные картинки,

Найди 5 отличий,

Узнай и назови 2х одинаковых птиц .

Дидактические игры :

«Кто где живёт»

«Чей клюв?»

Физическая культура. Подвижные игры на площадке.

«Летал, летал воробей»

«Сова»

«Лягушки и цапли»

«Кукушка»

Правила поведения в природе Подвижные игры на площадке.

«Зайди в свой домик»

Найди пару»

«Стая»

Познание НОД

-«Перелетные птицы- Урала »

-«Птицы Урала »

Беседы :

Какие птицы посещают деревья садов и нашего участка

О пользе птиц в природе

-птицы

- Проблемные ситуации :

Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Когда воздух можно почувствовать?

Как воздух помогает птицам летать ?

Какие птицы посещают деревья садов и нашего участка Тематическое занятие по теме : «Птицы Урала »

Наблюдение за стаями птиц-летящие клином , стаей, дугой. (ИКТ)

Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»

Изготовление «книжки-малышки «Птичьи истории»

Конструирование

«Зяблик» из бумаги на дереве?

Экспериментальная деятельность :

Пословица – Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?

Рассматривание альбома «Всё о птицах » «Красная книга»

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Целевые прогулки. Наблюдения за отлетом первых птиц-грачей , скворцов

Дидактическая игра «Кто больше? «Узнай по голосу»

Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц

Чтение познавательной литературы : «Занимательное природоведение»

Изготовление «книжки-малышки «Птичьи истории»

Наблюдение за стаями птиц-летящие клином , стаей, дугой Рассматривание энциклопедий.

Составление альбома «Птицы нашего края

Рассматривание коллекций пера и пуха птиц .

Модели признаков перелетных птиц .

Модели насекомых которыми они питаются.

Коллекции зерновых культур.

Коммуникация Составление описательных рассказов о природе, о птицах .

Придумывание детьми сказки «Если был бы я птицей… »

Беседа : Птицы , что изменилось в поведении осенью? «Почему птиц стало меньше

Составление рассказов о бережном отношении к птицам . Придумывание загадок детьми

Отгадывание загадок.

Словотворчество. совместное участие детей и родителей в литературном досуге «Птичья викторина» Рассматривание альбома «Перелетные птицы » , открытки, фотографии, иллюстрации.

Чтение художественной литературы Чтение стихов, рассказов, сказок о, птицах .

Т. Волжина. «Где чей дом?»

Е. Благинина. «Стрижи»

Чтение и пересказ Л . Яхнин «Дятел»

Русск. нар сказки Кукушка»

Заучивание стихотворений про птиц , для инсценировки по сказке А. Вольского «Рогатка» Пословицы и поговорки о птицах . Приметы с птицами .

Художественное творчество Конструирование

«Зяблик» из бумаги

Рисование

«Отлёт птиц »

«Птички-игрушки»

Игровая ситуация «Клён и птицы »

Составление композиции птицы - из сухих листьев .

Рисование

«Птица у моего окна » Лепка птиц по схемам

Лепка из пуха и ваты с добавлением клея, раскрашивание.

Раскрашивание силуэтов птиц в тематическом альбоме.

Музыка Прослушивание музыкальных произведений по теме, имитация движений под музыку (игра «Птицы » ). Аудиозаписи с голосами перелетных птиц .

Взаимодействие с родителями. Посещение зоопарка, краеведческого музея.

Наблюдение за птицами во время

прогулок в выходные дни.

Презентация проекта «Перелетные птицы Урала » \

В реализации проектной деятельности дети научились :

Видеть проблемы;

Задавать вопросы;

Выдвигать гипотезы;

Давать определения понятиям;

Классифицировать;

Наблюдать;

Проводить эксперимент;

Делать выводы и умозаключения;

Доказывать и защищать свои идеи.

Викарчук Анастасия

Я,Викарчук Настя, учусь во 2 классе.Тема моей работы « Зимующие птицы Урала»

Птицы... Пожалуй, нет человека, который хотя бы раз не заслушивался их пением, не наблюдал их весенние хлопоты, не провожал их полет восхищенным взглядом. Видимо, и летать люди стали во многом потому, что захотелось однажды взмыть в небо как птица! Кто они, эти наши соседи?

Цель моей работы:

изучить видовой состав зимующих птиц нашего края.

