Зрелость личности. Психологическая зрелость. Жизненный рост и зрелость взрослой личности Что требует определенной личностной зрелости

"Зрелость наступает тогда, когда человек мобилизует свои ресурсы для преодоления фрустрации и страха, возникающих из-за отсутствия поддержки со стороны окружающих. Ситуация, в которой индивидуум не может воспользоваться поддержкой окружающих и опереться на себя самого, называется тупиковой. Зрелость заключается в умении пойти на риск, чтобы выбраться из тупика. Некоторые люди, не способные (или не желающие) идти на риск, на долгое время берут на себя защитную роль «беспомощного»"

Фредерик Перлз

"Я не согласен с Перлзом, утверждающим, что признаком здоровья и зрелости является умение обойтись без поддержки окружения, одной только самоподдержкой. По моему мнению, здоровый и зрелый индивид - это тот, который способен гибко, адекватно и творчески воспринять поддержку как извне, так и из своих собственных ресурсов".

Жан-Мари Робин

Критерии эмоциональной зрелости (Вильям Меннингер) :
- Способность конструктивно взаимодействовать с окружающей действительностью
(смотреть в лицо реальности, признавать проблемы, а не убегать от них, искать пути решения или совладания с ситуацией);

Способность адаптироваться к изменениям
(спосокойное отношение к тому, что изменения могут нарушить рутину, изменить ожидания; способность дать себе время на то, чтобы принять новое);

Умение справляться с психологическим напряжением и тревогой и проводить профилактику психосоматических реакций
(способность находить конструктивные способы совладания со стрессом, владение навыками релаксации, достижение внутренней гармонии);

Способность испытывать большее удовлетворение от того, что отдаешь, чем получаешь;

Умение понимать людей и находить с ними общий язык, сотрудничать и приходить к взаимному согласию, помогать друг другу;
(ключевые признаки здоровых отношений – это любовь и взаимоуважение)

Способность творчески направлять импульсивную враждебную энергию в конструктивное русло;

Способность любить

Зрелая семья

(Полина Гавердовская)


Признаки психологически зрелой личности

Модель зрелой личности допускает различный набор признаков, поэтому здесь речь идёт о тех, которые способны составить центральный каркас такой личностной модели:
1.Аутентичность(самобытность)
Выделяют 3 основных признака аутентичного существования:
-полное осознавание настоящего момента жизни;
-самостоятельный выбор способа жизни в данный момент;
-принятие личной ответственности за данный выбор.
Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искренности. Аутентичный человек хочет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Трудности большинства людей заключаются, что они очень много жизненной энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать её на решение своих реальных проблем. Если человек большую часть времени будет прятаться за маской какой-либо роли, то в ответ он будет получать аналогичное неискреннее отношение других. Аутентичность служит примером гибкого поведения.
2.Открытость собственному опыту (принятие своих чувств)
Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит отрицать, отбрасывать свои чувства, в особенности отрицательные, но психологически зрелый человек поступает иначе - он их проживает. Только в таком случае можно успешно регулировать своё поведение, поскольку вытесненные чувства становятся источником прорывающихся неконтролируемых эмоций. Осознавая эмоциональные реакции, человек может сам выбирать тот или иной способ поведения в каждой ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию поведения. Поэтому зрелый человек проявляет терпимость ко всей гамме своих и чужих эмоциональных реакций.
3.Развитие самопознания
Ограниченное самопознание подразумевает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в своей жизни.Чем больше человек знает о себе, тем лучше он поймёт других людей, и наоборот – чем больше человек понимает других, тем глубже понимает себя. Неумение услышать, что творится внутри нас, ограничивает нашу эффективность в жизни.Очень важно реалистично и осознанно относиться к себе.
4.Сила личности и идентичность
Зрелый человек должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу и что неважно. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Зрелый человек не отражение надежд других людей, он действует, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.
5.Умение выдерживать неопределённость
Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убеждённость в конструктивности принимаемых решений и способность оправданно рисковать – помогают человеку переносить напряжение, создаваемое неопределённостью возникновения всей череды жизненных ситуаций.
6.Принятие личной ответственности
Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент коммуникации - соглашаться с доводами собеседника или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не запускает в действие механизмов защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни человека.
7.Глубина отношений с другими
Психологически зрелый человек не боится близости, открытости и глубины отношений. Он способен достаточно свободно выражать свои чувства, как позитивные, так и негативные, при общении с другими людьми. А оценивая других людей (их взгляды,чувства,черты характера), он делает это без осуждения и наклеивании каких-либо ярлыков.
8.Постановка реалистичных целей в общении
9.Чувство эмпатии к другим
Эмпатия – это сочувствие и понимание чувств партнёра по общению, а также обязательный учёт их в процессе общения
(Андрей Коновалов)

Зрелость (по Г. Олпорту)
Олпорт полагал, что созревание человека –это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления и считал, что психологически зрелый человек характеризуется 6 основными чертами.
1. Зрелый человек имеет широкие границы Я. Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя "со стороны"
2. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская близость и сочувствие. Дружески-близкий аспект теплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми
3. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь. Они умеют также справляться с ситуациями стресса и собственными эмоциональными состояниями (например, подавленностью, страхом, чувством гнева или вины) таким образом, что это не мешает благополучию окружающих. Например, если у них плохой день, они не срывают зло на первом встречном. И более того, выражая свои мнения и чувства, они считаются с тем, как это повлияет на других.
4. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Видит вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. Может отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело.
Таким образом, взрослые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они есть на самом деле; у них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью; они стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей.
5. Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует одно первостепенное правило: "Знать самого себя". Олпорт называл его "самообъективацией", знанием собственной психологии. Тем самым он имел в виду, что у зрелых людей имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Он позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций.
6. Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. По мнению Олпорта, наилучшей цели или философии здесь не существует. Точка зрения Олпорта по этому поводу заключается в том, что взрослая личность имеет глубоко укоренившийся в человеке набор неких ценностей, которые и служат объединяющей основой его жизни. Объединяющая философия жизни дает поэтому некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придает значимость и смысл практически всему, что делает человек.

16 элементов психического и эмоционального здоровья (по Нэнси Мак-Вильямс)
1.Способность любить
Способность вовлекаться в отношения, открываться Другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать
2.Способность работать
Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить
Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для Других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал
3.Способность играть
Здесь речь идет как о прямом смысле "игры" у детей, так и о способности взрослых людей "играть" словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие
4.Безопасные отношения
К сожалению, нередко люди, обращающиеся в психотерапию, состоят в насильственных, угрожающих, зависимых -одним словом, нездоровых отношениях
5.Автономия
У людей, обращающихся в психотерапию, часто отмечается ее недостаток (но огромный потенциал, раз они в терапию все-таки пришли). Люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают "выбрать" (прислушаться к себе), чего же им хотеть.
6.Постоянство себя и объекта или концепция интегрированности
Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я: как хорошими, так и плохими, как приятными, так и не вызывающими бурной радости. Это также способность чувствовать конфликты и при этом не расщепляться. Это контакт между ребенком, которым я был, тем, кто я есть сейчас, и той личностью, которой я буду через 10 лет. Это способность учитывать и интегрировать все, что дано природой и то, что я в себе сумел развить. Одним из нарушений этого пункта может быть "нападение" на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать или резать итп
7.Способность восстанавливается после стресса(сила Эго)
Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну негибкую защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации
8.Реалистичная и надежная самооценка
9.Система ценностных ориентаций
Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им
10.Способность выносить накал эмоций
Выносить эмоции - значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями - своей рациональной частью
11.Рефлексия
Способность посмотреть на себя как бы со стороны. Люди с рефлексией способны видеть, что именно является их проблемой, и соответственно, обходиться с ней таким образом, чтобы решить ее, максимально эффективно помогая себе
12.Ментализация
Обладая этой способностью люди способны понять, что Другие - это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Такие люди также видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле Другой человек не хотел их обидеть
13.Широкая вариативность защитных механизмов и гибкость в их использовании
14.Баланс между тем, что я делаю для себя и для своего окружения.
Это про возможность быть собой и заботиться о собственных интересах, учитывая при этом и интересы партнера, с которым есть отношения
15.Чувство витальности
Способность быть и чувствовать себя живым
16.Принятие того, что мы не можем изменить
Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить.
Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.

Таким образом, у каждого человека могут присутствовать в разной степени эти 16 элементов психического здоровья.

