Учетная политика субъектов сельского хозяйства. Учетная политика сельскохозяйственного предприятия пример. Готовая учетная политика — образец для организации

Обращение документов на предприятии происходит в соответствии с утвержденным на предприятии графиком документооборота.

Под документооборотом подразумевается движение документов от момента их составления на данном предприятии или получения со стороны до сдачи в архив после обработки и систематизации.

В графике документооборота указываются сроки составления, представления, также порядок обработки первичных документов, регистрации и группировки учетных данных с указанием ответственных лиц. График документооборота составляется главным бухгалтером сельскохозяйственного предприятия и после утверждения руководителем становится обязательным для исполнения.

Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм, а документы, формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты:

Наименование документа;

Дату составления документа;

Наименование организации;

Наименования должностей и подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.

Унифицированные формы утверждены по следующим разделам учета:

По учету сельскохозяйственной продукции и сырья;

По учету труда и его оплаты;

По учету материалов, основных средств и нематериальных активов;

По учету работ в капитальном строительстве и автомобильном транспорте;

По учету работы строительных машин и механизмов;

По учету результатов инвентаризации;

По учету кассовых и торговых операций.

Перед записями в регистры синтетического учета первичные документы систематизируют и накапливают.

Под регистром в бухгалтерском учете понимают различные виды таблиц, в которые заносят данные из первичной документации. Регистры подразделяют по трем основаниям: назначению (хронологические, систематические и комбинированные), обобщению данных (интегрированные, дифференцированные), внешнему виду (книги, карточки, свободные листы, машинные носители). В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах учета и в бухгалтерской отчетности.

Перечень регистров бухгалтерского учета обусловлен формой бухгалтерского учета, применяемой в организации. Под формой бухгалтерского учета понимают совокупность разных учетных регистров с установленным порядком и способом записи в них.

В настоящее время применяются следующие формы учета, рекомендованные Минфином России:

1) журнально–ордерная;

2) мемориально–ордерная;

3) формы с использованием вычислительной техники;

4) другие формы.

Наибольшее распространение в сельском хозяйстве получила журнально–ордерная форма бухгалтерского учета. При этой форме информацию, отраженную в первичных документах, заносят непосредственно в журнал–ордер либо предварительно группируют в накопительных ведомостях. Журналы–ордера используют в течение месяца для отражения операций по отдельному синтетическому счету либо группе взаимосвязанных счетов. Журналы–ордера являются регистрами хронологического и синтетического учета. По окончании месяца итоги журналов–ордеров переносят в Главную книгу, данные которой используют при составлении отчетности.

Предприятия АПК применяют 17 журналов–ордеров, 52 ведомости сводного аналитического учета (в том числе 36 используются сельскохозяйственными предприятиями), 5 реестров, 4 книги, бухгалтерские справки, листки–расшифровки, лицевые счета (производственные отчеты) подразделений и сводные.

Правильно организованный бухгалтерский учет позволяет пользователям бухгалтерской информации получать данные, адекватно отражающие положение дел на сельскохозяйственном предприятии.

Информация о применяемых в организации регистрах также должна быть отражена в учетной политике. Регистры бухгалтерского учета ведутся:

1) в специальных книгах (журналах), в них все страницы пронумерованы и заключены в переплет, на последней странице указывается общее число пронумерованных страниц за подписью главного бухгалтера или другого уполномоченного лица;

2) в карточках, которые хранят в специальных картотеках. Карточки открывают на год и регистрируют в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохранностью;

3) на свободных листах (в ведомостях), их хранят в папках–регистраторах;

4) в виде машинограмм, на дискетах и других машинных носителях.

Сформированный таким образом раздел учетной политики о первичных документах и регистрах бухгалтерского учета, применяемых на сельскохозяйственном предприятии, позволит упорядочить движение документов и сократить время на их обработку, что приведет к более эффективному формированию данных бухгалтерской отчетности.

1.6. ВЫБОР СПОСОБОВ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Под выбором способов ведения бухгалтерского учета подразумевается определение способов амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и т.д.

На каждом участке учета в организации могут применяться те или иные правила и способы, которые предусмотрены методологией современного учета и нормативными актами. Для каждого из таких участков выбирается один способ из множества предложенных, и этот выбор имеет огромное значение в системе учета организации.

В учетной политике сельскохозяйственное предприятие имеет право закрепить выбор способа амортизации нематериальных активов. Это связано с формированием общей стоимости активов (имущества) и их отражением в балансе и отчетности хозяйства и с формированием такой важной учетной и управленческой категории, как затраты на производство сельхозпродукции и прочие затраты предприятия. Сельскохозяйственное предприятие может предусмотреть один из следующих способов начисления амортизации по нематериальным активам:

1) линейный – по нормам, рассчитанным на основе срока полезного использования (по объектам, по которым невозможно определить срок полезного использования, срок службы, нормы амортизации устанавливаются в расчете на 20 лет, но не более срока деятельности предприятия);

2) пропорционально объему продукции (работ, услуг);

3) уменьшаемого остатка.

Начисленные амортизационные отчисления предприятие может отражать в бухгалтерском учете двумя методами: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта.

Учетная политика для основных средств предусматривает вариантность учета в следующих случаях.

1. Порядок учета основных средств стоимостью не более 20 000руб. – в составе материально–производственных запасов в пределах установленного учетной политикой лимита или в общеустановленном порядке с начислением по ним амортизации.

2. Способ начисления амортизации. Как правило, предприятия сельского хозяйства имеют множество фондов, которые занимают большую долю активов в бухгалтерском балансе и представлены разнообразными группами основных средств. Это вызывает

сложности при определении способов амортизации той или иной группы основных средств, что усугубляется использованием этих фондов по разным направлениям. Так или иначе, в учетной политике сельскохозяйственного предприятия обязательно должны быть отражены способы начисления амортизации по объектам всех групп основных средств в зависимости от срока их использования, производственного (или непроизводственного) назначения, отраслевых особенностей эксплуатации (например, существует проблема амортизации продуктивного и рабочего скота). Сельскохозяйственное предприятие может выбрать один способ начисления амортизации по основным средствам из четырех:

1) линейный;

2) уменьшаемого остатка;

3) списания по сумме чисел лет срока полезного использования;

4) пропорционально объему продукции (работ, услуг).

По группам однородных объектов основных средств может применяться любой способ начисления амортизации из перечисленных, но внутри каждой группы должен применяться только один способ. Кроме того, предприятия могут применять ускоренную амортизацию. Перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, при котором применяется ускоренная амортизация, устанавливается федеральными органами исполнительной власти. При ускоренной амортизации применяется равномерный (линейный) способ начисления, и норма годовых амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 2. Решение о применении метода ускоренной амортизации оформляется как элемент учетной политики.

3. Решение о переоценке основных средств. Предприятие может не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. В дальнейшем такие объекты должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Один из наиболее важных разделов учетной политики посвящен особенностям учета материально–производственных запасов (МПЗ). Это связано со сложностью и разными способами оценки и списания МПЗ, контролем за сохранностью и формированием себестоимости сельскохозяйственной продукции и затрат на ее производство. В учетной политике необходимо отразить избранный метод учета приобретения и заготовления МПЗ на счетах 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»; без применения счетов 15, 16.

Оценка МПЗ, отпускаемых в производство (или для иных целей), осуществляется одним из следующих способов (вариант способа отмечается в учетной политике):

1) по себестоимости каждой единицы;

2) по средней себестоимости;

3) ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ).

Порядок учета МПЗ регламентируется ПБУ 5/01 «Учет материально–производственных запасов». Согласно п. 25 данного ПБУ в учетной политике должна быть предусмотрена возможность создания резерва под снижение стоимости МПЗ с использованием счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей».

Кроме того, в учетной политике обязательно должны найти отражение следующие моменты.

1. Состав прямых расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг) и способ оценки незавершенного производства (НЗП). На предприятиях массового и серийного производства НЗП может отражаться по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, прямым статьям затрат, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. Косвенные расходы, связанные с производством нескольких видов продукции, могут распределяться пропорционально или заработной плате основных работников, или стоимости сырья и материалов, или объему выпущенной продукции. Общехозяйственные расходы списываются в зависимости от того, каким способом формируется себестоимость продукции: по полной производственной себестоимости или по сокращенной себестоимости. В первом случае по окончании месяца общехозяйственные расходы, накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списывают в дебет счетов производственных затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»); во втором случае общехозяйственные расходы в конце месяца в полном объеме списывают непосредственно в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж». Готовая продукция может оцениваться по фактической производственной себестоимости, нормативной (плановой) себестоимости с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» либо без использования данного счета.