Определить по внешнему виду птиц, обитающих на Урале

Выявить возможные варианты помощи птицам зимы,

Изготовить кормушки для птиц

Заинтересовать учащихся нашего класса данной темой.

Основная часть.

Наступила зима. Стоят трескучие морозы. Зимний лес утопает в снегу. Тяжелая это пора для птиц. Где же им спрятаться от лютого холода?

Чтобы наблюдать зимой птиц, надо знать, где их искать. Искать надо там, где есть их зимний корм. .

Самым распространенным является воробей. Воробей - бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Без него городской пейзажбыл бы унылый. Он всегда и везде.

Смел и бесстрашен воробей при защите дома. Он может дать такой отпор сильному и опасному захватчику, что тот трусливо удирет от разъяренного хозяина. Смело отбивается от скворца, бывает жестоко бит, но не покоряется крупному и сильному агрессору.

В городе воробушков стало так мало. Воробьев в городе действительно поубавилось, потому, что горожане сами перестали кормить их с прежней щедростью.


Вороны способны изобретать самые настоящие инкубаторы, используя кусочки ткани, проволоки и других материалов. Многие люди считают ворону грязной, помойной птицей, но это не так! У ворон очень высокий интеллект, - они способны осознанно разговаривать с человеком, в отличие от попугаев, которые просто повторяют звуки человеческого голоса.

Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. И названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает громко кричать, свистеть.

В наших лесах можно встретить синиц нескольких видов. Самая крупная из них - большая синица. Синицы очень прожорливы, поедая за сутки столько пищи, сколько весит сам.

Клест - птица кочевая. Он никогда не покидает мест своего обитания, лишь перебирается с места на место и.Птицы выводят птенцов зимой. Питаются семенами

еловых шишек.

Снегирь во время кочевок часто появляется в садах и парках сел и городов. Обратное движение снегирей к северу происходит в марте и апреле. Вскоре после прилета пары приступают к постройке гнезд.

Поползень - такое название само гово­рит за себя: значит, кто-то ползает. Но так мо­жет сказать про эту птичку только человек ненаблюдательный. Поползень не ползает, а* бегает, притом очень ловко. Это единствен­ная птица, способная передвигаться по ство­лу вниз головой так же хорошо, как и вверх головой.

Большой пестрый дятел широко распространен в лесной зоне России, включая смешанные и лиственные леса.

Тетерева предпочитают изреженные леса, редкое мелколесье с ягодниками и сухими участками, пригодными для гнездовий. С появлением первых проталин стаи тетеревов распадаются и начинается период токования.

Много мелких зимних птиц можно наблюдать даже в городе, в парках и скверах. Тяготение к жилью особенно выражено зимой у овсянок, больших синиц, семейство вороньих, гаек, хохлаток, лазоревок.

Подкармливать можно практически любых птиц.

Мы, конечно, не спасем всех птиц, но благодаря нашей помощи, до весны доживет гораздо больше птиц. Богаче будут наши леса и парки.

Какое удовольствие для любителя природы наблюдать птиц у кормушки! Тем более, что зимой они легко идут на контакт с человеком.

Каждый день, выходя из дома, не забывайте захватить с собой маленький «гостинец» братьям нашим меньшим. Ведь они ждут

Скачать:

Предварительный просмотр:

Городская краеведческая конференция юных краеведов

« Мой первый доклад»

Реферат:

«Зимующие птицы Урала»

Викарчук Анастасия,

Ученица 2 «а» класса

МБОУ№33

Руководитель:

Гузаирова Расима

Габдрашитовна.

Челябинск- 2012

1.Введение.

2. Основная часть.

Воробей.

Вороны.

Свиристель.

Синица.

Клест.

Снегирь.

Дятел.

Поползень.

Глухарь.

Помощь зимующим птицам.

3. Вывод.

4. Литература.

Введение.

Природа будет ограждена от опасности только в том случае, если человек хоть немного полюбит ее потому, что она прекрасна, и поэтому, что он не может жить без красоты, какова ни была та форма ее, он по своей культуре интеллектуальному складу наиболее восприимчив. Ибо и это неотъемлемая часть человеческой души.

Птицы... Пожалуй, нет человека, который хотя бы раз не заслушивался их пением, не наблюдал их весенние хлопоты, не провожал их полет восхищенным взглядом. Видимо, и летать люди стали во многом потому, что захотелось однажды взмыть в небо как птица! Кто они, эти наши соседи? Какие они? Как они уживаются с нами? Какое влияние оказывают на нас?