(Ю. Колотыркина)

Б. Ливехуд предполагает, что 3 основных свойства сформировавшихся у зрелого человека это:
- ум созрел в мудрость
- способность к контактам переросла в мягкость и снисходительность
- самосознание - в доверие.

Несколько важных составляющих психического здоровья и благополучия:

1. Принятие себя как человека, достойного уважения.

2. Умение человека поддерживать позитивные, теплые, доверительные отношения с другими.

3. Автономность - это независимость и способность человека регулировать свое поведение изнутри, а не ждать похвалы или оценки себя со стороны окружающих. Это способность, благодаря которой человек может не придерживаться коллективных верований, предрассудков и страхов.

4. Экологическое мастерство - способность человека активно выбирать и создавать собственное окружение, которое отвечает его психологическим условиям жизни.

5. Уверенность в наличии цели и смысла жизни, а также деятельность, направленная на достижение смысла.

6. Потребность реализации себя и собственных способностей. Важным аспектом отношения к себе, как к личности, способной к самосовершенствованию, является также открытость новому опыту.

По большому счету, психическое здоровье зависит от состояния нашего тела, психики и социального окружения.

Для детей нужны дополнительные условия:

Присутствие родителей;

Внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка;

Больше самостоятельности и независимости.

Слияние – это смешение с проявлениями Я других людей.
Характеристики Слияния:
1. Потеря себя в близких отношениях: предугадывание желаний, отслеживание поведения партнера, чтобы ему угодить, беспокойство о том, что о вас думают.

2. Негативное влияние настроения другого на ваше настроение и отношение к себе.

3. Оценка собственной ценности по внешним критериям: похвала, образование, деньги, соц. статус.

4. Бессознательные детские реакции на основе чужих мнений или травм детства: вспышки страха, обиды, боли, злости, но более интенсивные чем ситуация требует.

5. Обвинение других: мы принимаем людей и мир как внешних по отношению к нам, тех кто «делает что-то с нами» вместо того, чтобы осознавать собственное участие в драматических ситуациях и личных проблемах.

6. Самооправдание перед критикой.

7. Необходимость быть всегда правым или постоянно считать себя неправым.

8. Зависимость от других в плане внешнего удобства и эмоционального комфорта.

9. Неспособность делиться или мысли о том, что человек должен каким - то образом возвращать вам отданное.

10. Представление себя праведником или страдальцем, точка зрения - что жизнь полна боли.

11. Навязчивое поведение.

12. Изменение нашей личности или поведения в угоду партнеру.

13. Потребность постоянно кого-то спасать, волноваться за кого - то, чрезмерно включаться в их проблемы

14. Поддержание болезненных жестоких, бессмысленных отношений из страха или нежелания остаться в одиночестве.

Различение - означает способность поддерживать свою идентичность, вступая в тесную связь с другими людьми или конфликтуя на почве убеждений. Различая вы способны ощутить покой внутри себя и не попадать в плен эмоций других людей, не подвергаться влиянию их мнений и настроений.

Характеристики Различения:
1. Искренность -способность определить собственные желания и сказать «да», «нет», «может быть», выразить свои чувства даже перед лицом неприятных последствий.

2. Способность оставаться в себе, независимо от воздействий на нас чужих тревог и беспокойств. Вместо того, чтобы впитывать негативные чувства или ощущать ответственность за чужие проблемы, мы можем сгладить их, дать полезный совет и оставаться Присутствующим свидетелями происходящего.

3. Удержание собственной ценности и своих ценностей - наша самоценность (http://vk.com/wall-30867759_4090) остается неизменной перед лицом побед и поражений.

4. Улучшение, трансформация своих качеств через размышление, контакт и экспериментирование.

5. Поиск и осмысление своих ценностей, часто сопровождающийся отказом ориентироваться на то что мы выучили в школе, в семье. Обучение доверять собственной внутренней мудрости.

6. Отсутствие заведомого предубеждения к различным верованиям, теориям и развитию событий. Разница во мнениях - это естественно и нестрашно.

7. Осознание искушений на Пути: своих и чужих. Сюда относятся попытки контроля, манипулирования. Точно также мы отслеживаем свою мотивацию и не обманываем себя. Не скрываемся на заигранной невиновностью, обаянием, простотой.

8. Сосредоточенность на своем внутреннем мире: размышлять и анализировать свои поступки:как я способствовал разрешению этой ситуации, как справился с этой скучной сексуальной жизнью, почему я остаюсь таким недалеким и злым человеком. Мы умеем признавать свои ошибки, извиняться, если это необходимо, прерывать отношения, если они наносят нам какой-то вред.

9. Способность просить о поддержке или предоставлять ее другим, не чувствуя себя слабым или уступчивым. Принимать свое право на ошибки.

10. Способность давать не из долга и не ощущая что отдаем часть себя: испытываем удовольствие от щедрости своей души, свободной от корысти и ведения подсчетов.

11. Ясное видение других – не оценивать по категориям, не требовать их изменений. Принятие других такими как они есть.

12. Умение успокаивать себя в стрессовых ситуациях и справляться со сложностями. Осознавать смысл трудностей, посмотреть на ситуацию со стороны, сохранять самообладание.

Шарлотта Касл

Клинический психолог Алберт Эллис, основатель рационально-эмотивной терапии, считал, что основные характерные черты хорошо функционирующих или самоактуализирующихся людей - это :

● Личный интерес. Прежде всего ценят собственные интересы, хотя готовы до некоторой степени жертвовать ими ради тех, кто для них небезразличен.

● Социальный интерес. Заинтересованы в удовлетворении потребностей других людей и в социальном выживании.

● Самоуправление. Берут на себя первичную ответственность за свою жизнь.

● Толерантность. Предоставляют себе и другим право ошибаться. Даже если им не нравится поведение каких-либо людей, воздерживаются от порицания их как личностей.

● Гибкость. Мыслят гибко, готовы к изменениям. Не разрабатывают жестких (ригидных) правил для себя и для других людей.

● Принятие неуверенности. Признают, что мир нестабилен и в нем много случайностей. Склонны к поддержанию порядка, но не требуют его.

● Обязательность. Имеют обязательства перед чем-то, находящимся за пределами их самих. Достигают максимальной реализации своих возможностей, испытывая постоянный интерес к жизни.

● Творческий потенциал и оригинальность. Проявляют склонность к новаторству, творчески подходят к решению как каждодневных, так и профессиональных проблем. Часто имеют, по крайней мере, один главный творческий интерес.

●Рациональны и объективны.

● Самопринятие. Предпочитают принимать себя безусловно. Не оценивают свой внутренний мир с внешней точки зрения, не уделяют чрезмерного внимания тому, что думают о них другие.

● Принятие животного начала в человеке. Принимают животную природу самих себя и других людей.

● Риск. Готовы пойти на рассчитанный риск, чтобы добиться желаемого.

● Перспективный гедонизм. В поисках счастья и уклонения от боли, однако поддерживают баланс между перспективой и сиюминутной выгодой. Не одержимы стремлением к немедленному вознаграждению.

● Отсутствие утопизма. Считают, что совершенство, возможно, недостижимо. Отказываются нереалистично стремиться к полному счастью или к полному отсутствию отрицательных эмоций.

● Высокая фрустрационная толерантность. Изменяют те неприятные условия, которые могут изменить, принимают те условия, которые не могут изменить, и видят различие между ними.

● Ответственность за нарушение своего душевного равновесия. Берут на себя большую часть ответственности за возникновение своих расстройств, а не занимают оборонительную позицию, обвиняя других людей или социальные условия.

А. Александров из "интегративная психотерапия"


Самоактуализация по А. Маслоу

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. actualis – действительный, настоящий) – тяга человека к наиболее полному раскрытию своего духовного потенциала, к выявлению личностных возможностей. Это понятие находится в центре внимания одного из видных психологов XX в. К. Роджерса.
Человек, как и другие живые организмы, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции. В результате самоактуализации человек становится более сложным, независимым, социально ответственным. Вместе с формированием "Я" у ребенка возникает потребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении. Чтобы ребенок мог реализовать себя, надо окружить его любовью, вниманием.
В отличие от бихевиоризма и фрейдизма, которые считают, что поведение человека обусловлено в основном биологическими факторами, сторонники самоактуализации выделяют социальные факторы и факторы окружающей среды.
"Необходимость единение человека с окружающей средой, приобщенности к миру других живых существ (поле «организм - окружающая среда») - является настоятельной потребностью, от удовлетворения которой зависит психическое здоровье человека. Человек может попытаться обрести единство с миром, подчиняясь отдельной личности, группе, организации. Но в этом случае человек становится зависимым от других людей и вместо того, чтобы развивать свою индивидуальность, он попадает в зависимость от тех, кому он подчиняется или над кем господствует." Э. Шостром

Согласно известному психологу-гуманисту А.Маслоу, потребность в самоактуализации является - важнейший фактор в становлении психологически зрелого человека.
Маслоу говорил, что человеческое создание имеет похожие на инстинкты высшие потребности, которые являются частью его биологической природы, среди них -потребность в самоактуализации. На невербальном уровне это означает, что у каждого индивида есть потребность быть увиденным в своей сути, как он есть."