2. Перечень создаваемых резервов предстоящих платежей, нормативы отчислений в резервы. В целях равномерного включения предстоящих расходов и платежей в издержки производства предприятие может создавать резервы: на предстоящую оплату отпусков, выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, выплату вознаграждений по итогам работы за год, ремонт основных средств, гарантийный ремонт и обслуживание, производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства, предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий. Кроме того, резервы могут создаваться на иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минфина России.

3. Порядок определения предельной величины расходов по долговым обязательствам. Предприятие может переводить долгосрочную задолженность в краткосрочную или учитывать заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности. При списании дополнительных затрат по полученным займам и кредитам предприятие может либо отразить их в отчетном периоде, в котором были произведены эти расходы, либо показать как дебиторскую задолженность с последующим отнесением в состав прочих расходов в течение срока погашения заемных обязательств. В целях равномерного включения в состав расходов сумм причитающихся процентов или дисконта по выданным предприятием векселям или облигациям предприятие вправе предварительно учитывать начисленные проценты (дисконт) в составе расходов будущих периодов либо относить суммы процентов или дисконта на прочие расходы полностью в момент их начисления.

Определенные учетной политикой способы ведения учета на тех или иных участках, формы ведения учета дают возможность упорядочить и сделать универсальным бухгалтерский учет предприятия.

1.7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Одним из наиболее важных разделов при формировании учетной политики является раздел, регламентирующий проведение инвентаризаций на сельскохозяйственном предприятии. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О бухгалтерском учете» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Для целей инвентаризации под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и другие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами – кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в ее бухгалтерском учете, а также имущество, не учтенное по каким–либо причинам.

Инвентаризация оформляется первичными документами установленной формы (инвентарными описями, актами инвентаризации, сличительными ведомостями).

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем предприятия. Если по графику инвентаризация проводилась не ранее 1 октября отчетного года, то перед составлением годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация не нужна. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов – один раз в пять лет.

Инвентаризация может быть обязательной или инициативной.

Проведение инвентаризации обязательно:

При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

При смене материально ответственных лиц;

При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

В случае стихийного бедствия, пожара или в других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями;

При реорганизации или ликвидации предприятия;

В других случаях, предусмотренных законодательством. Порядок и сроки проведения инициативной инвентаризации определяет руководитель предприятия.

Инвентаризация относится к способам ведения бухгалтерского учета, и порядок проведения инвентаризации является одним из приложений к учетной политике.

Помимо прочего, по инициативе руководства в учетную политику может включаться множество положений, актуальных только для предприятия. Правильно сформированная учетная политика позволяет работникам бухгалтерии выбирать варианты учета в пределах законодательной базы.

1.8. УЧЕТ В КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВАХ

Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348–I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрена обязанность владельцев хозяйства учитывать результаты своей работы. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» подтверждена обязанность организации и ведения бухгалтерского учета для хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – это малая экономическая структура сельского хозяйства, которая зачастую решает серьезные продовольственные вопросы в определенном районе.

КФХ разрешено руководствоваться Рекомендациями по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, разработанными Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) по согласованию с Минфином России (письмо от 21 апреля 1993 г. № 9–2–13).

Учет в КФХ ведется только в интересах фермера (собственника) и по его усмотрению. Фермеры могут использовать рекомендованные действующие и рекомендованные в настоящее время регистры, например книгу учета имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (форма № 1–КХ), книгу учета продукции и материалов (форма № 2–КХ), книгу учета труда (форма № 3–КХ), журнал учета хозяйственных операций (форма № 4–КХ), ведомость финансовых результатов (форма № 5–КХ).

КФХ (ассоциациям) с большим объемом производства и реализации сельскохозяйственной продукции рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением единой журнально–ордерной формы учета.

Ведение бухгалтерского учета в КФХ нередко служит показателем высокой культуры деятельности. Правильно поставленный учет:

Способствует охране имущественных прав и законных интересов фермеров;

Обеспечивает необходимый объем информации для принятия своевременных управленческих решений;

Позволяет проводить анализ деятельности и оценку уровня рентабельности хозяйства;

Создает условия для контроля со стороны государственных органов за деятельностью КФХ по использованию кредитов, оплате и охране труда, уплате налогов и др.

Для организации и ведения бухгалтерского учета КФХ осуществляют следующее:

Самостоятельно устанавливают форму бухгалтерской работы исходя из условий хозяйствования;

Определяют формы и методы бухгалтерского учета, основываясь на действующих в Российской Федерации формах и методах (при соблюдении общих принципов), установленных Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а также технологию обработки учетной информации;

Обеспечивают применение установленных правил ведения бухгалтерского учета, в том числе порядка документирования хозяйственных операций, и их отражение в учетных регистрах, оценки имущества и хозяйственных операций, инвентаризации;

Разрабатывают систему внутрихозяйственного контроля;

Устанавливают метод определения выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (работ, услуг) и т.д.

При ведении бухгалтерского учета должны соблюдаться требования объективности, точности, оперативности, простоты и доступности, экономичности, методического единства.

Фермеры при осуществлении бухгалтерского учета используют общепринятые приемы и способы: документацию, счета, инвентаризацию, двойную запись, баланс, оценку, калькуляцию.

Вместе с тем в соответствии с правом, предоставленным законодательством российским фермерам, они могут организовать оформление первичных бухгалтерских документов и составление отчетности в книге учета доходов и расходов без применения принципа двойной записи, Плана счетов и не составлять балансовый отчет.

Основная проблема для фермера – выбор наиболее приемлемого из возможных вариантов ведения учета, а также системы налогообложения и аудита.

В России на сегодняшний день существуют следующие формы организации бухгалтерского учета в КФХ.

1. Журнально–ордерная форма учета (см. рисунок).

При этой форме:

Учет всех хозяйственных операций ведут в накопительных ведомостях, что позволяет сгруппировать операции по кредиту главных счетов в разрезе корреспондирующих дебетуемых счетов;

В одном регистре можно сочетать хронологическую и систематическую записи и использовать ежемесячно итоги журналов–ордеров для записи оборотов в Главную книгу, не прибегая к составлению мемориальных ордеров;

По некоторым главным счетам можно не вести специальный аналитический учет;

Достигается непосредственная увязка аналитического учета с синтетическим, а также с балансом;

Использование журналов–ордеров позволяет при регистрации в них операций быстрее ориентироваться в корреспонденции счетов и предотвращать не соответствующие экономическому содержанию записи;

Создаются условия для оптимального разделения труда.

2. Упрощенная форма учета с применением принципа двойной записи.

При этой форме упрощенный учет ведется с использованием рабочего плана счетов и принципа двойной записи. Для учета движения имущества, обязательств и хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета можно использовать книгу по форме «Журнал–Главная» (табл. 1.1).

Таблица 1.1


В этом регистре совмещен аналитический и синтетический учет. Здесь получают отражение формирование хозяйственных средств фермера, их кругооборот и результаты (прибыль и убытки). Каждую операцию по ходу движения средств записывают по дебету счета (при поступлении средств), по кредиту счета (при их выбытии); движение доходов (прибыли) с момента их выявления отражается в противоположном направлении – с дебета одного счета (при списании прибыли) на кредит другого (при ее поступлении) (Дт 90 «Продажи» Кт 99 «Прибыли и убытки»).

В книге «Журнал–Главная» каждая сумма отражается в графах «Сумма оборота» трижды – по дебету одного счета и кредиту другого счета, поэтому итоговая сумма оборота всегда равна сумме дебетовых оборотов и сумме кредитовых оборотов всех счетов, что позволяет проконтролировать движение средств фермера.

Для аналитического учета фермер может использовать регистры трех видов:

1) книгу (карточки) количественно–суммовой формы;

2) книгу (карточки) многографной формы;

3) книгу (карточки) контокоррентной формы.

В книге количественно–суммового учета (табл. 1.2) отражаются средства хозяйства и их движение по видам (основные средства, материалы, продукция и др.).