Актуальность темы заключается в том, что птицы, - самый многочисленный среди наземных позвоночных. На нашей планете обитает около 9000 видов пернатых. Еще в древние времена некоторые виды птиц были одомашнены человеком, другие виды являются объектом охоты. За последние 400-500 лет с лица земли исчезло более 100 видов птиц, причем большая часть из них - по вине человека и его спутников – собак, кошек и крыс. Ипожалуй, самые заметные представители животного мира. Большинство пернатых ведущих дневной образ жизни, постоянно виду. А те, которые держаться скрытно и скромно окрашены, выдают себя громкой песней. Само наличие тех или иных видов птиц может говорить об отсутствии загрязнения. Воздействия на состояние растительного покрова, выбросы предприятий тем самым влияют и на их характеристики птичьего населения. В городах складываются условия для птиц, встречающихся на территории нашего города в зимний период.

Цель работы:

Изучить видовой состав зимующих птиц нашего края.

Задачи:

Определить по внешнему виду птиц, обитающих на Урал

Изучить среду обитания зимующих птиц.

Выявить возможные варианты помощи птицам, остающимся зимовать в суровых условиях уральской зимы, изготовить кормушки для птиц.

Познакомить одноклассников с выводами, сделанными по работе.

Заинтересовать учащихся нашего класса данной темой.

Основная часть.

Наступила зима. Стоят трескучие морозы. Зимний лес утопает в снегу. Тяжелая это пора для птиц. Где же им спрятаться от лютого холода?

Чтобы наблюдать зимой птиц, надо знать, где их искать. Искать надо там, где есть их зимний корм. Если знать чем зимой кормится та или иная птица, ее легче найти и наблюдать за ней, подмечая много интересного. Каждая птица отыскивает и поедает корм по-своему. Зимой такие особенности изучить легче, чем летом, так как птицы не могут спрятаться в листве деревьев.

Короткое световое время суток целиком идет на добывание пищи.

Много мелких зимних птиц можно наблюдать даже в городе, в парках и скверах. Самым распространенным является воробей.

Воробей.

Воробей - бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Без него городской пейзаж как бы подернут налетом унылости. Он всегда и везде на виду, но ни многовековое соседство, ни специальное изучение не дали до сих пор полного представления о его семейном и общественном укладе. Он совершенно не переносит пристального к себе внимания. Соседствуем давно, а что знаем об этой птице? Известно, что за сезон самка откладывает втрое и даже вчетверо больше яиц, чем требуется для продолжения рода при спокойной жизни. Действительно, жизнь в городе рядом с человеком полна непредсказуемых поворотов, опасностей. Противостоять любым неожиданностям, возможно, воробью помогает строгий семейный уклад.

Но что же тогда представляет собой шумное, чуть ли не круглогодичное с небольшими перерывами уличное токование взрослых самцов? У всех местных перелетных и оседлых птиц токование ограничено в сроках и во времени, у воробья же оно начинается в первую после зимнего солнцеворота оттепель, нарастая к весне; затухает, когда самки садятся на яйца; разгорается с новой силой после вылета птенцов. Но тут воробьихи снова становятся наседками, хотя уже не так синхронно, как в первый раз, и присмиревшие самцы ведут себя тише. А когда в июле начинается линька

Меняется наряд, успокаиваются все: не до этого. В новом же платье самцам

снова овладевает прямо-таки весеннее возбуждение, не угасающее до глухого предзимья.

Смел и бесстрашен воробей при защите дома. Он может дать такой отпор сильному и опасному захватчику чужих гнезд и убийце - стрижу, что тот трусливо удирет от разъяренного хозяина. Смело отбивается от скворца, бывает жестоко бит, но не покоряется крупному и сильному агрессору. Отчаянные драки между самими воробьями не так часты, как у птиц, защищающих гнездовую территорию, и причины их понятны только самим драчунам.