Отказ от самоактуализации ("Комплекс Ионы" )
"Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь." А.Маслоу
Комплексом Ионы Маслоу называет нежелание человека реализовать свои природные способности. Подобно тому как библейский Иона пытался уклониться от ответственной роли пророка, многие люди также избегают ответственности, опасаясь в полной мере использовать свой потенциал. Они предпочитают ставить перед собой мелкие, незначительные цели, не стремятся к серьезным жизненным успехам. Такой «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, полнокровная жизнь многим представляется невыносимо трудной.
Корни комплекса Ионы можно усмотреть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть. Невольно напрашивается параллель с идеями Фромма, которые он высказал в своей знаменитой книге «Бегство от свободы».


Личностная Суверенность

"Важным критерием психологической зрелости является личностная суверенность"

Понятие Суверенности

Зрелость как период подведения определенных итогов часто сопровождается кризисом с пересмотром основных экзистенциальных вопросов: о смысле собственного бытия, смене идентичности, пересмотру границ психологического пространства
Важнейшим критерием психологической зрелости является личностная суверенность (ЛС)
Под ЛС подразумевается внутреннее эмоциональное согласие человека с обстоятельствами его жизни. Суверенность проявляется в переживании человеком аутентичности собственного бытия, уместности, уверенности в том, что он поступает соответственно собственным желаниям и убеждениям.
Зависимая же позиция личности характеризуется тем, что человек поступает, следуя логике обстоятельств и воле других людей. Доминирующими переживаниями при этом будут ощущение подчиненности, отчужденности, фрагментарности собственной жизни: человек ощущает себя или на «чужой территории» или не в своем времени.
Суверенность личности проявляется в отношении персонализированной части среды - психологическому пространству (ПП) личности и ее границ
Границы ПП человека - это физические и психологические маркеры, отделяющие область личного контроля и приватности одного человека от другого.
Функции психологических границ:
1. на границе с миром рождается Субъектность, они показывают где заканчивается Я и начинается кто - то другой
2. определяют личную идентичность - т.е. способы самовыражения и самоутверждения. При нарушении функции - размытая идентичность
3. устанавливая границу, человек создает возможность и инструмент равноправного взаимодействия. Зрелые контакты осуществляются именно на границе, где сохраняется разделение друг от друга, а возникающее объединение не нарушает цельность личности. При нарушении функции - контакт подменяется либо пассивной манипуляцией либо агрессивным неуважением к другому
4. селекция внешних влияний и защита от разрушительных воздействий. Нарушение функции приводит к позиции жертвы
5. определяют пределы личной ответственности. Нарушение этой функции приводит к: сверхответственности и психическим перегрузкам, невротическому чувству вины, инфантилизации окружающих, неспособности обратиться за помощью

Слабость границ:
1. уязвимость в отношении социальных воздействий, притязаний на личную собственность и территорию, мировоззрение и тело. Для этих людей характерно депривированное (лишенное) личное пространство
2. отсутствие внутренних сдерживающих сил перед внедрением в пространство других людей. Для таких людей характерно собственное сверхсуверенное пространство, т. е пространство с ригидно закрепленными границами.

Зрелость характеризуется наличием суверенного собственного психологического пространства с прочными границами, которые он передвигает по собственному усмотрению с учетом интересов других людей.
(Е. Федоренко)

ПАРАДОКС ЛЮБВИ

Основная проблема любви в том, чтобы сначала стать зрелым . Тогда ты найдешь зрелого партнера; тогда незрелые люди совершенно не будут тебя привлекать.

Происходит именно так.

Если тебе двадцать пять лет, ты не влюбляешься в двухмесячного ребенка. Точно так же, если ты зрелый человек психологически, духовно, ты не влюбишься в ребенка. Этого не бывает. Этого не может быть, ты видишь, что это бессмысленно.

У зрелого человека достаточно цельности, чтобы быть одному. И когда зрелый человек дает любовь, он дает ее без всяких присоединенных к ней тайных нитей - он просто дает. Когда зрелый человек дает любовь, он чувствует благодарность за то, что ты ее принял, не наоборот.
Он не ожидает, что ты будешь благодарен за это - нет, совсем нет, ему даже не нужна твоя благодарность. Он благодарит тебя за то, что ты принял его любовь.

И когда два зрелых человека любят друг друга, происходит один из величайших парадоксов жизни, одно из самых красивых явлений: они вместе, но в то же время безмерно одиноки.Они до такой степени вместе, что почти одно целое, но их единство не разрушает индивидуальности - фактически, оно ее увеличивает, они становятся более индивидуальными. Два зрелых человека в любви помогают друг другу стать свободнее.

Нет никакой политики, никакой дипломатии, никаких попыток подчинить себе другого.Как ты можешь пытаться подчинить человека, которого любишь? Только подумай об этом - подчинение это род ненависти, гнева, враждебности. Как можно даже думать о том, чтобы подчинить себе человека, которого ты любишь? Ты хотел бы видеть этого человека совершенно свободным, независимым; ты хотел бы дать ему больше индивидуальности.

Именно поэтому я называю это великим парадоксом: они вместе настолько, что почти слились в одно, но все же в этом единстве остаются индивидуальностями. Их индивидуальности не смешиваются - они усиливаются. Другой обогащает в том, что касается свободы.

Отрывок из книги ОШО - "Зрелость"

Один из отцов-основателей системной и семейной терапии, Мюррей Боуэн о критериях дифференциации, «Псевдо-Я» и «Твердое Я»
Независимое функционирование интеллекта -не единственный критерий правильной дифференциации. Есть «Псевдо-Я» и «Твердое Я».
«Твердое Я» является у человека своим собственным, оно «слагается из четко определенных представлений, убеждений и жизненных принципов, которые попадают в Я из жизненного опыта через процесс интеллектуального рассуждения и в результате тщательного отбора». Благодаря этому истинное Я обладает единством и когерентностью: «Каждое убеждение твердого Я, каждый жизненный принцип сочетается со всеми другими».
Основание для того, чтобы называть «истинное Я» «твердым» состоит в том, что «твердое Я» способно противостоять не только реакциям собственной эмоционально-инстинктивной системы, но и давлению окружающих. «В любой конкретной ситуации оно говорит: «Вот это я, я в это верю, на том стою, это буду делать, а этого не буду». … Совершая выбор, человек становится ответственным за себя и за последствия своих действий. … Твердое Я будет действовать в соответствии со своими принципами даже в самой жесткой и тревожной ситуации.
В отличие от этого «псевдо-Я слагается из широкого круга принципов, верований, житейской мудрости и знаний, которые считаются «правильными» и усваиваются потому, что этого требует группа. Поскольку эти принципы приобретаются под давлением, они бывают случайными и не сочетаются друг с другом, хотя индивид может и не осознавать их противоречивости.

«Псевдо-Я» создается под давлением эмоций и под давлением эмоций же может быть модифицировано. Любая эмоциональная единица, будь то семья или целое сообщество, осуществляет давление на членов своей группы с целью подчинения идеалам и принципам группы. … Псевдо-Я - это притворное Я, … это актер, оно может быть представлено многими разными Я. … Для большинства людей несложно определить явное притворство, но, поскольку каждый из нас немного актер, бывает весьма трудно определить тонкое притворство. … хороший актер может быть настолько реалистичным, что без детального знания особенностей функционирования эмоциональных систем и ему самому и окружающим его людям бывает невозможно разграничить твердое я и псевдо-Я… Псевдо-Я создается по образу и подобию системы отношений, и оно является предметом обмена в системе отношений».
Мюррей Боуэн.

Огромная благодарность

Зрелость - самый длительный в процессе онтогенеза период, охватывающий возраст примерно от 25 до 65 лет. Часто понятие отождествляют с совершеннолетием, но это далеко не одно и то же. Тема предлагаемой статьи - психологическая зрелость личности. В ней вы получите ответы на вопросы о том, каковы ее основные признаки и всякий ли человек является взрослым в 30 лет.