Таблица 1.2


В книге многографной формы (табл. 1.3) учитываются затраты на производство и выход продукции. Учет в данной книге ведется по видам производства (молочное стадо крупного рогатого скота, картофель, озимая пшеница и т.д.).

Таблица 1.3


В книге контокоррентной формы (табл 1.4) ведут учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, а также с другими организациями и лицами.

Таблица 1.4


На основе данных книги «Журнал–Главная» фермер в конце отчетного периода составляет баланс путем переноса в балансовую таблицу конечных остатков на счетах.

3. Простая форма учета по принципу «приход – расход».

На КФХ распространяется, как уже отмечалось, единая методология ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, предусмотренная в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Однако данное правило реализовать полностью в настоящее время невозможно, так как руководители и члены большинства КФХ не имеют специальных знаний по бухгалтерскому учету. В связи с этим КФХ пока имеют право выбора формы организации и ведения бухгалтерского учета или по принципу «двойной записи», или по принципу «приход – расход».

При третьей форме учета российский фермер использует:

Книгу учета имущества КФХ (форма № 1–КХ);

Книгу учета продукции и материалов (форма № 2–КХ);

Книгу учета труда (форма № 3–КХ);

Журнал учета хозяйственных операций (форма № 4–КХ);

Ведомость финансовых результатов (форма № 5–КХ). Ввиду некоторой сложности этих форм и порядка учета в них многие экономисты предлагают еще более простые формы регистров и порядок учета в КФХ.

Таблица 1.5

КНИГА УЧЕТА ИМУЩЕСТВА 1. Землепользование 1.1. Земельная площадь


В книге учета имущества для отражения наличия земельных угодий предназначен раздел 1 «Землепользование», имеющий два подраздела.

В подразделе 1.1 «Земельная площадь» проставляют данные об общей земельной площади и ее распределении по видам угодий.

В подразделе 1.2 «Использование земель» показывают фактическое использование пашни под отдельными культурами за ряд лет, что позволяет анализировать урожайность выращиваемых культур и составлять необходимую статистическую отчетность.

Для учета основных средств используют раздел 2 «Основные средства», где по каждому объекту записывают его характеристику, дату приобретения, количество, стоимость и амортизацию.

Данные о наличии продукции сельского хозяйства, материалов и малоценных предметов заносят в раздел 3 «Оборотные средства».

В разделе 4 «Скот и птица» учитывают поголовье животных и птицы, их движение по видам животных на выращивании и откорме. По скоту основного стада учет можно вести по поголовью. При покупке и продаже животных в книге записывают фактическую стоимость приобретения или реализации. Итоговые данные раздела 4 один раз в год (на 1 января) по взрослому и продуктивному скоту переносят в раздел 2, по молодняку и взрослому скоту на откорме – в раздел 3 книги учета имущества.

В целях аналитического учета продукции и материалов можно использовать книгу учета продукции и материалов (табл. 1.6).

Таблица 1.6


Для учета начисления и оплаты труда работников КФХ применяют расчетно–платежную ведомость (форма № 44 – табл. 1.7).

Таблица 1.7


Расходы КФХ, связанные с производством и реализацией продукции, а также доходы, полученные фермером, можно вести в книге учета доходов и расходов (табл. 1.8).

Таблица 1.8



В доходной части книги отражают выручку за реализованную продукцию (работы, услуги), а также другие доходы, не связанные с реализацией (от ценных бумаг, проценты банка).

В состав расходов включают стоимость приобретенных материальных ценностей, амортизацию основных средств, уплаченные налоги, расходы на оплату труда, отчисления во внебюджетные фонды и др.

Сопоставляя данные доходной и расходной части указанной книги, можно определить финансовый результат деятельности КФХ.

Все варианты учета сходны по принципу постановки учета, но имеются и различия:

1) в степени упрощенности;

2) в возможности формирования информации по аналитическим и синтетическим счетам;

3) в уровне выполнения контрольной и управленческой функции учета и др.

При выборе варианта учета КФХ принимают во внимание:

Размеры хозяйства и уровень его специализации;

Количество видов деятельности и видов производств;

Уровень квалификации фермера в области бухгалтерского учета;

Направленность КФХ на дальнейшее развитие. Поскольку в начале своей хозяйственной деятельности КФХ совершают незначительное количество хозяйственных операций, то и вести учет всех операций они могут путем их регистрации только в книге учета доходов и расходов, т.е. по принципу «доход – расход».

Однако при дальнейшем развитии, формировании многоотраслевого крестьянского хозяйства такая организация учета за

трудняет получение информации и не дает возможности увидеть полную картину деятельности хозяйства. Например, при простой форме очень сложно отражать затраты на производство и калькулировать себестоимость продукции, а также вести учет по кредиторской и дебиторской задолженности по отдельным поставщикам и покупателям. Кроме того, если фермер нуждается во внешних инвестициях и займах, то, чтобы заинтересовать потенциального инвестора (кредитора) в выгодности предоставления финансовых ресурсов, требуется полная и достоверная информация о результатах финансово–хозяйственной деятельности КФХ, а собрать необходимые данные при такой форме учета достаточно сложно.

Следовательно, знания и умение организовать учет хозяйственных операций на современном этапе экономического развития не только по простой форме очень важно для фермера.

Ключевые слова

Баланс. Бухгалтерский учет. График документооборота. Журналь–но–ордерная форма учета. Имущество. Инвентаризация. Крестьянское (фермерское) хозяйство. Мемориально–ордерная форма учета. Объект учета. Обязательство. ПБУ. Первичный документ. Рабочий план счетов. Регистр аналитического учета. Регистр синтетического учета. Учетная политика.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое бухгалтерский учет?

2. Каковы задачи бухгалтерского учета в организации?

3. Что является предметом бухгалтерского учета?

4. Что служит объектом бухгалтерского учета?

5. Назовите нормативные акты, регулирующие организацию бухгалтерского учета в Российской Федерации.

6. Что понимают под документацией?

7. Для чего необходима учетная политика?

8. Назовите способы ведения бухгалтерского учета, которые рассматриваются в учетной политике.

9. Кто должен разрабатывать учетную политику?

10. Что такое инвентаризация и для чего она проводится?

11. В чем заключаются особенности бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях?

12. Каковы цели организации учета в крестьянских (фермерских) хозяйствах?

13. Как организован учет в КФХ?

14. Назовите учетные регистры при ведении бухгалтерского учета в КФК.

Тесты

1. Что определяет предмет бухгалтерского учета:

а) активы организации и их место в формировании общественного продукта;

б) хозяйственные операции;

в) активы, собственный и заемный капитал, хозяйственные процессы, формирующие учетную информацию о наличии и движении объектов бухгалтерского учета;

г) собственный и заемный капитал организации.

2. Одной из задач бухгалтерского учета выступает:

а) выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости;

б) обеспечение повышения профессионализма работников организации;

в) контроль за деятельностью вышестоящих органов управления.

3. Бухгалтерские документы – это:

а) любой материальный носитель данных об объектах учета;

б) нет понятия «бухгалтерский документ»;

в) материальный носитель данных об объектах бухгалтерского учета, который позволяет юридически доказательно подтвердить право и факт совершения операции.

4. Регистры бухгалтерского учета по характеру записей подразделяют следующим образом:

а) хронологические, систематические, комбинированные;

б) синтетические, аналитические;

в) хронологические, аналитические.

5. Под инвентаризацией понимается:

а) сверка учетных записей с фактическим наличием средств;

б) проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств;

в) проверка наличия средств с целью выявления хищений;

г) проверка наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств, расчетов, источников образования средств и определение правильности учетных записей.

6. В основу строения журналов–ордеров положен признак:

а) произвольный;

б) дебетовый;

в) кредитовый;

г) смешанный.

7. Какие способы начисления амортизации по нематериальным активам отражаются в учетной политике организации:

а) линейный, уменьшаемого остатка;

б) кумулятивный (по сумме чисел лет срока полезного использования), пропорционально объему продукции, уменьшаемого остатка;

в) линейный и кумулятивный;

г) линейный, пропорционально объему продукции, способ уменьшаемого остатка.