Воробьиная жизнь богата большими и маленькими событиями, которых мы не замечаем, о которых не догадываемся. Например, "дядьки", которые весной могут быть соперниками молодых самцов, летом опекают стайки молодняка. Они не наказывают никого за непослушание, они учат всех и терпеливо доводят до мгновенного исполнения команды "Тревога!" и "Отбой!". Именно в этом возрасте, пока молодые еще в детском платье, воспитывается великая воробьиная осторожность. Можно приручить того воробья, который вылупился на ладони, но слеток, прошедший короткую воробьиную школу, так и останется до конца дней своих диким. Это не чижик. Воробьи не знают, что такое смерть сородича, и безразличны к мертвому воробью. Гибель одного или нескольких на глазах у всех тоже ничему не учит. Это не вороны.

Вороны.

Вороны очень умны. Чтобы в это поверить, надо всего 20 минут понаблюдать за удивительной птицей.
Вороны способны изобретать самые настоящие инкубаторы, используя кусочки ткани, проволоки и других материалов. Многие люди считают ворону грязной, помойной птицей, но это не так! У ворон очень высокий интеллект, - они способны осознанно разговаривать с человеком, в отличие от попугаев, которые просто повторяют звуки человеческого голоса. Интересно, что собственные "языки" ворон из разных стран здорово отличаются.

У европейских народов ворона обычно считается злой черной птицей, но у инков ворона считалась символом солнца. Инки поклонялись вороне и выкладывали силуэт птицы на песке или из камня.

Городские вороны очень докучают человеку, лазая по помойкам и другим местам в поиске "вкусненького" или материалов для гнезда.
Само воронье гнездо является произведением строительного искусства. Стоит присмотреться, как в нём переплетаются ветки, проволока, бумага, ткань, и даже иногда встречается камень. В моём доме на общественном балконе стояла картонная коробка, в которой поселилась серая московская ворона. Она начала стаскивать туда разный полезный, по ее мнению, хлам. Притащила газету, которую бросила на дно, натащила веток и разного мусора. Было очень интересно наблюдать за обустройством жилища, но люди (очевидно из-за предрассудков) скинули это гнездо вниз...

Свиристель.

Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным хохолком на голове и черным пятнышком на горле. И названа она так потому, что слово «свиристеть» на старорусском языке означает громко кричать, свистеть. Вот сидит эта поистине дивная пташка на ветке и щебечет, а потом нежданно-негаданно как свистнет!.. Но не от испуга, нет. Бояться ей совсем неко го, привыкла она к людям, подпускает их со всем близко, разрешает полюбоваться собой.
В начале весны вьют свиристели очень мощное гнездо, причем дно его выстилают исключительно перьями, а не жесткими ветка ми. Здесь самочка будет терпеливо высижи вать будущих птенцов, а самец бережно кор мить их. Питаются эти птицы плодами рябины, шиповника, барбариса, зачастую полностью снимая урожай с этих кустарников.
Прилетают к нам свиристели из холодных краев, едва ли не из царства вечной мерзлоты, владений Снежной Королевы - из Лапландии.
Ученые-орнитологи обнаружили это совсем недавно. До середины XX века появление этих птиц считалось дурным предзнаменованием. Но теперь-то, увидя крупную птицу с длинным золотым хвостом и алым хохолком на голове, мы знаем, что ничего плохого встреча с этой птицей не сулит. Просто наступила осень.

Синица.

В наших лесах можно встретить синиц нескольких видов. Самая крупная из них - большая синица обитает преимущественно в лиственных лесах, садах, парках, рощах. Там же живет и другая синица - лазоревка. Название «синица» возникло, очевидно, в связи с тем, что в оперении этих птиц часть перьев имеет сине-голубую окраску. У синиц различных видов есть много общего. В основном они ведут оседлый образ жизни, лишь частично совершая кочевки на близкие расстояния. Однако синицы, живущие в северных районах тайги, к зиме перелетают в более южные места. Стайки синиц обращают на себя внимание не только в лесу, но и вблизи от человеческого жилья, когда наступившая зима заставляет их искать корм повсюду. Сильным конусовидным сплюснутым с боков клювом они проникают в трещины коры деревьев и извлекают оттуда яйца, личинки, куколок и взрослых насекомых, большинство которых относится к вредителям лесов, садов, парков. Клювом синицы легко вытаскивают также семена из-под чешуек хвойных деревьев и расклевывают различные плоды.