Психологическая зрелость: понятие

Нет единого подхода в определении, что это такое. Бесспорным является лишь утверждение, что о зрелости можно говорить в тот период, когда личность находится на пике своих интеллектуальных, физических и духовных способностей. Ее созревание происходит постепенно и знаменует переход:

  • от подчиненности старшим в семье - к равенству;
  • от зависимости - к самостоятельности;
  • от простейшего набора реакций на внешние воздействия - к разнообразному поведенческому репертуару;
  • от беспечной жизни - к осознанию своей ответственности за события;
  • от примитивных увлечений - к более сложным интересам.

Импульсивные поступки человека сменяются обдуманными шагами, выстраиванием длительной перспективы, опирающейся на предшествующий опыт. Именно последний способен заставить человека отказаться от сиюминутных достижений во имя получения более серьезной выгоды в дальнейшем. Какие периоды психологической зрелости ученые выделяют?

Ранняя зрелость

Ее начало совпадает с периодом юности. Авторы расходятся в определении точных возрастных границ, но наиболее распространенной точкой зрения является позиция В. Гинзбурга. По его утверждению, парни вступают в период психологической зрелости с 16 до 24 лет; девушки, взрослеющие чуть раньше, - с 15 до 20 лет.

Чем характеризуется этот этап? Человек включается во все виды он наделяется правовыми и избирательными правами, создает семью, реализуется в профессиональном плане и учится экономической ответственности. Впитав информацию о различных социальных ролях, человек начинает применять ее по отношению к себе.

А. Толстых утверждает, что в этот период происходит начало реализации появившихся возможностей для саморазвития. Главной проблемой часто называют противоречие между изоляцией и близостью с окружающими. В это время необходимо:

  • найти гармонию между реальностью и мечтами;
  • обрести наставника;
  • определиться с карьерой;
  • выстроить сферу интимно-личностного общения.

Средняя зрелость

Примерно к 40 годам психологическая зрелость человека выходит на новый уровень. Это связано с поиском ответов на жизненно важные вопросы: о смысле существования, реализации желаний.

У людей происходит переоценка ценностей, ревизия притязаний. Формируется способность переосмыслить окружающую действительность, заинтересоваться новыми людьми, повлиять на свое будущее, стать настоящим профессионалом, реализоваться в творчестве. Но это и пора сомнений. Любой человек задается вопросом, а правильно ли он выбрал свой путь. Его преследует страх снижения работоспособности, появляется потребность в выборе новых целей. Частая причина - различие между желаниями и действительностью.

Новый уровень зрелости связан с появлением проблем, которые часто связывают с кризисом середины жизни. Ученые полагают, что преодоление его связано с решением следующих личностных задач:

  • формированием гражданской ответственности;
  • достижением определенного уровня жизни;
  • оптимальной организацией досуга;
  • углублением личностного аспекта в отношениях с близкими, помощью детям;
  • принятием и привыканием к собственным физиологическим изменениям;
  • поддержанием стареющих родителей.

Поздняя зрелость

Психологическая зрелость личности связана с выходом на пенсию, поэтому ее возрастные границы подвижны. Выделяют три важнейших момента, которые позволяют говорить о новом, самостоятельном этапе в развитии индивида:

  • смена деятельности;
  • доживание;
  • сохранение ценностей и основного содержания жизни.

Человеку важно преодолеть чувство ненужной обеспокоенности, опустошенности, чрезмерной сосредоточенности на себе. Это достигается за счет:

  • активной вовлеченности в социальные, семейные и общественные отношения;
  • появления толерантности во взаимоотношениях с другими людьми;
  • эмоциональной устойчивости;
  • принятия реальной, а не желаемой картины мира;
  • способности к самопознанию и формированию сложившейся системы ценностей.

Ученые отмечают: одним из важнейших моментов психологической зрелости в старости является правильное ощущение своего возраста, преодоление противоречий духовных, биологических и психологических возможностей человека.

О возрасте

Все уровни зрелости сопряжены с личностным кризисом. Ф. Перлз считает: главным ее показателем является умение найти выход из тупиковой ситуации, опираясь на собственные ресурсы. Зрелость позволяет преодолеть фрустрацию и страх, умея рисковать и принимать ответственные решения. Но Ж.-М. Робин, например, в основном разделяющий мнение коллеги, считает возможным воспринимать помощь извне. Главным показателем личностной незрелости, по его мнению, является беспомощность. А нахождение выхода из тупика, не важно, за счет личностных ресурсов или с помощью окружающих, - это показатель взрослости.

Психологический возраст может совершенно не совпадать с календарным. И в 15 лет встречаются абсолютно зрелые индивиды, и в 30 - лица, не способные отвечать за свои действия и поступки. Для того чтобы разобраться, рассмотрим подробнее психологические особенности зрелости. Авторы выделяют различное количество признаков, мы остановимся на наиболее существенных, которые будут раскрыты чуть ниже.

Аутентичность

С древнегреческого слово переводится как "подлинный" и перекликается с понятием "конгруэнтность". Речь идет об адекватности и согласованности элементов. В данном контексте сравнимо со словом "самобытность" и является одним из важнейших показателей психологической зрелости личности.

Явление описано американским ученым Д. Бьюдженталем, включающим в него следующие моменты:

  • осознание настоящего;
  • свобода выбора здесь и сейчас;
  • осознание собственной ответственности за данный выбор.

Аутентичный человек искренен в сиюминутных проявлениях и в поведении в целом. Он не притворяется знающим, влюбленным или довольным в ответ на ожидания окружающих. Многие стремятся играть роли, надевая на себя маски и тратя энергию на то, чтобы продемонстрировать приличный внешний фасад, не решая при этом внутренние проблемы. В ответ они также получают неискренность, затрудняясь в расшифровке реального к себе отношения других людей.

Аутентичная личность тратит время на решение возникающих проблем, не прячась за чужой маской. Она способна к проявлению гибкости в любых ситуациях.

Принятие чувств

Речь идет об искренности в отношении самого себя. Зрелая личность открыта жизненному опыту и принимает полную гамму собственных чувств. А не только социально одобряемых из них. Окружение часто побуждает вытеснять печаль, злость, раздражительность и другие отрицательные эмоции. С детства родители учат: "не плачь", "не показывай волнения", "не переживай". Но если эмоции постоянно вытеснять, в дальнейшем они станут первопричиной неконтролируемого поведения в самых неожиданных моментах.

Психологическая зрелость подразумевает проживание возникающих чувств. Только этот способ позволяет нам держать под контролем собственное поведение, быть терпимыми не только по отношению к самим себе, но и к другим людям. Если человек осознает свои реакции, то он способен грамотно регулировать ответные действия.

Развитие самопознания

Чем еще характеризуется зрелость психологическая? Характеристика данной личности включает развитие самопознания. Ибо без понимания самого себя невозможно эффективно выстраивать коммуникации с окружающими. Этот процесс помогает реалистичному отношению к самому себе и лучшему пониманию других.

Зрелая личность должна осознавать, чего хочет добиться в жизни, что является для нее важным, а что нет. Она постоянно подвергает корректировке свои ценности. Ей не следует становиться отражением надежд окружающих, а необходимо действовать, руководствуясь собственными убеждениями. Это позволяет чувствовать себя сильной в межличностных контактах.

Устойчивость к неопределенности

Многие теряются в ситуациях, в которых нет ясности, недостает структуры. Но человеку часто приходится попадать на чужую территорию, поэтому ему требуется уверенность в условиях отсутствия определенности. Мы часто не знаем, с какой проблемой столкнемся и какие решения придется принимать. Уверенность в собственной интуиции, адекватности чувств, убеждение в конструктивности решений и умение оправданно рисковать - все это помогает человеку переносить напряженность, создаваемую неопределенностью. Это также удел зрелых личностей.

Другие важные признаки

Давайте поговорим о психологической зрелости. Большинство ученых относят к характеристике зрелости и следующие черты:

  • Личную ответственность за принятые решения. Она помогает по-иному относиться к критике, видя в ней полезную обратную связь.
  • Отсутствие страха при выстраивании близких отношений. Человек сам определяет дистанцию с другими, свободно выражая свои чувства.
  • Постановку реальных целей в общении. Речь идет об отказе от перфекционизма и взваливания на себя ответственности за несостоявшиеся отношения. Важнее извлекать полезные уроки, избегая чувства вины.
  • Наличие эмпатии - умения воспринимать чувства других людей. Учет их в процессе общения позволяет выстроить правильные коммуникации.

Наверное, многие встречали упоминание о социально-психологической зрелости. О чем речь?