8. Как списывается результат при закрытии счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» согласно учетной политике:

а) в дебет счета 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

б) в дебет счета 10 «Материалы»;

в) в кредит счета 10 «Материалы»;

г) в дебет или кредит счета 16.

9. Резервы могут формироваться в организации в соответствии с принятой учетной политикой для цели:

а) ремонта основных средств;

б) осуществления капитальных вложений (основных средств);

в) покрытия непредвиденных убытков.

10. В учетной политике утверждаются:

а) должностные права и обязанности работников бухгалтерской службы организации;

б) рабочий план счетов бухгалтерского учета;

в) список материально ответственных лиц, имеющих право на получение денежных средств из кассы под отчет.

11. Проведение инвентаризации имущества обязательно:

а) при смене руководителя организации;

б) при смене главного бухгалтера организации;

в) при смене материально ответственного лица.

12. Инвентаризация основных средств может проводиться:

а) один раз в год;

б) один раз в три года;

в) один раз в пять лет.

Порядок составления отчетности на сельскохозяйственном предприятии на примере ООО «Луценково»

Учетная политика сельскохозяйственного предприятия

Основным документом организации, определяющим порядок ведения бухгалтерского учета при отражении хозяйственных операций, является учетная политика. Главное назначение учетной политики - документально закрепить применяемые организацией способы ведения бухгалтерского учета.

Согласно ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» под учетной политикой подразумевается выбранная совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения и отражения в учете хозяйственных операций.

Каждая организация самостоятельно формирует учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. При разработке учетной политики предприятие имеет право определить политику в области методов списания сырья, материалов и хозяйственного инвентаря в производство, методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускоренной амортизации, вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д.

Основными задачами учетной политики сельскохозяйственного предприятия являются формирование набора четких инструкций, положений и методов, которые позволят упорядочить, регламентировать основные участки учета, создать единую схему документооборота, систему оценки активов предприятия, сформировать отчетность, верно отражающую имущественное положение хозяйства. Эти задачи решаются путем применения множества способов ведения бухгалтерского учета, к которым относятся: способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. Основным требованием, предъявляемым к принятой на сельскохозяйственном предприятии учетной политике, является то, что она не должна противоречить действующим законодательным и нормативным актам Российской Федерации.

В учетной политике утверждаются:

  • · рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • · формы первичных документов, применяемые для отражения фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • · порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • · методы оценки активов и обязательств;
  • · правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • · порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • · другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики на сельскохозяйственных предприятиях необходимо придерживаться следующих требований и правил:

  • 1) предприятие должно выбирать один способ из нескольких, допускаемых законодательными и нормативными актами по бухгалтерскому учету в Российской Федерации. Если по конкретному вопросу в этих документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает необходимый способ исходя из положений по бухгалтерскому учету;
  • 2) выбранные способы должны устанавливаться во всех структурных подразделениях предприятия независимо от места их расположения и функционирования. Это означает, что представительства, отделения, филиалы должны придерживаться учетной политики, установленной головным предприятием;
  • 3) при ведении бухгалтерского учета предприятие должно обеспечивать соблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики (методов ведения учета) в отношении отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, определяемых по правилам, установленным законодательством в зависимости от условий хозяйствования. Значит, принятые предприятием правила должны устанавливаться на длительный (не менее года) срок и не могут меняться в течение отчетного года;
  • 4) эти правила должны быть закреплены соответствующим внутренним документом (приказом руководителя предприятия, утверждающим Положение об учетной политике);
  • 5) в том случае, когда предприятие не может сформировать достоверную информацию об объектах исходя из установленных правил бухгалтерского учета, это (с соответствующим обоснованием) должно быть отражено в пояснительной записке.

Вариант учета нужно выбирать, руководствуясь выгодой для деятельности организации, принимая во внимание объем учетной работы.

Вновь созданная организация должна сформировать учетную политику и утвердить ее соответствующим приказом не позднее 90 дней со дня приобретения организацией прав юридического лица. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

Учетная политика сельскохозяйственного предприятия ООО «Луценково» представлена в приложении 1.


При применении метода «Директ-костинг»

  • Таблица 2.4.3. при применении метода «Стандарт-кост»
  • Таблица 2.4.4. Отчет о результатах по обычным видам деятельности при применении метода «Стандарт-кост»
  • 2.5. Примерный график документооборота
  • Таблица 2.5.1
  • 2.6. Примерная технология обработки учетной информации
  • 2.7. Примерный порядок проведения инвентаризации
  • 2.8. Примерный порядок организации внутреннего контроля
  • 2.9. Методы оценки активов и обязательств
  • А. Внеоборотные активы
  • Б. Материально-производственные запасы
  • В. Затраты на производство
  • Г. Дебиторская задолженность
  • Д. Кредиторская задолженность

Учетная политика сельскохозяйственного предприятия

Для них ПБУ 1/2008 в новой редакции предусматривает соблюдение определенной последовательности при рассмотрении образца для подражания (п. 7.1):

  • стандарты МСФО;
  • близкие по смыслу положения федеральных или отраслевых стандартов российского бухучета;
  • существующие рекомендации.

Вышеуказанное нововведение не единственное, внесенное в ПБУ 1/2008 приказом № 69н. Однако их целью является уточнение базовых принципов формирования учетной политики, их увязка с обновившимися положениями закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ и сближение с принципами, на которых основаны стандарты МСФО, а не конкретизация способов бухучета.
Поэтому подробнее эти изменения мы рассматривать не будем. Достаточно объемные комментарии к ним приведены в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.

Учетная политика есхн в 2018 году

Внимание

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерского учету.


Принятая организацией учетная политика оформлена соответствующей организационно — распорядительной документацией — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Учетная политика сельскохозяйственных предприятий

Образцы форм отчетности внутрихозяйственного подразделения

  • Отчет о затратах по обычным видам деятельности
  • Отчет о результатах по обычным видам деятельности
  • Отчет о затратах по обычным видам деятельности
  • Отчет о результатах по обычным видам деятельности
  • Отчет по операционным расходам
  • Отчет по операционным доходам
  • Отчет по внереализационным расходам
  • Отчет по внереализационным доходам
  • Приложение N 7. Образец оформления графика документооборота
  • График фактического документооборота
  • Блок-схема документооборота по участку «Растениеводство»
  • Сетевой график документооборота по участку «Растениеводство»
  • Приложение N 8.

Готовая учетная политика — образец для организации

Таким образом, сумма ежемесячных расходов составит 108.357 руб. (10.402.300 руб. / 8 лет * 12 мес.). Отражать расходы на землю «Чистое поле» вправе с июня 2017 (с момента регистрации права собственности). Если Вы совмещаете уплату ЕСХН и ЕНВД, то текст учетной политики Вам следует дополнить порядком организации раздельного учета и механизмом расчета налога в рамках каждого из применяемых налоговых режимов. Как оформить и утвердить документ Учетная политика плательщика ЕСХН оформляется в соответствии с общими требованиями.
Читайте также статью: → «Условия применения ЕСХН + инфографика, плательщики, расчет». При составлении документа действуйте согласно нижеприведенному алгоритму:

  1. Подготовьте проект документа.

Учетная политика

Важно

ФНС (не позже, чем это предусмотрено действующим законодательством). В случае, если для ведения с/х деятельности Вы приобретаете земельные участки, то срок признания расходов на их приобретение следует отразить в учетной политике.


Инфо

При этом учтите следующее: законодательство определяет срок признания расходов на землю не менее 7 лет. Пример №1. ООО «Чистое поле» занимается выращиванием и реализацией пшеницы, является плательщиком ЕСХН.


В феврале 2017 «Чистое поле» приобрело у АО «ГлавПром» земельный участок:
  • стоимость земли 10.402.300 руб.;
  • «Чистое поле» оплатило стоимость земли 04.02.17;
  • Акт на получение земли подписан 18.02.17;
  • 06.17 «Чистое поле» получило свидетельство права собственности на участок.

Согласно положений учетной политики ООО «Чистое поле», срок признания расходов на покупку земли составляет 8 лет.

ЕСХН + инфографика, расчет4. Пошаговая инструкция регистрации ЛПХ5. Налогообложение КФХ: сравнение режимов ОСНО, УСН, ЕСХН6. Как перейти на ЕСХН с общего режима и УСН? Инфографика7. Как зарегистрировать КФХ: пошаговая инструкции8. Применение ЕСХН для КФХ: инфографика, пример расчета, сроки уплаты Образец учетной политике для с/х предприятия Ниже приведен примерный образец учетной политике для с/х предприятия – плательщика ЕСХН.