Некоторые синицы не боятся заглядывать в форточки домов и клевать между оконными рамами хранящиеся там продукты: масло, сало, творог. Всюду, где есть кормовые столики и кормушки, синицы посещают их. В лесу стайки синиц всю зиму кочуют совместно с корольками, пищухами, поползнями, сопровождая дятлов. Обладая сильными, толстыми ногами с крепкими пальцами и загнутыми когтями, синицы ловко прицепляются к любой ветке ели, сосны или другого дерева и, качаясь на них вниз головой или спиной, тщательно обследуют все щели в коре, углубления в пазухах листьев и другие самые скрытые убежища, извлекая из них оцепенелых от холода насекомых. Такая деятельность синиц особенно полезна потому, что они уничтожают вредителей не только летом, но и зимой, когда большинство насекомоядных птиц улетают в теплые края. Кроме того, синицы добывают насекомых из таких укрытий, которые недоступны для других более крупных, чем они, птиц (например, дятлов). Синицы очень прожорливы, поедая за сутки столько пищи, сколько весят сами. Осенью и зимой синицы некоторых видов (гренадерки, гаички и московки) заготавливают корм про запас, пряча насекомых и семена в трещины коры, щели между хвоинками.

Клест.

Клесты ведут свой род из снегирей. Тело у них плотное, большеголовое, неуклюжее. Клюв сильный, толстый, верхняя створка клюва на узком гребне закруглена, вытянута в виде удлиненного кончика, который загибается вниз крючком. Нижняя створка еще крепче верхней, она загнута дугой вверх и скрещивается с
верхней створкой либо справа, либо слева. Эта замечательная отличительная особенность клюва не позволяет спутать птицу ни с одной другой.
Клест - птица кочевая. Он никогда не покидает мест своего обитания, лишь перебирается с места на место. Странствования их определяются наличием на конкретных территориях запасов семян в хвойных лесах.
Взрослый самец-еловик ярко-красного цвета, переходящего на плечах в красно-буроватый. Уши, крылья и хвост бурые. У самок красный цвет заменен зеленовато-серым и желто-серым. Молодые самцы по первому году жизни оранжево-желтые.
Длина птицы около 17 см, размер крыла до 9,5 см, клюв приблизительно 2 см при его высоте около 1,2 см.
Живут клесты преимущественно стаями. Когда они находятся в полете, то постоянно перекликаются звонким «кле кле кле». Обычные звуки, издаваемые клестами, это «гэп гэп гип гип» или «цок цок». Едва присев на дерево, птицы умолкают. Песня клеста представляет собой щебетание с отдельными громкими свистами.
Клесты отлично лазают по деревьям. Они спокойно устраиваются в любом положении на шишках и вылущивают из них семена. Летают птицы легко и быстро. Вообще это очень жизнерадостные существа.

Снегирь.

одна из широко известных и заметных птиц лесов нашей страны, величиной значительно крупнее воробья: весит 32-34 г. Окраска оперения самца весьма красива. Верх головы, крылья и хвост черные. Задняя часть шеи и спина светло-серые. Надхвостье и подхвостье чисто-белые. Нижняя часть тела киноварно-красная. У самки красный цвет замещен буровато-серым. Распространен снегирь по всей полосе хвойных лесов таежного типа Европы и Азии, от Атлантического океана, до Тихого. На зиму значительная часть птиц откочевывает к югу, выходя далеко за пределы гнездовой области - до бассейна Амура, Забайкалья, Средней Азии, Крыма и Северной Африки. Во время кочевок часто появляется в садах и парках сел и городов. Обратное движение снегирей к северу происходит в марте и апреле. Вскоре после прилета пары приступают к постройке гнезд. Выкармливают их оба родителя. Вылетевших из гнезда птенцов взрослые продолжают некоторое время подкармливать из зоба. В лето бывает две кладки. Линька у снегирей начинается в конце июля - начале августа и заканчивается примерно к середине сентября. К этому времени молодые самцы полностью приобретают яркий наряд взрослых птиц. После окончания линьки снегири или держатся семьями, или собираются в небольшие стайки, которые сохраняются в течение всей зимы. Осенние передвижения птиц к югу начинаются в октябре. В начале зимы снегири в массе появляются в центральных областях. В это время их ярко-красные фигуры на фоне ярко-белого, только что выпавшего снега особенно хорошо оживляют пейзаж. Постепенно вся масса снегирей откочевывает далее к югу, и во вторую половину зимы они здесь не бывают видны. Снова появляются лишь перед весной при обратном продвижении к местам гнездовий. Часть снегирей остается зимовать в северных частях ареала. Однако в многоснежные и морозные зимы птицы здесь нередко гибнут. Питаются снегири преимущественно растительной пищей - семенами различных хвойных и лиственных деревьев, их почками, побегами, молодыми листьями и цветами. Птенцов выкармливают в основном также растительными кормами.