Личность и общество

Психологическая зрелость - понятие многоаспектное, одной из сторон которого является взаимодействие с обществом. Невозможно жить в отрыве от его проблем и чаяний.

Социальный аспект - это, в первую очередь, отказ от сложившихся стереотипов. Ориентируясь на собственные потребности и ощущения, зрелая личность в меньшей степени подвержена манипуляциям и воздействию толпы.

Но в то же время зрелый индивид принимает мир со всеми его законами, несовершенствами и даже страданиями. Он не пытается изменить то, что складывалось веками, но тратит ресурсы на улучшения в микросоциуме, чтобы находиться в гармонии с окружением и приносить максимальную пользу. О свидетельствуют:

  • чувство ответственности;
  • социальный интеллект, умение предвидеть изменение общественных процессов;
  • забота о других;
  • активность в жизни общества;
  • применение знаний и навыков на пользу другим;
  • преодоление проблем на пути к самореализации.

Только социальная среда способна сформировать зрелую личность.

Уровни психологической зрелости

У каждого человека различная степень социализации: количество контактов, уровень взаимодействия, жизненные ценности, на основе которых строится общение. Это позволяет ученым выделять уровни зрелости: низкий, высокий и средний. Среди основных критериев выделяют внешние и внутренние. К первым относится степень овладения социальными компетенциями, перечисленными в статье.

Ко вторым можно отнести черты, характеризующие личность: эмпатию, общительность, адекватную самооценку, ответственность, внимательность, толерантность и т. д.

Чем выше у человека стремление к самопознанию и саморазвитию, чем более быстрыми темпами он осваивает жизненные уроки, развивая ответственность и толерантность, тем более высоким уровнем зрелости он обладает.

Вместо заключения

Часто можно слышать понятие "психологическая школьная зрелость". О чем идет речь? Мы выяснили, что раннее взросление начинается в 15-16 лет, когда юноши и девушки учатся в общеобразовательной школе. Они выделяются самодостаточностью, наличием убеждений и мировоззрения, а также формированием тех качеств, которые характеризуют зрелую личность.

УДК 159.923

Балык Анна Сергеевна

Цыбуленко Ольга Петровна

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Невинномысского государственного гуманитарно-технического института

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЛИЧНОСТИ:ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПОДХОДЫ

Balyk Anna Sergeyevna

Tsybulenko Olga Petrovna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Education Science and Psychology Department, Nevinnomyssk State Institute for Humanities and Technical Sciences

PSYCHOLOGICAL MATURITY OF PERSONALITY: THEORETICAL CONCEPTS AND APPROACHES

Аннотация:

Становление зрелости личности - процесс многосторонний и, следовательно, гетерохронный. Психологическую зрелость личности отечественные и зарубежные авторы связывают как с биологическими, так и с социальными критериями. Также в структуре психологической зрелости личности выделяют четыре базовых, фундаментальных компонента: ответственность, терпимость, саморазвитие и интегративность, вокруг которых определенным образом группируется множество других компонентов. Однако для целостного понимания человека как «владельца», «носителя» этих ипостасей, осмысления всей сложности зависимостей между ними необходимо сведение результатов изучения в единую картину. Попытка подобного сведения предпринята в представленной статье.

Ключевые слова:

личность, я-концепция, самоактуализация, саморазвитие, жизнедеятельность, зрелость, психологическая зрелость.

Development of personality maturity is a multilateral and, therefore, heterochronic process. Russian and foreign authors associate psychological maturity with both biological and social criteria. Also, in the structure of psychological maturity of a person there are four basic, fundamental components, around which many other components are grouped in a certain way. However, for the holistic understanding of a human as an "owner" and "carrier" of all these incarnations, comprehension of the complexity of the dependencies between them, it is necessary to integrate the results of the studies into a single picture. The article presents an attempt of such integration.

identity, self-concept, self-actualization, self-development, life, maturity, psychological maturity.

Научный интерес к проблеме зрелости личности на современном этапе общественного развития связан с теоретическими и экспериментальными исследованиями человека в контексте многообразных проявлений в пространстве его жизнедеятельности: отношение человека к самому себе, к межличностному взаимодействию в близком и дальнем окружении, к собственной жизни среди людей, к своей профессиональной деятельности и ее результатам. В современной психологии в структуре зрелости личности выделяются различные аспекты, в соответствии с которыми можно говорить о наличии психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, нравственной, социальной и психологической зрелости.

Понятие «психологическая зрелость личности» активно исследуется как многомерный и многогранный конструкт. Причем представители различных психологических подходов и направлений в своих изысканиях делают акцент на разных составляющих данного понятия, выделяя центральные в его психологическом содержании свойства.

Проблема психологической зрелости личности разрабатывается в экзистенциально-гуманистической психологии и психотерапии (К. Роджерс, А. Маслоу, Э. Фромм, Ф. Перлз), психологии развития (Э. Эриксон, Б.Г. Ананьев, Г. Крайг, Дж. Ловингер, А.Г. Портнова), акмеологии (А.А. Бо-далев, А.Л. Деркач, А.А. Реан), отечественной психологии личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.Л. Журавлев, Д.А. Леонтьев и др.). Для понимания психологического содержания конструкта «психологическая зрелость личности» рассмотрим основополагающие идеи в этой области.

Г. Олпорт является автором одной из тех концепций, которые максимально полно описывают структуру психологической зрелости личности. Он считал, что созревание человека - это непрерывный, продолжающийся в течение всей жизни процесс становления и развития. В процессе изучения психологической зрелости ученый обращал особое внимание на уникальность каждого человека, каждой личности. По его мнению, не существует единых критериев для описания абсолютно зрелой личности, так как способов развития столько же, сколько самих развивающихся: «В поисках универсальных критериев зрелой личности мы никогда не должны забывать о широком разнообразии индивидуальных паттернов» . Также автор считал, что в попытках найти универсальные критерии психологической зрелости, которые подошли бы для каждого человека, мы забываем о реальном человеке, так как найти все признаки зрелости в одном человеке невозможно.

Значимым моментом в концепции Г. Олпорта является его идея об отсутствии взаимосвязи психологической зрелости с хронологическим возрастом человека. По его мнению, личность приобретает зрелость в той или иной степени при столкновении с трудностями и страданием. В данном тезисе содержится предположение ученого о том, что механизм формирования зрелости личности связан с преодолением ею трудных жизненных ситуаций.

Г. Олпорт выдвинул идею о том, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:

1) широкие границы «я»,

2) теплые социальные отношения,

3) положительное представление о самом себе,

4) реалистическое восприятие,

5) способность к пониманию себя и юмор,

6) обладание цельной жизненной философией.

Автор такого направления, как гуманистическая психология, А. Маслоу рассматривает понятия «психологическая зрелость» и «психологическое здоровье» как тождественные. Он считал, что иерархия потребностей, состоящая из пяти базовых потребностей человека, является актуальной в процессе жизни для каждого человека. В контексте ее рассмотрения в рамках психологической зрелости, по мнению А. Маслоу, чем выше человек сможет подняться в этой иерархии, тем большую самобытность, более многообразные индивидуальные качества, личностные свойства, а в итоге психологическую зрелость он приобретет. «В том случае, когда человек внутренне чувствует себя свободным и при возникающей необходимости прислушивается к себе и может опереться на себя, всецело доверяя себе и отражая происходящее в его внутреннем мире, его стремление к верхней ступени - самоактуализации реализуется в полную силу и он достигает большей зрелости» .

Таким образом, в гуманистической психологии психологическая зрелость является понятием, связанным со стремлением личности к вершине в иерархии потребностей, к самоактуализации. В соответствии с таким пониманием психологической зрелости личности А. Маслоу в качестве основных черт, которыми обладает зрелый, самоактуализирующийся человек, выделил: адекватное восприятие реальности (реалистичность), непосредственность, сосредоточенность на проблеме (а не на себе), автономность, независимость от окружения (самодостаточность), постоянную свежесть оценок (в аспекте чувствительности к новым переживаниям, открытости опыту), демократический характер (уважительное отношение к другим, эмпатия), способность устанавливать глубокие, но избирательные отношения, нравственную убежденность, невраждебное чувство юмора, креативность.

К. Роджерс в своей концепции психологическую зрелость личности связывал с я-концеп-цией. Составляющими частицами я-конструктов являются бессознательные механизмы, сформированные в раннем возрасте, сознательные паттерны поведения, а также механизм идентификации. В результате в процессе онтогенетического развития у человека складывается субъективная картина окружающей действительности, основанная на индивидуально пережитом личностью опыте, который также становится значимой частью образа «я». И чем более высокого уровня психологической зрелости достигла личность, тем более индивидуально, рельефно сформировано и выражено ее фундаментальное ядро - «я».