Общество с ограниченной ответственностью «Хлебодар» ПРИКАЗ № 143-18/4об утверждении учетной политики для целей налогообложения г. Краснодар 26.11.2016 ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить учетную политику для целей налогообложения.
  2. Контроль за исполнением приказа возложить на главного бухгалтера Хвостова Г.Н.
  3. Срок вступления в силу учетной политики – 01.01.2017.

Приложение к приказу – учетная политика для целей налогообложения.

Учетная политика сельскохозяйственного предприятия образец

Затем в предлагаемый пример учетной политики внесли изменения, которые вступают в силу с 01.01.2018. Получившийся результат можно скачать по ссылке. Скачать образец Когда предприятия утверждают учетную политику Сначала развеем давно бытующий миф о том, что учетную политику нужно утверждать ежегодно.
На самом деле, если нет изменений, то принятую политику надо последовательно применять из года в год - ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Для организаций действуют такие сроки в части разработки и утверждения учетной политики: Ситуация Учетная политика для БУ для НУ Создание новой организации В течение не более чем 90 дней с даты регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н) Не позже даты окончания первого для организации налогового периода (п. 12 ст.

Учетная политика для сельскохозяйственного предприятия пример

Положение об инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приложение к приказу об учетной политике для целей бухгалтерского учета)

  • 1. Общие положения
  • 2. Общие правила проведения инвентаризации
  • 3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств
    • Инвентаризация основных средств
    • Инвентаризация нематериальных активов
    • Инвентаризация финансовых вложений
    • Инвентаризация товарно-материальных ценностей
    • Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов
    • Инвентаризация животных и молодняка животных
    • Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности
    • Инвентаризация расчетов
    • Инвентаризация резервов предстоящих расходов и платежей, оценочных резервов

Учетная политика сельскохозяйственного предприятия пример

Расчет и уплата ЕСХН 5. В срок до 15 июля текущего года рассчитать сумму авансового платежа по ЕСХН за отчетный период. Учетная политика сельскохозяйственного предприятия пример 2014 год Расчет осуществлять по формуле: А = (Дох – Расх) * 6%,

  • где А – сумма аванса к оплате;
  • Дох – показатель доходов за 1 полугодие текущего года по данным Книги учета доходов и расходов;
  • Расх – показатель расходов за 1 полугодие текущего года по данным Книги учета доходов и расходов.

6. В срок до 1 марта следующего года рассчитать сумму годового платежа по ЕСХН за предыдущий налоговый период.

Как составить учетную политику сельхозорганизации

Неформальный подход к разработке учетной политики позволит организовать оптимальную систему ведения бухгалтерского и налогового учета и, как следствие, избежать сельскохозяйственной организации возможных негативных последствий.

Учетная политика…

Утверждать следует две учетные политики: бухгалтерскую и налоговую.

…для целей бухгалтерского учета

Определение учетной политики для целей бухгалтерского учета дается в ПБУ 1/98.

Готовая учетная политика — образец для организации

Там сказано, что учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. В этом документе раскрываются методы оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Примечание. ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" утверждено Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н.

…для целей налогового учета

Учетная политика для целей налогового учета — это совокупность способов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной деятельности для отражения в расчете налогооблагаемой базы. К способам ведения учета относится систематизация данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных по правилам гл. 25 Налогового кодекса РФ с применением аналитических регистров учета.

Составляем учетную политику

Особое внимание при разработке положения об учетной политике следует уделить тем моментам, которые неоднозначно трактуются действующим законодательством.

Учетная политика сельскохозяйственной организации должна включать следующие элементы:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;
  • другие решения, необходимые для организации учета активов и обязательств сельхозпредприятия.

Примечание. Можно ли менять учетную политику?

В течение года учетную политику можно изменить, если:

  • изменяется законодательство РФ или нормативные акты по бухгалтерскому учету;
  • сельскохозяйственная организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета, применение которых предполагает более достоверное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности этой организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
  • существенно изменились условия деятельности, что, в свою очередь, может быть связано со сменой собственников, с реорганизацией, с изменением видов деятельности.

Рабочий план счетов

Первым шагом при формировании учетной политики сельхозпредприятия является утверждение рабочего плана счетов. Он составляется на основе типового Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, а также на основании Методических рекомендаций, которые утверждены Приказом Минсельхоза России от 6 июня 2003 г. N 792.

Грамотно продуманный план счетов значительно повышает уровень точности учетной информации и сокращает трудозатраты на всех участках бухучета.

Если в типовом Плане отсутствуют счета бухгалтерского учета, необходимые для деятельности сельскохозяйственной организации, она может ввести в рабочий план дополнительные синтетические счета самостоятельно, используя свободные коды. Но при этом введение таких счетов должно быть согласовано с Минфином России.

Система документооборота

Сельскохозяйственная организация должна утвердить систему документооборота, которая координирует следующие вопросы:

  • порядок создания первичных учетных документов;
  • контроль правильности заполнения форм первичных учетных документов;
  • порядок и сроки передачи первичных учетных документов в бухгалтерию;
  • порядок передачи документов в архив.

При этом в учетной политике можно предусмотреть, что график документооборота оформляется либо как приложение к учетной политике, либо как отдельный самостоятельный документ. Работу по составлению такого графика организует главный бухгалтер. Утверждается график приказом руководителя организации.

Формы первичных учетных документов

Следующий этап — утверждение первичных документов. Для сельскохозяйственных предприятий этот раздел весьма актуален, ведь в хозяйствах, занимающихся производством сельхозпродукции, применяется огромное количество форм первичной документации. Задача руководства — сформировать перечень документов применительно к конкретному предприятию.

Примечание. Специализированные формы первичной учетной документации утвердил Минсельхоз России Приказом от 16 мая 2003 г. N 750.

Если же необходимо составить документ, для которого унифицированная форма не предусмотрена, то при его создании нужно помнить, что его обязательными составляющими являются: наименование документа, дата составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, наименование должностей, подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления.

Например , в качестве такого документа можно назвать акт о выходе продукции собственного производства в растениеводстве. Типовая форма для него не предусмотрена, однако его наличие является важной составляющей производственного и учетного процессов. Значит, его форма должна быть разработана по всем правилам бухгалтерского учета.

Порядок проведения инвентаризации

Для сельскохозяйственных организаций раздел учетной политики, который устанавливает порядок проведения инвентаризаций, является одним из важных.

Так, например, списать естественную убыль сельскохозяйственной продукции при ее хранении можно только после инвентаризации товаров на основе соответствующего расчета. Отметим, что по опыту аудиторских проверок многие сельхозпредприятия списывают естественную убыль без проведения инвентаризаций. А это недопустимо. И при налоговых проверках чиновники такие расходы признают необоснованными. Инвентаризация относится к способам ведения бухгалтерского учета, и порядок ее проведения является одним из приложений к учетной политике.

Выбор способов ведения бухгалтерского учета

Этот раздел учетной политики должен быть посвящен выбору метода ведения учета. Здесь сельскохозяйственная организация должна определить способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции и т.д. Для каждого из участков бухгалтерского учета в организации выбирается один вариант учета из множества предложенных, и такой выбор будет играть значительную роль в системе всего учета на предприятии.

Примечание. Внимание: вам помогут предыдущие номера

О том, какие моменты следует учесть при составлении учетной политики, мы писали в прошлых номерах журнала "Учет в сельском хозяйстве" за 2006 г.

Так, о том, какие нюансы нужно отразить при формировании резервного фонда предстоящих расходов на ремонт основных средств, вы можете прочесть в статье, которая опубликована в третьем номере журнала на странице 28.

А о том, что нужно предусмотреть при определении момента и сроков полезного использования для амортизации активов, мы рассказали в статье второго номера журнала на странице 53.

Следует ли восстанавливать НДС при смене спецрежима? Это также зависит от того, как составлена учетная политика сельхозпредприятия. Подробно об этом написан материал, опубликованный во втором номере на странице 44.

Какие обстоятельства следует оговорить в учетной политике в разделе формирования себестоимости бухгалтеру мукомольного производства, рассказано в статье первого номера на странице 69.