Поползень.

Поползень - такое название само гово рит за себя: значит, кто-то ползает. Но так мо жет сказать про эту птичку только человек ненаблюдательный. Поползень не ползает, а* бегает, притом очень ловко. Это единствен ная птица, способная передвигаться по ство лу вниз головой так же хорошо, как и вверх головой. Ноги у поползня сильные. Спинка го лубовато-серая, брюшко - белое с примесью рыжеватых тонов. От клюва к затылку про ходит черная полоса, а хвост словно разли нован белыми тонкими полосками. Бегая, по ползень постоянно засовывает свой длинный и острый клюв в каждую щелочку, трещинку в надежде найти семечко или зернышко. Еще любит полакомиться орехами и желудями. Буду чи запасливой птицей, он их бережно склады вает в просторном гнезде.
Гнездо поползня - это кладовая, в которой может уместиться до двух килограммов прови зии. Устроено оно в дупле и отличается тем, что вход, а нередко даже потолок и стены в нем до блеска отштукатурены размоченной слюной или же просто водой и глиной. В таком уютном домике, особенно когда «под рукой» богатые запасы пищи, нипочем и лютый мороз. Ведь сытой птице не страшны холода. В первые весенние дни появляются у счастливой пары птенчики, за которыми на протяжении месяца ухаживает за ними.

Дятел.

Большой пестрый дятел широко распространен в лесной зоне России, включая смешанные и лиственные леса. Он имеет пеструю окраску, в его оперении наблюдается сочетание белых и черных тонов, у самцов - красный затылок. Дятел - хорошо лазает по деревьям, имея для этого ряд соответствующих приспособлений. Ноги у него короткие и очень сильные, с цепкими когтями, два пальца направлены вперед, два - назад. Хвост клиновидной формы с жесткими и упругими перьями, служит опорой при лазании по стволам деревьев. Дятел ловко передвигается короткими скачками вверх и вбок по стволу, перемещаясь по спирали. При этом он все время долбит кору в поисках насекомых, их личинок и куколок. Его клюв, прямой и острый, с силой ударяет по дереву и не только разрушает кору, но и разбивает древесину, делая в ней углубление. Ноздри защищены от древесной пыли щетинками, прикрывающими носовые отверстия. В образовавшиеся в коре щели дятел засовывает длинный гибкий язык, покрытый клейкой слюной, конец которого усажен мелкими зубчиками, направленными назад. Наколов языком насекомое, он втягивает его в рот.

ивают оба родителя.

Глухарь.

Эта важная промысловая птица вместо с рябчиком и глухарем входит в состав боровой дичи.По размерам она не больше утки (масса тела в пределах 1,5 кг). Самец крупнее самки, имеет оперение черное с металлическим отливом и белыми перевязями на крыльях, над глазами - ярко-красные брови, хвост лировидный с расходящимися крайними перьями в виде двух кос (отсюда другое название птицы - косач). Самка и птенцы рыжевато-серые с темными пятнами - малозаметные среди травы на фоне лесной подстилки. Тетерева предпочитают изреженные леса, редкое мелколесье с ягодниками и сухими участками, пригодными для гнездовий. С появлением первых проталин стаи тетеревов распадаются и начинается период токования. Токуют самцы рано утром и в конце дня, чередуя звуки двух типов: бормотание и чуфырканье. Пение сопровождается особыми телодвижениями (опусканием и подниманием крыльев, распусканием хвоста, надуванием шеи, натопорщиванием оперения) и драками. Токование - период охоты на тетеревов. У них много врагов. Достаточно сказать, что в питании хищных зверей и птиц они занимают второе место после рябчиков среди боровой дичи. Человеку тетерев дает отличное мясо.

Помощь птицам зимой.

Много мелких зимних птиц можно наблюдать даже в городе, в парках и скверах. Тяготение к жилью особенно выражено зимой у овсянок, больших синиц, семейство вороньих, гаек, хохлаток, лазоревок. На стволе деревьев можно заметить пищух. На различных кустах с ягодами можно наблюдать снегирей, иногда даже свиристелей.