Таким образом, согласно теории К. Роджерса, я-концепция, имеющая взаимозависимость с психологической зрелостью личности, представляет собой разнообразные фрагментарные эмоциональные, когнитивные, межличностные впечатления личности, постепенно складывающиеся в целостное ядро. Стимулом, лежащим в основе развития я-концепции, является желание человека реализовывать свой потенциал в различных видах и формах жизнедеятельности.

С.Л. Братченко и М.Р. Миронова на основе работ К. Роджерса составили перечень критериев личностной зрелости, которые разделяются на внутри- и межличностные.

К внутриличностным критериям относятся:

Принятие и понимание себя,

Открытость внутреннему опыту переживаний,

Ответственная свобода,

Целостность и конгруэнтность,

Динамичность (как гибкость и открытость изменениям).

Межличностные критерии включают:

Принятие и понимание других,

Социализированность (как конструктивные социальные отношения, компетентность в разрешении межличностных проблем),

Творческую адаптивность (в аспекте отношения к жизненным проблемам) .

В экзистенциально-гуманистических концепциях также исследуется феномен психологической зрелости. Например, в гештальт-терапии Ф. Перлз в качестве основного критерия психологической зрелости выделял автономность и рассматривал этот критерий как способность личности опираться на самого себя, доверять своему внутреннему опыту. Э. Фромм связывал понятие зрелости личности с ее способностью любить. Зрелую любовь он интерпретировал как способность личности заботиться о другом, уважать интересы другого, нести ответственность за другого. Исходя из этого, согласно Э. Фромму, психологическая зрелость напрямую проявляется в межличностных отношениях, которые сопряжены с заботой, ответственностью, уважением и эмпатией в отношении других людей . Близка к концепции Э. Фромма в отношении понимания и интерпретации психологической зрелости теория межличностных отношений Г. Салливана, согласно которому здоровое психическое развитие рассматривается в контексте зрелых межличностных отношений, причем значимым аспектом является способность личности устанавливать близкие отношения с другими людьми. Г. Салливан считал, что психологически зрелая личность способна одновременно испытывать дружеские чувства и сексуальный интерес к одному и тому же лицу .

Понятие «психологическая зрелость личности» активно исследуется и в отечественной психологии. Однако здесь акцент, в отличие от зарубежных исследований, смещается с межличностных отношений на субъектные характеристики личности. Так, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Ан-цыферова, Д.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов связывают психологическую зрелость со степенью активности личности в выборе траектории своего жизненного пути, ее способностью к организации жизни в соответствии с собственным представлением. П.Я. Гальперин, В.И. Слободчиков, А.Г. Асмолов выделяют в качестве значимой взаимосвязь зрелости личности с ответственностью. Б.С. Братусь обозначает зрелость как способность разделять идеальные и реальные жизненные цели и установки. Л.И. Божович определяет зрелость как способность личности к автономии и независимости. С.К. Нартова-Бочавер, изучая феномен психологической зрелости, делает вывод о ее непосредственном проявлении в устойчивом образе «я», в системе поведенческих паттернов личности, в способности принимать решения, основываясь на собственных внутренних представлениях об окружающей действительности, и готовности нести ответственность за них.

Г.С. Сухобская наряду с изучением таких аспектов зрелости, как личностный смысл образования взрослого человека, продуктивные тенденции развития, самоопределение, рассматривает и показатели зрелости психического развития человека. В качестве значимых показателей зрелости личности она выделяет способности:

К прогнозированию своего поведения;

Преодолению себя, самомотивации с целью достижения поставленных целей;

Самоанализу своей деятельности и полученных в результате ее выполнения результатов;

Рефлексии на основе накопленных аффективных впечатлений;

- «извлечению уроков» из собственного поведения;

Адекватной эмоциональной реакции в различных жизненных ситуациях.

Интересным моментом в концепции Г.С. Сухобской является автономное исследование понятия «социальная зрелость». По ее мнению, эти структуры личности развиваются независимо друг от друга, причем зрелость психического развития может сочетаться с незрелостью социального поведения у одного и того же человека. В качестве подтверждения своего тезиса автор предлагает рассмотрение личности, использующей хорошо развитую рефлексию и практический интеллект с целью оправдания социально неблаговидных поступков; либо личности, полностью разделяющей ценности социума и соблюдающей их в поведении, что не всегда свидетельствует об осознанном ценностном выборе, а зачастую говорит о высоком уровне конформизма личности .

Понятие «психологическая зрелость личности» в акмеологической концепции рассматривается главным образом с точки зрения морально-нравственного развития. Психологическая зрелость представляется авторами данного направления как категория, заключающая в себе гуманистическую направленность личности, континуум норм и правил поведения и отношений. Один из представителей акмеологической концепции А.Л. Журавлев в качестве основополагающих критериев зрелости личности выделяет толерантность, высокую значимость межличностных отношений и гуманистическую направленность на реализацию общественно значимых целей.

Психологическая зрелость является непосредственным объектом исследования в психологии развития (Г. Крайг, Дж. Ловингер, Э. Эриксон). Авторы данного направления считают, что психологическая зрелость формируется в процессе онтогенеза человека и на каждом возрастном этапе закладывается фундамент определенных характеристик зрелости. В частности, Э. Эриксон считает, что основополагающим компонентом психологической зрелости личности является чувство идентичности, сензитивным периодом для формирования которого считается подростковый и ранний юношеский возраст. Зрелость в высшей степени развития, по мнению Э. Эриксона, достигается личностью в процессе закрепления и упрочения чувства идентичности («Кто я такой?»). Далее в процессе взросления, на этапе юности, ранней взрослости и взрослости у человека формируются такие качества зрелой личности, как способность к близости в сочетании с сохранением собственной автономности, результативность, выражающаяся в способности ставить цели и достигать их, и интегративность, складывающаяся на завершающем этапе жизненного пути человека и заключающаяся в целостности всех составляющих структур зрелости личности. Чтобы понять глубокую характеристику целостности и интегративности личности, необходимо изучить весь путь развития личности в его неповторимости. Таким образом, с позиции психологии развития психологическая зрелость - это структура, формирование которой обеспечивается благодаря развитию личностью таких качеств, как индивидуальность, способность к близости, автономность, ответственность и мудрость.

Еще один представитель психологии развития Дж. Ловингер, изучая психологическую зрелость личности, объединяет развитие эго и когнитивное развитие как ее определяющие составляющие. Ученый выделяет семь основных стадий в формировании психологической зрелости человека:

1) досоциальная (полная зависимость от взрослых),

2) импульсивная (эгоцентричность, конкретность, зависимость от окружения),

3) самозащитная (боязнь наказания, манипулирование, использование благоприятных возможностей в личных целях),

4) конформистская (подчинение внешним нормам и правилам),

5) сознательная (развитие совести, установление собственных норм, самокритика),

6) автономная (уважение автономии других, терпимость к их взглядам, совладание с внутренними конфликтами и потребностями),

7) интеграционная (интеграция понимания себя с пониманием других людей).

Ключевым моментом данной теории является утверждение автора о том, что каждая последующая стадия в своем развитии сложнее предыдущей. Причем наличие зависимости каждой стадии от хронологического возраста необязательно, но ни одна из стадий не может быть пропущена в ходе развития. По мнению Дж. Ловингер, лишь очень небольшое число людей достигает завершающих стадий. Исходя из частных теорий психологии развития можно сделать вывод о том, что психологическая зрелость определяется мерой автономности и независимости личности, ее способностью опираться на себя, строить эффективные межличностные отношения и, наконец, целостностью, достигаемой в конце жизни.

Опираясь на проведенный теоретический анализ различных психологических концепций по предмету исследования, можно сделать вывод о том, что понятие психологической зрелости личности в современной психологии многоаспектно и пока еще определено недостаточно четко. В результате краткого обзора имеющихся исследований на предмет понимания сущности и процесса формирования психологической зрелости мы можем рассматривать данное понятие в единстве двух его аспектов: индивидуально-психологического (внутриличностного) и социально-психологического (межличностного). Кроме того, теоретический обзор позволил выделить общие аспекты психологической зрелости личности в соответствии с определениями, лежащими в основе их выделения и раскрывающими их психологический смысл. Данные аспекты представлены ниже.