Отметим, что в структуре разделов учетной политики особое внимание следует уделить методам и способам формирования расходов и доходов, правильности отнесения их в структуру затрат на производство сельскохозяйственной и прочей продукции, выполнение работ и услуг, незавершенное производство, расходы будущих периодов, списание на формирование стоимости ТМЦ и основных средств.

Оптимальный выбор учета на тех или иных участках учета дает возможность внести четкий порядок в учет сельскохозяйственной организации.

Формирование налоговой политики

В данном разделе организация может отразить существенные организационно-технические аспекты учетной политики для целей налогообложения, в частности по данному разделу можно указать структуру, которая организует и ведет налоговый учет в организации.

Обязанность по составлению и принятию учетной налоговой политики закреплена:

  • в ст.

    167 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость";

  • в ст. 313 гл. 25 "Налог на прибыль организаций".

Чиновники часто призывают налогоплательщиков самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Одним из таких примеров может служить Письмо Минфина России от 28 сентября 2006 г. N 03-03-02/230. Поэтому продуманная учетная политика сельскохозяйственного предприятия для целей налогообложения может помочь избежать многих спорных ситуаций на практике. Когда споры с проверяющими доходят до суда, то учетная политика может послужить мощным аргументом в пользу организации.

Утверждаем учетную политику

Рассматриваемый документ формируется и принимается до наступления нового финансового года и применяется последовательно из года в год.

Потому что, например, ПБУ 1/98 не содержит требования о ежегодном составлении учетной политики или ежегодном продлении действующей новым приказом. То есть если ваше предприятие не вносит никаких изменений в учетную политику, то утверждать новую политику нет необходимости.

Что же с налоговым учетом? По правилам ст. 313 Налогового кодекса РФ сельхозпредприятие должно самостоятельно организовать учет исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.

Бухгалтерскую и налоговую учетную политику можно утвердить одним приказом или распоряжением руководителя сельскохозяйственной организации. Приведем примерную форму такого приказа.

——————————————————————¬
¦ Утверждено <*> ¦
¦ Решение совета директоров¦
¦ ОАО "Содружество" ¦
¦ 31 декабря 06 ¦
¦ от "—" ——- 20— г. ¦
¦ ¦
¦ Приказ N 132 ¦
¦ 31 декабря 06 ¦
¦Москва от "—" ——- 20— г.¦
¦ ¦
¦"Об утверждении Положения ¦
¦об учетной политике для целей ¦
¦бухгалтерского учета и налогообложения" ¦
¦ ¦
¦Руководствуясь положениями п. 3 ст. 6 Федерального закона от¦
¦21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 5 ПБУ¦
¦1/98 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом¦
¦Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н, а также частью второй¦
¦Налогового кодекса РФ, ¦
¦ приказываю: ¦
¦ ¦
¦утвердить прилагаемое положение об учетной политике для целей¦
¦бухгалтерского и налогового учета на 2007 г. в¦
¦ОАО "Содружество". ¦
¦ ¦
¦Генеральный директор Грибков ¦
¦ОАО "Содружество" ——- (В.И. Грибков)¦
L——————————————————————<*> Примечание. Приказ об утверждении положения об учетной политике принимается решением совета директоров сельскохозяйственной организации, если уставом или другим внутренним документом такая процедура предусмотрена.

Т.В.Барышева

Генеральный директор

ООО "ТЕЛЕФЛОТ КОНСАЛТИНГ"

Введение

1. Сущность и значение понятия «учетная политика» 12

1.1. Понятие учетной политики организаций 12

1.2. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций как информационная база для проведения анализа 26

1.2.1. Сущность, структура и особенности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности 26

1.2.2. Влияние положений учетной политики на формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности 38

1.3. Значение финансовой отчетности предприятий для основных пользователей финансовой отчетности 48

2. Влияние специфики сельскохозяйственного производства на учетную политику организаций 57

2.1. Влияние особенностей отрасли на учет и налогообложение 57

2.2. Учетная политика сельскохозяйственной организации и ее влияние на информационное обеспечение финансового анализа 65

2.2.1. Разделы учетной политики, не оказывающие влияния на показатели отчетности 65

2.2.2. Разделы учетной политики, оказывающие влияние на показатели отчетности 69

2.2.2.1. Способ оценки (переоценки) объектов бухгалтерского учета 70

2.2.2.2. Порядок амортизации активов 74

2.2.2.3. Порядок списания стоимости материально-производственных запасов 82

2.2.2.4. Механизм формирования и списания затрат в расходы будущих периодов 87

2.2.2.5. Порядок создания резервов 88

2.2.2.6. Механизм калькуляционного учета 92

2.2.2.7. Оценка незавершенного производства 97

2.2.2.8. Порядок учета доходов будущих периодов 99

2.2.2.9. Разделение материальных средств труда на основные средства и инвентарь, учитываемый в составе материально-производственных запасов 100

2.3. Влияние учетной политики на финансовое состояние сельскохозяйственных организаций 105

3. Особенности формирования учетной политики (на примере сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области) 114

3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятий Клетского района Волгоградской области 115

3.2. Анализ финансовой устойчивости и ликвидности баланса сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 122

3.2.1. Горизонтальный и вертикальный анализ балансов сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 123

3.2.2. Анализ финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 133

3.2.3. Анализ ликвидности баланса сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 139

3.3. Учетная политика сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 144

Выводы и предложения 167

Список литературы 172

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Постепенный переход экономики России к условиям рынка привел к тому, что коренным образом изменились требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, а значит и к системе бухгалтерского учета в целом.

Прежде всего, это связано с тем, что изменился состав пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности. Если раньше основными пользователями отчетности предприятий были контролирующие ведомства, как правило, государственные, то в рыночных условиях к органам контроля добавились пользователи социального характера: экологические формирования, общественные объединения и т.п. Однако наиболее заинтересованные пользователи финансовой отчетности в настоящее время -это потенциальные инвесторы. Если в отношении первых двух категорий пользователей экономические субъекты не испытывают никакой заинтересованности, то интерес третьей группы является одной из главных целей формирования финансовой отчетности предприятий. Именно на эту категорию пользователей ориентирована отчетность организаций и система ее формирования. Основой составления финансовой (бухгалтерской) отчетности является бухгалтерский учет, который может быть отрегулирован путем применения такого инструмента как учетная политика.

Сельскохозяйственные организации, как показывает сложившаяся практика, уделяют мало внимания учетной политике. Однако использование данного инструмента может дать возможность повысить привлекательность экономических субъектов, работающих в агропромышленном комплексе, и тем самым, активизировать поток капиталовложений в отрасль. Учетная политика сельскохозяйственных организаций, в которой будут учтены особенности отраслевого производства в целом, региональная специфика, свойства, присущие отрасли, позволит представить финансово-экономическое положение хозяйства в наиболее выгодном для них свете.

Вышеперечисленные обстоятельства предопределяют актуальность темы диссертационного исследования и позволяют сформулировать его основные цели и задачи.

Степень изученности проблемы. Вопросом влияния учетной политики на показатели финансовой отчетности в разное время занимались Ж. Бурнисьен, Р. Делапорт, Ж. Дюмарше, П. Лассек, Р. Обер, Ж. Савари, Ж. Фламминк, В. Зомбарт, В. Ригер В. Швайкер, И. Шер, О. Шмаленбах, Б. Нидлз, X. Андерсон, Д. Колдуэлл, Р. Энтони, Дж. Рис, Э.С. Хендриксен, М.Ф. Ван Бреда, М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера и др.

В теоретической школе и бухгалтерской практике России данная проблема исследовалась в трудах И.Р. Николаева, А.П. Рудановского и др. Среди современных отечественных авторов особо следует выделить работы Я.В. Соколова, Л.З. Шнейдмана, С.А. Николаевой, М.З. Пизенгольца. Кроме того, проблемы учетной политики в той или иной степени отражены в работах и изданиях последних лет таких авторов, как: Р.А. Алборов, А.С. Бакаев, П.С. Безруких, СМ. Бычкова, Н.Г. Волков, В.В. Ковалев, Н.П. Кондраков, М.И. Кутер, А.Д. Ларионов, В.А. Луговой, В.И. Макарьева, Д.В. Маслова, Е.А. Мизиковский, В.Д. Новодворский, В.Ф. Палий, В.В. Патров, В.И. Петрова, М.Л. Пятов, П.В. Смекалов, А.Я. Фридланд, Л.П. Хабарова, Л.С. Ханамирова, А.Н. Хорин, Т.А. Шнайдерман и др.