Но зимние наблюдения лишь около жилья скудны и однообразны. Большинство птиц здесь очень неразборчиво в пище. Например, синица большая зимой осматривает все трещины и щели в заборах и строениях, отыскивая в них пауков, насекомых и их куколок. Эта пища для них чрезвычайно характерна. Но из-за недостатка насекомых не пренебрегает и семенами. А так же всем тем, что можно отыскать в качестве пищи возле человеческого жилья.

Подкармливать можно практически любых птиц. Зимой, в городе, возле кормушки вы увидите таких лесных жителей как поползень, дятел, сойка. Поползень и дятлы питаются вместе с синицами, и нередко держатся в общих стаях.

Но не только синицы зимой нуждаются в поддержке. Много других птиц, польза от которых конечно есть, но ещё недостаточно изучена,- зимой так же существуют впроголодь. Зерноядные оседлые птицы (щеглы, овсянки) летом выкармливают птенцов насекомыми, часто, безусловно, вредными. Даже чисто лесные птицы, никогда не кормящиеся на культурных насаждениях человека, не могут считаться бесполезными. Ещё неизвестно, что было бы без этих птиц.

Зимнюю работу по прикармливанию лучше начинать с осени. Необходимо заранее наметить место, подходящее к этой цели. Место должно быть выбрано тихое, не на дороге. Например, где-нибудь в уголке сада или парка, окружённое со всех сторон деревьями (но не заметно). Конечно, очень удобно, если можно расположиться так, что бы, например, из окна дома вести наблюдения (например, в бинокль) или даже фотографировать.

Как же приступить к устройству прикормки? Лучше всего сделать несколько так называемых «кормовых столиков».

В землю «или снег» закапываются небольшие столы, на высоте 1-2 м.

Столики должны быть расположены недалеко от деревьев. Лучше всего их устроить так чтобы птицы могли, не делая большого перелёта, соскакивать с ветвей к корму. Так они быстрее привыкнут. Ежедневная, регулярная прикормка очень приучает птиц, и с каждой неделей их становится всё больше и больше. Часто появляются и не совсем желанные посетители - воробьи. Начинать подкормку лучше с осени - до выпадения снега. В это время птицы ещё не голодают, но приучаются к месту подкормки заранее. Много корма осенью давать излишне. Достаточно хотя бы один раз в день, но по возможности всегда в один и тоже час (например, рано утром), бросать на столик горсть зёрен. Начинать подкормку лучше на открытых кормовых столиках, так как на них птицы скорее заметят корм.

Вывод.

Мы, конечно, не спасем всех птиц, но благодаря нашей помощи, до весны доживет гораздо больше птиц. Богаче будут наши леса и парки.

Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне дела. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать птиц у кормушки! Тем более, что зимой они легко идут на контакт с человеком.

Можно приручить птиц брать корм прямо с рук. Помощь птицам в тяжёлую минуту, помогает воспитывать у людей доброту, душевную щедрость.

Во многих зарубежных странах подкормка птиц давно стала составной частью культуры населения.

В тяжелых условия зимы и голодной весны, беспокойство о птицах, подкормка и помощь - это не только гуманное, но и воспитательное мероприятие.

Каждый день, выходя из дома, не забывайте захватить с собой маленький «гостинец» братьям нашим меньшим. Ведь они ждут. Ждут и надеются на нас- homo sapiens, что означает «человек разумный». А если мы разумные и мать-природа наделила нас недюжинным интилектом, неужели мы дадим погибнуть маленьким созданиям, которые переборов свой страх приблизились к опасной черте – соседству с человеком. Тем самым, еще раз демонстрируя волю к жизни.

И однажды, поддавшись замечательному зову сердца, не забывайте слова великого французского писателя Антуана де Сент Экзюпери «…Мы в ответе за тех кого приручили».

Великие слова. Гениальные в своей простоте.

Мы в ответе…

Список используемой литературы.

1. Бабенко В.Г. Атлас птиц.

Москва, «Росмэн» 2005

2.Тихонов А.В. Окружающий мир.

Москва, «Росмэн» 2004

Приложение.

Зимующие птицы.

Воробей.

Ворона.

Свиристель.

Синица.

Клест.

Снегирь.

Дятел.

Поползень.

Глухарь.

Кормушка .