1. Ответственность (А.А. Реан, А.Г. Асмолов, Э. Фромм, Э. Эриксон, Р. Кассель), «сознательная независимость» (К. Роджерс), локус контроля (С.К. Нартова-Бочавер).

2. Осознанное, реалистичное восприятие мира (Г. Олпорт), самопонимание (К. Роджерс), способность ставить реальные и идеальные цели (Б.С. Братусь), оценочная рефлексия (Г.С. Су-хобская).

3. Потребность в самоактуализации (А. Маслоу), направленность на саморазвитие, открытость изменениям (К. Роджерс, А.А. Реан).

4. Самопринятие и самоуважение - принятие себя (Г. Олпорт); гибкая я-концепция, стремление я-реального к я-идеальному (Н.Е. Харламенкова).

5. Автономия - самостоятельность, опора на себя, самоподдержка (Ф. Перлз); автономность (Дж. Ловингер), психологическая суверенность (С.К. Нартова-Бочавер); способность противостоять давлению и оценкам окружающих (К. Роджерс).

6. Сила характера (Б.Г. Ананьев), творческая реализация (К. Роджерс), способность справляться с неопределенностью (Г. Олпорт).

7. Управление и организация собственной жизни - создание собственной среды развития (Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко); способность к постановке целей и реализация собственного решения (Г.С. Сухобская); регуляция собственного поведения сознательно в процессе жизни (К.А. Абульханова-Славская), самоконтроль (Р.М. Шамионов).

8. Целостность, конгруэнтность (К. Роджерс), цельность характера (Б.Г. Ананьев), идентичность, складывающаяся в процессе онтогенеза (Н.Е. Харламенкова, Дж. Ловингер), приобретение полной целостности образа «я» (К.Г. Юнг), целостность эго-идентичности (Э. Эриксон).

9. Широта интересов и связей с миром (Д.А. Леонтьев); многогранное чувство «я» (Г. Олпорт), выражение творческого начала в разнообразных сферах жизни; открытость опыту (Г. Крайг).

10. Толерантность, социальная направленность поведения (А.А. Деркач, А.А. Бодалев), снисходительность, демократический склад характера (Г. Олпорт); гуманистические ценности (Г.С. Сухобская), нравственное сознание (Л. Колберг).

11. Способность строить межличностные отношения (Г. Салливан, В.Н. Мясищев, Р.В. Ов-чарова); теплота в отношении к другим (Г. Олпорт); способность любить, заботиться (З. Фрейд, Э. Фромм); уважение и эмпатия по отношению к другим людям (Э. Фромм, К. Роджерс).

В статье сделана попытка раскрыть сущность понятия «психологическая зрелость личности». Перечисленные выше аспекты психологической зрелости позволили определить ее состав и психологическое содержание. Однако в современной психологии зрелость рассматривается как целостная и непрерывно развивающаяся характеристика, как сложное системное образование, которое не сводится к отдельным свойствам личности, а является слаженной гармоничной системой. В заключение стоит отметить, что о достижении личностью психологической зрелости можно говорить в полной мере, начиная с периода средней взрослости, то есть 35-45 лет, после того как пережит кризис середины жизни. В этот период происходит значимое становление и формирование большинства аспектов психологической зрелости личности, поэтому ориентация «на себя» сменяется ориентацией на ценности внешнего мира и других людей.

1. Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2014.

3. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997.

4. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

5. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2002.

6. Сухобская Г.С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания. 2002. № 4. С. 17-20.

Уровень развития личности часто соотносится со степенью ее социализированности. Критерии зрелости, соответственно, предстают критериями социализации. Вместе с тем вопрос о критериях зрелости личности не является раз и навсегда решенным в отечественной психологии. Среди показателей зрелости:

Широта социальных связей, представленная на субъектном уровне: Я-другой, Я-другие, Я-общество в целом, Я-человечество;

Мера развития личности как субъекта;

Характер деятельности – от присвоения к реализации и сознательному воспроизводству;

Социальная компетентность.

К. Г. Юнг увязывал достижение зрелости с принятием индивидом ответственности прежде всего за свои проекции, их осознавание и последующую ассимиляцию. К. Роджерс рассматривал ответственность в тесной связи с осознанностью, свободой быть самим собой, управлением собственной жизнью и выбором.

В представлении Г. Олпорта психическое здоровье, разум, зрелость – понятия одного уровня. Он выделяет шесть основных критериев зрелости.

1. Расширение чувства Я, которое постепенно возникает в младенчестве, не формируется полностью в первые 3–4 года или даже в первые 10 лет жизни, а продолжает расширяться с опытом, по мере увеличения круга того, в чем человек участвует. Здесь важным является активность Я, которая должна быть обязательно целенаправленна.

2. Теплота в отношениях к другим. Человек должен быть способен на значительную интимность в любви (в крепкой дружбе). И в то же время – избегать праздной, навязчивой собственной вовлеченности в отношения с другими людьми, даже с собственной семьей.

3. Эмоциональная безопасность (принятие себя). Зрелый человек выражает свои убеждения и чувства, учитывая убеждения и чувства других и не ощущая угрозы вследствие выражения эмоций – собой или другими.

4. Реалистическое восприятие, умения и задачи. Зрелая личность должна быть сосредоточена на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача заставляет забыть об удовлетворении влечений, удовольствиях, гордости, защите. Этот критерий, очевидно, связан с ответственностью, которая является экзистенциалистским идеалом зрелости. Вместе с тем зрелая личность тесно соприкасается с реальным миром.

5. Самообъективация – понимание, юмор. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозрачен, а поза неадекватна. Зрелый человек знает, что «подделать» личность невозможно, можно только намеренно сыграть роль ради развлечения. Чем выше самопонимание, тем ярче выражено у человека чувство юмора. Стоит помнить, что настоящий юмор видит за каким-то серьезным объектом или субъектом (например, собой) контраст между видимостью и сущностью.


6. Единая философия жизни. У зрелой личности обязательно есть ясное представление о своей цели жизни. Зрелый человек обладает относительно ясным Я-образом. Этот критерий связан с «взрослостью» совести. Зрелая совесть – это ощущение долга поддерживать свой Я-образ в приемлемой форме, продолжать свою выбранную линию проприативных стремлений, создавать собственный стиль бытия. Совесть – разновидность руководства собой.

Важно отметить, что процесс социализации не прекращается и в зрелом возрасте. Более того, он не завершается никогда, но всегда имеет осознанную или неосознанную цель. Таким образом, понятия «зрелость» и «взрослость» не синонимичны. По сути, даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» не полностью совпадают. В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровне соотношения между различными уровнями организации человека: индивида, личности, субъекта деятельности. По мнению А. А. Бодалева, в процессе развития человека существует некая взаимосвязь между проявлениями индивида, личности и субъекта деятельности. Характер этой взаимосвязи можно представить в четырех основных вариантах.

1. Индивидное развитие человека значительно опережает его личностное и субъектно-деятельностное развитие. Человек физически уже взрослый, но усвоение им основных ценностей жизни, отношение к труду, чувство ответственности недостаточны. Чаще это возникает в тех семьях, где родители «продлевают детство» своим детям.

2. Личностное развитие человека идет более интенсивно, чем его индивидное и субъектно-деятельностное развитие. Все качества (ценности, отношения) опережают темпы физического созревания, и человек как субъект труда не может выработать привычки к повседневному трудовому усилию, определиться в своем призвании.

3. Субъектно-деятельностное развитие лидирует по сравнению с двумя другими. Человек может почти фанатически любить трудиться на уровне своих еще небольших физических возможностей и слабо сформированных положительных личностных качеств.

4. Налицо относительное соответствие темпов индивидного, личностного и субъектно-деятельностного развития. Соотношение, наиболее оптимальное развитию человека на всем протяжении его жизни. Нормальное физическое развитие, хорошее физическое самочувствие является одним из факторов не только более успешного усвоения, но и проявления основных ценностей жизни и культуры, находящих свое выражение в мотивах поведения человека. А положительная мотивация, за которой стоит эмоционально-потребностное ядро личности, выступает одним из непременных компонентов структуры человека как активного субъекта деятельности.

А. А. Реан, пытаясь обобщить известные подходы к психологическому пониманию уровня зрелости личности, выделяет четыре, по его мнению, базовых или основных компонента, которые не являются «рядовыми»:

Ответственность;

Терпимость;

Саморазвитие;

Позитивное мышление или позитивное отношение к миру, определяющее позитивный взгляд на мир.

Последний компонент является интегративным, поскольку охватывает все остальные, одновременно присутствуя в них.