Цель и задачи диссертационной работы. Целью исследования является изучение вариантов ведения бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях в соответствии с принятой учетной политикой для формирования в финансовой отчетности наиболее объективной информации об организации; анализ влияния учетной политики на формирование отдельных показателей бухгалтерской отчетности как информационной базы для проведения финансового анализа и выработки объективных управленческих решений. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

Изучение и систематизация факторов, определяющих учетную политику,

раскрытие предпосылок ее возникновения и аспектов формирования;

Исследование принципов, лежащих в основе построения учетной политики;

Изучение финансовой (бухгалтерской) отчетности как информационной базы для проведения анализа;

Оценка влияния выбора учетной политики на финансовую отчетность сельскохозяйственных предприятий;

Исследование взаимосвязи положений учетной политики и показателей анализа финансовой отчетности;

анализ применяемой сельскохозяйственными предприятиями учетной политики в целях определения ее недостатков и формирования наиболее обоснованной для данных хозяйств учетной политики.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования выступает разработка критериев формирования учетной политики для сельскохозяйственных организаций. Объектом исследования являются предприятия Клетского района Волгоградской области как экономические субъекты, заинтересованные в улучшении финансового положения и следовательно, повышении инвестиционной привлекательности.

Информационную базу научного исследования составили нормативные акты, регулирующие ведение межотраслевого бухгалтерского учета, нормативные и информационные документы, принятые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в области регулирования бухгалтерского учета и отчетности, годовые отчеты предприятий Клетского района Волгоградской области.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили труды ведущих ученых в области бухгалтерского учета, законодательные и нормативные документы Российской Федерации, такие как Налоговый кодекс, Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», Методические

При решении определенных в диссертационном исследовании задач применялись методы финансового анализа, сводки и группировки, сравнения, графический, моделирование и т.д.

Проведенное исследование и разработка комплекса теоретических и практических положений по вопросам формирования учетной политики в сельскохозяйственных предприятиях и ее раскрытию в финансовой отчетности позволили сформулировать основные положения диссертации, выносимые на защиту.

Научная новизна работы сводится к разработке типовой учетной политики и методики ее формирования, позволяющей стимулировать инвестиционную привлекательность сельскохозяйственных организаций. Основные положения могут быть сведены к следующему: -определено значение финансовой (бухгалтерской) отчетности сельскохозяйственных организаций как информационной базы для потенциальных пользователей; - исследовано влияние специфики сельского хозяйства на формирование учетной политики организаций отрасли; -установлено влияние положений учетной политики на показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности; -разработана типовой учетной политики для сельскохозяйственных организаций на основании результатов проведенного анализа.

Научно-практическая значимость заключается в разработке рекомендаций по созданию эффективного механизма формирования учетной политики, который может быть использован широким кругом сельскохозяйственных организаций в целях представления наиболее полной информации о финансовом состоянии предприятия, удовлетворяющей как заинтересованного пользователя (потенциального инвестора), так и предприятие, которому

необходимо привлечение капитала.

Апробация работы. Материалы диссертации рассматривались на научно-практических конференциях Санкт-Петербургского аграрного

университета, Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, а также применяются в практической деятельности сельскохозяйственных предприятиях Клетского района Волгоградской области.

Публикации. Основные положения работы нашли отражение в 4 опубликованных работах, общим объемом 15,7 п.л.

1. Макарова Н.Н. Учетная политика организации. - СПб: СПбГАУ, 2004. -3,8 п.л., у - 2. Макарова Н.Н. Анализ учетной политики сельскохозяйственных производственных кооперативов (на примере предприятий Клетского района Волгоградской области) // Сборник научных трудов «Проблемы развития агропромышленного комплекса». - СПб.: СПбГАУ, 2004. - 0.4 п.л.

3. Макарова Н.Н. Факторы и условия, влияющие на выбор и обоснование учетной политики // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы организационно-экономических отношений в АПК».

Иркутск: ИСЭМ СО РАН, 2004. - 0,2 п.л.

4. Макарова Н.Н. Влияние учетной политики на показатели отчетности и

аналитичность отчетной информации // Экономика и финансы. - 2004. - № 16.-0,5 п.л.

5. Макарова Н.Н. Учетная политика сельскохозяйственных организаций / Под ред. СМ. Бычковой. - СПб.: СПбГАУ, 2004. - 10,4 п.л.

6. Макарова Н.Н. Механизм калькуляционного учета в сельскохозяйственных предприятиях // Экономика и финансы. - 2004. - 18. - 0,4 п.л.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, списка использованной литературы, содержит 16 таблиц, 6 рисунков и 8 формул, 25 приложений.

В первой главе «Сущность и значение понятия «учетная политика» рассматривается понятие учетной политики организаций, финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций как информационная база для проведения анализа, значение финансовой отчетности предприятий для основных пользователей финансовой отчетности и взаимосвязь учетной политики, отчетности и показателей анализа.

Во второй главе «Влияние специфики сельскохозяйственного производства на учетную политику организаций» рассматривается влияние особенностей отрасли на учет и налогообложение, особенности учетной политики сельскохозяйственных организаций и ее воздействие на информационное обеспечение финансового анализа, а также на финансовое состояние сельскохозяйственных организаций.

В третьей главе «Особенности формирования учетной политики (на примере сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области)» рассмотрена организационно-экономическая характеристика предприятий Клетского района Волгоградской области, проведен анализ их финансовой устойчивости и ликвидности баланса. На основании проведенного анализа предложена типовая учетная политика, позволившая учесть специфику предприятий района, их организационно-экономические особенности, финансовое и имущественное положение.

В заключении приведены основные выводы и результаты проведенного исследования.

В прилодісепиях представлена рекомендуемая учетная политика для предприятий Клетского района Волгоградской области и аналитические таблицы, позволившие проанализировать финансовое положение предприятий с целью формирования учетной политики наиболее соответствующей экономическому, имущественному и финансовому положению данных организаций.

Финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций как информационная база для проведения анализа

Основным источником информации о предприятии, в том числе и о сельскохозяйственном, особенно для внешних пользователей, является отчетность.

Отчетностью, согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», считается «единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам» .

Отчетность предприятия содержит информацию, которая может быть использована для принятия управленческих и финансовых решений.

Как справедливо утверждает В.В. Ковалев «Цели бухгалтерской отчетности определяются потребностями пользователей. Поэтому она должна содержать данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности, а также о текущем финансовом положении и происшедших в нем изменений за отчетный период» .

Требования к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности, определены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и Положением «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).

К этим требованиям относятся: достоверность и полнота, нейтральность, целостность, последовательность, сопоставимость, соблюдение отчетного периода, правильность оформления. Они являются дополнительными по отношению к допущениям и требованиям, раскрытым в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/98). Только в случае соблюдения всех этих требований можно говорить об отчетности предприятий как об адекватном источнике информации для проведения анализа.

Информационная база для проведения комплексного экономического анализа на предприятиях сельского хозяйства намного шире, чем отчетность организаций других отраслей, так как сельскохозяйственные предприятия составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации, а также Министерством сельского хозяйства РФ. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.

Квартальная отчетность сельскохозяйственных предприятий не отличается от отчетов других организаций и состоит из двух основных форм: формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Годовой отчет сельскохозяйственных предприятий существенно отличается от отчетности прочих организаций и кроме типовых пяти форм, которые заполняют бухгалтеры всех других предприятий, бухгалтерия предприятий аграрной сферы должны подготовить и сдать в органы Госкомстата и Минсельхоза РФ необходимый набор специализированных форм отчетности для сельскохозяйственных предприятий.

Типовые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Годовой отчет любого предприятия включает в себя следующие документы:

1) форма №1 «Бухгалтерский баланс»

2) форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»

3) форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»

4) форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»

5) форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

6) Пояснительная записка к бухгалтерскому отчету

7) Итоговая часть аудиторского заключения

Сельскохозяйственные предприятия, кроме того, составляют отчеты по специализированным формам. В 2002 году специализированных форм, утвержденных приказом Минсельхоза РФ, было девять1.