Развитие личности не завершается обретением автономности и самостоятельности. Можно сказать, что развитие личности – процесс, который никогда не завершается, что свидетельствует о бесконечности и неограниченности самораскрытия личности. Он проходит длинный путь, одним из этапов которого является достижение самодетерминации, самоуправления, независимости от внешних побуждений, другим – реализация личностью заложенных в нее сил и способностей, третьим – преодоление своего ограниченного Я и активное освоение более общих глобальных ценностей.

На саморазвитие оказывает влияние большая группа факторов: индивидуальные особенности, возраст, отношения с окружающими, профессиональная деятельность, семейные отношения и т. д. Процесс саморазвития взрослого человека неравномерен, изменения отношений личности на определенных отрезках жизни носят прогрессивный характер, поднимают ее до уровня «акме», затем начинаются процессы эволюции, приводящие к «застою» или регрессу личности.

Ступень зрелости и одновременно некая вершина этой зрелости – акме (в переводе с греческого обозначает «вершина», «острие») – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, никогда не является статичным образованием и отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Акме показывает, насколько личность состоялась как гражданин, как специалист в определенном виде деятельности, как супруг, как родитель и т. д.

Акмеология это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных, технических дисциплин, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Понятие «акмеология» было предложено в 1928 г. Н. А. Рыбниковым, а новую область научных исследований в человекознании начал создавать в 1968 г. Б. Г. Ананьев. Одной из важнейших задач акмеологии является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Зрелая личность (психологическая зрелость) – это особое состояние психических процессов и мировосприятия, позволяющее человеку быть самореализующимся индивидом.

Такая личность имеет следующие особенности:

  • умение адекватно воспринимать реальность;
  • способность устанавливать продуктивные социальные контакты;
  • умение оценивать людей объективно;
  • умение брать ответственность за свою жизнь;
  • самостоятельность в удовлетворении необходимых потребностей.

Зрелая личность знает и может добиваться целей и успеха в своей жизни, имеет и не зависит от мнения окружающих.

Психолог К. Обуховский выделил четыре критерия развития личности, которые дополняют друг друга.

Появление новых способностей

Новые взгляды, иное понимание мира, переход к более абстрактной концепции мироустройства.

Рост умения

Личность сталкивается с противоречием в процессе жизни: чем выше умения, тем сложнее задачи, а ситуация еще и ухудшается старением. Поэтому такой человек понимает, что ему требуется постоянно повышать свои навыки.

Способность к самоконтролю

Чтобы научиться самоконтролю и стать зрелой личностью, человек должен научиться дистанцироваться по отношению к любви, страху и вине – все это может контролировать нас и изменять наше поведение.

Ощущение удовлетворенности жизнью

Несмотря на неприятности и неудачи, зрелая личность должна научиться иметь общее ощущение удовлетворенности жизнью.

В этой статье вы узнаете, что думали о понятии зрелой личности такие титаны психологии как Зигмунд Фрейд, Гордон Олпорт и Абрахам Маслоу.

Зрелая личность по Маслоу

Абрахам Маслоу полагал, что на звание зрелой личности могут претендовать не более 1% людей. Он называл их качественными личностями, психологически здоровыми и максимально выражающими человеческую сущность.

Следующий список будет интересен тем, кто поддерживает свой интеллектуальный рост и стремится стать лучше.

Зрелая личность по Маслоу имеет следующие признаки:

  • Принятие себя и других такими, какие они есть.
  • Отсутствие хищных, искусственных форм поведения и неприятие такого со стороны других людей.
  • Адекватное восприятие действительности, свободное от влияния стереотипов, потребностей и предрассудков.
  • Интерес к неизведанному.
  • Деловая направленность. Это значит, что такой человек меньше занят собой и больше – своей жизненной миссией.
  • Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такой человек соблюдает традиции, ритуалы и церемонии, но при этом относится к ним с должным . Это правильный конформизм, а не автоматический.
  • Независимость от окружения.
  • Позиция отстраненности по отношению ко многим явлениям. Это позволяет им меньше поддаваться внешним влияниям.
  • Устойчивость под воздействием стрессовых факторов.
  • Свежесть восприятия, любопытство: умение находить что-то новое в уже известном.
  • Дружба с другими зрелыми личностями: узкий круг людей, отношения с которыми достаточно глубокие.
  • Чувство общности с человечеством в целом.
  • Устойчивые внутренние моральные нормы. Такие люди обладают острым чувством справедливости, остро чувствуют добро и зло.
  • Готовность учиться у других.
  • Отношение с юмором к жизни.
  • Критичное отношение к той культуре, к которой они принадлежат.
  • Креативность во всех делах.

Зрелая личность по Фрейду

Зигмунд Фрейл разумно заметил, что единственный человек, с которым следует себя сравнивать – это вы сами в прошлом. И, соответственно, вы должны быть все время лучше при этом сравнении. Данной позиции придерживаются современные тренеры по личностному росту. Вероятно, это и есть первый признак зрелой личности по Фрейду.

Великий психолог также настаивал на том, что личность должна быть стрессоустойчива. Так уж сложилось, что в нашей жизни любое событие – это маленький стресс, и, если мы не научимся с этим справляться, ни о каком росте и речи быть не может. Чтобы этому научиться, нужно уметь переключать свое внимание на увлечения, спорт, путешествия.

Также нужно правильно воспринимать конструктивную критику, а не избегать ее, прятаться в иллюзиях и отрицать логику и факты, проявляя агрессию или трусость.

Необходимо научиться приспосабливаться к изменениям в жизни: социальный статус, семейное положение, место проживания, профессия.

Умение любить и отдавать – одни из главных признаков развитой зрелой личности. Нужно убить в себе эгоиста, а свой гнев научиться перенаправлять в конструктивное русло (сублимировать).

Зрелая личность по Олпорту

Олпорт был современником Фрейда и одним из первых заинтересовался составлением описания зрелой личности. Многие же психологи того времени концентрировались на невротической личности.

Первое, что отличает зрелую личность от незрелой – это то, что поведение зрелого человека полностью осознанно и мотивировано. В то время как поведение незрелой направляется преимущественно комплексами и стремлением получить удовольствие.

Остальной список выглядит следующим образом:

  • Доверяет себе, своим чувствам, разуму, интуиции, потребностям.
  • Развивает свои способности, повышает профессионализм.
  • В общении с другими людьми сохраняет естественность и непринужденность.
  • Не устанавливает незыблемых правил.
  • Способен думать о потребностях других людей.
  • Заботится о своем здоровье.
  • Умеет быть благодарным.
  • Умеет принимать и отдавать любовь.
  • Не испытывает дискомфорта, находясь в одиночестве.
  • Способен сказать «нет» в нужный момент.
  • Ему не присущи мелкая мстительность, злопамятность и обидчивость.
  • Он не страдает от лишней скромности.
  • Умеет ставить большие цели и достигать их.
  • Любит заниматься .
  • Не стремится воспитывать и критиковать других людей. Вместо этого подает пример.
  • Религиозен, поскольку вера делает человека сильнее и чище. Она дает ему решить один из самых сложных и важных вопросов – вопрос смерти.
  • Способен к длительной концентрации внимания.
  • Умеет честно и открыто отмечать свои сильные и слабые стороны, понимая, что порой слабая сторона в одной области является сильной в другой.
  • Умеет прощать.
  • Держится подальше от пессимистов.
  • Ищет опору в самом себе с трудной ситуации.
  • В любой ситуации старается найти положительные моменты.
  • Умеет управлять своими чувствами и эмоциями.
  • Умеет выстраивать с окружающими доверительные отношения.
  • Не ставит себе цели подчинять кого-то, быть безупречным, всегда правым, всем нравиться.
  • Расширяет и углубляет свои познания.
  • Из опасения испортить отношения с окружающими не ущемляет свои интересы.
  • Доверяет людям и жизни.
  • Верит в свои способности.

Стоит также сказать, что Олпорт был одним из немногих психологов, которые думали о личности с точки зрения души и веры. Он признавал, что люди по природе являются религиозными существами.

Олпорт писал: «Религиозное чувство является одним из самых сильных атрибутов нашего вида и является частью человеческой психологии, которая чаще всего игнорируется поведенческой наукой. Мы находим многих личностей, которые ревностно и эффективно занимаются всеми этапами становления, за исключением последней задачи связать себя со смысловым образом, с творением. По какой-то причине их любопытство останавливается на этом этапе. Окончательные истины религии неизвестны, но психология, которая препятствует пониманию религиозных возможностей человека, едва ли заслуживает того, чтобы вообще называться логосами человеческой психики».