1. форма № 5-АПК «Численность и фонд заработной платы работников сельскохозяйственных организаций»;

2. форма № 7-АПК «Отчет о реализации сельскохозяйственной продукции»;

3. форма № 8-АГЖ «Отчет о затратах на основное производство»;

4. форма № 9-АПК «Отчет о производстве и себестоимости продукции растениеводства»;

5. форма № 10-АПК «Отчет о средствах целевого финансирования»

6. форма №13-АПК «Производство и себестоимость продукции животноводства»;

7. форма № 15-АПК «Наличие животных»;

8. форма № 16-АПК «Баланс продукции»;

9. форма № 17-АПК «Отчет о сельскохозяйственной технике и энергетике». Специализированные формы служат для получения более полной информации о производстве, себестоимости и реализации сельскохозяйственной продукции, численности работающих, наличии земель и животных на предприятии.

Важнейшим источником информации традиционно выступает бухгалтерский баланс - он объективно связан с отражением финансовых результатов и имущественного состояния, поскольку именно в нем представлены основные показатели, отражающие положение предприятия. Баланс часто называют отчетом о финансовом положении предприятия.

Влияние особенностей отрасли на учет и налогообложение

Отрасль сельского хозяйства является нетипичной отраслью экономики. Специфика деятельности сельскохозяйственных предприятий обусловлена множеством факторов и проявляется в самых различных направлениях деятельности. На систему бухгалтерского учета и финансовой отчетности оказывают влияние особенности, присущие отрасли. Их можно условно разделить на две основные группы.

1. Особенности, сложившиеся естественным путем, под влиянием факторов, обусловливающих специфику отрасли.

а) Технологические особенности, связанные с сезонностью производства. Они оказывают влияние на показатели бухгалтерского учета и отчетности в течение финансового года. Сезонность производства приводит к тому, что в различное время в сельскохозяйственных предприятиях структура активов и пассивов может быть абсолютно разная. Это связано с отраслевой направленностью конкретного предприятия, обеспеченностью ресурсами, месторасположением. Сезонность производства в растениеводческих и животноводческих предприятиях также может различаться. Это зависит от производственного цикла и приводит в разных случаях к отличным друг от друга показателям оборачиваемости капитала и структуре баланса.

Так, предприятия, у которых превалирует производство растениеводческой продукции, в период формирования отчетности за первый квартал и за полугодие, имеют значительную долю незавершенного производства, которая возрастает в зависимости от вложений под урожай отчетного года. Овощеводческие предприятия могут получать результаты от вложенных средств в виде продукции уже в июне, но основная масса растениеводческих предприятий начинает получать продукцию в течение третьего квартала. В то же время, соответственно, возрастает доля привлеченных источников средств в пассиве баланса. Во втором полугодии, когда большинство растениеводческих предприятий получает массовую продукцию, возрастают по сравнению с показателями первого полугодия такие показатели отчетности, как доходы от реализации, прибыль, сумма денежных средств. При этом погашается основная масса обязательств. Несколько иная ситуация складывается на предприятиях, которые занимаются выращиванием плодов, поскольку такая деятельность связана с капиталовложениями в многолетние насаждения. Это приводит к длительному обороту капитала на начальной стадии производства, а также к высокому удельному весу первого раздела актива баланса в структуре активов.

Животноводческие предприятия различных подотраслей имеют разные технологические особенности и, как следствие, разные по структуре показатели отчетности. Существуют технологии, в которых производственный цикл является более интенсивным и быстрым. Это, как правило, относится к подотраслям животноводства, организация которых приближена к промышленным производствам: птицеводство, свиноводство, звероводство1. Вложения оборотного капитала в эти подотрасли имеют краткосрочный характер и приносят более интенсивную отдачу. Соответственно, распределение доли внеоборотных и оборотных активов на этих предприятиях в течение всего финансового года имеет стабильные пропорции. Такие направления животноводства, как скотоводство и овцеводство имеют более длительный производственный цикл, который длится более полутора-двух лет. Предприятия племенного направления имеют значительную долю основных средств в структуре активов баланса за счет наличия племенного скота.

Различные отрасли и направления сельского хозяйства в силу производственной специфики могут иметь значительные пространственные и временные различия в показателях отчетности, которые в совокупности с различными вариациями учетной политики могут придать финансовой отчетности вид, привлекательный (или непривлекательный) для внешних пользователей.

б) Массовое вовлечение в производство сырья, изготовленного внутри предприятия. Внутреннее потребление произведенной продукции на сельскохозяйственных предприятиях является важным фактором, влияющим на формирование показателей бухгалтерской отчетности, и, как следствие, - на формирование показателей финансового анализа. Прежде всего, это связано с тем, что учетная политика включает положения, которые позволяют варьировать оценкой активов и методов списания товарно-материальных ценностей на предприятии, а также методами калькуляции продукции. В связи с этим, сельскохозяйственные предприятия имеют определенные ограничения, связанные со следующими причинами. Первая - методологическая сложность учета большой номенклатуры производимой продукции и единство затрат по статьям, которые должны быть распределены между несколькими видами продукции (например, зерно продовольственное, солома, полова, зерноотходы на фураж и т.п.). Вторая причина - четкие, практически всегда однозначные, инструкции и методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельском хозяйстве. Обычно продукция сельского хозяйства, потребляемая внутри организации, оценивается по себестоимости, и редко могут быть какие-либо отклонения. Исключения бывают в хозяйствах с нестандартным управленческим подходом в распределении доходов и прибыли между структурными подразделениями.

Организационно-экономическая характеристика предприятий Клетского района Волгоградской области

Специфика экономики АПК текущего десятилетия такова, что большинство субъектов отрасли претерпели ряд экономических и организационных реформ, которые затрагивали как изменение форм собственности и распределения земельных, материальных ресурсов, так и организационные моменты: выбор и смена организационно-правовых форм, управленческие решения, взаимоотношения с государством.

Одна из тенденции реформирования сельскохозяйственных предприятий в эпоху экономических преобразований, связанная с приведением финансового состояния хозяйств в более привлекательное для инвесторов, - это различного рода разделения, выделения и слияния юридических и физических субъектов экономики. Подобные действия руководства, как правило, имеют под собой несколько мотивов и преследуют следующие цели:

1. Разделение крупных, территориально разобщенных предприятий с целью более эффективной управляемости подразделений, контроля за производством, и как следствие - улучшение финансового состояния.

2. Слияние сельскохозяйственных предприятий с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, торговыми, снабженческими организациями и т.д с целью создания замкнутого цикла «производство потребление».

3. Выделение из коллективных организаций фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств.

4. Создание нового предприятия с выделением части имущества и необходимых ресурсов из уже давно функционирующего хозяйства.

Анализ деятельности предприятий Клетского района Волгоградской области показал, что за период с 1998 по 2002 гг. практически в каждом из десяти коллективных сельскохозяйственных предприятий произошло реформирование.

Часть активного, необходимого в производстве и наименее затратного имущества была передана по разделительным балансам вновь созданным хозяйствам. При этом основная часть долгосрочных и краткосрочных активов осталась на балансе старых предприятий. Такие действия позволили сельскохозяйственным организациям создать более приемлемые условия для привлечения капитала в отрасль и дальнейшего эффективного их функционирования.

Основная масса реформ произошла в 2001 году. Наиболее приемлемой организационно-правовой формой большинство предприятий избрали сельскохозяйственные производственные кооперативы и общества с ограниченной ответственностью (Таблица 3.1.)

Для решения поставленных в исследовании задач был проведен экспресс-анализ по трем основным категориям, которые могут повлиять на решения руководства о тех или иных положениях учетной политики. К таким категориям относятся:

1. Структура реализации продукции каждого из хозяйств района; специализация предприятий, оказывающая влияние на временные характеристики бухгалтерских показателей (например, таких, как признание доходов и расходов, порядок формирования резервов, списание ТМЦ и т.д.)

2. Структура основных фондов предприятия, которая существенно влияет на структуру актива баланса и на себестоимость продукции.

3. Структура затрат продукции по элементам, которая влияет на формирование финансового результата, порядок списания ТМЦ, начисление амортизации.